Студия И. Галереи интерьерной живописи

Дубовский Николай Николаевич(1859–1918)- крупный русский живописец отечественной пейзажной школы рубежа ХIХ и ХХ веков, видный общественный деятель, член и впоследствии один из руководителей Товарищества передвижников — самого значительного из русских художественных объединений ХIХ века, сыгравшего выдающуюся роль в развитии русского изобразительного искусства.

Дубовской-Николай-Никанорович1859-1918-Притихло_-1890_-Холст-масло-86х143-см-1024x615.jpg

Академик живописи (1898 год), действительный член Императорской Санкт-Петербургской академии художеств (ИАХ) (1900 год), член Совета Академии художеств (1908 год), преподаватель (1909 год) и профессор-руководитель пейзажной мастерской Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры (ВХУ) при Императорской Академии художеств (1911).

Николай Никанорович Дубовской родился 5 декабря 1859 года в Новочеркасске в семье родового казака — войскового старшины Войска Донского. Рисовать начал в детстве, копируя иллюстрации в журналах «Нива», «Всемирная Иллюстрация». Его дядя, художник А. В. Пышкин, научил мальчика рисовать по памяти. Несмотря на проявленный с ранних лет интерес к рисованию, по нерушимой семейной традиции он обязан был выбрать судьбу военного. По настоянию отца в 1870 году он был определён кадетом в Владимирскую Киевскую военную гимназию.
За время обучения в гимназии он не теряет интереса к живописи, и по окончании Владимирской Киевской военной гимназии в 1877 году семнадцатилетний Дубовской добивается у отца разрешения и отправляется в Петербург, где успешно поступает в Императорскую Академию художеств сначала вольнослушателем, а затем переводится в мастерскую пейзажной живописи профессора М. К. Клодта, ставшего его учителем. В Академии художеств Николай Дубовской пробыл четыре года и получил за свои работы четыре Малые серебряные медали. Еще будучи студентом, он выставлял картины в классе учеников Академии и в Обществе поощрения художеств
Однако закончить Академию ему не удалось, так как Дубовской отказался писать выпускную работу на выбранную Академией тему. В итоге художник лишается поездки за границу и вообще поддержки Академии.

С этого момента он свободен. Дубовской пишет природу окрестностей Петербурга. В этот период появляются работы «После дождя», «Перед грозой». Художник представляет свои картины на передвижных выставках. Особенный успех ему принесла картина «Зима», ставшая новым явлением в пейзажной живописи. Она поразила публику удивительными цветовыми эффектами на основе традиционного простого пейзажа. Полотно «Зима» отличалось небывалой эмоциональностью художника.

Дубовской становится постоянным участником выставок, проводящихся Товариществом передвижных художественных выставок. Новым успехом художника стала картина «Ранняя весна». Впоследствии он переходит от красочных пейзажей к картинам, отвечающим тенденциям современности. Одной из таких работ стала картина «Притихло», которая, по свидетельствам исследователей, отражает обстановку в стране. Пейзажная техника оттачивается с годами, тематика остается разнообразной.

Среди основных тем появляется красота водной стихии. Характерная черта манеры Дубовского – изображение жизни природы вкупе с эмоциями и переживаниями человека. Его пейзаж прост и лаконичен, он дышит оптимизмом. Главные компоненты его работ — пространство, воздух, свет. С годами романтические черты картин Дубовского усиливаются. Примерами подобных работ могут служить полотна «Дождь прошел», «Ураган в степи». Характерные черты работ Дубовского стали основой нового метода живописи – «пейзажа настроения». Это направление художник создает вместе с И.И. Левитаном

Дубовский много путешествует по Европе, делая зарисовки и наброски. С 1897 года он много работает и как педагог. Он также становится членом Мюнхенского Сецессиона, постоянным участником выставок.

Начало первой мировой войны стало для Дубовского тяжелым временем перемен. Он умер 28 февраля 1918 года в Петрограде, где и был похоронен. Причиной смерти стал паралич сердца.

Дубовский вошёл в историю русской живописи как автор проникновенных, мастерски исполненных и пользующихся большой популярностью картин русской природы, продолжатель традиции широкого, панорамного пейзажа своего учителя академика М. К. Клодта (1832—1902). Кисти художника принадлежит более четырёхсот картин и около тысячи этюдов.

Николай Никифорович Дубовской — один из немногих русских пейзажистов, удостоенных золотых и серебряных наград за участие в художественных международных выставках в Париже, Мюнхене и Риме. Картины мастера пейзажа представлены в Государственной Третьяковской галерее (Москва), Государственном Русском музее (С.-Петербург), музеях изобразительных искусств Омска, Нижнего Новгорода, Новочеркасска, Казани, Красноярском государственном художественном музее им. В. И. Сурикова, во многих других музеях и галереях России и за рубежом.

Признание на родине и в Европе однако не уберегло Николая Дубовского от тени забвения у себя в стране в советское и постсоветское время.Несмотря на то, что картины Н. Дубовского находятся в коллекциях Третьяковской галереи и Русского музея, что его знают многие, в то же время для подавляющего большинства любителей искусства он остаётся неизвестен. В этом парадоксе заключается печальная истина.
Дубовской принадлежал к младшему поколению передвижников, и начинал выступать на выставках со второй половины 1880-х годов вместе с А. Архиповым, А. Васнецовым, В. Серовым, К. Коровиным, с именами которых связывается возникновение новой русской пейзажной живописи.
Среди множества ныне почти забытых художников, составлявших в своё время славу отечественной живописи, имя Николая Никаноровича Дубовского стоит особняком: в кругу русских пейзажистов конца XIX — начала XX столетия его имя было одним из самых популярных. Профессиональный и общественный авторитет Н. Дубовского был непререкаем. Сподвижники Н. Дубовского высоко ценили солнечный оптимизм и мощный темперамент, присутствовавшие в его творчестве.

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал “Русская живопись от А до Я”, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001. — 40 726 стр.,П. Н. Петров, «Сборник материалов для истории Импер. академии художеств за 100 лет ее существования», СПб. 1866, т. III, стр. 90, 164, 216, 336, 350, 355, 386, 439, 447. Н. П. Собко. Словарь русскихъ художниковъ, Т..III, вып. I. С.-Пб. 1899 г . Савинов А. Н. Н. П. Петров // Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века / под редакцией Леонова А. И. — М.: Издательство «Искусство», 1962. — Т. 1. — С. 53. — 692 с. , Архивные материалы Императорской Академии Художеств, фонды № 25,26,28,30, 31, Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. М., 1970, т. 1. С. 296., «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986г.Ткач, М. И. Энциклопедия пейзажа — М.: Олма-Пресс, 2002. сс. 135—136, Романовский, А. С. Пейзаж в русской живописи. 2008, Италия. 416 с.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние

18+ © 2013—2024. Студия-И. Копирование материалов только с разрешения правообладателя.

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

«Студия-И» разрешает неограниченное копирование и распространение изображений исключительно тех произведений искусства, которые относятся к общественному достоянию.

Политика конфиденциальности — в соответствии с действующим законодательством.