Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 367. Владимиров Иван Алексеевич(1869-1947).

«Настоящий художник должен быть всегда правдив….» .(И.А.Владимиров).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Иван Алексеевич Владимиров, замечательный российский, советский живописец и рисовальщик, автор знаменитого цикла документальных зарисовок 1917—1918 годов, отваживавшийся совершенно беспристрастно запечатлевать увиденное, зачастую с иронией того же сорта, что и реплики персонажей романов Михаила Булгакова.

Широкая известность к художнику Ивану Алексеевичу Владимирову (1869 — 1947) приходила трижды.

В первый раз, как к блестящему выпускнику Императорской Академии художеств, который спокойной и сытой жизни в столице предпочел суровую работу художественного корреспондента, регулярно бывая на Кавказе в затерянных горных аулах, где еще тлела вражда к России.

Второй раз известность к Владимирову пришла уже в советское время – он получил признание, как мастер социалистического реализма, удостоенный звания заслуженного деятеля искусств, кавалера ордена Трудового Красного Знамени и нескольких медалей, а также автора эпического полотна «Ленин и Сталин в Разливе».

Третий же раз о Владимирове заговорили уже много лет спустя после его смерти – совсем недавно, когда были опубликованы его личные альбомы с совсем другими работами, на которых он правдиво изобразил, что в действительности творилось на улицах Петрограда после революции. А потом, устроившись на работу в Петроградскую милицию, сделал ещё и цикл документальных зарисовок о событиях в деревне, которые потом никому и никогда не показывал.

Его творчество было очень неоднозначно, а характер крайне противоречив, что, несомненно, подогревает интерес к его фигуре. Познакомимся с ним и его творчеством поближе?

Итак, мы начинаем….

В последние годы мы часто сталкиваемся с тем, что получают огласку малоизвестные факты о художниках, с успехом работавших в советской России в прошлом веке. Так, почти сто лет имя самобытного мастера Ивана Алексеевича Владимирова полноправно занимало почётное место в ряду известных художников школы живописи социалистического реализма. И только относительно недавно получили огласку совершенно неожиданные факты и истории из жизни этого художника-баталиста, репортера и автора цикла документальных зарисовок 1917—1918 годов.
«Трактор в деревне», 1925 год, холст, масло, музей современной истории России, Москва

Иван Алексеевич Владимиров родился 10 января 1870 года в городке Вильно (нынешнем Вильнюсе) в семье священнослужителя, долгое время работавшего библиотекарем при Московском Английском клубе. Мама мальчика была известной английской акварелисткой Элизабет Вакгорн.
«На уроке грамоты у дьячка», 1913 год, Бумага, акварель 24,2 х 33 си, Частное собрание

Увлечение рисованием пришло к будущему художнику в раннем детстве, чему родители юноши не возражали. Начальное художественное образование Иван Владимиров получил в Виленской рисовальной школе, где его наставником был замечательный русский живописец и педагог Иван Петрович Трутнев(1827-1912). Он быстро распознал природное дарование своего ученика, и не жалел сил и времени для занятий с ним. Он же и посоветовал Ивану Владимирову продолжить художественное образование в Петербурге, но родители юноши выбрали ему военную карьеру, определив сына в Санкт-Петербургское юнкерское училище.
«Катастрофа», Холст, масло, Государственный художественный музей Алтайского края

Сложно представить, как могла бы сложиться судьба молодого курсанта Владимирова, слушателя Санкт-Петербургского юнкерского училища, если бы не внезапно обнаруженное у него заболевание, поставившее крест на его дальнейшей военной судьбе.
«У колодца», 1905 год, Холст, масло, Дальневосточный художественный музей

В 1881 году Иван Владимиров, прислушавшись к совету его бывшего педагога по Виленской рисовальной школы, поступает после успешной сдачи экзаменов, в Императорскую Академию художеств в класс известного русского художника-баталиста, академика, заслуженного профессора батальной живописи, члена Совета Императорской Академии художеств, Богдана Павловича Виллевальде(1818-1903). Кроме него педагогами у Владимирова были также известный русский живописец, близкий к передвижникам, Алексей Данилович Кившенко(1851-1895) и российский художник-панорамист, один из основателей русской школы панорамной живописи Франц Алексеевич Рубо(1856-1928) .
«Бывшие царские чиновники на принудительных работах». 1920 год, бумага, акварель, Государственный Русский музей

Период ученических каникул Иван Владимиров регулярно проводил на Кавказе, в горных аулах, привозя оттуда богатый материал для своих картин. Можно сказать, что свои первые батальные картины Владимиров создал именно на Кавказе. За полотна, созданные в «кавказский» период своего творчества, Владимиров получил две малые серебряные медали в 1891 году., а также две большие и одну малую серебряные медали в 1892 году.
«Беженцы», 1915 год, бумага, акварель, частное собрание

За картину «Перевязочный пункт во время Кавказской войны» в 1893 году Иван Алексеевич Владимиров получил звание классного художника второй степени, что давало ему возможность начать самостоятельное творчество, а за полотно «Бой адыгейцев на реке Малке» в 1897 году художник был удостоен звания классного художника первой степени.
«Перевязочный пункт во время Кавказской войны», 1893 год, холст, масло, Государственный художественный музей Алтайского края

В 1893 году Иван Алексеевич Владимиров оканчивает Императорскую Академию художеств и начинает самостоятельное творчество. Через четыре года после окончания Академии он уже работает в мастерской знаменитого французского академического художника и баталиста, получившего известность за удивительную точность и реализм в изображении деталей, командора ордена Почётного легиона, Жана Батиста Эдуарда Детайля. Пойдя по стопам своей матери, известной английской акварелистки, Иван Алексеевич также много внимания уделяет в этот период совершенствованию своих навыков в акварели.
«Сестра милосердия», 1915 год, бумага, акварель, частное собрание

Судьба художника всегда была тесно переплетена с военными действиями: война не отпускала его от себя ни на шаг. Русско-японская, балканская войны, декабрьское вооруженное восстание в Москве в 1905, Первая мировая и, наконец, Великая Отечественная война….
«Бегство буржуазии из Новороссийска в 1920 году», холст, масло, Государственный Русский музей

Во время русско-японской войны(1904-1905), балканских(1912-1913), а затем Первой мировой войны, Владимиров в качестве художественного корреспондента присутствовал на передовой и работал над зарисовками боевых действий, что в конце концов принесло ему всероссийскую известность как объективного художника-репортера. Как он писал, «Во всех моих художественных работах основная идея была выразить устремление наших бравых бойцов к отражению и уничтожению ненавистных, но сильных и злобных врагов Родины».
«Ночной патруль», 1904 год, холст, масло, частное собрание

Он изображал военные будни без прикрас и пафоса. Его героями были — отважные воины, несчастные мирные жители, замученные пленные, солдаты враждующих сторон.
Иван Владимиров (справа) делает зарисовки с группы пленных японских офицеров. 1900-е

Если проанализировать характерные периоды творчества Владимирова, то их временные рамки практически всегда совпадают с периодом войн. Так, например, русско-японская война была запечатлена художником в цикле картин «Артиллерийский бой», «В Манчжурии», «Орудие в опасности», «Усиленная рекогносцировка», «Вернулся с войны», «Допрос пленного», «Разведка в ливень», «Солдат на позиции».
«Солдат на позиции», 1904 год, Картон, масло 34 х 48 см, частное собрание

Революционные события 1905 года послужили художнику источником вдохновения для полотен «На баррикадах в 1905 году», «У Зимнего дворца», «Бой на Пресне». Именно в это время Владимирова настигла общероссийская известность, хотя уже после русско-японской войны его картины высоко ценились.
«На баррикадах в 1905 году», холст, масло, Музей современной истории России

Творчество Владимирова в период Первой мировой войны дошло до нас, главным образом, в виде акварельных зарисовок военных операций, публиковавшихся в журнале «Нива».
«Русский плакат первой мировой войны», 1916 год

«Захват германских автомобилей. Первая мировая», 1916 год, бумага, акварель.

Во второй раз почёт и известность к Ивану Владимирову пришли уже при советской власти, когда он, следуя запросам новой власти, с упоением рисовал рядоых большевиков и их вождей. Он был причислен к плеяде мастеров социалистического реализма, награжден орденом и медалями за заслуги перед молодой страной Советов. В то время он написал знаменитое эпическое полотна «Ленин и Сталин в Разливе».
“Ленин и Сталин в конце лета 1917 года в Разливе», 1930-е годы, холст, масло, музей политической истории России, С-Петербург

«Погром винного магазина»,Из серии «Революционные зарисовки 1918 года», бумага, акварель, частное собрание

«Некому защитить». 1921 год, холст, масло, Собрание Владимира Руги

Иван Владимиров оказался невольным свидетелем сложного периода истории нашей страны. Работы автора знаменитого цикла документальных зарисовок 1917—1918 годов, сегодня являются для нас не просто иллюстрациями исторических событий того тревожного времени.
«Голод на улицах Петрограда», 1918 год, бумага, акварель, частное собрание

Художник взял на себя смелость совершенно беспристрастно запечатлевать увиденное, часто неприкрыто иронично, как это делали в своих высказываниях персонажи произведений Михаила Булгакова.
«В театре. Царская ложа». Холст, масло, 1918 год. Собрание Владимира Руги.

Среди собратьев по цеху Иван Владимиров выделяется прежде всего честной и ничем не приукрашенной манерой передачи реальности, которая его окружала, при том практически всегда — в ярких красках, что лишь добавляет выразительности его сюжетам.
«Арест царских генералов». 1926 год, холст, масло, Государственный Русский музей, С-Петербург

Работы Владимирова уникальны ещё и тем, что он сумел объективно запечатлеть как лицевую, так и «непарадную» стороны революции, гражданской войны, поведения людей, наделенных даже небольшой властью. Это будни революционных событий без каких-либо приукрас.
«На посту», 1918 год, холст, масло, Собрание Владимира Руги

«Разгром помещичьей усадьбы», 1926 год, холст, масло, частное собрание

В 1910-х годах Владимиров жил с женой и двумя дочерьми на своей даче на Морской улице. Ныне территория бывшей дачи Владимирова входит в состав губернаторской дачи поселка Комарово.
«Затопление кораблей Черноморского флота на Севастопольском рейде 11 сентября 1854 года», холст, масло, Государственный Русский музей

В 1917—1918 годы, работая в Петроградской милиции, Владимиров рисовал портреты разыскиваемых преступников. Он сделал большой цикл документальных зарисовок событий 1917—1918 годов (««Арест царских генералов» (1918), «Петроград. Весна 1918» (1918) и др.).
«Арест генералов», 1918 год, бумага, акварель, частное собрание

В наши дни, когда многое переоценивается, современные критики и простые люди видят в картинах Ивана Алексеевича Владимирова определенную иронию реализма по отношению к существовавшему порядку вещей, ведь художник ничего не утаивал, не приукрашивал и не оправдывал. Он рассказывал о том, что действительно происходило.
«С насиженных мест», середина 192 -х годов, бумага, акварель, частное собрание

«За знакомство!». 1925 год, холст, масло, частное собрание

Не забывал Иван Алексеевич и о простых жизненных сюжетах: он много писал, не затрагивая болезненную тему военного лихолетья.
«Гранд-отель «Европа». 1923 год, холст, масло, частное собрание

«Иностранцы в Ленинграде», 1937 год, холст, масло, Музей современной истории России

При работе над этими сюжетами Владимиров придерживался тех же принципов, которыми руководствовался при создании батальных полотен, неизменно продолжая творить в реалистично манере, отдавая дань демократическим традициям .
«Тройка», 1919 год, холст, масло, частное собрание

Иван Алексеевич Владимиров был членом многих творческих союзов и обществ, создав цикл картин о событиях 1917 года, он вступил в Ассоциацию художников революционной России (с 1928 — Ассоциация художников революции (АХР)), входил в Общество имени А.И. Куинджи, Общество русских акварелистов в Санкт-Петербурге (в период 1907-1917 именовавшееся Императорским), принадлежал к членам Общества учителей рисования, Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ) и Товарищества художников.
«Крым. Семья на отдыхе», 1941 год, холст, масло, частное собрание

Знаменитые Мюссаровские понедельники и выставки Императорской Академии художеств также не обходились без его участия.
«Камни Финского залива», 1910 год, холст, масло, частное собрание

Иван Алексеевич Владимиров скончался 14 декабря 1947 года в Ленинграде на 78-м году жизни.
«В последний путь», Из серии «Революционные зарисовки 1918 года», бумага, акварель, частное собрание

Произведения Ивана Алексеевича Владимирова хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Музее современной истории России, в Музее Революции в Санкт-Петербурге, в многочисленных областных художественных музеях и частных собраниях.
«Гуляние». 1920-е годы, холст, масло, частное собрание

Иван Владимиров, имевший почет и уважение властей во времена всех революционных переворотов, был почти на столетие незаслуженно забыт. Лишь в 2017 году к вековому юбилею Октябрьской революции о нем наконец-то вспомнили и организовали экспозицию его работ в Музее современной истории России. На выставке было представлено более пятидесяти графических и живописных произведений художника, которые были собраны из запасников музеев и тайных собраний.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .