Студия И. Галереи интерьерной живописи

Бруни Фёдор Антонович(1799–1875)-известный русский художник итальянского происхождения, представитель академического стиля.
Фёдор(Фиделио) Антонович Бруни родился 10 июня 1799 года в Милане, в семье швейцарского итальянца, художника и реставратора Антонио Бруни, который в 1807 году, приехал в Россию из Италии.Антонио Бруни в царствование Павла I был реставратором картин и живописцем по плафону.Его работы в наши дни украшают интерьеры Михайловского дворца; впоследствии он занимался работами в Москве, по заказу князя Куракина.Фёдор с раннего детства обнаруживал большую любовь к рисованию.

bruni_work_201408271625352.jpg

В 1809 году Фёдор, в возрасте десяти лет поступил в Воспитательное училище при Императорской Академии художеств, где занимался под руководством Алексея Егоровича Егорова(1776-1851),одного из самых одаренных мастеров академического рисунка, Андрея Ивановича Иванова(1775-1848),известного русского художника, представителя классицизма и Василия Козьмича Шебуева(1777-1855),выдающегося русского живописца, действительного статского советника, академика, заслуженного ректора Императорской Академии художеств.
За первые успехи молодой Бруни был награжден серебряною медалью, а в 1818 году окончил курс и получил звание художника с правом на чин XIV класса. Его отец, справедливо полагая, что художественное образование девятнадцатилетнего Фиделио еще недостаточно, решился, по совету Шебуева, отправить сына для дальнейшего усовершенствования в живописи в Италию. Изучение образцовых произведений старинных художников окончательно определило направление молодого Фиделио, переименованного в России в Федора.
Исполнив несколько небольших картин, Фёдор Бруни, не достигший ещё 22-летнего возраста, принялся за свою первую большую картину «Смерть Камиллы, сестры Горация», которая в 1824 году была выставлена в Капитолии, имела оглушительный успех, принеся автору её немалую известность, и появившись в Санкт-Петербурге через 10 лет, принесла Фёдору Антоновичу Бруни высокое звание академика.

В начале тридцатых годов живописец начал начал работу над грандиозной по размеру и замыслу работой «Воздвижение Моисеем медного змия», но ещё до её завершения, был вызван из Рима в Санкт-Петербург для работ в Исаакиевском соборе и для преподавания в Императорской Академии художеств.
Он прибыл в Петербург в 1836 году, написал в течение двух лет несколько образов и скомпоновал для алтаря Казанского собора большую картину-образ «Покров Пресвятые Богородицы».
В этом же году Фёдор Антонович Бруни стал профессором 2-й степени в Императорской Академии художеств. Среди его учеников были Михаил Петрович Боткин(1839-1914), известный русский художник, академик исторической живописи, гравёр, искусствовед, археолог, коллекционер и меценат и Арсений Иванович Мещерский(1834-1902),выдающийся русский живописец, автор многочисленных самобытных пейзажей русской природы.
В 1838 Бруни вернулся в Рим, и написал там «Покров», а спустя четыре года завершил работу над главным произведением своей жизни: «Медный змий».
Выставленная в Риме на публике в 1840 году, картина произвела настоящий фурор. В следующем году эта картина была перевезена в Петербург и выставлена в одном из залов Зимнего дворца. Все печатные отзывы того времени об этой картине были преисполнены почти безграничными похвалами этому произведению, замечательному по составу и расположению групп,и соответствующего содержанию изображённого библейского события. В этой картине Бруни показал в полной силе все своё глубокое, академическое знание рисунка. В Русском музее «Медный змий» находится рядом с картиной Карла Павловича Брюллова(1799-1852)— «Последний день Помпеи».
Период 1841—1845 годов Бруни вновь проводит в Италии, занимаясь картонами для росписей Исаакиевского собора в Петербурге (ныне хранятся в Русском музее).В 1845 году Бруни привёз в Петербург 25 картонов, которые были в Риме предметом похвал знатоков искусства; некоторые из них были исполнены в виде фресок в Исаакиевском соборе самим художником, другие различными художниками под его личным руководством.
В 1849 году Фёдора Антоновича Бруни назначили хранителем картинной галереи Эрмитажа, Занимая этот ответственный пост, художник дважды выезжал в командировки для покупки картин, предназначенных для пополнения коллекции музея.
В 1855 году Высочайшим Указом Фёдор Антонович Бруни был назначен ректором Императорской Академии художеств по отделу живописи и ваяния, а в 1866 году под его руководством оказалось и мозаичное отделение, созданное его стараниями. В 1871 году по состоянию здоровья Бруни оставил пост ректора и удалился на покой.
В течение всего своего творческого пути Бруни был чрезвычайно трудолюбив и плодовит, чему немало способствовала его постоянная поддержка заказами со стороны правительства и частных лиц. Кроме исторических и религиозных картин он писал портреты.
Главная его сила была в композиции и правильности рисунка; в его картинах видно много академического знания, которое было пополняемо художественностью содержания, а часто и чувством.
К концу жизни он был почётным членом Болонской и Миланской академий искусств, почётным профессором Флорентийской Академии художеств и Академии Святого Луки в Риме.В последние годы своей жизни Бруни занимался сочинением картонов для образов Храма Спасителя в Москве.

Фёдор Антонович Бруни скончался 30 августа (11 сентября) 1875 года в Санкт-Петербурге. Был похоронен на участке святого Петра Выборгского католического кладбища в Санкт-Петербурге. В 1936 году в связи с закрытием кладбища захоронение вместе с надгробием было перенесено на Тихвинское кладбище (Некрополь мастеров искусств) Александро-Невской лавры.

Художественная деятельность Фёдора Антоновича Бруни занимает заслуженное место в истории русской живописи, и появление его произведений составило целую эпоху в русском искусстве.

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал “Русская живопись от А до Я”, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001. — 40 726 стр., Большая Иллюстрированная энциклопедия живописи(под редакцией Е.В. Ивановой, Н.Ю. Николаева)” ОЛМА Медиа Групп”, Москва 2011 г., Мировое искусство (500 мастеров живописи), ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2006г, А.А.Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах. СПб.: Императорское Русское Историческое Общество, 1912 год. ,П. Н. Петров, «Сборник материалов для истории Импер. академии художеств за 100 лет ее существования», СПб. 1866, т. III, Н. П. Собко. Словарь русскихъ художниковъ, Т..III, вып. I. С.-Пб. 1899 г . Савинов А. Н. Н. П. Петров // Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века / под редакцией Леонова А. И. — М.: Издательство «Искусство», 1962. — Т. 1. — С. 53. — 692 с. , Архивные материалы Императорской Академии Художеств, фонды № 25,26,28,30, 31, Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. М., 1970, т. 1. С. 296., «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986г.,Верещагина А. Г. «Фёдор Антонович Бруни». Л., 1985.,Савинов А., Ф. А. Бруни, М.-Л., 1949.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние

.