Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 360. Богданов Николай Григорьевич(1850-1892).

Очередной выпуск нашей Энциклопедии мы решили посвятить замечательному русскому художнику-жанристу, Николаю Григорьевичу Богданову, получившему при жизни широкую известность благодаря своим жанровым полотнам, а после смерти, увы, незаслуженно забытому (не сохранилось ни одной прижизненной фотографии художника).

Свою первую, ставшую известной картину «Вид внутренности церкви», Богданов написал в возрасте пятнадцати лет.

Затем последовало поступление в Академию художеств, где он работал над пейзажами и успешно осваивал жанровое направление в живописи.

После этого была победа на новоучрежденном конкурсе Императорской Академии по разделу бытовой живописи, благодаря которой художник отправился в Германию, Францию и Италию для знакомства с творчеством европейских бытописателей.

Позднее было участие во Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве и в выставках Товарищества передвижных художественных выставок.

Обо всём это и о многом другом мы и хотим Вам сегодня рассказать.

Итак, мы начинаем….

Николай Григорьевич Богданов посвятил все свое творчество написанию удивительно эмоциональных и проникновенных картин. Он искренне стремился как можно точнее отображать наполненные разными чувственными оттенками сцены из будничной жизни простых людей.
«Восточный этюд», конец XIX века, холст на картоне, масло; 15х23,5 см, Краснодарский художественный музей.

Николай Григорьевич Богданов родился 6 мая 1850 года в Санкт-Петербурге семье мелкого торговца. Увлечение рисованием пришло довольно поздно. С малых лет он помогал отцу в торговой лавке, и однажды, относя очередной заказ, попал в мастерскую местного художника.
«В усадьбе летом», 1880 год, холст, масло, частное собрание

Работы мастера очень понравились мальчику и он «загорелся» рисованием. Родители не поощряли увлечение сына, считая это мазнёй и пустой тратой времени, но Николай всё равно рисовал. В свободное время тайно бегал в мастерскую к новому знакомому, который охотно его обучал азам художественного мастерства.
«Запоздала», Холст, масло. 104 x 95 см, Челябинская областная картинная галерея

В 1860 году, следуя воле отца, десятилетний Коля Богданов поступает в петербургское коммерческое училище. Учёба давалась ему тяжело, однако он прошёл все четыре класса обучения и, окончив курс в Училище в 1868 году,через два года, в 1870 году поступает в Академию художеств. И вот здесь природное дарование Николая Богданова проявило себя в полной мере. Педагоги неоднократно отмечали его успехи. В 1874 году Богданов получил за свои пейзажные этюды серебряную медаль 2-й степени и серебряную медаль 1-й степени в 1877 году.
«Рыбак с мальчиком», 1889 год, Холст, масло. 50.5 x 74.1 см, Нижегородский художественный музей

Весь 1878 год Богданов много путешествует по России, получая новых эмоций и собирая новый художественный материал для своих работ. В 1879 году за жанровую картину «Воспоминание» Николай Богатов удостаивается звания классного художника 3-й степени. Это полотно принесло художнику всеобщее признание. В 1880 году его картина «В своих владениях» экспонируется в рамках VIII-й выставки Товарищества передвижных художественных выставок, в 1881 году его произведения были и на академической выставке, и на IX-й передвижной. Стоит заметить, что его работы всегда имели большой успех на многочисленных экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок.
«Девочка в саду», 1889 год, доска, масло, 41х26,5 см, частное собрание.

Начиная с 1880 года произведения Богатова уже регулярно экспонируются на выставках Товарищества передвижных выставок. В 1884—1889 годах им было выставлено до 14 картин. В 1882 году Богданов участвовал тремя своими полотнами:»Cторож железной дороги»,»После войны», «Гаваньский чиновник» на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве.
«Гаваньский чиновник», 1882 год, Холст, масло. 58 x 100 см, Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева

В 1882 году он выставил в Академии художеств на новоучрежденный конкурс Академии по разделу бытовой живописи картину «Семейная сцена в саду», за которую получил звание классного художника 1-й степени, а президент Императорской Академии художеств по ходатайству Совета Академии испросил высочайшее соизволение на выдачу Богданову пенсионерского содержания на один год с тем, чтобы он мог поехать за границу и познакомиться с произведениями известных художников-жанристов, находящимися в европейских галереях.
«Нега», 1883 год, частное собрание

Побывав в галереях Германии и Франции, в 1883 году Богданов прислал свои этюды, написанные в окрестностях Парижа, попросив при этом Совет продолжить ему пенсионерское содержание на два года и, когда эта просьба была удовлетворена, отправился в Рим.
«Возвращение с похорон», 1885 год, Холст, масло. 71 x 114 см, Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А.Коваленко

Из зарубежной командировки Николай Григорьевич вернулся с большим количеством этюдов и зарисовок, которые в последующем будут им использованы в его последующих работах.
«Дети в лесу», 1882 год, холст, масло, Челябинская картинная галерея

В 1985 году, работая в Петербурге, художник простудился и тяжело заболел. Результатом стала чахотка. Врачи посоветовали Богданову сменить климат и он переехал жить в Одессу. В городе у моря Богданов много и плодотворно работал, его полотна пользовались большим спросом у местных коллекционеров.
«На берегу», 1890 год, холст, масло , частное собрание

Поступали заказы и из столицы. Радость занятий любимым делом омрачала лишь прогрессировавшая болезнь, которая тревожила всё чаще и не позволяла работать в полную силу.
«Свидание в лодке», 1887 год, холст, часло, Государственный Русский музей

Николай Григорьевич Богданов скончался 28 февраля 1892 года в Одессе в возрасте 41 года от чахотки. Был похоронен на местном кладбище. Мемориальная выставка Николая Богданова состоялась в Одессе в 1894 году. Выставка собрала большое число почитателей его таланта и широко освещалась в местных и столичных печатных изданиях.
«Женщина с люлькой», 1875 год, холст, масло, Чувашский государственный художественный музей.

В наши дни работы мастера украшают экспозиции Государственного Русского музея в Петербурге, Государственной Третьяковской галереи в Москве , Иркутского, Краснодарского, Пензенского, Нижегородского художественных музеев, Челябинской картинной галерее и многочисленных частных коллекций у нас в стране и за её пределами.
«День женщины». Литографии. Российская Империя, 1891 год. Бумага

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .