Мурильо Бартоломе Эстебан(Bartolomе Esteban Murillo)
Бартоломе Эстебан Мурильо(1617—1682)-выдающийся испанский живописец «золотого века», глава севильской школы.
Испанский живописец XVII века Мурильо был художником лирического плана. Моделями для его картин, в том числе и религиозных, служили народные типы. Он широко вводил жанровые мотивы в композиции.
Бартоломе Эстебен Мурильо родился 28 декабря 1617 года в Севилье в семье цирюльника четырнадцатым ребенком. Что касается имени, существует упоминание о якобы существовавшем документе, где мать живописца именуется не Марией Перес, а Марией Мурильо. Таким образом, вероятно, что художник взял имя матери, последовав, тем самым, примеру Диего Веласкеса.
В 1627 году Гаспар Эстебан, отец Мурильо, скончался. Через год та же судьба постигла и Марию Перес-Мурильо, и десятилетний Бартоломе Эстебан остался сиротой. Он был взят на воспитание сестрой матери, в свое время удачно вышедшей замуж за врача-хирурга Хуана Агостина Лагареса. Вероятно, Мурильо чувствовал в их семье себя комфортно. По некоторым свидетельствам, заботливые родственники, рано заметив способности мальчика к рисованию, отдали его в ученики к Хуану дель Кастильо (1584 — 1640), известному в то время живописцу. Хуан дель Кастильо когда-то учился у знаменитого Хуана де Роэласа (1560 — 1625), которого впоследствии очень почитал Мурильо.
К середине 40-х годов XVII века Мурильо был уже вполне сложившимся художником. Его ранние работы отличались простотой и правдивостью («Диего де Алькала, раздающий милостыню», около 1645 г.; «Святое семейство», 1645— 1650). Вскоре Мурильо создал ряд полотен, прославивших его имя («Сон Иакова», «Исаак, благословляющий Иакова», «Рождество богоматери»). Капитул собора постановлением от 8 марта 1656 года признал его лучшим живописцем Севильи и заказал ему картину «Видение св. Антония» для капеллы этого святого в соборе. Картина имела большой успех. На Мурильо со всех сторон посыпались заказы.
В картинах Мурильо религиозные сцены представлены как события из народной жизни. С 1650-х гг. Мурильо насыщает свои работы золотистой светотенью, переходя к более живописной манере (особенно в пейзажных фонах). Мурильо создаёт религиозные композиции, в том числе сцены из жизни богоматери , с проникновенным лиризмом передающие национальный тип испанской женщины.
В 1656 году он написал «Видение святого Антония Падуанского» для кафедрального собора Севильи и получил за эту работу весьма значительную сумму в десять тысяч реалов. Вероятно, часть именно этих средств живописец вложил в торговое предприятие в Новом Свете. Дома у него появились чернокожие рабы. Да и сам его дом стал не таков, как тот, где он начинал свою самостоятельную семейную жизнь.
В 1658 году художник прибыл в Мадрид. Этот факт считается достоверным, поскольку сохранилась доверенность от 30 апреля 1658 года, где он наделил своих родственников правом «требовать, получать и конфисковывать деньги у его должников в Севилье. Первого января 1660 года Мурильо оказался вновь в Севилье, на первом заседании только что учрежденной Академии художеств. Кульминацией карьеры Мурильо стало предложение ему места придворного живописца, освободившегося после смерти Веласкеса. Художник отклонил приглашение короля занять место возле престола. Он предпочел остаться в Севильи, где после долгих трудов, смог жить той жизнью, о которой всегда мечтал.
В 1660 году Мурильо вместе с художниками Хуаном Вальдес Леаль, Себастьяном де Льявос, Игнасио Ириарте и другими основывает в Севилье Академию художеств и избирается ее первым президентом. Академия содержалась на средства, собираемые среди ее членов. Она ставила перед собой цель — направить молодежь на путь тщательного изучения натуры.
В 60-х—70-х годах Мурильо создает ряд циклов картин для церквей и монастырей в Севилье: двадцать картин для августинского монастыря и одиннадцать картин для капеллы а Каридад (среди них «Св. Фома Вильянуэва, раздающий милостыню», «Антоний Падуанский с младенцем Христом», «Мадонна с салфеткой», «Непорочное зачатие» и др.).
Моделями для изображения мадонн Мурильо служили местные красавицы. Художник мастерски передавал женственность, нежность, национальный облик испанок.
Больших успехов достиг Мурильо в изображении пейзажа, который обычно служил: фоном в его картинах. Особенно интересны пейзажи Мурильо в картинах из цикла «Жизнь Иакова», написанных между 1660—1670 годами. Они отличаются богатством светотени, гармоничным сочетанием красочных тонов, тонкостью в передаче воздушного пространства.
Реалистические тенденции творчества Мурильо ярко проявились в бытовом жанре. Художника влекло к изображению простой, обыденной жизни народа. Его лирический талант полнее всего раскрылся в серии картин, изображающих жизнь уличных детей Севильи («Игра в кости», «За едой паштета», «Маленькие торговки», «Мальчик с собакой», «Продавщица фруктов» и др.). Можно предположить, что моделями для Мурильо служили дети, жившие на той же улице, что и художник, так как одна и та же модель встречается в разных его картинах. Эти же дети служили прообразами ангелов и юных святых Мурильо.
Жанровые картины Мурильо, изображающие уличных детей, представляли собой новый этап развития испанской бытовой живописи. Однако и здесь на творчество Мурильо наложило свой отпечаток официальное испанское искусство второй половины XVII века. Отдавая дань времени, художник снижал жизненную силу образов в своих жанровых картинах некоторой долей сентиментальности.
Мурильо был хорошим портретистом. Портреты его работы, исполненные в мягкой живописной манере, изображают преимущественно севильских идальго. Сохранились два автопортрета Мурильо.
Жизнь Мурильо завершилась досрочно трагически. В 1682 году он получил заказ на роспись монастыря капуцинов в Кадисе и, впервые в жизни, отправился работать за пределами родного города. Во время работы, художник упал с лесов, и после того как был перевезен домой в Севилью, скончался 3 апреля 1682 года.
Мурильо имел много учеников, и ему часто приходилось прибегать к их помощи. В этом отношении многочисленные произведения Мурильо еще не изучены должным образом: при их тщательной атрибуции, вероятно, некоторые придется отнести на долю его помощников.
По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Большая Иллюстрированная энциклопедия живописи(под редакцией Е.В. Ивановой, Н.Ю. Николаева)” ОЛМА Медиа Групп”, Москва 2011 г., Мировое искусство (500 мастеров живописи), ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2006г.
В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние