Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 359. Богатов Николай Алексеевич(1854-1935).

Очередной выпуск нашей Энциклопедии посвящён замечательному русскому художнику, графику, Николаю Алексеевичу Богатову, имя которого сегодня нечасто появляется на страницах изданий, посвящённых истории отечественного искусства. А жаль….

Его творчество полностью соответствовало установкам передвижников.
Он окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где занимался под руководством В. В. Пукирева, Е. С. Сорокина и В. Г. Перова.
Как и многие другие художники второй половины XIX века, любил изображать простую, каждодневную деревенскую жизнь.
С одинаковым успехом работал, как жанрист, пейзажист и портретист, обращался к технике литографии….
А ещё создал серии удивительных иллюстраций к произведениям Пушкина, Тургенева, Достоевского, Мамина-Сибиряка и Григоровича.

Познакомимся с его творчеством ближе?

Итак, мы начинаем…..

Николай Алексеевич Богатов родился 16 декабря 1854 года в Москве в семье придворного служителя. С раннего детства увлекался рисованием, проводя за этим занятием всё свободное время, чему родители мальчика были очень рады.
«Рыбак на берегу реки», 1889 год, холст, масло, Таганрогский художественный музей.

В 1869 году Николай Богатов поступил в Московское училище живописи ваяния и зодчества (МУЖВЗ), которое закончил с отличием в 1875 году.
«Пасечник», 1875 год, холст, масло, 50х73 см, Чувашский государственный художественный музей

В Училище будущий живописец занимался под руководством Василия Владимировича Пукирева(1832-1890),известного русского живописца, портретиста, художника бытового жанра, Евграфа Семёновича Сорокина(1821-1892),талантливого русского художника и педагога, мастера исторической, религиозной и жанровой живописи, Василия Григорьевича Перова(1833/1834-1882),выдающегося русского живописца, одного из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.
«Жанровая сцена», холст на фанере, масло, 20 х 20 см, Московский государственный педагогический университет.

Первые самостоятельные работы Николая Богатова «Лошадь на крестьянском дворе» и «Отдых волов на пашне» имели большой успех среди преподавателей и студентов МУЖВЗ — последняя получила в 1874 году большую серебряную медаль училища.
«Отдых волов на пашне», 1872 год, холст, масло, Румянцевский музей, Санкт-Петербург.

В 1880 году по представлению Училища Николаю Алексеевичу Богатову Советом Академии художеств было присвоено звание классного художника.
«По грибы», 1877 год, холст, масло, 49 Х 38 см, частное собрание.

Николай Богатов был участником многочисленных выставок: с 1872 года — Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Московского общества любителей художеств, также участвовал в выставках Общества русских акварелистов.
«Дети у плетня», 1878 год, холст, масло, 76,8 Х 66 см, частное собрание

Богатов работал в большей степени как жанрист и пейзажист, но писал и портреты. Художник с успехом обращался к технике литографии. Занимался книжной графикой, иллюстрировал произведения русской классики и фольклора.
«Испугалась», 1896 год, холст масло, Воронежский Областной Художественный Музей.

В 1878 году Богатов становится членом Московского общества любителей художеств, с 1881 года с успехом экспонирует свои работы на выставках Общества (до 1903, с перерывами). Преподавал в Училище изящных искусств Гунста.
«Атака донских казаков М.И. Платонова около города Несвижа», 1912 год, картон, масло, Севастопольский музей им. Крошицкого.

С 1886 по 1924 годы Богатов принимал активное участие в деятельности художественного кружка «Среда» (Шмаровинские среды).
«Жатва», 1896 год, холст, масло, Воронежский Областной Художественный Музей

Николай Алексеевич Богатов своим творчеством полностью соответствовал установкам передвижников. Жанровые картины художника — «Девочка с гусями» (1875), «Дети в лесу» (1883), «Стадо у реки» (1895), «Труженики» (1897), «В ожидании парохода», «Девочка в красном сарафане», «В горах» — впервые появлялись именно на выставках передвижников.
«Девочка в красном сарафане», 1912 год, холст, масло, частное собрание.

Богатов создал серии иллюстраций к произведениям Пушкина, Тургенева, Достоевского, Мамина-Сибиряка, Григоровича. Рисунки на охотничьи темы печатались в журнале «Природа и охота».
«Продавец дров», 1900-е годы, бумага, акварель, частное собрание.

В 1890 году Николай Алексеевич в составе группы художников совершил длительное путешествие по России, откуда привёз большое количество набросков и этюдов.
«На пленэре. Автопортрет», 1900 год, бумага, акварель, карандаш, частное собрание.

С 1891 года Богатов работал художником-иллюстратором в журнале «Вокруг света», издаваемого И. Д. Сытиным. Его изображения русских боярышень XVII века, похожих на сказочных царевен, сделанные для журнала были высоко оценены издателем. Художник достоверно показывал старинные национальные костюмы и головные уборы – нарядные кокошники, вышитые золотыми нитями и украшенные жемчугом.

С 1897 по 1913 годы Николай Богатов(с перерывами) принимал участие в выставках Санкт-Петербургского общества художников.
«Птичница», 1879 год, холст, масло, Владимиро-Суздальский Музей-Заповедник.

В 1897 году его работа «На реке» была отмечена почётной грамотой и приобретена Павлом Третьяковым для своей коллекции.
«На реке», 1897 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея.

Во время Первой мировой войны Богатов занимался выпуском агитационного материала, открыток и плакатов в помощь Русской армии.
«В окопах», агитационная открытка, частное собрание.

«Тише! Герой спит», агитационная открытка, частное собрание

После Октябрьской переворота, который художник встретил с большим воодушевлением, Николай Алексеевич состоял членом Комиссии по охране памятников искусства и старины при Моссовете.
«Тятенька загулял», 1908 год, холст, масло, музей-усадьба художника Ярошенко

В 1917–1918 Николай Алексеевич входил в общество московских художников «Звено». Богатов ярко проявил себя и на литературном поприще, являясь автором сборника воспоминаний о МУЖВиЗ.
«Пристань на Волге». Середина 1890-х., Холст на картоне, масло, 17,5×27 см, частное собрание

Николай Богатов работал как жанрист, пейзажист и портретист. Обращался к технике литографии. Занимался книжной графикой, иллюстрировал произведения русской классики и фольклора.
«Эпизод Бородинского сражения», Иллюстрация к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино», 1912 год. Хромолитография.

Как иллюстратор Николай Богатов обращался и к творчеству Фёдора Михайловича Достоевского — готовил рисунки для Униженных и оскорбленных (1888 год) и Неточки Незвановой (1888 год).

Николай Алексеевич Богатов умер 7 октября 1935 года в Москве, где и был похоронен.
«Пейзаж», 1912 год, картон масло, частное собрание

В наши дни работы Николая Алексеевича Богатова украшают Экспозиции Государственной Третьяковской галереи, Чувашского государственного художественного музея, музеев Омска, Севастополя, Сыктывкара, Твери и многих других, а также многочисленные частные коллекции у нас в стране и за рубежом.
«На дутиках», 1910-е годы, бумага, акварель, частное собрание

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .