Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 365. Бучкури Александр Алексеевич(1870-1942).

«… Он отличный художник, и я горжусь таким моим бывшим учеником» (И. Е. Репин).

Очередной выпуск Энциклопедии посвящён замечательному русскому художнику с трагической судьбой, Александру Алексеевичу Бучкури.

В 1898 году Александр Бучкури приехал в Петербург, держать экзамен в Академию художеств. Он отправился к Илье Репину с просьбой взять его в ученики. Первый прием оказался неласковым. Тем не менее, Илья Ефимович попросил воронежца написать несколько этюдов. Один из них так ему понравился, что Репин взял Бучкури в студию княгини Марии Клавдиевны Тенишевой, в которой он в то время преподавал…..

К героиням его картин, чьи портреты появлялись в лучших столичных журналах, женихи приезжали свататься со всей России.

Он оказался не у дел после октябрьского переворота, его работы долго нигде не экспонировались…

Лишь в 1937 году отношение к художнику изменилось, благодаря картине, над которой он работал более четверти века…

Его очень любили ученики, для которых он был настоящим кумиром….

Познакомимся с биографией и творчеством Александра Бучкури поближе?.

Итак, мы начинаем….

«Рисуйте просто, подходя со вниманием и без заученности к каждому рисунку, как будто вы никогда не рисовали, не будьте гордыми, не бойтесь унизиться до того, чтобы передать то, что есть в природе, работайте изо дня в день неустанно и упорно и не ради славы или корысти». А. А. Бучкури.
Собственный стиль всегда является главной чертой, определяющей таланты любого художника. У Александра Бучкури он существовал и Илья Ефимович Репин гордился этим учеником….
«У цирка», 1926 год, холст, масло, Воронежский областной художественный музей имени И. Н. Крамского

Александр Бучкури родился 18 ноября 1870 года в слободе Бутурлиновка, Бобровского уезда, Воронежской губернии, Российской империи в семье турецко-подданного греческого купца из Таганрога. Почти с самого рождения он жил в доме отчима А.И. Михельсона. Мальчик с детства был знаком с жизненным укладом деревенских жителей, и обычаи, песни и пляски того времени наложили свой отпечаток на дальнейшее творчество мастера.
«Рождественский базар», 1906 год, холст масло, Одесский художественный музей

Рисованием Александр увлёкся в 8-ми летнем возрасте. Его отчим, будучи человеком образованным, сумел увидеть природный талант юноши и с пониманием отнёсся к его увлечению. Будучи одарённым от природы юношей, опережая в развитии своих ровесников, к 12 годам Александр был уже репетитором у купеческих сыновей из богатых семей Бутурлиновки.
«Пряхи», 1908 год, холст, масло, Ростовский областной музей изобразительных искусств.

В 1884 году семья переехала на постоянное жительство в Воронеж. Здесь, изучая репродукции известных художников, Александр постепенно принимает решение посвятить свою жизнь рисованию. Здесь же он впервые начинает работать красками. В 1888 году в Воронеже демонстрировалась выставка картин Товарищества передвижных художественных выставок. После посещения выставки, на которой с большим успехом демонстрировались полотна И. Е. Репина, Н. М. Шишкина, Н. А. Поленова и И. Н. Крамского, Александр загорелся желанием стать профессиональным художником.
«Баба», 1909 год, Холст, масло, 98 x 86 см, Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул

В 1893 году Александр начинает учёбу в Воронежской бесплатной рисовальной школе у известного художника и педагога Михаила Ивановича Пономарёва(1833-1913) и художника и педагога Льва Григорьевича Соловьёва(1837-1913). Знакомство с Соловьёвым вообще становится переломным моментом в жизни юноши. Педагоги отмечали старательного и талантливого юношу, выделяя его среди других учеников. Благодаря им у Бучкури появляется интерес к крестьянской теме. До наших дней сохранился его ученический этюд, на котором изображены сидящие на траве крестьянки. Позже этот этюд ляжет в основу картины «Крестьянки», находящейся в наши дни в Ростовском художественном музее.
«Крестьянки». 1910-е годы, холст, масло, Ростовский областной музей изобразительных искусств

В 1898 году, после окончания школы, по совету преподавателей и с рекомендательными письмами, Александр Бучкури едет в столицу для поступления в Высшее художественное Училище при Императорской Академии художеств. В С-Петербурге он отправляется к своему кумиру, Илье Ефимовичу Репину с просьбой взять его в ученики. Первый прием оказался неласковым. Тем не менее, Илья Ефимович попросил воронежца написать несколько этюдов. Один из них так ему понравился, что Репин взял Александра в студию княгини Марии Клавдиевны Тенишевой, в которой в то время преподавал…..
«Прачки», 1910-е годы, холст масло, Воронежский областной художественный музей имени И. Н. Крамского

В октябре 1899-го Александр Бучкури подаёт заявление о приеме в Высшее художественное Училище при Императорской Академии художеств. После успешной сдачи вступительных экзаменов, Бучкури становится вольнослушащим студентом высшего художественного Училища под руководством Репина.
«Девушка в красной кофте», 1911 год, холст, масло, 106 х 72 см, Воронежский областной художественный музей имени И.Н. Крамского

Здесь его сокурсниками стали будущий русский советский художник, академик живописи Императорской Академии Художеств, астраханец Борис Михайлович Кустодиев(1878-1927) и будущий известный русский живописец, график и педагог, тамбовчанин Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов(1873-1954).
«От святой заутрени», 1911 год, холст, масло, Воронежский областной художественный музей им. Крамского.

Годы учёбы Училище пролетели быстро и для своей конкурсной картины в Академии художеств Бучкури предложил Репину тему «Вывода», показал ему эскиз будущей дипломной работы. Но мастер его не одобрил. В итоге Бучкури в 1904 году написал дипломную работу – историческое полотно «Смерть Дмитрия Самозванца»,имевшую такой шумный успех у публики, что ее тут же приобрел коллекционер из Швейцарии. К сожалению, местонахождение этой работы в наши дни неизвестно, однако, в Воронежском областном художественном музее им. И. Н. Крамского хранится этюд к этой картине под названием «Голытьба»
«Смерть самозванца», 1904 год, холст, масло, частное собрание

В 1905 году Александр Бучкури создаёт полотно «Похороны», рассказывавшее о тяжёлой доле крестьян и нашедшее самый живой отклик у зрителей. За эту работу художник удостаивается в этом же 1905 году премию им. А. И. Куинджи. В наши дни картина находится в Одесском художественном музее:
«Похороны», 1905 год, холст масло, Одесский художественный художественный музей

В 1906 году Александр Бучкури женился на своей землячке и художнице Вассе Епифановой. Их связывала давняя дружба, они вместе учились в Воронеже и в Академии. Ученица Академии Художеств с 1899 по 1904 годы. 1 ноября 1904 года ей было присвоено звание художника за картину «Минувшее».
«Тугариха», 1910 год, холст, масло, частное собрание

В 1907 году они вернулись в Воронеж, обустроили летнюю мастерскую в Подгорном. Почти все время проводили вместе, ходили на этюды. Любимой темой Бучкури была русская деревня и ее жители, художник часто писал свою красавицу жену.
«Девушка в парчовом наряде»(портрет жены художника Вассы Епифановой), 1904 год, холст, масло, Воронежский областной художественный музей им. Крамского

Поначалу местные жители восприняли в штыки появление нового односельчанина, но постепенно отношения наладились. Свататься к подгоренским девчатам, чьи портреты появились в лучших столичных журналах, поехали лучшие женихи со всей России. В итоге в 1912 году появилась картина с прекрасным цветовым решением «Свадебный поезд», которая успешно экспонировалась на весенней выставке Академии художеств в Петербурге. Правда, революционно настроенные критики поносили Бучкури за то, что Россия и ее народ предстают в его работах сильными и прекрасными.
«Свадебный поезд», 1913 год, Холст, масло, Картина впервые экспонировалась на Весенней выставке в Петербурге в 1914 году.

Переезд ничего не изменил в жизни художника, он по-прежнему наведывался столицу, принимая самое активное участие в различных художественных выставках выставках. Он много и напряжённо работал. Об этом периоде творчества художника достоверные сведения отсутствуют. Известно лишь, что написал несколько портретов Петра I, один из которых приобрела Воронежская городская Дума, а другой – Дворянское собрание(оба, к сожалению, не сохранились). Многие работы мастера в эти годы приобретала и щедро оплачивала принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская.
«Деревенская девушка», 1914 год, холст, масло, частное собрание

После октябрьского переворота 1917 года, который Александр Алексеевич встретил настороженно, художник оказался не у дел, его работы долго нигде не экспонировались. Жить пришлось за счет старых накоплений. Чиновники Наркомпроса внесли его в черный список. Новой власти требовались портреты вождей, писать которые у художника не поднималась рука. Соответственно и его полотна, посвящённые крестьянской жизни не интересовали чиновников от культуры…..
«Катание на санях», 1916 год, холст, масло, Воронежский областной художественный музей им. Крамского

В 1918 году Бучкури начинает преподавать в Воронежской бесплатной рисовальной школе. До этого времени события в его биографии искусствоведам мало известны. Бучкури умел заражать своей любовью к искусству, пользовался неизменным авторитетом у своих учеников, да и вообще был очень обаятельным человеком – простой, добродушный, никогда не расставался с карандашом и карманным альбомчиком, все время делая зарисовки с натуры. Он жил в своем творчестве, и мог быть довольно принципиальным, когда речь шла об искусстве.
«Пасхальное утро», 1911 год, холст, масло, частное собрание

Художник практически нигде не выставлялся, и лишь в 1933 году на выставке «Художники ЦЧО за 16 лет советской власти» появилась картина Александра Алексеевича «Завтрак на сенокосе», которую он писал в неотапливаемой тесной мастерской, отогревая краски дыханием. Поскольку эту работу приобрела редакция областной газеты «Коммуна», отношение к художнику начало меняться.
«Ярмарка», первая половина XX века, холст, масло, Воронежский областной художественный музей им. Крамского

В 1936 году, уже в Воронеже, он заканчивает картину «Вывод», работать над которой он начал еще в 1910 году. Картина на следующий год произвела настоящий фурор. Она и сегодня мало кого из зрителей оставляет равнодушным. Картина «Вывод» характеризует Александра Бучкури именно как представителя репинской школы,
В человеке, который бьет кнутом раздетую женщину, на картине «Вывод» можно узнать самого художника. Здесь стоит отметить, что Бучкури писал себя во многих работах. Например, в «Свадебном поезде» он предстает перед зрителями кучером, а в картине «Ярмарка» — мужиком с белым козлом в руках.
«Вывод», 1936 год, холст, масло, Воронежский областной художественный музей им. Крамского

Многолетняя работа над картинами вообще была свойственна Бучкури. Он многие свои произведения дописывал и переделывал на протяжении нескольких лет, из-за чего в некоторых картинах есть некая вымученность и выстраданность.
«Крестьянка», 1910-е годы, холст, масло, Воронежский областной художественный музей им. Крамского

Судьба художника и его жены трагически оборвалась в годы Великой Отечественной войны. Когда в Воронеж пришли фашисты Бучкури был уже на 72-ом году жизни. В июле 1942 года в Воронеже, по указу фашистов, расстреливали всех не покинувших территорию города. Художника с семьёй расстреляли 5 июля 1942 года. Были уничтожены также мастерская и многие картины живописца.По преданиям современников автор спрятал некоторую часть картин в своём саду, но была найдена лишь малая часть творческого наследия, которая на данный момент хранится в музеях.
«Автопортрет в шутовском колпаке», 1912 год, холст, масло, Воронежский областной художественный музей им. Крамского

В настоящее время в Бутурлиновке существует улица, названная в честь художника. Улица имени Александра Алексеевича Бучкури есть и в Воронеже. Имя художника сегодня является одним из наиболее почётных и авторитетных в истории художественной жизни Воронежа первой половины XX века. Художники старшего поколения, учившиеся в Воронежских свободных художественных мастерских с большой гордостью называли себя учениками Бучкури.
«Настя. Кострома», первая треть XX века, холст, масло, частное собрание

Произведения Александра Алексеевича Бучкури сегодня украшают собрания Русского музея в Петербурге, Одесского художественного музея в Украине. В фонде музея им. И. Н. Крамского хранится 42 работы художника, большую часть которых он передал сам.
«Крестьянка Моня в саду», первая треть XX века, холст, масло, Одесский художественный музей

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .