Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 364. Бурлюк Давид Давидович(1882-1967).

«Истинное художественное произведение можно сравнить с аккумулятором, от которого исходит энергия электрических внушений. В каждом произведении отмечено, как в театральном действии, определенное количество часов для любования и разглядывания его…». (Д. Д. Бурлюк)

Герой очередного выпуска нашей Энциклопедии — «отец русского футуризма», русский художник и поэт украинского происхождения, Давид Давидович Бурлюк.

Молодое русское искусство в начале прошлого века замерло в ожидании неординарной личности, способной организовать и повести за собой передовое художественное общество, и вернувшемуся в 1907 году в Россию Давиду Бурлюку, роль такого «мессии» подошла больше всех.

Он принимал самое активное участие в выступлениях футуристов, являясь их теоретиком, поэтом, художником и критиком.

Он организовал группу художников, позже начавших именовать себя футуристами, которая занималась поиском новых путей развития искусства.

Он очень любил экспериментировать. Он одним из первых начал использовать в своих работах коллажи: вклеенные кусочки фанеры, шестерёнки, металлические пластины.

Его картины и рисунки разбросаны по всему свету в музеях и частных коллекциях. Многие из них представлены репродукциями в его книгах или книгах о нём

Международная Академия Зауми ежегодно вручает поэтическую премию, которая называется «Международная отметина имени Давида Бурлюка».

Наш сегодняшний рассказ о нём…. Итак, мы начинаем…

Творческая экспансия российских футуристов, пик активности которой пришёлся на начало XX века, не обошла стороной, практически, ни одной области искусства, в том числе и авангардное движение, получившее свою известность в первую очередь, за счёт присутствия в её рядах Давида Давидовича Бурлюка – гениального самородка из глухой сельской глубинки.
«Утро. Ветер», 1908 год, холст, масло, Государственный Русский музей, С-Петербург

Давид Давидович Бурлюк родился 9 (21) июля 1882 года на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии в
семье агронома-самоучки Бурлюка Давида Давидовича, выходца из «купцов-козаков», который, начиная с 1885 года, после продажи хутора, занимал должность управляющего в ряде имений Харьковской, Курской, Тверской, Московской, Херсонской губерний. Мать Давида — урождённая Л. И. Михневич, была сестрой известного в те годы фельетониста В. И. Михневича. Семья была многодетной и постоянно переезжала с места на место, и эту «традицию» Бурлюк сохранит на всю жизнь.
«Пейзаж с домом», Холст, масло 73 х 92, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань

В десятилетнем возрасте юный Давид увлёкся рисованием, и случилось это, в первую очередь, под влиянием брата домашней учительницы Бурлюков, замечательного русского пейзажного живописца, импрессиониста и иллюстратора, Константина Константиновича Первухина(1863-1915), который, обладая большим педагогическим талантом, сумел заинтересовать живописью юных учеников своей сестры. Давид Давидович в дальнейшем, на протяжении всей жизни, будет с большой теплотой вспоминать своего первого учителя.
«Пейзаж». 1912 год, холст масло, собрание музея Тиссен-Борнемиса, мадрид

Семья Бурлюков была многодетной. У Давида было два брата и три сестры — Владимир, Николай, Людмила, Марианна и Надежда. Владимир и Людмила впоследствии стали художниками, Николай — поэтом. Они также были участниками движения футуристов. В детстве родной брат случайно лишил Давида глаза во время игры с игрушечной пушкой. Впоследствии стеклянный глаз и лорнет стали фирменным знаком Давида Бурлюка. Он часто бравировал им, заявляя, что его особенный художественный взгляд связан с тем, что на мир он смотрит только одним глазом.
«Я вижу художника», Начало XX века, 17×16.5 см, частное собрание

Поскольку семья часто меняла место жительства Давиду Бурлюку пришлось учиться в гимназиях разных городов: Сумы, Тамбова, Твери. Свои первые художественные навыки он получил в гимназиях города Сумы у А.К.Венига (1894) и в Тамбове у П.П.Ризниченко (1895–1897). «Моё вступление в 1894 году во второй класс классической гимназии в городе Сумы Харьковской губернии сразу дало мне прозвище «художника» среди бутузов и шалунов класса. Не упоминаю, что порядком страдал от них также и за своё «еврейское» имя Давид», — писал Бурлюк в своей автобиографической книге «Фрагменты из воспоминаний футуриста».
«Поэт и муза», холст, масло. Collection of A. M. Beckerman, USA

В 1898 году Бурлюк поступает в Казанское художественное училище, но уже на следующий год переводится в Одесское художественное училище, однако в 1901 году возвращается в Казань. «Вторая зима в Казани (1901–1902)», — пишет Бурлюк в своих воспоминаниях. «Предыдущую зиму, таковую вторую в моей жизни, посвященной палитре, и кистям я провел в Одессе. Родитель мой, получив место на юге, в имении у Днепра – посоветовал мне так далеко не ехать, а перевестись в Одесское художественное училище. Я послушался. Отправился в Одессу. Я жил тогда в Одессе «пыльной»… Поселился в доме номер 9 по Преображенской улице как раз наискосок от школы». В 1909 году Бурлюк вновь поступил и в 1910 году окончил Одесское художественное училище.
«Аллея в парке», Начало XX века, холст, масло, 58×66 см, Национальный художественный музей Украины, Киев

Педагогами Бурлюка в Казанском художественном училище были Григорий Антонович Медведев(1868-1944) — известный российский художник и Карл Людвигович Мюфке (1868-1933)- известный российский архитектор, а в Одесском художественном училище Кириак Константинович Констанди (1852—1921) — русский художник греческого происхождения, академик Императорской Академии художеств, Геннадий Александрович Ладыженский (1852—1916) — русский художник, живописец-пейзажист, академик Императорской академии художеств, Андрей Андреевич Попов (1832—1897) — известный живописец-жанрист и Луиджи Доминикович Иорини (1817-1911) — известный скульптор и педагог.
«Заброшенная усадьба», 1907 год, темпера, холст, 55×69 см, Местонахождение: Бердянский художественный музей имени И.И. Бродского, Бердянск

В 1902 году Бурлюк предпринял неудачную попытку поступить в высшее Училище при Императорской Академии художеств, однако не смог пройти вступительного испытания и отправился в Мюнхен в Королевскую академию искусств к известному в те годы немецкому живописцу Вильгельму фон Дицу(1839-1907), затем в течение двух лет(1903-1904) посещал школу известного австро-венгерского художника словенского происхождения Антона Ашбе (1862–1905) а в 1904 году проходил обучение в студии Фернана Кормона(1845-1904) в Париже. Время, проведенное Бурлюком в Мюнхене и Париже, совпало с периодом, когда живопись в ведущих европейских странах подверглась мощному воздействию и трансформации под влиянием новых открытий, и жадно интересовавшийся всем новым художник, имел возможность «в живую» познакомиться с различными авангардными течениями.
«Всадник-смерть», 1911 год, масло, мешковина, 91×63 см, частное собрание

Молодое русское искусство в начале прошлого века замерло в ожидании неординарной личности, способной организовать и повести за собой передовое художественное общество, и вернувшемуся в 1907 году в Россию Давиду Бурлюку, роль такого «мессии» подошла больше всех..
«Лошадь», 1908 год, масло, мешковина, 58×63 см, Нью-Йоркский музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк

Давид Бурлюк участвует в большинстве первых выставок “нового искусства” (“Звено”, “Венок-Стефанос” и “Бубновый валет”). В 1906 и 1907 годах он участвует в выставках Товарищества Южнорусских художников в Одессе, где вместе с братом Владимиром выставляет большое количество работ, а в 1909-10 годах участвует в знаменитых “Салонах Издебского”. Во время жизни в Одессе Бурлюк, как всегда, очень активен, принимает участие в организации выставок, дружит с Исааком Бродским и Митрофаном Мартыщенко (Грековым)
«Крестьянка и лошадь», 1910 год, холст, масло, Государственный русский музей

Давид Бурлюк стоял у истоков авангарда. После обучения за границей последним словом современного искусства считал импрессионизм (неоимпрессионизм), принципы которого он активно пропагандировал; свой первый манифест художник назвал «Голос импрессиониста в защиту нового искусства» (1908). Новое отношение к живописной форме, которое он демонстрировал на выставках 1906–1907, было встречено окружающими с полным непониманием, а точнее — даже враждебно («губительная мода», «дикие приёмы», «какие-то точки и кружки»).
«Пейзаж с деревьями», 1910 год, холст, масло, частное собрание

Осенью 1907 года, приехав в Москву, Давид Бурлюк познакомился с русский художником теоретиком искусства, один из основоположников русского авангарда и мужем Натальи Гончаровой, Михаилом Фёдоровичем Ларионовым(1881-1964), фактически сблизившись с ним на платформе неоимпрессионизма, противопоставленного символизму «Голубой розы».
«Лошадь-молния» 1907 год, холст, масло, 68×62 см, Государственный Русский музей, С-Петербург

В конце 1907 года Бурлюк финансирует организованную совместно с Ларионовым выставку «Стефанос» в Москве, а в 1908 году с Александрой Александровной Экстер (в девичестве Григоро́вич) (1882 — 1949), известной русской художницей-авангардисткой (кубофутуризм, супрематизм) организует в Киеве выставку «Звено». Начиная с 1908 года Бурлюк активно включается в современную художественную жизнь и вскоре становится одним из лидеров литературно-художественного авангарда.
«Казак Мамай», 1908 год, холст, масло, 94×78 см, частное собрание

В том же 1908 году вместе с братьями Давид Давидович приезжает в С-Петербург, где сближается с Николаем Ивановичем Кульбиным (1868 — 1917) — русским художником и музыкантом, теоретиком авангарда и Василием Васильевичем Каменским(1884 — 1961), в 1909 году — с Еленой (Элеонорой) Генриховной Гуро, в браке Матюшиной (1877 — 1913) — известной русской поэтессой, прозаиком и художницей. и Михаилом Васильевичем Матюшиным(1861 — 1934) — русским художником, музыкантом, теоретиком искусства, одним из лидеров русского авангарда первой половины XX века, и, наконец, около 1910 года – с Виктором Владимировичем Хлебниковым (1885 — 1922) — известным русским поэтом и прозаиком, одним из крупнейших деятелей русского авангарда.
«Волы», 1908 год, Холст, масло 58 х 70 см, Самарский областной художественный музей, Самара

Осенью 1910 года в Одессе Давид Бурлюк познакомился с Василием Кандинским (1866 — 1944) — русским художником и будущим теоретиком изобразительного искусства, и стал участником нескольких его начинаний: выставок «Нового мюнхенского художественного общества», общества «Синий всадник» и автором одноимённого альманаха.
«Время» 1910 год, Холст, масло. Днепропетровский художественный музей, Украина

В 1911 году Бурлюк поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, состоял в натурном классе у Леонида Осиповича Пастернака(1862-1945)-русского живописца и графика еврейского происхождения и Абрама Ефимовича Архипова (1862 — 1930) — замечательного русского художника-живописца, будущего передвижника. В Училище Бурлюк познакомился с Владимиром Маяковским, на которого впоследствии оказал сильное влияние. Маяковский вспоминал о начале их знакомства: «В училище появился Бурлюк. Вид наглый. Лорнетка. Сюртук. Ходит напевая. Я стал задирать. Почти задрались. Прекрасный друг. Мой действительный учитель. Бурлюк сделал меня поэтом. Читал много французов и немцев. Всовывал книги. Ходили и говорили без конца». Бурлюк фактически раскрыл в Маяковском поэта и в дальнейшем часто поддерживал его морально и материально. Маяковский считал Бурлюка своим учителем. Давидом Бурлюком, его братом Н.Бурлюком, В.Хлебниковым, В.Маяковским, В.Каменским, А.Крученых, Б.Лившицем была организована группа футуристов «Гилея»
«Пахарь». 1910 год, холст, масло, Музей Хаима Гросса. Нью-Йорк. США.

В 1912 году Бурлюк совместно с Маяковским, Крученых и Хлебниковым выпускает программный манифест футуризма “Пощечина общественному вкусу”. Текст манифеста был сочинен авторами в течение одного дня. Обладая редкими организаторскими способностями, Бурлюк быстро аккумулирует основные силы футуризма. При его непосредственном участии выходят поэтические сборники, издаются брошюры, организуются выставки и устраиваются диспуты. Для современников имя Давида Бурлюка начинает ассоциироваться с наиболее радикальными выступлениями футуристов.
«Головы», 1911 год, холст, масло, частное собрание

Стоит отметить, что учёба в училище(1910-1914) много дала художнику как в плане художественного образования, так и знакомства с такими же прогрессивно мыслящими талантами – В. Маяковский, В. Хлебников, Н. Гуро; В этой связи нельзя не отметить, что среди сложной по характеру группы ярких индивидуальностей, его лидерство и авторитет были абсолютными.
«Женщина с четырьмя глазами и цыпленком», 1912 год, холст, масло, частное собрание

Благодаря непосредственному участию Бурлюка, создавалось и стало популярным объединение живописцев «Бубновый валет», возникшее в 1910 году. Художники этой группы не воспринимали академизма и реализма, больше ориентируясь на кубизм и постимпрессионизм, и чуть позже привнесли в эти направления элементы национального колорита, сочетая их с народным искусством. Следуя своей эпатажной «линии», объединению было подобрано соответствующее название – «Ослиный хвост». В этом же, 1910 году, общественность впервые услышала о футуристической группе «Гилея»(образованной ещё в 1908 году), участники которой впоследствии стали называться «кубофутуристами»
«Коллаж», 1914 год, холст, масло, Государственный Русский музей

В 1913-1914 годах Давид Бурлюк вместе с агитбригадой , куда вошли Владимир Маяковский и Василий Каменский организует знаменитое турне футуристов по 27 городам России, выступает с лекциями, чтениями стихов и прокламациями. Одесса была одной из самых ярких остановок в этом турне. Турне прошло успешно, но закончилось для организаторов исключением в 1914 году из Училища за пропаганду авангардистского искусства.
Андрей Шемшурин, Давид Бурлюк, Владимир Маяковский. Москва, 1914 год.

В 1915 вместе с семьей Бурлюк переехал на Урал, его новым местом жительства становится Уфимская губерния, где он продолжает активно заниматься лекционной деятельностью, при этом пишет ряд больших символических картин, часть из которых критика отнесла к образцам русского искусства. В 1917 Бурлюк вернулся в Москву.
«Коллаж на тему Первой Мировой войны», 1915 год, масло, бумага, фанера, 49×48 см, частное собрание.

Революцию, как и все футуристы, Бурлюк встретил восторженно. Осенью 1917 года Давид Бурлюк вместе с Василием Каменским организовал в Москве «Кафе поэтов», просуществовавшее до апреля 1918 года. Зимой 1918 года подобных заведений в Москве расплодилось множество, но начинание Бурлюка и Каменского было одним из первых. «В «Кафе поэтов» я довольно часто бывал, даже как-то выступил»,— вспоминал Илья Эренбург и описывал проходившие там вечера: «на эстраду, например, подымался Давид Бурлюк, сильно напудренный, с лорнеткой в руке и читал: «Мне нравится беременный мужчина…»» .
«Весна в деревне», 1917 год, Холст, масло 57 х 61 см, Самарский областной художественный музей, Самара

В апреле 1918 года Бурлюк, едва не попав под расстрел с анархистами, решает уехать из Москвы. Художник возвращается в Башкирию, а оттуда отправляется в очередное турне по городам Урала и Сибири, он побывал на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке. Чтобы прокормить семью и в целях безопасности, Бурлюк постоянно переезжал с места на место, устраивал выставки, продавал картины, читал лекции, выступал на вечерах поэзии, продвигаясь все дальше и дальше на восток.
«Портрет песнебойца футуриста Василия Каменского», 1916 год, 65.5×97 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Он посетил Златоуст, Уфу, Челябинск, Екатеринбург. Оказавшись в феврале 1919 года в Кургане, Бурлюк выпустил свой первый сборник стихов «Лысеющий хвост», затем задержался в столице «колчаковского государства» — Омске, потом были Томск, Иркутск, Чита и, наконец, Владивосток и Харбин, где Бурлюк провел почти год.
«Приход весны и лета», 1914 год, холст, масло, 64×97 см, Коллекция Беккермана, Нью-Йорк

В 1920 году Бурлюк с семьёй выезжает из Дальневосточной республики в Японию, где проживает в 1920-1922 годах. Здесь он параллельно с творчеством, изучает искусство и обычаи Востока. Благодаря упорному труду (в этот период им было создано около 300 работ), Бурлюк получает финансовую возможность переехать в Америку, и с 1922 года он становится жителем США, поселившись с семьёй в Нью-Йорке.
«Ворота храма в Японии», 1921 год, холст, масло, частное собрание

Еврейские организации в это и последующее время активно помогают Бурлюку с организацией его выставок, еврейские газеты печатают его статьи. Много лет — с 1922 по 1940 год Давид Бурлюк работал в газете « «Русский голос», главный редактором которой Давид Захарович Кринкен, а затем Александр Браиловский. Его статьи и рисунки публиковались в газете «Новый мир». Бурлюк писал отчёты о посещении кемпа для еврейских рабочих и их детей «Нит Гедайге», где читал лекции и современной русской литературе, культуре и науке.
«Вайнярд Хейвен. Массачусетс», 1929 год, Collection of A. R. Weiner, USA

Вплоть до начала 1930-х годов произведения художника появлялись на выставках в Советском Союзе и выставках советского искусства за рубежом, в частности на Первой русской художественной выставке в галерее Ван Димена в Берлине (1922), выставке новейших течений в искусстве в Ленинграде (1927), выставке картин группы «13» в Москве (1931), выставке современного русского искусства в Филадельфии (1932) и других. Участвовал художник и в международных выставках в Бруклинском музее в 1923 и 1927 годах, художественных центрах Филадельфии в 1926 году и в Чикаго а 1927 году.
«Вид на воду», 1947 год, Холст, масло. 45. 7 x 61. частное собрание

В США ритм творческой жизни Бурлюка остается прежним – живопись, литература, выставки, издательская деятельность. Художник не забывает о своей настоящей родине, его работы участвуют в выставках советских живописцев. Он проводит также ряд успешных персональных выставок в галереях Нью-Йорка, Чикаго, Миннеаполиса, Кливленда, Сан-Франциско, Вашингтона. В 1940–1960-х сотрудничает с нью-йоркской галереей «Эй-си-эй».
«Американский ковбой»(Вариант В лесу), 1946 год холст, масло, частное собрание

В 1950-е Давид Давидович построил дом в Хэмптон-Бейс (Род-Айленд), открыл в нем собственную галерею. В 1956 и 1965 годах Давид Давидович посетил с туристическими целями СССР. В 1962 совершил кругосветный туристический круиз, провел персональные выставки в Брисбене (Австралия) и Мюнхене. Две его персональные выставки в Санкт-Петербурге в 1995 и 2000 годах с большим успехом прошли в Русском музее, получив освещение в центральной прессе.
«Букет на фоне моря», Середина 1950-х годов, холст, масло, частное собрание

Преклонные года не сказались на работоспособности Бурлюка, в 1960-х годах он посещает Австралию, где экспонируются его работы, после чего направляется в Чехию и Италию.
«Американский натюрморт на пляже», 1950 год, холст, масло, частное собрание

Если в раннем творчестве Давид Бурлюк создавал произведения в импрессионистической манере, то в 1910-е годы его живопись и графика стали крайне условными и нарочито дисгармоничными. За рубежом художник писал портреты, натюрморты, пейзажи, городские сцены в манере, близкой примитиву, а также фантастические картины, в которых символика переплеталась с гротеском, — для них характерно сочетание грубого мазка с гладкой живописной поверхностью. В поздний период (1960-е) Бурлюк обращается к реалистической манере, выполнил в ней ряд пейзажей, натюрмортов и портретов.
«Ваза с красными и желтыми цветами», 1960-е годы, холст, масло, Художественный музей, Бостон, США

В одном из последних писем на родину, когда Бурлюку исполнился 81 год, он писал: “Я с 6-го марта по июль месяц был смертельно болен. Теперь поправляюсь. 40 дней не мог писать красками. Я должен писать все время”. И, действительно, он работал до последней минуты.
«Портрет Сергея Эйзенштейна», 1932 год, карандаш, бумага, частное собрание США

Стремясь подтвердить свою неординарность не только в творчестве, но и в жизни, вернее, после нее, Бурлюк завещал кремировать свое тело, а прах развеять над водами Атлантики, что и было сделано после его кончины 15 января 1967 года. Место смерти художника – г. Хэмптон-Бейз, штат Нью-Йорк.
«Сбор яблок», 1930 год, холст, масло, частное собрание, США

Произведения Бурлюка находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, музеях Метрополитен, Уитни в Нью-Йорке, Бруклинском, Бостонском художественных музеях и других.
«Глостер, Массарусетс», 1934 год, Холст, масло. 24 x 30 см, частное собрание

Давид Давидович Бурлюк является одним из лидеров русского художественного авангарда конца 1900-х — 1910-х годов, чью роль в искусстве и культуре этого времени трудно переоценить. Он занимался организацией выставок и диспутов, выступал как автор полемических статей, брошюр, листовок, манифестов, что дало основание Василию Каменскому назвать его «отцом русского футуризма».
«Портрет поэта-футуриста Василия Каменского», 1917 год, Холст, масло 104 х 104 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .