Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 368. Высотский Константин Семёнович(1864-1938).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Константин Семёнович Высотский — самобытный русский художник, анималист, график и иллюстратор, незаслуженно забытый на родине..

Он родился в известной музыкальной семье, но жизнь свою посвятил живописи.

Активно участвуя в выставках ТПХВ («передвижников»), сразу же получил признание за свои исторические и анималистические картины.

После октябрьского переворота, не приняв революции, вынужден был покинуть страну, поселившись в Риге. Руководил своей художественной студией, разносторонне обучая молодежь живописному мастерству.

Как это часто бывает, после отъезда за рубеж, Константин Высотский был забыт на долгие годы на родине, оставаясь известным только узкому кругу специалистов и коллекционеров, пользуясь при этом неизменной популярностью на западных аукционах.

Будем знакомиться с его творчеством? Итак, мы начинаем….

Константин Семенович Высотский родился 29 мая 1864 года в Москве в семье одного из сыновей Михаила Тимофеевича Высотского, известного русского гитариста-семиструнника и композитора, автора народных песен, одного из первых известных отечественных исполнителей на гитаре.
«Пейзаж с коттеджем», 1938 год, бумага, акварель частное собрание

Родители Константина были культурными и образованными людьми, отец игран на нескольким музыкальных инструментах, а мама недурно пела и владела тремя иностранными языками. Поэтому, когда их сын в весьма юном возрасте увлёкся рисованием, всячески поощряли это увлечение и даже наняли для него учителя.
«Пастушка овец». 1929 год, холст, масло, 77,6×67 см частное собрание.

Учёбу Константин начал в реальном училище, а после его окончания, следуя семейной традиции начал обучаться музыке в Московской консерватории у популярного в те годы российского пианиста-виртуоза, композитора и дирижёра, одного из создателей Московской консерватории (занимал пост первого директора), Николая Григорьевича Рубинштейна(1835-1881), которого связывали тесные дружеские отношения с дедом мальчика.
«Стога», первая треть ХХ века, Картон, масло, 20 х 24,7 см, частное собрание

Неизвестно, как сложилась бы дальнейшая судьба Константина Семёновича, который подавал большие надежды как музыкант-исполнитель, если бы не трагическая смерть его учителя в марте 1881 года в Париже, после которой Константин оставил консерваторию и сосредоточился на занятии живописью, которая его также очень привлекала, и занятия которой он не оставлял все эти годы.
«Аисты», 1897 год, холст, масло, частное собрание

В 1885 году Константин Высотский поступает в Московское Училище живописи ваяния и зодчества в класс замечательного русского художника-передвижника, живописца и графика, педагога, мастера жанровой сцены, академика Владимира Егоровича Маковского(1846-1920), который сразу выделяет своего ученика за его природный талант, усидчивость и большое трудолюбие.
«На снегу», 1926 год, бумага, акварель, частное собрание

Ещё одним наставником Высотского был известный русский художник и педагог, мастер исторической, религиозной и жанровой живописи Евграф Семёнович Сорокин(1821-1892). За период учебы Высотский получил две малые серебряные медали.
«На охоту», I четверть ХХ века, холст на картоне, масло; 24х39 см, правый нижний угол «К. Высот…» частное собрание

В 1891 году Константин Высотский успешно оканчивает МУВЖЗ со звание неклассного (свободного) художника. В 1890-х годах художник преимущественно создавал картины на исторические сюжеты, позже писал небольшие пейзажи, сцены из сельской жизни. Выполнил иллюстрации к книгам «Рассказы» Д. Н. Мамина-Сибиряка, «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, «Разоренное гнездо» А. С. Сливинского.
«Охота на медведя», 1920 год, масло на картоне, 17.8 x 27.7 см, частное собрание

В конце ХIХ начале ХХ веков Высотский активно участвует в передвижных выставках Товарищества Передвижных Художественных Выставок («передвижников»). Его исторические и в первую очередь анималистические полотна получают заслуженное признание у зрителей.
«Сохатый», 1932 год, холст, масло, частное собрание

На конкурсе Московского общества любителей художеств Константин Семёнович получает поощрительную премию за историческое жанровое полотно «После пирушки». Но, основное внимание в своём творчестве он начинает уделять анималистике.
«Рябчики», 1924 год, холст, картон, масло, 24×37 см., частное собрание

Художнику особенно близок был мир животных, он любил изображать сюжеты из жизни лесных зверей и птиц. Известны картины художника «На реке», «Ненастье», «Властелин гор», «Былая потеха» и многие другие, иллюстрированные в периодике — «Нива», «Родина», «Север». Наряду с масляной живописью работал в технике акварели и рисунка («Карельская изба», «Сбор картофеля», «Лось», «Охотник с собакой» и др.)
«В зимнем лесу», 1912 год, холст, масло; 59,5х79,5 см, частное собрание.

Критики высоко оценивали художественное мастерство полотен Высотского. Его картины были представлены в Городской галерее им. Цветкова, собрании Рябушинского, частных коллекциях.
«Дети играют на снегу», 1914 год, Масло на холсте, Размер: 50 см — 61 см (19.69 дюймов — 24.02 in), частное собрание

Высотский с большим удовольствием иллюстрировал многочисленные охотничьи журналы дореволюционной России, произведения известных русских поэтов и писателей («Капитанская дочка» А. Пушкина, рассказы Мамина-Сибиряка).
«Пейзаж в Саулкрасты, на побережье недалеко от Риги», Масло на холсте, Размер: 71 см — 105 см (27,95 дюйма — 41.34 in), частное собрание

Начиная с 1892 года Константин Семёнович — активный экспонент на выставках Московского общества любителей художеств (МОЛХ; 1897, 1898, 1904); Товарищества передвижных художественных выставок (1908-1916); Выставке акварелей, пастелей и рисунков МОЛХ, М.1899; галерее Лемерсье (М.,1913) и многих других.
«Морской пейзаж с утками», 1928 год, холст, масло частное собрание

Октябрьский переворот Константин Семёнович Высотский не принял. Неизвестность будущего пугала, а наступившие хаос и разруха удручали. Победившему пролетариату и новой власти оказались не нужны спокойные пейзажи и картинки с животными, которые создавал художник. Востребованы были жанровые полотна, прославлявшие новый порядок и портреты вождей, которые не хотел писать уже Высотский.
«Охота на кабана зимой», 1926 год, бумага акварель, частное собрание

Углублявшийся с каждым месяцем конфликт между художником и новыми властями, личная неустроенность и практически полное отсутствие заказов и, как следствие, тяжёлое финансовое положение, приводят к вынужденной эмиграции Высотского в конце 1920 года.
«Медведя завалил», Первая треть ХХ века,Размер: 38х56 см, Бумага на картоне, масло, частное собрание.

Он останавливается в Риге, полностью посвятив свое творчество анималистическому жанру. В эти годы в его творчестве преобладают полотна, посвящённые природе, лесным обитателям, жизнь которых он хорошо знал как бывший охотник и исследователь. Известны его картины «Снегири-цветы зимы», «Первая пороша», «Барсук и английские гончие», «Речка Режица», «На родину», «Беломорские гаги», «Бой медведей», «Над озером», «Чайки» «Возвращение с охоты».
«Возвращение с охоты», 1931 год, холст, масло, Национальный художественный музей Латвии, Рига

Также он продолжал изображать природу в различные времена года. Многие полотна были созданы художником в имении Жоготы Резекненского района. В 1925 году Риге состоялась выставка картин Высотского, на которой были представлены 103 работы.
«Бизоны», 1930-е годы, холст, масло, частное собрание

Пейзажи, населенные птицами, зверями, животными,несколько портретов рижан. Выставка была очень успешной, картины нравились посетителям выставки и активно покупались. И это был стимул для дальнейшего творчества Высотского.
«Late Summer Landscape», oil on board, 13.5 x 19 cm (5 5/8 x 7 1/2), signed in Cyrillic ‘K. Vysotsky’ lower right

Персональные выставки Константина Семёновича Высотского с успехом прошли в Рижском городском музее в 1925-м и 1938-м годах, в Каунасе в 1933 году. К 45-летию творческой деятельности художника состоялась обширная выставка Высотского в Таллине в 1935 году.
«На Исмерском озере», 1930 год, картон, масло; 17,4х25 см, частное собрание.

Художник также активно участвовал на выставках русских художников – эмигрантов: в Копенгагене в 1927-м и в 1929-м годах, в Праге в 1928 году, в Берлине в 1930 году, в Лос-Анджелесе в 1932 году, в Хельсинки в 1934 году, в Лондоне в 1936 году. Живописная работа «Охота», была подарена им созданному под Прагой Русскому культурно-историческому музею.
«Лиса на охоте», 1928 год, бумага, акварель, частное собрание

Несмотря на то, что на родине, имя художника было практически забыто, его картины иллюстрировались в латвийской период творчества (1920-1938) в периодической печати на русском и латышском языках: в газетах «Сегодня», «Сегодня вечером» и др., в журнале «Перезвоны». Занимался литературной деятельностью и сам Высотский, его перу принадлежат многочисленные статьи в латвийских газетах того времени о природе, лесных животных, о выставке в Латвийской академии художеств.
«Лесной пейзаж», 1934 год, холст, масло, частное собрание

В конце жизни художник обнаружил у себя и немалые педагогический талант, он руководил своей художественной студией, разносторонне обучая молодежь живописному мастерству. Дружил с художниками, рижскими эмигрантами Николаем Петровичем Богдановым-Бельским(1868-1945) и Сергеем Арсеньевичем . Виноградовым(1869—1938), а из Таллинна – с Анатоликм Дмитриевичем Кайгородовым(1878 – 1945).
«На Двине. Вечер». 1920-е-1930-е годы, Бумага, графитный карандаш, акварель, 19,6 х 21,4 см. Частное собрание

Скончался Константин Семёнович Высотский после тяжелой продолжительной болезни 6 января 1938 года в Риге,и был похоронен на Рижском православном Покровском кладбище.
«Летний день», 1934 год, холст, масло, 74,5*98,5 см, частное собрание.

Картины художника находятся в Национальном художественном музее Латвии, собрании Русского культурно-исторического музея в Праге, в областных российских художественных музеях, в многочисленных частных собраниях.
Место захоронения Константина Семёновича Высотского на Рижском православном Покровском кладбище

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .