Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 358. Беньков Павел Петрович(1879-1949).

“Одним из качеств Павла Бенькова, у которого есть чему поучиться современным мастерам кисти, было то, что он принимал активное участие в жизни нашего народа, воспевал его образ жизни, традиции, художественно отражая их в своих полотнах, с любовью и искренностью выявлял самобытность этой жизни, не упуская мельчайших подробностей, – говорил о нем художник Рузи Чарыев.

Ученик Ильи Ефимовича Репина, он как стипендиат Императорской Академии Художеств ездил во Францию, где брал уроки в частной школе Жюлиана (Akadèmie Julian) в Париже.

Преподавал в Казанской художественной школе «по вольному найму» и давал частные уроки живописи и рисунка, знаменитому впоследствии поэту-футуристу Велимиру Хлебникову и его сестре — художнице Вере Хлебниковой.

Павел Петрович Беньков был одним из наиболее активных создателей Союза художников Узбекской ССР ,длительное время был членом правления оргкомитета Союза Художников Узбекской Республики, а в 1938 году стал членом правления Союза художников Узбекистана.

Он был прекрасным педагогом, чья педагогическая деятельность внесла огромный вклад в формирование профессионального изобразительного искусства Узбекистана.

А ещё, после гражданской войны, пережитых потрясений, болезней, голода и тотальной неустроенности, Павел Беньков много и неутомимо работал, отвоёвывая свое место под солнцем, где мог бы свободно творить……

Познакомимся с ним поближе?

Итак, мы начинаем….

Каждый народ с почтением относится к представителям другой страны, уважающим и воспевающим его традиции и духовные ценности. Именно таким высокочтимым художником был для Узбекистана россиянин Павел Беньков.
“Мой приезд в Узбекистан, – писал П. П. Беньков в своих воспоминаниях, – можно назвать особым периодом… Именно в Узбекистане я начал переходить к сложным композициям”. Приехал художник в Узбекистан в 1928 году. Очарованный этим краем, он остался здесь на всю оставшуюся жизнь, которая завершилась в 1949 году в Самарканде.
«БУХАРСКИЕ ВОДОНОСЫ У ХАУЗА», 1930-1940-Е годы, Водоносы наполняют кожаные бурдюки водой из открытых водоемов (хаузов), берега которых выложены каменными ступенями. Государственный музей искусств Узбекистана

Павел Петрович Беньков родился в Казани 8 (20) декабря 1879 года в семье ремесленников (родители держали скорняжную мастерскую). Увлечение рисованием пришло к Павлу в раннем возрасте — рисовать он начал в 6 лет. Родители не одобряли увлечения сына, считая это пустой тратой времени. Павел же обладал огромным желанием и определённой твёрдостью характера, позволившими ему в конце концов самостоятельно выбирать свой жизненный путь.
«ТАЩЁВКА», 1914-1915 годы, холст, масло, частное собрание

Первым учителем Павла был учитель рисования в местном городском училище, обративший внимание на талантливого ученика. Поручая ему рисовать птиц и животных он оценил природный талант Бенькова и посоветовал ему продолжить обучение в открывавшейся в то время в Казани художественной школе.
«НА ТЕРРАСЕ», 1910 год, холст, масло, 88×123 см, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань

В 1895 году Павел Беньков, вместо поступления в духовную семинарию, обманув родителей, сдал экзамены и поступил в первый набор только что открывшейся в Казани художественной школы. Казанская художественная школа была открыта 9 сентября 1895 года по ходатайству Казанского губернского земства и Казанской городской думы с разрешения Президента Императорской Академии художеств великого князя Владимира Александровича.
«БУХАРСКИЙ ВЕЛЬМОЖА». 1930-е годы, холст, масло, Бухарский государственный музей-заповедник.

Занятия он посещал в течение двух лет нерегулярно, на правах вольнослушателя, о чем сам просил при поступлении в школу. Будущий художник вынужден был зарабатывать на жизнь и учёбу, поскольку родители, жившие в то время в Перми ему не помогали. В 1896—1898 годах Павел неоднократно подавал прошения об освобождении его от платы за учебу в школе. Он настойчиво шел к своей главной цели и сумел в короткий срок закончить классы общего художественного образования.
«ИМЕНИЕ «ЯЗЫКОВО»(ПУШКИНСКИК МЕСТА)», 1914-1916 годы, холст, масло,Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань,

В училище Беньков познакомился и подружился с будущим блистательным художником, гордостью отечественного импрессионизма, Николаем Фешиным(1881-1955). Они учились у замечательных преподавателей, выпускников Академии художеств — Григория Медведева(1868-1944), Христофора Скорнякова(1862-1916), Ивана Денисова(1867−1928), Юлиана Тиссена(1863-1922), Николая Бельковича(1866-1920). Друзья были бедны, однако демонстрировали завидное усердие и несомненный талант, неоднократно отмечавшийся преподавателями. Согласно воспоминаниям Фешина, они не только учились в одном классе, но в трудные периоды жили вместе. Вместе с группой своих соучеников Фешин и Беньков были рекомендованы для поступления без экзаменов в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в Петербурге.
«СТАМБУЛ НОЧЬЮ», 1914 год, холст, масло, частное собрание

В 1901 году после окончания Казанской художественной школы друзья приняли решение — учиться дальше, и прибыли в столицу. С 1901 по 1909 годы Павел Петрович занимается в Высшем художественном училище при Академии художеств. А в марте 1903 года его уже зачисляют в мастерскую к ученику Репина, Дмитрию Николаевичу Кардовскому(1866-1943). За повышенное внимание к цвету Беньков получил у студентов прозвище «Тициан». Совет дважды — в 1902 и 1903 годах — оставлял Бенькова на первом курсе. Но в дальнейшем он справился с программой, и в конце 1903 года ему назначается стипендия, которую он получал до октября 1908 года.
«ЗОЛОТОЙ ПЛЁС», 1914 год, холст, масло, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань,

Беньков с Фешиным подрабатывали в журналах, рисовали портреты, афиши и программки, а вот летние каникулы каждый из них проводил по-своему усмотрению, исходя из своего финансового состояния. Если Фешин уезжал на родину, жил у родственников в Чебоксарах или в деревне у дяди, то Беньков, стипендиат Академии, мог позволить себе съездить в Европу, посетить местные музеи по музеям, поучиться в парижской Академии Жюлиана.
«СТАРЫЙ ТАШКЕНТ, ПРОШЛОЕ», холст, масло, Государственный музей искусств Узбекистана

По молодости лет Беньков вообще считал, что поездки в каникулы за границу важнее, чем вовремя явиться в Академию к началу занятий, и поэтому очень часто опаздывал. В 1907 году он подолгу не бывал в мастерской, о чем Кардовский писал ему в Испанию, а когда в очередной раз в 1908 году Беньков не вернулся вовремя к началу занятий из поездки по Испании и Италии, его исключили из списка учащихся. Прошение о восстановлении и объяснительная записка не помогли.
«ДВОРИК. ВОЗВРАЩЕНИЕ С БАЗАРА» 1947 год, Государственный музей Востока (Москва, Россия).

Но все-таки Совет профессоров позволил Бенькову выставить свою картину на соискание звания художника к 1 ноября 1909 года. Бенькову все-таки удалось получить звание художника. На суд Совета им была представлена выпускная работа с весьма красноречивым названием — «Покорность», которую завершил, находясь в Италии. Картина написана в небольшом красивом итальянском городке Ассизи. В центре картины на смертном одре лежит молодая женщина, у ног которой, на каменных плитах пола, согнулась сломленная горем мать. Причина выбора такого сюжета так и осталась неизвестна.
«ПОКОРНОСТЬ» (дипломная работа) 1909 год, работа не сохранилась

В 1909 году Павел Беньков вернулся в Казань преподавателем Казанской художественной школы «по вольному найму», где проработал с 1909 и по —1929 годы с перерывами. К этому времени Фешин уже уехал в Казань и стал преподавателем в родном Казанском художественном училище. Беньков также работал художником-декоратором Казанского городского театра в 1913—1918 годах, давал частные уроки живописи и рисунка, в частности, знаменитому впоследствии поэту-футуристу Велимиру Хлебникову и его сестре — художнице Вере Хлебниковой;
«Пейзаж. Этюд к картине «Красная кавалерия в горах», до 1938. Холст, масло. Частное собрание. Москва

У Бенькова (как и у Фешина) в упомянутой Казанской художественной школе учились первые чувашские профессионалы Моисей Спиридонов и Никита Сверчков, с которых в Чувашии, собственно, живопись и началась.
«ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ, САД ЭРМИТАЖ», 1920-е годы. Холст, масло. Частное собрание, Москва

В 1909 — 1918 годах состоялось восемь периодических выставок, и на каждой было представлено несколько произведений Бенькова. О большинстве из них сегодня можно судить только по названиям в каталогах — «Наследница. Италия», «Тихий день», «Поздняя осень», «Утро», «Море. Капри», «Имение «Языково», «На солнышке», «Капри», «Портрет госпожи К.», «Портрет Н. П. Астаниной» «Портрет Т.А. Поповой» .и другие.
«Портрет Т.А. Поповой». Конец 1910-х — начало 1920-х годов. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств, Республика Татарстан

В Государственный музей искусств Татарской АССР из ранних работ попали пейзажи «Золотой плес», «Желтые листья», «На балконе». В Чистопольский краеведческий музей — «Портрет Н. О. Степановой-Шевченко». Известны его произведения, находящиеся в частных собраниях — «Портрет жены», «Портрет детей Ковалевских», «На Волге. Ташевка», «Стамбул ночью».
«Портрет детей Ковалевских», 1913-1914 годы, холст, масло, частное собрание.

Необходимо отметить, что появление двух молодых выпускников Академии стало большим событием в жизни Казанской художественной школы, и нет ничего удивительного, что очень скоро ученики буквально боготворили своих педагогов и разделились два лагеря: «фешинцев» и «беньковцев». Историк искусств Павел Радимов, коллега художников, вспоминал: «Н. И. Фешин любил серебро, серебристый свет и в передаче его был необычайным мастером, а П. П. Беньков любил солнечный свет». И в жизни Фешин и Беньков составляли довольно контрастную пару; их постоянно сравнивали, при том, что они были принципиально разными.
«ПОРТРЕТ ХУДОЖНИЦЫ ЗИНАИДЫ КОВАЛЕВСКОЙ», 1945 год, Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств, Республика Татарстан

Фешин — благородный, красивый, замкнутый. Беньков — совсем лысый в свои тридцать, веснушчатый, с «неинтересным лицом» и при этом «душа компании». Фешин — виртуоз рисунка, Беньков — цвета. Тем не менее, любые провокации со стороны учеников и преподавателей проявить соперничество неизменно заканчивались ничем: друзья оставались друзьями, вместе проводили время, рисовали одних и тех же людей из ближнего круга — друзей, учениц, членов семей.
«ХАУЗ С ВОДОНОСАМИ (Ляби-хауз)», 1929. Холст, масло. Государственный музей Востока.

Начиная с 1911 года Беньков неоднократно ездил в Италию, где его застало начало Первой мировой войны. В живописи казанского предреволюционного периода Павел Беньков раскрылся как мастер лирического пейзажа и портрета.
«ДАМА В КРАСНОМ, ПОРТРЕТ АКТРИСЫ В.ШЕМУЛЕВИЧ», 1915 год, холст, масло, частное собрание

Октябрьский переворот Беньков встретил неоднозначно: разруха и хаос побудили художника в 1919 году покинуть Казань и вместе с отступающими войсками адмирала А. В. Колчака уехать в Сибирь. В 1919—1920 художник работал декоратором в театрах Иркутска и Омска.
«ДЕВУШКА-ХИВИНКА» 1931 год, Хивинская девушка за прядильным станком Государственная Третьяковская галлерея (Москва, Россия)

В 1921 году Павел Беньков вернулся в Казань, где продолжил преподавание в Казанских высших государственных художественно-технических мастерских (Кахутемас) (бывшая Казанская художественная школа), а также возобновил сотрудничество с казанскими театрами — Русским драматическим (1924—1925) и Татарским академическим государственным театром (1926—1927).
«УЛОЧКА БУХАРЫ», 1929 год, У священного мазара. Государственный музей искусств Узбекистана.

В 1922 году художник вступил в АХРР (Ассоциация художников революционной России), в 1923-м — в ТАХРР (Татарская ассоциация художников революционной России). В это время художник исполнял многочисленные заказы государственных учреждений, откликался на общественный запрос нового строя, писал портреты В. И. Ленина (1924, не сохранился), Л. Н. Толстого (1925 год), писателя Г.Ибрагимова (1926 год ) «Портрет историка П.Траубенберга», 1926 год и др.
«Портрет историка П.Траубенберга», 1926 год, холст, масло, частное собрание

Павла Бенькова на родине преследовали неприятности — репрессии родственников жены, смерть сына от первого брака, неудовлетворенность творчеством, финансовые трудности… Все это привело Павла Петровича к мысли об отъезде из Казани. Летом 1928-го он отправился в Бухару — и этот город, застывший во времени, произвел на художника неизгладимое впечатление.
«СТАРАЯ УЛОЧКА САМАРКАНДА», 1934 год, холст, масло, Государственный музей искусств Узбекистана..

Черты средневековья пронизывали каждую улочку — от типажей на улицах до уклада жизни и деталей быта, лишь красные флаги напоминали о том, что здесь воцарился социализм. Мастер пленэра оказался в среде, где каждая улица или квартал становились натурой, а каждый человек — потенциальной моделью.
«СТАРИК С ДУТАРОМ», 1930-1940 годы, Холст, масло, частное собрание.

В 1929—1930 годах состоялась его вторая поездка в Среднюю Азию, во время которой художник посетил кроме Бухары, Хиву и Самарканд, а в 1930 году, когда в Самарканде открыли художественный техникум, где Павел Петрович стал преподавателем живописи, он уже окончательно переехал из Казани в Самарканд.
«ПОДРУГИ. СТАРЫЙ ДВОР». Самарканд, 1947 год, холст, масло, частное собрание.

Он купил небольшой дом на окраине, куда в 1930 году переехала из Казани его жена. Заказов было много: портреты руководителей Узбекистана, сюжетные полотна на темы социалистических строек. Его карьера шла в гору, Беньков много выставлялся.
«ВЕСНА», 1943 год. Холст, масло. Государственный музей Востока

В 1931—1949 Павел Беньков являлся одним из ведущих педагогов Самаркандского художественного училища, которое в 1936-м заняло первое место на Всесоюзном конкурсе художественных училищ СССР. В 1932—1933 Беньков участвовал в создании Союза художников Узбекской ССР, а в 1932—1938 был членом правления оргкомитета СХ Узбекской Республики, в 1938 году он стал членом правления Союза художников Узбекистана.
«ЧАЙХАНА. БУХАРА».1932 год. Под торговыми куполами старой Бухары. Холст, масло. Государственный музей искусств народов Востока (Москва).

В Самарканде в творчестве Павла Петровича Бенькова большое место занимали композиции, сюжеты которых отражали традиционное течение жизни в Средней Азии (базары, чайханы и т. д.), а также работы, посвященные новым реалиям советского Востока (труд женщин на фабриках и хлопковых полях, партийные съезды-курултаи и проч.).
«У арыка», 1947 год, Холст, масло. Государственная Третьяковская Галерея, Москва

Художник, как и в казанский период, продолжал работать над портретами, но в наибольшей степени особенности творческой концепции П. П. Бенькова проявились в городских пейзажах с видами древних мечетей, хаузов, двориков с арыками.
«Регистан. Акация ранней весной», 1946 год. Холст, масло. Частное собрание, Москва

Его самаркандские, хивинские, бухарские полотна сияют не напыщенной экзотикой, а чувственным восприятием, мощной, ни на что и ни на кого не похожей манерой письма. Он основал в Ташкенте художественное училище, которое до недавнего времени носило его имя.
«Старьёвщик (Старик татарин)», 1925-1926 год. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств, Республика Татарстан.

Педагогическая деятельность Павла Петровича Бенькова внесла огромный вклад в формирование профессионального изобразительного искусства Узбекистана. Среди учеников художника такие живописцы республики, как Зинаида Ковалевская, переехавшая из Казани в Самарканд вслед за учителем, Л. Абдуллаев, А. Абдуллаев, Р. Ахмедов, Ю. Елизаров, А. Разыков, Р. Тимуров, А. Хайдаров и многие другие.
«ДЕВУШКИ ЗА РАБОТОЙ НА ХЛОПКОВОМ ПОЛЕ». 1939 год, холст, масло, Государственный музей Востока.

Сила педагогического таланта Павла Петровича состояла в том, что он всегда старался преподносить своим ученикам не голословные истины, а показывал, как надо писать, старательно и терпеливо разбирал ошибки. При этом он всегда находил деликатную форму, чтобы не ущемлять достоинство человека. Не случайно воспитанники Павла Петровича всегда с такой теплотой вспоминали своего педагога.
«ДВОРИК В СТАРОМ ГОРОДЕ. ОСЕНЬ». Самарканд., 1940 год, холст масло, Государственный музей искусств народов Востока (Москва).

За 20 лет жизни в Самарканде Павел Беньков превратился в местную легенду: грузный, с тросточкой, он перемещался по городу в тарантасе, покупал студентам холсты на свои деньги, а на работе всячески отстаивал принципы реалистического искусства. Больное сердце все сильнее давало о себе знать….
«Натурщик», 1925 год. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств, Республика Татарстан

Павел Петрович Беньков умер в Самарканде 16 января 1949 года. Его похоронили на «Центральном» кладбище Самарканда. В мастерской художника осталось много незавершенных полотен. До последних дней Беньков продолжал напряжённо трудиться, не переставал радоваться жизни, был полон замыслов, восхищался красотой столько раз виденного неба и окружающей природы. Он всегда сожалел лишь об одном: «Поздно приехал, не хватило времени, сил, здоровья воплотить все замыслы и мечты».
Могила Павла Петровича Бенькова на Центральном кладбище Самарканда

В наши дни работы Павла Петровича Бенькова хранятся в музеях Москвы (Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей искусства народов Востока, Государственный музей современной истории России), Казани (Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Национальный музей Республики Татарстан), Ташкента (Государственный музей искусств Узбекистана), Самарканда (Самаркандский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник), Бухары (Бухарский государственный архитектурно-художественный музей-заповедник), Нукуса (Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И. В. Савицкого) и других городов, а также в многочисленных частных коллекциях России, Узбекистана и ряда европейских стран.
«ПОРТРЕТ КОЛХОЗНИКА»,1940 год, холст, масло, Картина пожилого дехканина кисти художника Бенькова Павла Петровича. Государственный музей Востока (Москва, Россия).

В 1949 году именем художника была названа улица в Самарканде, на которой он жил, имя Павла Петровича Бенькова присвоено Самаркандскому художественному училищу (в 1949-м оно было объединено с Ташкентским художественным техникумом и продолжило деятельность как Республиканское художественное училище имени П. П. Бенькова до 1991 года, когда имя художника из названия убрали).
«ТАДЖИК С ПИАЛОЙ. САМАРКАНД». 1928 год, холст, масло, Государственный музей Востока (Москва, Россия)

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .