Студия И. Галереи интерьерной живописи

Бронников Фёдор Андреевич(1727–1902)-известный русский художник, профессор исторической живописи.
Фёдор Андреевич Бронников родился 17 (29) сентября 1827 года в городке Шадринск, Шадринского уезда, Пермской губернии, Российской империи а семье иконописца. Увлечение живописью проявилось в раннем детстве. Отец дал Фёдору первые уроки живописи.

87557084bb601e3.jpg

После смерти отца шестнадцатилетним подростком Бронников отправился с попутным обозом в Санкт-Петербург, мечтая поступить в Императорскую Академию художеств.Но поступление не состоялось,отсутствие средств, необходимых для учёбы, вынудило юношу на время забыть об учёбе и поступить учеником гравёра в гравёрную мастерскую известного русского гравёра(ксилографа) Евстафия Ефимовича Бернадского(1819-1889). На талантливого юношу обратил внимание Пётр Карлович Клодт(1805-1867), известнейший русский скульптор из баронской семьи Клодт фон Юргенсбург. Благодаря его поддержке Бронников получил бесплатный билет вольнослушателя классов рисования Императорской Академии(нельзя не отметить, что это произошло только после того, как по ходатайству покровителей художника, в Шадринске в 1850 году дали согласие отчислить его из своего мещанского общества).

Педагогом Фёдора Бронникова в Академии был Алексей Тарасович Марков(1802-1878),заслуженный профессор исторической живописи, обладавший высоким художественным мастерством живописца и удивительным талантом педагога. Последовательно и успешно пройдя все классы, Бронников был удостоег за годы учёбы в Академии:В 1851 году малой серебряной медали за портреты с натуры, большой серебряной медали — за картину «Возвращение Улисса в свой дом», в 1852 году второй золотой медали за программную картину «Проповедь святого Иоанна Предтечи в пустыне», в 1853 году большой золотой медали за программную картину «Божья матерь всех скорбящих радость».
В 1853 году Федор Андреевич Бронников успешно окончил Императорскую Академию художеств. За картину на заданную тему «Божия матерь — всех скорбящих радость» он получ звание художника и право на командировку за казённый счёт в Италию.
В 1854 году Фёдор Андреевич Бронников отправился за границу пенсионером Академии и поселился в Риме. В Риме, на Виа Виттория у него была своя студия. В Италии он много работал: писал портреты состоятельных граждан, итальянские пейзажи, улицы городов и селений, жанровые сцены из итальянской жизни, картины на темы из истории Древнего Рима и Средневековья. В Италии художник остался и после окончания срока командировки, так как слабое состояние здоровья требовало тёплого и мягкого климата. Бронников пишет картины на темы из древнегреческой, древнеримской истории, а также на темы современной ему итальянской народной жизни.
В 1863 году Фёдор Андреевич Бронников привёз в Россию большое полотно: «Квестор, читающий смертный приговор сенатору Тразею Пету». Полотно произвело большое впечатление на членов академического Совета и Бронникову за эту работу было присвоено звание профессора исторической живописи. В 1870 году Академия присудила ему золотую медаль за картину «Бедное семейство, прогоняемое с квартиры».
В России Бронников сблизился с передвижниками, и под их влиянием исполнил ряд жанровых работ: «Старик-нищий» (Государственная Третьяковская галерея), «Золотая свадьба», «Бедное семейство, прогоняемое с квартиры»и ряд других.
А в 1873 году Бронников вступил в Товарищество передвижных художественных выставок. Протокол о его приёме был подписан Иваном Николаевичем Крамским(1837-1887),выдающимся русским живописцем и рисовальщиком, мастером жанровой, исторической и портретной живописи,Григорием Григорьевичем Мясоедовым(1834-1911),известнейшим российским живописцем, одним из самых ярких представителей русского реализма второй половины XIX века, основателем Товарищества передвижных художественных выставок, Василием Григорьевичем Перовым(1833/34-1882),известным русским живописцем, одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, Иваном Ивановичем Шишкиным(1832-1898),выдающимся русским художником-пейзажистом, живописцем, рисовальщиком и гравёром-аквафортистом,Михаилом Константиновичем Клодтом(1832-1902),выдающимся русским живописцем,Алексеем Кондратьевичем Саврасовым(1830-1897)известнейшим русским художником-пейзажистом, членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок, и другими.
Вместе с лучшими русскими мастерами Федор Андреевич экспонирует свои работы. Среди них — «Больной у католического монастыря», «Покинутая», «Художники в приёмной богач». Все работы художника пользовались большим интересом у зрителей и критиков.
В 1878 году Фёдор Бронников создал удивительное по своему драматизму полотно «Проклятое поле», трагический живописный рассказ о жестокой расправе рабовладельцев-патрициев над рабами.
Бронников награждён орденом Святой Анны III степени. Он стал командором одного из итальянских орденов. В Академии Художеств в Санкт-Петербурге имел все чины и возможные звания,он был удостоен не только звание академика, но и профессора, он также был избран почетным членом Академии художеств.
Разносторонний художник Фёдор Андреевич являлся большим мастером портретной живописи. Его работы этого жанра, находящиеся в Шадринском краеведческом музее им. В. П. Бирюкова, отличаются тонким рисунком, поразительным сходством с натурой, их отличает глубокое психологическое содержание портрета и убедительность изобразительного языка.

Фёдор Андреевич Бронников умер 1 (14) сентября 1902 года в городке Антиколи-Коррадо, провинция Рим, похоронен на Римском некатолическом кладбище Тестаччо. Прожив долгие годы в Италии, Фёдор Андреевич никогда не терял связи со своим отечеством, не забывал родного города. В своём завещании Фёдор Андреевич Бронников пожелал передать Шадринску свыше 300 картин, эскизов, рисунков и 40 тысяч рублей для основания здесь художественной школы. Желание живописца было выполнено только в советское время. Сейчас в городе открыто такое учебное заведение. А завещанные работы стали основой художественного отдела краеведческого музея.
Наиболее известные произведения Бронникова — «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу», «Освящение гермы», «Проклятое поле» и другие украшают собрание Государственной Третьяковской галерее.
Большинство произведений Бронникова находится в России, но многие были приобретены в своё время коллекционерами из Англии, Америки, Венгрии, Италии и Дании. Лучшие работы художника экспонировались на Всемирных выставках вместе с выдающимися произведениями русской школы.

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал “Русская живопись от А до Я”, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001. — 40 726 стр., Мировое искусство (500 мастеров живописи), ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2006г, А.А.Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах. СПб.: Императорское Русское Историческое Общество, 1912 год. ,П. Н. Петров, «Сборник материалов для истории Импер. академии художеств за 100 лет ее существования», СПб. 1866, т. III, Савинов А. Н. Н. П. Петров // Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века / под редакцией Леонова А. И. — М.: Издательство «Искусство», 1962. — Т. 1. , Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. М., 1970, т. 1., «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986г.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние

18+ © 2013—2024. Студия-И. Копирование материалов только с разрешения правообладателя.

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

«Студия-И» разрешает неограниченное копирование и распространение изображений исключительно тех произведений искусства, которые относятся к общественному достоянию.

Политика конфиденциальности — в соответствии с действующим законодательством.