Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 361. Боткин Михаил Петрович(1839-1914).

Наш сегодняшний герой — русский художник, академик исторической живописи, Михаил Петрович Боткин, соединивший в своем лице семейный интерес к искусствам, выдающиеся деловые способности, страсть к коллекционированию и природное художественное дарование.

Хотя художественное творчество Боткина не открыло но­вых путей в русском искусстве, художник регулярно участвовал в выставках в Императорской Академии художеств, Товарищества Передвижных Художественных выставок, был участником Всемирных выставок в Вене (1873 г.), Париже (1878 г.), Антверпене (1885 г.).

Он был распорядителем Московской художественно-промышленной выставки в 1882 году, а в 1899–1914 годах директором Художественно-промышленного музея имени Д. В. Григоровича Императорского Общества поощрения художеств.

А ещё, Михаил Петрович Боткин ярко проявил себя в России на ниве меценатства и коллекционирования. Его частное собрание можно было посещать в Петербурге бесплатно по воскресеньям. В 1917 году вдова художника и его сын отвезли на хранение наиболее ценную часть коллекции в составе 32 ящиков в Русский музей, а в 1920 году 31 ящик был переправлен в Государственный Эрмитаж.

В его доме, известном в С-Петербурге под названием «Особняк Боткина», в настоящее время находится Музей-институт семьи Рерихов.

Об этом и о многом другом наш сегодняшний рассказ, посвящённый этому удивительному человеку, оставившему столь заметный след в истории отечественной культуры….

Итак, мы начинаем…..

Известнейший московский купеческий род Боткиных в начале XIX века сумел значительно приумножить свое состояние главным образом благодаря предприимчивости главы рода П. К. Боткина, преуспевшего в чайной торговле и основавшего фирму «Петр Боткин и сы­новья». Следующее же поколение семьи, способствовало уже также и развитию отечественной нау­ки и культуры. Михаил Петрович Боткин соединил в своем лице семейную приверженность искусствам, страсть к коллекционированию, художественное дарование, энергию и темперамент общественного деятеля и деловые способности.
«Концерт у выздоравливающей», 1870 год, холст, масло,

Михаил Петрович Боткин родился 26 июля (7 августа) 1839 года в Москве в известной московской купеческой семье Петра Кононовича (1781—1853) и Анны Ивановны (1806—1841). Отец будущего живописца успешно торговал чаем и был женат к моменту рождения Михаила вторым браком. Михаил являлся братом будущего литератора и критика Василия Петровича, коллекционера Дмитрия Петровича и знаменитого врача Сергея Петровича Боткиных.
«Портрет Любы Боткиной», 1890 гох, холст, масло, Санкт-петербургский Государственый музей-институт
семьи Рерихов.

Сестра Михаила Петровича — Мария Петровна была замужем за поэтом А. А. Фетом. Другая сестра, Екатерина Петровна — жена Ивана Васильевича Щукина (1817—1890), мать коллекционеров Сергея, Ивана и Петра Щукиных.
«Скорбящая Богоматерь», Холст, масло, Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля

В двухлетнем возрасте Михаил остался без матери, скоропостижно скончавшейся в 1841 году. В 1853 году умер и отец мальчика, оставив его сиротой. Его воспитание и образование легло на плечи старшего брата Василия Петровича. В Москве Михаил Боткин получает превосходное домашнее и гимназическое образование, которое завершает под руководством Т.Н.Грановского, а затем переезжает в Петербург, где уже юношей в 1856 году поступает в Академию художеств. В Академии Михаил проучился немногим более двух лет.
«Жены, издали смотрящие на Голгофу», 1867 год, Холст, масло 225 x 320 см, Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля

Его педагогами были русский художник итальянского происхождения, представитель академического стиля, академик и профессор Императорской Академии художеств Фёдор Антонович Бруни (1799—1875) и русский исторический живописец и портретист, академик и профессор Императорской Академии художеств Фёдор Семёнович Завьялов (1810—1856).
«Портрет Анастасии Александровны Боткиной». 1862 год, холст, масло, частное собрание

Кипучая натура Михаила Боткина не позволяла ему задерживаться на одном месте, и 1858 году, не закончив академического курса, Боткин уезжает за границу, где остаётся до 1863 года, посетив Германию, Францию, Испанию и обосновавшись в Италии. В 1858 году Михаил Боткин знакомится с Александром Ивановым (1806 – 1858) и вскоре после смерти художника, став его душеприказчиком, становится обладателем его этюдов.
«Старовер», 1877 год, Дерево, масло 32.3 x 24 см, Государственная Третьяковская галерея

В 1863 году Михаил Петрович возвращается в Россию и представляет Совету Императорской Академии два своих полотна, написанных за границей: «Вакханка с тамбурином» и «Плач иудеев на реках Вавилонских». Работы были выставлены в Академии и высоко оценены её членами. Позднее именно за эти работы Советом Академии Михаилу Петровичу Боткину было присвоено звание академика исторической живописи. В 1870 году Михаил Петрович награждается орденом Св. Анны 3-й степени; в 1878 году — орденом Прусской короны 3-й степени (за услуги, оказанные Германскому археологическому институту в Риме, членом которого он являлся с 1869 года).
«Вечерня в церкви Св. Франциска в Ассизи», 1871 год, Холст, масло 111 x 176 см, Государственная Третьяковская галерея

Стоит заметить, что своим художественным творчеством Михаил Боткин не открыл новых путей в русском искусстве. Более всего он был известен как живописец исторических композиций на библейские сюжеты и мастер распространённого в те годы «итальянского жанра», удачно соединявшего в себе черты строгой идеальности с грациозностью и изяществом.
«Портрет незнакомца с тростью», 1870 год, холст, масло, частное собрание

Такая «благонамеренность» в выборе жанра сразу выделила молодого художника и его творчество получило официальное благословение Академии. Не лишним будет отметить, что год присуждения ему звания академика(1863) был ознаменован ещё и такими потрясениями в искусстве, как «бунт тринадцати» в Петербурге и Салон отверженных в Париже.
«Беседа Христа с учениками», 1867 год, Холст, масло, Архангельский областной музей изобразительных искусств

Произведения Боткина с их суховатым рисунком, и строго соблюдаемым приглушенным «музейным» колоритом имели строгий нормативный характер. Вполне естественно, что подобная живопись вполне импонировала Совету Академии, так как представляла собой живое воплощение всецело поддерживавшейся тогда идеи вневременного искусства, независимого от сиюминутных интересов и потрясений дня.
«Портрет Е. Н. Боткиной с дочерьми Еленой и Екатериной». Первая половина 1880-х годов. Холст, масло. 47,0х65,0. Государственный Русский Музей

Официальная критика видела в Боткине «тип уравновешенного и спокойного и притом глубоко культурного художника» Присущее творчеству Боткина качество бесстрастной образцовости, этакого эталона, делало художника своего рода патриархом русского искусства, «живым историческим лицом в Академии».
«Монахиня», 1879 год, холст, масло, 44 х 35 см, Нижегородский государственный художественный музей

Михаил Петрович Боткин занимал видное положение в Академии художеств. Избранный в 1879 году членом Совета Академии художеств, Боткин плодотворно участвовал в деятельности Общества поощрения художеств, в работе специальных комиссий (в частности, по реставрации в 1882 году Благовещенского и Успенского соборов Московского Кремля), в комплектовании и обработке коллекции императорского Эрмитажа.В 1882 году Михаил Петрович Боткин был распорядителем художественного отдела на Всероссийской промышленной выставке в Москве и издал на свои средства его каталог.
«Рынок у стен Сергеева-Посада». подписано кириллицей и датировано » М. Боткин 1912 «(внизу справа)
холст, масло . 13 ¾ x 205 / 8in. (35 х 52,5 см.). Частное собрание.

Благодаря личной энергии Боткина художественный отдел превратился в центр всей выставки, а русское изобразительное искусство предстало во всем разнообразии его направлений. В 1888 году Боткин участвовал в устройстве русского раздела на Международной промышленной выставке в Копенгагене, за что был пожалован датским королём Командорским крестом 2-го класса ордена Данеборга, а в 1889 году получил орден Св. Владимира 3-й степени.
«Пейзаж», 1890 год, холст, масло, Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

В 1894 году Михаил Петрович Боткин стал членом Кустарного комитета Главного управления землеустройства и земледелия Министерства земледелия и государственных имуществ. С 1896 года — он директор Музея Императорского Общества поощрения художеств; эксперт по реставрации фресок, Софийского в Новгороде и Мирожского монастыря во Пскове (1896—1897). В 1900 году Михаил Петрович Боткин был награждён орденом Анны 1-й степени за заслуги по реставрации Софийского собора в Новгороде, а в 1908 году пожалован орденом Св. Владимира 2-й степени.
«Портрет пожилого мужчины. Антиквар», холст, масло, 26,8 х 21,8 см, Государственная Третьяковская галерея

Однако, основным делом жизни Михаила Петровича Боткина, несомненно стало собирание в течение пятидесяти лет своей в определённом роде уникальной художественной коллекции. В 1898 году Боткин был пожалован орденом Св. Станислава 1-й степени за труды в звании члена комиссии по переустройству Михайловского дворца для Русского музея. Вместе с Н. П. Лихачевым он написал первый обзор коллекции древнерусского искусства музея.
Первый совет Русского музея. Сидят: М.П. Боткин, великий князь Георгий Михайлович, В.Ф. Свиньин; стоят: А.А. Тевяшвов, Альб.Н. Бенуа, П.А. Брюллов. Конец 1890-х.

Его коллекция, в отличие от многих других русских коллекций, была по преимуществу собранием «древностей». Она включала прекрасные образцы прикладного искусства: античную керамику, византийские эмали, ткани, фаянс, бронзу и резное дерево эпохи Возрождения, древнерусские ювелирные изделия.
Евангелист Лука. Наугольник Евангелия.
Местонахождение трех других наугольников неизвестно.

На плитках пола внизу выполнена надпись «ПИСАЛЪ УСОЛЕЦЪ ИКОНОПИСЕЦЪ»

Каталог собрания Михаила Петровича Боткина был издан им в 1911 году. Качество предметов и полнота подбора позволили Александру Бенуа охарактеризовать музей Боткина в Петербурге как «одно из самых богатых частных собраний не только России, но и Европы».
Коллекция М.П. Боткина хранилась в особняке XVIII века на набережной Невы (18-я линия В.О.), купленном Михаилом Петровичем в 1880-е годы.

На стене мансарды, надстроенной архитектором А.К. Бруни по заказу М.П. Боткина, до сих пор сохранился вензель из букв «М» и «Б»:

Коллекция занимала пять комнат в особняке художника и была открыта для свободного посещения по воскресеньям для всех желающих.
Современный вид внутренних интерьеров

В 1917 году вся коллекция была привезена в подвалы Русского музея. В условиях военного времени вдова коллекционера – Екатерина Никитична Боткина, обратилась к руководству музея с просьбой принять на хранение собрание мужа.
Чарка. 1692-1693. Москва.

В музей привезли тридцать два опечатанных ящика и девяносто две картины Александра Иванова. Условия договора предполагали, что «если собрание не будет взято обратно владелицею или её наследниками из Музея в течение года после заключения мира с Германиею, собрание или не востребованная его часть переходит в собственность Музея».
Святой Дмитрий Солунский. Святитель Николай. Складень двустворчатый. Конец XIII – начало XIV века. Греческий мастер на Руси. Оклад: первая половина XVII века. Москва. Камень; резьба. Оклад: серебро; скань, чернь, эмаль по скани.

Обратная сторона:

19 апреля 1917 года Екатерина Никитична подписала акт о сдаче на хранение, а 29 мая того же года она умерла. В музей была передана копия духовного завещания Е.Н. Боткиной на имя дочери – Екатерины Михайловны фон-Энден. Собрание так и осталось в собственности Русского музея. В 1925-1926 годах, дочь М.П. Боткина, Елена Михайловна, передала 278 картин отца в дар в 27 музеев СССР, в том числе и в Русский музей.
Богоматерь Страстная. Иконка. XVIII век
Небольшие меднолитые иконки с изображением «Богоматери Страстной» были широко распространены среди старообрядцев. Тип «Богоматери Страстной» получил своё наименование по изображению на иконе двух слетающих ангелов, держащих в покровенных руках орудия страстей Христовых: Голгофский крест, копие и трость. Особую популярность эти иконы получают на Руси в XVII столетии, когда при царе Михаиле Федоровиче из Нижнего Новгорода в Москву был перенесен чудотворный образ Богоматери Страстной, а на месте её встречи основан Страстной монастырь.

В 1919-1929 годах тридцать один ящик с коллекцией М.П. Боткина был передан в Эрмитаж. Позже в 1938 году в Русский музей из Эрмитажа поступили произведения русского шитья, ранее проданные Михаилом Петровичем в училище технического рисования (Штиглица).
Святой Николай Мирликийский. Иконка. XVIII- первая половина XIX века
Образ святого Николы Чудотворца был одним из самых почитаемых и распространенным в искусстве старообрядцев. Правая рука святителя сложена в жесте двуперстного благослования. В левой руке – раскрытое евангелие с тектом из 6 главы Евангелия от Луки, излагающим Нагорную проповедь Христа.

Коллекция демонстрировалась впервые зимой 2011 года в корпусе Бенуа.
Колты с изображением святой. Лицевая и оборотная стороны. XII век. Киев. Выемчатая и перегородчатая эмаль.

В 1913 году, в возрасте 74 лет, Михаил Петрович Боткин тяжело заболел, и,так и не оправившись, в январе 1914 года умер. Он был похоронен на семейном участке кладбища Воскресенского Новодевичьего монастыря рядом с братом Сергеем Петровичем Боткиным, младенцем-дочерью, младенцами-племянниками.
София Премудрость Божия. Никола, Никита и Феодосий Печерские. Стороны хоругви. Первая половина XVI века. Новгород.

Значение Михаила Петровича Боткина для русской культуры трудно переоценить. Кроме живописного наследия, благодаря своим разносторонним интересам, художник во время своих многолетних путешествий составил себе чрезвычайно замечательный музей памятников искусства и предметов художественной промышленности. В его коллекции были собраны замечательные майолики, бронзы, резные произведения из дерева эпохи итальянского Возрождения. Кроме того, благодаря его старания для потомков удалось сохранить большинство этюдов и эскизов Иванова. В 1880 году Боткин издал книгу: «Александр Андреевич Иванов. Его жизнь и переписка» — труд чрезвычайно важный для истории русского искусства.
Чаша. Конец XVII века. Сольвычегодск. Лицевая и оборотная стороны

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .