Студия И. Галереи интерьерной живописи

Бартоломе Эстебан Мурильо(1617—1682)-выдающийся испанский живописец «золотого века», глава севильской школы.

Испанский живописец XVII века Мурильо был художни­ком лирического плана. Моделями для его картин, в том числе и религиозных, служили народные типы. Он широ­ко вводил жанровые мотивы в композиции.

Das-Jesuskind-reicht-Johannes-dem-Taeufer-eine-Schale-Wasser-von-Bartolome-Esteban-Murillo-37948.jpg

Бартоломе Эстебен Мурильо родился 28 декабря 1617 года в Севилье в семье цирюльника четырнадцатым ребенком. Что каса­ется имени, существует упоминание о якобы существовавшем документе, где мать живописца именуется не Марией Перес, а Марией Мурильо. Таким образом, вероятно, что художник взял имя матери, последовав, тем самым, при­меру Диего Веласкеса.
В 1627 году Гаспар Эстебан, отец Мурильо, скончался. Через год та же судьба постигла и Марию Перес-Мурильо, и десятилетний Бартоломе Эстебан остался сиротой. Он был взят на воспи­тание сестрой матери, в свое время удачно вышедшей замуж за врача-хирурга Хуана Агостина Лагареса. Вероятно, Мурильо чувствовал в их семье себя комфортно. По некоторым свидетельствам, за­ботливые родственни­ки, рано заметив способности мальчика к рисованию, отдали его в ученики к Хуану дель Кастильо (1584 — 1640), известному в то время живописцу. Хуан дель Кастильо ко­гда-то учился у знаменитого Хуана де Роэласа (1560 — 1625), которого впоследствии очень почитал Мурильо.
К середине 40-х годов XVII века Мурильо был уже вполне сложившимся художником. Его ранние работы отличались простотой и правдивостью («Диего де Алькала, раздающий милостыню», около 1645 г.; «Святое семейство», 1645— 1650). Вскоре Мурильо создал ряд полотен, прославивших его имя («Сон Иакова», «Исаак, благословляющий Иакова», «Рождество богоматери»). Капитул собора постановлением от 8 марта 1656 года признал его лучшим живописцем Се­вильи и заказал ему картину «Видение св. Антония» для капеллы этого святого в соборе. Картина имела большой успех. На Мурильо со всех сторон посыпались заказы.
В картинах Мурильо религиозные сцены представлены как события из народной жизни. С 1650-х гг. Мурильо насыщает свои работы золотистой светотенью, переходя к более живописной манере (особенно в пейзажных фонах). Мурильо создаёт религиозные композиции, в том числе сцены из жизни богоматери , с проникновенным лиризмом передающие национальный тип испанской женщины.
В 1656 году он написал «Видение святого Антония Падуанского» для кафед­рального собора Севильи и получил за эту работу весьма значительную сумму в десять тысяч реалов. Вероятно, часть именно этих средств живописец вложил в торговое предприятие в Новом Свете. Дома у него появились чернокожие рабы. Да и сам его дом стал не таков, как тот, где он начинал свою самостоятельную семейную жизнь.

В 1658 году худож­ник прибыл в Мадрид. Этот факт считается достоверным, поскольку сохранилась доверен­ность от 30 апреля 1658 года, где он наде­лил своих родственников правом «требо­вать, получать и конфисковывать деньги у его должников в Севилье. Первого янва­ря 1660 года Мурильо оказался вновь в Севилье, на первом заседании только что учреж­денной Академии художеств. Кульминацией карьеры Мурильо стало предложение ему места придворного живописца, освободившегося после смерти Веласкеса. Художник отклонил приглаше­ние короля занять место возле престола. Он предпочел остаться в Севильи, где после долгих трудов, смог жить той жизнью, о которой всегда мечтал.

В 1660 году Мурильо вместе с художниками Хуаном Вальдес Леаль, Себастьяном де Льявос, Игнасио Ириарте и другими основывает в Севилье Академию художеств и из­бирается ее первым президентом. Академия содержалась на средства, собираемые среди ее членов. Она ставила пе­ред собой цель — направить молодежь на путь тщательно­го изучения натуры.

В 60-х—70-х годах Мурильо создает ряд циклов картин для церквей и монастырей в Севилье: двадцать картин для августинского монастыря и одиннадцать картин для капел­лы а Каридад (среди них «Св. Фома Вильянуэва, раздающий милостыню», «Антоний Падуанский с младенцем Христом», «Мадонна с салфеткой», «Непорочное зачатие» и др.).

Моделями для изображения мадонн Мурильо служили местные красавицы. Художник мастерски передавал жен­ственность, нежность, национальный облик испанок.

Больших успехов достиг Мурильо в изображении пейза­жа, который обычно служил: фоном в его картинах. Особенно интересны пейзажи Мурильо в картинах из цик­ла «Жизнь Иакова», написанных между 1660—1670 года­ми. Они отличаются богатством светотени, гармоничным со­четанием красочных тонов, тонкостью в передаче воздуш­ного пространства.

Реалистические тенденции творчества Мурильо ярко про­явились в бытовом жанре. Художника влекло к изображе­нию простой, обыденной жизни народа. Его лирический та­лант полнее всего раскрылся в серии картин, изображающих жизнь уличных детей Севильи («Игра в кости», «За едой паштета», «Маленькие торговки», «Мальчик с собакой», «Продавщица фруктов» и др.). Можно предположить, что моделями для Мурильо служили дети, жившие на той же улице, что и художник, так как одна и та же модель встречается в разных его картинах. Эти же дети служили прообразами ангелов и юных святых Мурильо.

Жанровые картины Мурильо, изображающие уличных де­тей, представляли собой новый этап развития испанской бы­товой живописи. Однако и здесь на творчество Мурильо на­ложило свой отпечаток официальное испанское искусство второй половины XVII века. Отдавая дань времени, худож­ник снижал жизненную силу образов в своих жанровых картинах некоторой долей сентиментальности.

Мурильо был хорошим портретистом. Портреты его рабо­ты, исполненные в мягкой живописной манере, изобража­ют преимущественно севильских идальго. Сохранились два автопортрета Мурильо.

Жизнь Мурильо завершилась досрочно трагически. В 1682 году он получил заказ на роспи­сь монастыря капуцинов в Кадисе и, впервые в жизни, отправился работать за пределами родного города. Во время работы, художник упал с лесов, и после того как был перевезен домой в Севилью, скончался 3 апреля 1682 года.

Мурильо имел много учеников, и ему часто приходилось прибегать к их помощи. В этом отношении многочисленные произведения Мурильо еще не изучены должным образом: при их тщательной атрибуции, вероятно, некоторые придет­ся отнести на долю его помощников.

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Большая Иллюстрированная энциклопедия живописи(под редакцией Е.В. Ивановой, Н.Ю. Николаева)” ОЛМА Медиа Групп”, Москва 2011 г., Мировое искусство (500 мастеров живописи), ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2006г.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние