Студия И. Галереи интерьерной живописи

Луини Бернардино(1482—1532)-выдающийся северо-итальянский художник эпохи Высокого Возрождения, один из самых известных учеников Леонардо да Винчи.

Луини Бернардино(настоящее имя Бернардино де Скапис) родился в январе(точная дата не известна) 1482 года в небольшом городке Луино в Северной Италии в семье торговца мебелью. Интерес к живописи у Бернардино проявился рано. В 1500 году вместе с отцом и переехал в Милан.Сведения об образовании и раннеме творчество Бернардино крайне противоречивы. Первым учителем и наставником будущего художника считается Амброджо Бергоньоне.

Bernardino_Luini_-_Susanna_ei_vecchioni_(frammento).jpg

Свои ранние работы Луини писал , как и Беноццо Гоццоли, в позднеготическом стиле, несмотря на то, что в миланской живописи этого времени уже преобладали определённые тенденции ренессанса. Ранние работы Луини отдалённо напоминают работы работы самого Бергоньоне. В период с 1504 по 1507 годы художник жил и работал в Тревизо, где одной из исполненных им работ была «Мадонна с младенцем», подписанная Bernardinus Mediolanensis faciebat. В наши дни авторство Бернардино подвергается сомнению некоторыми исследователями его творчества, но это никоим образом не влияет на красоту и очарование этой работы.
В 1509 году Луини возвращается в Милан и начинает работать над образом Святого Антония Педуанского (ныне в музее Польди Пецолли в Милане).
В 1510-х годах Луини пишет фрески по заказу церкви в Санта Мария Нуова , «Плач мёртвого Христа» для церкви Санта Мария делла Пассионе а Милане, «Мадонну делла Буанаротти» для аббатства Кьяравалле, фрески для дворца Палаццо Сан-Джорджо в Генуе.
В 1509-1514 годах Луини увлечённо работает над фресками для Villa Pelucca в городе Сесто Сан Джованни ( в настоящее время в Пинакотеке Брера, В Милане)
В 1521 году Луини переезжает в Рим. Здесь его творчество находится под влиянием стиля великого Рафаэля. Это проявляется в выполненных им в 1521-1523 годах фресках в Villa La Pelucca, а также в других работах мастера , находящихся сейчас в музее Брера а Милане.
Живописная манера зрелого Бернардино Луини сложилась под влиянием Леонардо да Винчи. Будучи одним из учеников и последователей Великого Леонардо , Луини перенял у него внешний типаж леонардовской красоты, нежность и грациозность его спокойных женских образов с их загадочными улыбками. По легенде, Леонардо да Винчи, рассматривая копию одной из своих картин, выполненную Луини, будто бы сказал, что «сам он не смог бы написать лучше».
В 1523 году Луини выполнил полиптих «Возведение на престол Мадонны с младенцем Ангелами»для базилики Сан-Манью в Леньяно.
В 1525 году Луини завершил серию фресок из жития Богородицы и Христа для церкви Санта-Мария-деи-Мираколи в Саронно
В 1525 году Бернардино начал роспись фрески в монастыре Санта-Мария-Делла-Грация. Для выбора натуры Луини принял решение созвать девушек всех сословий, с тем чтобы отобрать лучшую, с которой и будет писаться эта почитаемая во всем мире святая. Выбор художника остановился на девушке из очень бедной семьи, но она была настолько чиста и невинна своим образом, что, по мнению Луини несомненно, заслужила эту великую честь – увековечить свой лик в стенах большого храма.
Молодая девушка позировала художнику для образа Мадонны, который ныне находится в капелле Храма. Когда наступило Рождество, девушка захотела выразить свою благодарность Маэстро, за то, что он обессмертил её на фреске. Учитывая её бедность, единственным возможным способом выразить свою благодарность мог быть ликёр, который по её убеждению мог понравиться художнику. Она собрала абрикосовые косточки и положила их настаиваться в коньяк. В результате получился янтарный ароматный ликер, который сегодня носит название Амаретто ди Саронно. Луини полюбил эту девушку, и, когда настал день разлуки, «мадонна» подарила своему возлюбленному ликёр с ароматом горького миндаля, изготовленный её руками из плодов её сада. Ликер назвали Амаретто. Это легенда, но местные жители с удовольствием верят в неё, передавая из поколения в поколение.
Другие работы Луини, принадлежащие к среднему периоду его творчества включают в себя: «Святое семейство»(музей Прадо) две работы «Соломея» (Музей изобразительного искусства, Бостон и Галерея Уффици, Флоренция), «Портрет дамы»(Национальная галерея искусств, Вашингтон), «Богоматерь с младенцем и святыми»(коллекция Lee Fareham. Ричмонд)
1529 год- год завершения работы Луини над одним из своих главных шедевров — фрески распятия и сцены великих страстей в церкви Санта Мария дельи Анжели в Лугано.
Бернардино Луини был хозяином очень успешной живописной мастерской, в которой вместе с ним трудились его многочисленные ученики и помощники. После смерти художника его мастерская была унаследована его сыновьями -Аурелио и Джованни Пьетро.
Одной из самых загадочных работ Бернардино Луини является небольшая работа мастера, исполненная темперой на доске, «Соломея», находящаяся ныне в коллекции Пинакотеки Брера в Милане. Луини за время своей творческой деятельности исполнил несколько работ на тему сюжета казни Иоанна Крестителя, изображающие Соломею с отрубленной головой казненного Иоанна Крестителя( работы находятся в музеях Парижа, Вены,Флоренции, Милана и Бостона)
Загадочность картины состоит в том, что художник не показывает даже намёка на ужас или потрясение на лице женщины, только что ставшей свидетельницей отвратительной сцены казни.Показывая палача, опускающего головы казнённого Иоанна Крестителя на блюдо,которое держит Соломея, Луини не только не акцентирует, но и вообще не показывает жестокости сцены. Сцена показана со спокойной отрешённостью, а Соломея мягко смотрит в сторону словно заботится лишь о том, чтобы гримаса не исказила её красивое лицо, написанное по типажу женских лиц Леонардо да Винчи.
По утверждению Джорджо Вазари,Луини был очень плодовитым художником. За всё время своего творчества художник создал огромное количество фресок и картин, которые разошлись по городам Италии и Европы. Работы Бернардино Луини несли красоту и спокойствие в жизнь людей. Их охотно помещали во многих храмах и частных домах Милана и других городов Северной Италии.
Нельзя не отметить, что лучшие работы Бернардино Луини были созданы в Милане — циклы фресок в капелле Корпус Домини церкви Сан-Джорджо аль Палаццо (1516), в капелле Сан-Джузеппе церкви Санта-Мария делла Паче (ныне — Милан, пинакотека Брера), на вилле Раббиа алла Пелукка (там же; Париж, Лувр; Шантийи, музей Конде), в Палаццо Раббиа в Милане (Берлин, музей Боде; Вашингтон, Национальная галерея), в оратории Греко Миланезе (Париж, Лувр) и в капеллы Безоцци церкви СанМаурицио (над этими росписями он работал до 1530).
Наряду с этим Луини написал большую серию «Мадонн» (Париж, Лувр; Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; Милан, пинакотека Брера; Лондон, собрание Уоллес; Неаполь, Каподимонте), благодаря которым он и прославился, особенно в романтической среде XIX века.
Среди лучших картин художника можно также назвать «Снятие с креста» (Милан, церковь Санта-Мария делла Пассьоне), «Благовещение» (Милан, пинакотека Брера), «Пьету» (1516, Милан, ц. Сан-Джорджо аль Палаццо), «Святая Иеронима» (Милан, музей Польди-Пеццоли), «Полиптих» (1523, Леньяно, церковь СанМаньо), «Полиптих Торриани» (прежде — Турин, собрание Ди Ровасенда, предела — Пасадена, музей Нортон Саймон).
В последний период творчества Бернардино Луини использовал не только достижения Великого Леонардо и художников миланской школы, но и находки римской школы римской, прежде всего Рафаэля.
Скончался Бернардино Луини 25 марта 1532 года в возрасте 52 лет в Милане, где и был похоронен.
Историки единодушно отмечают, что Бернардино Луини добился очень многого в своей творческой карьере, став одним из наиболее авторитетных художников Милана своего времени. Его чувственные картины на мифологические и религиозные сюжеты, изображающие прекрасных мадонн и привлекательных младенцев, и сегодня никого не оставляют равнодушными, приковывая наше внимание и перенося в то удивительное время…..

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Большая Иллюстрированная энциклопедия живописи(под редакцией Е.В. Ивановой, Н.Ю. Николаева)” ОЛМА Медиа Групп”, Москва 2011 г.,«Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986г. Долгополов И. В. Мастера и шедевры: В 3-х томах. — М: Изобразительное искусство 1987. — Т. 2.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние

18+ © 2013—2024. Студия-И. Копирование материалов только с разрешения правообладателя.

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

«Студия-И» разрешает неограниченное копирование и распространение изображений исключительно тех произведений искусства, которые относятся к общественному достоянию.

Политика конфиденциальности — в соответствии с действующим законодательством.