Студия И. Галереи интерьерной живописи

Музеи мира: Б

Базель

Швейцария

Художественный музей «Кабинет Амербаха»

Художественный музей в Базеле
В швейцарском городе Базеле находится старейшее в мире и полностью дошедшее до нас собрание шедевров мирового искусства, которое начало складываться еще в XV веке. К этому времени город добился внутреннего самоуправления, начал подчинять себе окрестные крестьянские общины и намного расширил свою территорию. На высокой скале левого берега Рейна поднялся великолепный кафедральный готический собор с двумя башнями.

Советский искусствовед Т. Н. Букреева, написавшая книгу о Базельском музее, рассказывает в ней, что город жил тогда бурной, напряженной жизнью Это привлекало в Базель многих предпринимателей, торговцев, ученых, поэтов и художников. В 1482 году сюда приехал Иоганнес Амербах, который прочно обосновался в Базеле, купил дом и открыл типографию. Сначала он вел дело один, а потом вместе со своим компаньоном и последователем И. Фробеном. Они издавали книги, украшенные прекрасными иллюстрациями, и для этой цели привлекли первоклассного рисовальщика Урса Графа.

mul3Со временем в доме Амербаха в Рейнском переулке составилась коллекция из 110 графических работ. В их числе были гравюры У. Графа и даже А. Дюрера, с которым Амербах был знаком и даже дружен. С этой небольшой коллекции и началось создание. Кабинета Амербаха, который потом и лег в основу Базельского художественного музея.

Наиболее значительные приобретения сделал для Кабинета внук И. Амербаха — Базилиус Амербах, который коллекционирование превратил в дело всей своей жизни. Он был в Базеле известным юристом, обслуживал богатых клиентов, поэтому для покупки произведений искусства всегда имел солидные средства. Нередко он приобретал целые наследства, которые выставлялись на торги. Помимо произведений искусства, в таких наследствах часто находились коллекции медалей, манускрипты, книги и природные диковинки. Покупая картины, Базилиус Амербах старался отыскать для своего собрания и эскизы к ним, поэтому в Кабинете Амербахов сохранилось и большое количество рисунков. Все свои сокровища Б. Амербах разместил в сводчатом зале, который пристроил к семейному дому.

5268_16bc7d837d9966eec800dbcd9a2e173e_5Портрет Бонифация Амербаха.

В Кабинете Амербахов главное место отводилось работам семейства Гольбейнов. Даже на фасаде их дома были росписи Ганса Гольбейна Младшего. Когда Ганс Гольбейн и его брат переехали в Базель, они познакомились с трудами Эразма Роттердамского, в частности, с его «Похвалой глупости». На полях этой книги братья сделали 80 рисунков, которые очень понравились самому автору. Десять дней Э. Роттердамский забавлялся, рассматривая их. Впоследствии эта книга всегда стала издаваться с рисунками братьев Гольбейнов.

В Базельском художественном музее находится и самое известное полотно Ганса Гольбейна Младшего «Мертвый Христос в гробу». Ученые до сих пор не пришли к единому мнению о том, действительно ли эта картина — только одна из сохранившихся частей утраченного алтаря. И если это так, то каким тогда был его первоначальный вид?

imagesСуществует легенда, что моделью Гольбейну послужил неизвестный, утонувший в Рейне. Картина поражает зрителя, прежде всего тем, что связанный с Христом евангельский сюжет художник низводит до скрупулезной анатомии мертвого тела. Некоторые исследователи видят в этом факте некоторое безбожие самого Гольбейна.

Картина «Мертвый Христос в гробу» нашла отражение и в русской литературе. Ф. М. Достоевский, видевший эту картину в Базеле в 1897 году, дважды обращается к ней в своем романе «Идиот».

После смерти Базилиуса Амербаха богатейшая коллекция в течение 71 года находилась в руках его наследников, так как по завещанию передавалась одному лицу. Но в 1648 году эта традиция была нарушена человеком, который сменил фамильную профессию ученого правоведа на ремесло купца. В своем завещании он распорядился продать Кабинет Амербахов, а вырученную сумму поровну разделить между всеми своими детьми. Уже один из амстердамских купцов предложил за коллекцию огромную сумму, и наступил момент, когда сокровища Кабинета Амербахов могли навсегда покинуть Базель.

1371392303_4823_origТогда среди широких слоев городского населения родилась мысль купить Кабинет Амербахов для Базельского университета. Это предложение горячо поддержал и бургомистр города Иоганн Рудольф Ветштейн — человек широких и самых разносторонних интересов. В 1662 году Кабинет был куплен городскими властями для университета. Став достоянием города, частная коллекция почти сразу же стала публичной, и уже это само по себе было для XVII века явлением редким. Правда, некоторые общества того времени тоже владели художественными коллекциями, но эти публичные собрания до нашего времени не сохранились.

В 1671 году из особняка Амербахов коллекцию перенесли в старинный дом под названием «У Комара». Каждый четверг во второй половине дня городской музей открывал свои двери для публики. Ученые люди и иностранцы по предварительной просьбе могли посмотреть коллекцию и в другие дни недели. Все посетители записывали свои отзывы, в «Золотой книге» музея, который тогда назывался Университетским собранием.

1300791194_9_publichnoe_sobranie_basely00572313-32-55В XVIII веке пополнение Университетского собрания происходило за счет поступлений от Базельского городского совета. Так, в 1741 году городские власти перенесли из ратуши в музей картину Яна вана Скорела «Портрет Давида Йориса», в 1770 году музей обогатился полотном Ганса Гольбейна Младшего «Алтарь страстей». «Портрет Мартина Лютера и его жены Катарины фон Бор» (кисти Кранаха) — это единственный дар горожан Базеля.

Регулярные подарки от частных лиц начинают поступать в музей только в XIX веке. Одними из первых стала коллекция профессора Базельского университета Р. Фэша. Он собирал ее вместе со своим братом, а группироваться коллекция начала вокруг двух полотен, которые профессор получил по наследству. Это были «Портрет бургомистра Якоба Мейера» и «Портрет жены бургомистра Доротеи Мейер», написанные Г. Гольбейном Младшим.

Профессор добился, чтобы для музея семьи Фэшей был учрежден специальный фонд, правда, распоряжаться этим фондом мог только профессор права. Если бы по каким-либо причинам династия юристов в роду Фэшей прекратилась, то музей должен был бы перейти в собственность Базельского университета, что и случилось в 1823 году.

Переезд этой коллекции в дом «У Комара» послужил своего рода сигналом для других собирателей, и некоторые из них стали передавать свои частные собрания в музей. Все увеличивающееся собрание уже не могло разместиться в доме «У Комара», и архитектор Мельхиор Берри строит в Августинском переулке новое здание, в которое целиком переносится все Университетское собрание. Помимо произведений изобразительного искусства, здесь разместились экспонаты по истории, этнографии и естественным наукам.

61803901_6Базельский художественный музей — Базель Швейцария — Картина Гогена.

В истории Базельского музея особняком стоит имя художника и издателя Самуэля Бирмана, который завещал музею не только свою коллекцию, но и половину своего состояния. Он хотел, чтобы на завещанные им средства приобретались полотна швейцарских художников. Именно благодаря этому была создана целая галерея произведений базельского художника Арнольда Бёклина. В последующие годы были приобретены картины Т. Штиммера, К. Вольфа, А. Анкера, Дж. Джакометти и других живописцев.

Картины, купленные на деньги С. Бирмана, и заложили основу Отдела нового швейцарского искусства, а в 1904 году и сам Базель создает в своем городском бюджете специальную статью расходов на приобретение художественных произведений. Помимо полотен швейцарских художников, Музей стал приобретать произведения французской живописи и скульптуры. Первой была куплена в 1906 году скульптура О. Родена «Виктор Гюго», потом картина К. Писарро «Деревня близ Понтуаза», следующей стала маленькая картина О. Ренуара «Девушка, лежащая на траве».

Для все увеличивающихся новых поступлений уже не стало хватать места и в Августинском переулке, и в 1932 году по проекту Пауля Бонаца началось строительство нового музейного помещения с двумя внутренними дворами. Возводилось оно на улице Санкт-Альбаграбен, которая во времена Амербахов была глухой окраиной Базеля. Здесь некогда проходили ров и фортификационные укрепления, а сейчас этот район стал центром старого Базеля. Новый музей был открыт для публики в 1936 году, и с этого времени часть Университетского собрания (куда входили картины, гравюры и скульптуры) переехала в новое здание и стала называться Публичным художественным собранием, а само здание — Базельским художественным музеем
Адрес: St. Alban-Graben 16 CH-4010 Basel
Транспорт: трамвай № 2 (от ж/д вокзала) до остановки «Художественный музей»
Работает: 10:00-18:00, кроме понедельника
Вход: платный (13 евро)

Официальный сайт Художественного музея в Базеле

Балтимор

США

Музей искусств

Музей искусств Балтимора

Музей искусств Балтимора размещает в своих залах одно из интереснейших собраний в Северной Америке. Его основу составляет коллекция художественных произведений, собранная сестрами Коун в начале двадцатого столетия. Часто посещавшие парижские салоны сестры Коун покупали картины своих современников, а также другие произведения искусства, и экспонировали их в своем особняке в Балтиморе.

С 1914 года все эти работы можно наблюдать в здании музея, построенном известным архитектором Джоном Расселом Поупом.

Собрание музея охватывает пять веков европейской живописи:прославленные работы Антониса Ван Дейка, шедевры Франса Халса, Рембранта, Жана Батиста Симеона Шардена, Элизабет Виже- Лебрен. Живописные полотна соседствуют со скульптурой, выполненной французскими мастерами 19 века, в числе которых Огюст Роден и Антуан Луи Бари.

Коллекция сестер Коун является наиболее значительной и состоит из полотен Анри Матисса, Пабло Пикассо, Поля Сезана, Эдуарда Мане, Эдгара Дега, Пьера-Огюста Ренуара.

Музей демонстрирует большое собрание рисунков и гравюр, среди которых работы Альбрехта Дюрера, Сандро Ботичелли, Франсиско де Гойи, Эдуарда Мане.

Бари

Италия

Пинакотека

Пинакотека Бари

Пинакотека, расположенная в городе Бари, располагает лучшими образцами западноевропейского искусства 11-19 веков. Она была основана в 1928 году и включила в свою коллекцию собрания работ из различных церквей и монастырей Италии, национальных галерей Неаполя и Рима, а также из присоединенной к ней старой Пинакотеки

В музее представлена коллекция античной скульптуры, экспозиция работ эпохи Средневековья. Огромный интерес представляет коллекция полотен итальянских мастеров эпохи Возрождения.

Она включает в себя произведения Антонио и Бартоломео Виварини, Париса Бордоне, Якопо Тинторетто.

Барселона

Испания

Национальный художественный музей Каталонии

Национальный художественный музей Каталонии

Национальный художественный музей Каталонии, расположенный в Барселоне, хранит и предлагает вниманию многочисленных посетителей одно из крупнейших в Испании собраний произведений искусства. Музей был основан в 1934 году. Отличительной особенностью коллекции музея является то, собрание Национального художественного музея Каталонии базируется на пожертвованиях частных лиц, а также работах местных художников.

В 1990 году музей был объединен с Музеем современного искусства и стал хранителем замечательной коллекции произведений 19-20 столетий. Сегодня в залах музея можно найти отделы рисунка, гравюры, фотографии, а также кабинет нумизматики и обширную библиотеку.

Собрание средневекового искусства демонстрирует в основном работы каталонских мастеров 11-13 веков. Очень интересна коллекция фресок, которая из-за высокого качества работы и их огромных размеров считается поистине уникальной.

Музей экспонирует коллекцию художественных произведений эпохи Ренессанса и Нового Времени. Она отражает историю искусства Каталонии, Испании, Фландрии и, наибольшей степени Италии 15-18 веков.

Безансон

Франция

Музей изящных искусств и археологии

mul5Музей изящных искусств Безансона расположен в километре к северо-западу от кафедрального собора святого Иоанна. Это самый старый музей Франции: он был основан в 1694 году, почти за целый век до основания музея Лувра.

Музей сейчас занимает здание бывшего зернохранилища, которое он получил в 1843 году. Во второй половине 20 века здание было расширено, так как уже не вмещало все экспонаты коллекции.

Первоначально музей Безансона являлся своего рода библиотекой: в конце 17 века аббат Жан-Батист Буазо завещал свои многочисленные манускрипты и печатные книги ордену бенедиктинцев в Безансоне – с условием, что его коллекция манускриптов будет доступна всем желающим по крайней мере два дня в неделю. Следующим этапом в развитии коллекции музея стало завещание Пьера Париса, безансонского архитектора и художника, благодаря которому в 1819 году музей получил 38 картин и 183 рисунков, среди которых были эскизы Фрагонара. Уже в конце 19 века Жан Жигу завещал музею Безансона свою поистине роскошную коллекцию живописи: 460 полотен и более трех тысяч рисунков известных английских, голландских и испанских мастеров. Четвертым крупным вкладом в развитие коллекции стал дар Жоржа Бессона в 1960.

Drunkenness_of_Noah_belliniДжентиле Беллини. 1515, Музей изящных искусств, Безансон.

Экспонаты музея изящных искусств Безансона составляют три основных коллекции: археологическую, собственно изящных искусств и коллекцию графики.В музее есть также старинные предметы мебели (только французских шкафов тут насчитывается более 5 тысяч), артефакты и даже египетские мумии.
Собрание древностей включает в себя небольшую коллекцию древнеегипетских статуэток и две мумии чиновников времени Позднего царства, а также коллекцию разнообразных археологических находок неолитического периода. Наиболее важной и обширной частью археологического раздела музея является собрание античностей, особенно, мозаик галло-римского времени.

Живопись представлена залами итальянского (здесь можно найти полотна Тинторетто, Тициана, Тьеполо), испанского (Сурбаран, Франсиско Гойя) и французского искусства. Также здесь находятся полотна известных фламандских и нидерландских мастеров – Рубенса, Яна Ливенса, Йорданса, и мастеров Северного Возрождения, в том числе, Лукаса Кранаха Старшего.

В последнее время в музее изящных искусств Безансона каждый год устраиваются тематические выставки.

Белград

Сербия

Национальный музей

Национальный музей. Белград

Коллекция Национального музея включает в себя 400 000 экспонатов и по праву считается одной из крупнейших в Южной Европе. Она была сформирована в период между двумя мировыми войнами, в основном за счет подарков со стороны художников и коллекционеров.

Большинство экспонатов представляют культуру и искусство Сербии. Музей включает в себя отдел пост средневекового и современного искусства, в котором собраны в основном работы сербских мастеров 18-19 веков, югославскую галерею, содержащую более 3000 произведений современных художников, собрания югославской скульптуры, гравюры и рисунка.

В Национальном музее Белграда собрана внушительная коллекция западноевропейского искусства, включающая в себя 1100 работ живописцев и скульпторов 14-20 столетий.

Итальянская живопись представлена работами Джованни ди Паоло, Лоренцо ди Креди, Витторе Карпаччо, Якопо Тинторетто, Франческо Солимена, Каналетто, Франческо Гварди.

Собрание фламандской и голландской живописи включает в себя полотна Яна Брейгеля, Корнелиса и Мартина де Вос, Яна Ван Гойена, Питера Пауля Рубенса, Яна Торопа, Винсента Ван Гого, Пита Мондриана.

Коллекция из 200 работ французской живописи демонстрирует посетителям полотна Камиля Коро, Оноре Домье, Юбера Робера, Гюстава Моро, Эжена Будена, Камиля Писсаро, Эдгара Дега, Клода Моне, Пьера-Огюста Ренуара, Альфреда Сислея, Поля Гогена, Анри де Тулуз-Лотрека, Поля Синьяка.

Бергамо

Италия

Академия Каррара

Академия Каррары

Академия Каррара хранит и экспонирует одно из богатейших художественных собраний в Италии. Галерея была основана в 1793 году графом Джакомо Каррара на основе его коллекции.

В 1810 году для нужд галереи, по проекту Симоне Элиа, было построено здание в неоклассическом стиле, в котором музей размещается до настоящего времени. При музее была школа, которая в 1988 году была преобразована в Академию изящных искусств и размещена в соседнем здании.

С момента своего основания, музей постоянно увеличивает свое собрание за счет покупок и пожертвований. Сейчас оно включает в себя более 1800 живописных полотен, коллекции скульптуры, гравюры, рисунка, предметы мебели, изделия из бронзы, фарфора, а также коллекцию медалей.

Наибольший интерес посетителей всегда вызывает собрание живописи, хранящейся в галерее. Основная их часть была создана итальянскими мастерами в 15-19 веках.

Преобладают работы художников бергамской, ломбардской, и венецианской школ, в том числе Лоренцо Лотто, Эваристо Баскениса, Джованни Морони, и конечно же Антонио Каналетто.

Также в галерее находятся работы Антонио Пизанелло, Сандро Ботичелли, Андреа Матенья, Рафаэля, джованни Батисто Тьеполо

В 1991 году Академия Каррара включила в себя Галерею современного искусства, расположенную в здании напротив.

Берген

Норвегия

 

Vid-na-zdanie-muzeyaХудожественный музей Бергена, разместившийся в трех зданиях, представляет собой одну из самых впечатляющих и постоянно растущих коллекций Норвегии. Музей посвящен норвежскому и зарубежному изобразительному искусству 13-20 веков. Коллекция известна собранием греческих и русских икон, самые древние из которых датируются 13 веком, а также картинами голландских художников 17 века. В галерее современного искусства вы увидите работы Йоко Оно, Бьорна Карлсена, а также выставку знаменитого скандинавского фотографа Тома Сандберга.
В известной коллекции Расмуса Мейера представлены полотна, созданные в 18 веке и до 1915 г. Среди них шедевры Эдварда Мюнха, а также лучшие произведения норвежских романтиков, включая работы Гарриет Бакера и Николая Аструпа, запечатлевшего в своих работах захватывающие пейзажами западной Норвегии. Наряду с шедеврами живописи следует обратить внимание на потолочные и стенные росписи в Зале Блюменталь, созданные в 18 веке.

Некоторые из произведений современного искусства западной Норвегии вы обнаружите в коллекции Стенерсена. Среди картин норвежских и зарубежных художников 20 века самая обширная экспозиция посвящена работам Поля Клее. В этой коллекции вы увидите и произведения самых известных мастеров современного искусства, таких как Пикассо, Эдвард Мюнх, Жоан Миро, Василий Кандинский, Макс Эрнст, а также работы менее известных художников.

Берлин

Германия

Государственные музеи

Государственные музеи Берлина

Государственные музеи Берлина – один из крупнейших в мире музейных комплексов. Он был основан в 1830 году на основе коллекций королей Пруссии бранденбургских курфюрстов.

Большая часть музеев находится на так называемом “музейном острове”, расположенном в восточной части Берлина. Здание старого музея ,появившегося на музейном острове первым, было построено в 1823-1830 годах известным архитектором Карлом Фридрихом Шинкелем и является шедевром архитектуры классицизма. Первоначально музей вмещал в себя все берлинские коллекции, однако сегодня он хранит лишь предметы античного и египетского искусства, а также экспонирует временные выставки.

Старая национальная галерея, открытая в 1876 году , является сосредоточением одной из крупнейших в Германии коллекций живописи и скульптуры 19 века.

Она содержит полотна таких известнейших немецких живописцев, как Петер фон Корнелиус, Фридрих Овербек, Адоль фон Менцель, Ханс Тома, Арнольд Беклин,  Ханс фон Маре, Макс Либерманн, Ловис Коринт, а также работы мастеров изобразительного искусства из других стран Европы – Эдуарда Манэ, Клода Моне, Пьера-Огюста Ренуара, Эдгара Дега, Поля Сезанна.

Музей Пергамона — один из самых популярных на музейном острове.

В нем размещены коллекции искусства Древнего Мира — Греции, Рима, Вавилона, Ассирии.

Египта, Восточной Азии, а также собрания исламского и раннехристивнского искусства.

Главная достопримечательность музея – Пергамский алтарь, который является шедевром искусства эпохи эллинизма. В музее представлена вавилонская Дорога процессий, ворота Иштар, бюст Нефертити и другие жемчужины искусства древних цивилизаций.

На музейном острове расположены также Новый музей и Музей Боде, в которых находятся собрания живописи,  скульптуры гравюры а также  коллекцию монет.

В состав Государственных музеев Берлина входит еще один комплекс музеев – Берлин – Далем.

Он был основан в 1957 году и включает в себя Египетский музей, Античный музей, музей исламского, индийского и дальневосточного искусства музей немецкого народного искусства этнографический музей,  музей прикладного искусства, музей первобытной и древней истории,а также картинную галерею и Новую национальную галерею.

Новая национальная Галерея размещает собрание живописи и скульптуры 20 века – рабрты Эдварда Мунка, Эрнста Людвига Кирхнера, Пабло Пикассо, Пауля Клее, Лайонела Фейнинджера, Отто Дикса, Оскара Кокошки и других художников.

Картинная галерея Далема является хранителем одной из крупнейших в Европе коллекций работ старых мастеров.

В 72 залах музея взору посетителей открываются работы таких всемирно известных художников как Ян Ван Эйк, Питер Брейгель Старший, Альбрехт Дюрер, Рафаэль, Тициан, Микеланджело да Караваджо, Ян Вермеер, Конрад Виц, Ганс Бальдунг Грин, Лукас Кранах Старший, Ганс Гольбейн Младший, Антонио Каналетто, Антуан Ватто, Томас Гейнсборо,

Настоящей гордостью галереи является  восьмиугольный зал, в котором размещены 16 работ Рембранта

Интересен также зал, демонстрирующий пять превосходных Мадонн кисти Рафаэля.

Берлин

Германия

Берлинская картинная галерея (Berliner Gemaldegalerie)

KulturforumPotsdamerPlatzБерлинская картинная галерея (Berliner Gemäldegalerie) содержит одну из богатейших в мире коллекций европейского искусства с XIII по XVII вв. Находится она в культурном центре Берлина (Культурфорум) немного западнее Потсдамской площади. Её коллекция включает в себя шедевры кисти таких художников как Лукас Кранах, Альбрехт Дюрер, Рафаэль, Тициан, Караваджо, Рубенс, Рембрандт, Ян Вермеер и др. Впервые была открыта в 1830 году и восстановлена в 1998.

Ядром коллекции послужили картины, купленные в 1821 году английским купцом Эдвардом Солли. К 1904 году в ней преобладали предметы искусства эпохи Возрождения.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA Изначально коллекция находилась в Королевском музее возле парка Люстгартен на Унтер-ден-Линден, известной улице Берлина. Потом её перевезли в музей Боде. Многие экспонаты были утеряны во время Второй мировой войны, некоторые были спрятаны в убежищах по всей Германии. 400 самых больших работ, которые сложно было спрятать, уничтожили нацисты (преимущественно церковные алтари).

Берлинская галерея гордится своей научной методологией отбора и отображения произведений искусства. В каждом зале представлено творчество от одного до пяти художников определенного периода или стиля. Коллекция немецких мастеров является лучшей и наиболее полной в мире.

1328296974_berlingallerКоллекции ранней нидерландской и итальянской живописи также довольно значительные. Коллекции испанского, французского и британского искусства существенно меньше. Впечатляет октагональный зал Рембрандта и зал, в котором представлено пять различных Мадонн Рафаэля.
Основные галереи расположены подковообразно вокруг большого центрального холла, который содержит лишь несколько скульптур. В музее его называют «залом для медитаций». Так легче выбирать коллекции, чем в других крупных галереях. Коллекции обустроены хронологически, начиная от входа и двигаясь к самому удаленному залу.

1328296906_24763Из каждого зала можно в любой момент вернуться в центральный холл, что существенно облегчает передвижение по музею. Основные галереи содержат около 1200 работ, и ещё 400 находятся в отдельных залах вниз по ступенькам, которые также открыты для посетителей.
Адрес: Matthaikirchplatz, 10785 Berlin
Транспорт: метро-U2 (остановка Potsdamer Platz); городская электричка (S-bahn): S1, S2, S25 (остановка Potsdamer Platz); автобусы: M29 (остановка Potsdamer Brucke), M41 (остановка Potsdamer Platz Bhf), M48, M85 (остановка Kulturforum), 200 (остановка Philharmonie)
Работает: вторник-воскресенье-10:00-18:00, четверг-10:00-22:00
Вход: платный (8 евро, общий билет Культурфорума–12 евро).

Официальный сайт Берлинской картинной галереи

Берлин

Германия

Берлинский гравюрный кабинет (Kupferstichkabinett Berlin)

01_swallowБерлинский гравюрный кабинет (нем. Kupferstichkabinett Berlin) — художественное собрание в составе Государственных музеев Берлина, крупнейшее собрание графики в Германии. В фондах музея хранятся более 500 тысяч гравюр и около 110 тысяч других произведений (рисунков, пастелей и акварелей). Гравюрный кабинет располагается в Культурфоруме недалеко от Потсдамской площади в районе Тиргартен.

История:

Гравюрный кабинет был основан в 1831 году на основе художественной коллекции из 2 500 рисунков и акварелей, приобретённой курфюрстом Фридрихом Вильгельмом в 1652 году и хранившегося в придворной библиотеке.

imagesКоллекция увеличилась в XIX веке за счёт приобретения крупных частных коллекций, например, коллекции генерал-почтмейстера Карла Фердинанда Фридриха фон Наглера в 1835 году, включавшей более 50 тысяч произведений, преимущественно печатной графики XV—XVII веков, а также рисунков Альбрехта Дюрера, Маттиаса Грюневальда и других старых немецких мастеров. В последующие десятилетия коллекция пополнилась другими ценными экспонатами, в том числе, иллюстрациями Сандро Ботичелли к «Божественной комедии» Данте.

Длительное время рисунки немецких художников XIX и XX веков (в частности, 6 тысяч листов графики Адольфа Менцеля) собирала Национальная галерея.

2 В 1986 году эта коллекция была передана в Гравюрный кабинет. После Второй мировой войны коллекция Гравюрного кабинета была дополнена экспрессионистскими работами, которые во времена Третьего рейха были объявлены «дегенеративным искусством». В 1994 году новое здание Гравюрного кабинета открылось в Культурфоруме, в котором объединились разделённые Берлинской стеной западная и восточная графические коллекции.

Коллекция:

Ядро коллекции образует рисунки и печатная графика, охватывающая период от Средневековья до современности. В Гравюрном кабинете также представлены средневековые и ренессансные иллюминированные рукописи, географические карты, эскизы и гравюрные доски.

imagesCAT0L3DGФонды Гравюрного кабинета располагают в большом количестве графическими произведениями итальянских, немецких и голландских художников (Андреа Мантенья, Ботичелли, Дюрер, Альтдорфер, Грюневальд, Босх, Питер Брейгель, Рембрандт, Тьеполо), и работами XIX века (Ходовецкий, Фридрих, Шинкель, Менцель). Кроме этого важное место в экспозиции Гравюрного кабинета занимают классический модернизм (Мунк, Кирхнер, Пикассо), поп-арт (Гамильтон, Уорхол, Джонс, Стелла) концептуального искусства и минимализма.
Часы работы:

вторник — среда: 10:00 — 18:00
четверг: 10:00 — 22:00
пятница: 10:00 — 18:00
суббота — воскресение: 11:00 — 18:00
Адрес: Matthäikirchplatz, 8 Берлин 10785,Германия
Район: Diplomatenviertel

Телефон: +49 (0)30 — 266 42 42 40

Сайт: www.smb.museum
Емайл: kk@smb.spk-berlin.de
Транспорт:автобусы: M85, M48, M29 (Potsdamer Breucke), M85, M48 (Kulturforum), M41, 347 (Philharmonie), 347, 200 (Varian-Fry-Str)
Вход: платный (8 евро).

Официальный сайт Берлинского гравюрного кабинета

Берлин

Германия

Новая Национальная галерея (Neue Nationalgalerie)

01_swallowНовая национальная галерея (нем. Neue Nationalgalerie) — художественный музей в Берлине в составе Государственных музеев Берлина, посвящённый искусству ХХ в.

Здание музея было построено по проекту и под руководством Людвига Миса ван дер Роэ и считается иконой классического модерна. Наряду с Берлинской картинной галереей и Музеем декоративно-прикладного искусства Новая национальная галерея является одним из основных музейных учреждений в берлинском «Культурфоруме».
Архитектура:
Новая национальная галерея — единственное музейное здание, созданное Людвигом Мисом ван дер Роэ в Германии после Второй мировой войны.

imagesСтроительство музея было поручено именитому немецкому архитектору в 1962 г., когда Мису ван дер Роэ уже исполнилось 76 лет. Строительство было завершено в 1968 г. за год до смерти архитектора. Новая национальная галерея — первый музей, открывший свои двери в заново отстроенном «Культурфоруме» в берлинском Тиргартене. В непосредственной близости от неё расположены Государственная библиотека, созданная по проекту Ганса Шаруна, и здание Берлинской филармонии.

2В проекте здания Новой национальной галереи Мис ван дер Роэ реализовал свою идею «универсального пространства». На гранитной террасе площадью 105 x 11 м, выровнявшей лёгкую покатость берега Ландверского канала, установлен квадратной формы павильон из стали. Длина каждой из сторон квадратной кровли, доминирующей над всей постройкой, составляет 64,8 м, а стеклянные стены главного зала отодвинуты на 7,2 м в глубь здания. С каждой стороны кровля удерживается двумя стальными колоннами, за счёт этого главный зал выглядит единым огромным помещением, которое структурировано лишь двумя свободно стоящими колоннами и несколькими лестницами, ведущими на подвальный этаж. В главном зале проводятся сменные выставки. На подвальном этаже находятся залы постоянных экспозиций. С западной стороны к ним примыкает открытый сад со скульптурами.

3Скрытый классицизм в архитектурном решении, предложенном Мисом ван дер Роэ для здания Новой национальной галереи, превращает его в современный вариант античного подиумного храма, где соблюдены берлинские архитектурные традиции, заложенные Карлом Фридрихом Шинкелем и его школой в зданиях Старого музея и Старой национальной галереи.

Здание с успехом используется для проведения выставок благодаря необычному делению пространства в подвальном этаже и монументальному главному залу.

Музей:

4Новая национальная галерея хранит произведения живописи и скульптуры ХХ в. периода от классического модерна до искусства 1960-х гг., находящиеся в собственности Государственных музеев Берлина. В галерее отчётливо прослеживаются традиции, заложенные немецким историком искусства Людвигом Юсти при создании в 1919—1937 гг. отдела нового искусства во Дворце кронпринца, не выдержавшего борьбы национал-социалистов с «дегенеративным искусством».

История возникновения:

6Решение о создании в Берлине «Коллекции XX века» было принято городским магистратом ещё в 1945 г. Инициатива исходила от Адольфа Яннаша и опять же Людвига Юсти. Закупочная комиссия, в состав которой вошло по одному депутату городского собрания от ХДС, СДПГ и СЕПГ, три историка искусства и три художника, была созвана только в 1947 г. 69-летний Людвиг Юсти, назначенный генеральным директором Государственных музеев Берлина хотел в первую очередь устранить пробелы в разделе экспрессионизма, однако столкнулся с сопротивлением других членов комиссии, желавших задокументировать современное послевоенное искусство.

Выставки в это время проходили в зале Государственного совета в берлинском Городском дворце.

7Все труды по созданию в Берлине музея современного искусства пропали втуне с разделом города и созданием двух немецких государств. «Галерея XX века» появилась вновь уже в рамках городского музея в Западном Берлине в 1949 г., а её фонды пришлось создавать заново, как и прежде руководствуясь традициями, заложенными собранием во Дворце кронпринца. В целях сохранения преемственности выкупить утерянные экспонаты, что удалось только в нескольких случаях, как, например, с «Христосом и самаритянкой» Эмиля Нольде. Потери, связанные с утратой произведений художественного объединения «Синий всадник», в полной мере восполнить не удалось.

8Экспозиция галереи работала сначала в бывшем здании казино ландвера по улице Йебенсштрассе (нем. Jebensstraße) за зданием вокзала «Зоологический сад», где также размещалась Библиотека искусств, а сегодня находятся берлинский Музей фотографии и Фонд Хельмута Ньютона. В 1953 г. в Западный Берлин вернулась часть вывезенных на время войны фондов Национальной галереи, которые сначала демонстрировались в Берлине-Далеме, а с 1959 г. — во дворце Шарлоттенбург. Оба учреждения параллельно предпринимали меры для того, чтобы восполнить имевшиеся пробелы в экспозиции классического модерна. Координация деятельности в области закупок Национальной галереи и городской «Галереи XX века» значительно упростилась в 1957 г. с созданием Фонда прусского культурного наследия. В 1961 г., когда с возведением Берлинской стены стало понятно, что объединение западных и восточных фондов в обозримом будущем вряд ли состоится, было принято решение о сведении остатков коллекций в представительном новом художественном музее в «Культурфоруме», строительство которого было поручено Мису ван дер Роэ.
Адрес: Potsdamer Strasse 50 10785 Berlin, BE 10785 Germany
Метро: : Mendelssohn-Bartholdy-Park
Телефон: +49 30 266 2651
E-mail: nng@smb.spk-berlin.de
Часы работы: 10:00-18:00 Вт-Ср и Пт; 10:00-22:00 Чт; 11:00-18:00 Сб и Вс
Вход: платный (8 евро).

Официальный сайт Новой Национальной галереи

Берлин

Германия

Старая Национальная галерея (Alte Nationalgalerie)

0_2a28c_ecada517_XLСтарая национальная галерея – это уникальное собрание коллекций различных произведений, которые принадлежат эпохе романтизма, импрессионизма, классицизма, раннего модернизма.

Эта галерея расположена в Берлине, на острове Музеев, где находится целое созвездие самых известных берлинских музеев. Идея создания подобного шедевра зародилась еще в 1815 году, но реализовать ее удалось лишь в 1841 году.

Грандиозное событие, посвященное открытию Старой национальной галереи, состоялось в 1861 году.

91355 Именно в этот период Иоганн Генрих Вагнер преподнёс галерее щедрый презент: около 262 картин немецких и зарубежных художников. Многие до сих пор убеждены, что благодаря подарку Вагнера галерея получила право на своё полноценное существование.

Руководителем галереи был Людвиг Джусти. Он занял этот пост в 1933 году (после прихода к власти Адольфа Гитлера), а в 1937 году на смену Джусти пришел Пол Ортвин Рейв.

Во время Второй мировой войны здание галереи сильно пострадало, но уже в 1949 году музей опять принимал посетителей, хотя реконструкция ещё продолжалась (до 1969 г). Полностью отреставрировать музей удалось лишь в период с 1998 по 2001 гг. После этой реставрации в музее появились дополнительные залы, где сейчас размещены экспонаты эпохи романтизма.

171935Современное сооружение Старой национальной галереи напоминает римский храм. Проектировал это здание Фридрих Август Штюлер в 1865 году. Архитектор пытался гармонично соединить в своём творении два стиля: ранний неоренессанс и поздний классицизм. Следует отметить, что Фридриху Августу так и не удалось реализовать свою задумку, поскольку он умер (не успев завершить свой проект), а воплощением идеи занялся Карл Бюсси (под чутким руководством Генриха Штрака, который отвечал за все этапы строительства галереи).

Многие считают современное здание достаточно надежным и устойчивым к пожарам, поскольку оно полностью построено из металла и кирпича (только лестница и экстерьер выполнены из песчаника).

Alte1-640x480Архитекторам удалось сохранить первоначальный интерьер здания, а вот экстерьер неоднократно обновлялся – специалисты пытались создать для галереи образ, который смог бы гармонировать с другими зданиями.

На данный момент главная цель музея – собрать (по возможности) самую полную коллекцию произведений прусского искусства.
Адрес: Музейный остров
Работает: вторник, среда, пятница-воскресенье 10:00-18:00, четверг 10:00-22.00
Транспорт: U-Bahn U6 (Фридрихштрассе); S-Bahn S1, S2, S25 (Фридрихштрассе), S5, S7, S75 (Хакешер Markt); трамваи М1, 12 (Am Kupfergraben), М4, М5, М6 (Хакешер Markt); автобус TXL (Staatsoper )
Вход: платный (8 евро)/

Официальный сайт старой Национальной галереи

Бирмингем

Великобритания

Институт изящных искусств Барбера

Институт изящных искусств Барбера

Институт изящных искусств Барбера, расположенный в Бирмингеме, является обладателем одной из прекраснейших художественных коллекций Великобритании.

Основанный в 1932 году вдовой крупного предпринимателя Генри Барбера, институт занимает двухуровневое здание , построенное в 1939 году под руководством архитектора Роберта Аткинсона. Здание, разместившее в своих стенах собрание искусства , в свою очередь само является замечательным памятником стиля арт-деко. Институт предлагает вниманию посетителей небольшое, но высококачественное собрание западноевропейской живописи.

Здесь выставлены произведения всемирно известных старых мастеров – Симоне Мартини, Джованни Беллини, Сандро Ботичелли, Паоло Веронезе, Ганса Гольбейна Младшего, Питера Пауля Рубенса, Антониса Ван Дейка, Франса Халса, Рембранта, Никола Пуссена, Бартоломе Эстебана Маурильо.

Французские импрессионисты и постимпрессионисты  представлены работами Эдгара Дегп, Клода Моне, Пьера-Огюста Ренуара, Эдгара Мане, Винсента Ван Гога, Поля Гогена.

Художники 20 века представлены работами – Пабло Пикассо, Анри Матисса, Рене Магритта, Эгона Шиле, Андре Дерегна, Фермана Леже.

Широко представлена история английской живописи произведениями Джошуа Рейнолдса, Томаса Гейнсборо, Уильяма Тернера, Данте Габриэля Росетти, Обри Бердслея, Гвен Джон.

Бирмингем

Великобритания

Музей и картинная галерея

Бирмингемский музей

Бирмингемский музей по праву относится к числу интереснейших музеев туманного Альбиона. Он был основан в 1885 году в историческом здании центра города, построенном в 1911-1919 годах.

Музей экспонирует коллекции живописи, скульптуры, рисунка, декоративно-прикладного искусства, крупное азиатское собрание, а также экспозиции , посвященные местной истории, археологии и этнографии.

Особой популярностью пользуется художественная галерея ,представляющая полотна всемирно известных живописцев. Здесь выставлены полотна Джованни Беллини, Антонио Каналетто, Томаса Гейнсборо

01_swallowГордость музея – значительное собрание работ прерафаэлитов. Оно включает в себя крупнейшую в мире коллекцию работ сэра Эдварда Берн-Джонса, жителя Бирмингема, одного из лучших мастеров этого художественного объединения.

В музее также выставлена большая коллекция гравюры и рисунка, насчитывающая более 27000 произведений, в том числе около 400 работ британских художников – Томаса Гейнсборо, Уильяма Тернера, Уильяма Блейка.
Адрес: Chamberlain Square, Birmingham, B3 3DH
Работает: ежедневно до 17:00
Вход: свободный.

Официальный сайт галереи искусств Бирмингема

Болонья

Италия

Национальная Пинакотека

Национальная Пинакотека Болоньи

Национальная Пинакотека итальянского города Болоньи является одной из самых крупных и современных галерей Италии.

Она возникла в первые десятилетия 18 века на окраине университетского квартала, где находится и сегодня. Основу коллекции составляют произведения искусства, поступившие из церквей и монастырей, остальные экспонаты были приобретены у коллекционеров или приняты в дар.

Экспозиция галереи в наибольшей степени посвящена живописцам болонской школы, таким как Симоне де Крочефисси, Витале де Болонья, Гвидо Рени, Гверчино, Агостино и Аннибале Карраччи, Франческо Франча

В музее широко представлено творчество мастеров из Феррары, в том числе Франческо дель Косса и Эрколе де Роберти, а также художников венецианской школы.

К жемчужинам собрания с уверенностью можно отнести знаменитую “ Мадонну во славе” Перуджино, а также работы Джотто, Тициана, Эль Греко, Гордостью музея является одна из известнейших работ Рафаэля “Экстаз святой Цецилии”.

Бордо

Франция

Музей изящных искусств

Музей изящных искусств в Бордо

Датой создания музея изящных искусств в Бордо  является 31 августа 1801 года. Указом Наполеона Бонапарта основу коллекции музея составили произведения, перевезенные из Центрального музея; к 1805 году собрание состояло из 44 работ. Значимым событием в жизни музея стало приобретение им в 1829 году прекрасной коллекции маркиза Лаказа, состоявшей из 280 полотен итальянских, немецких, голландских и фламандских живописцев.

После пожара 1870 года, уничтожившего часть коллекции( в том числе работы Филиппа де Шампеня и Питера Пауля Рубенса)и повредившего галереи, музей вынужден был поменять свое месторасположение. По решению правительства города, в 1881 году под руководством архитектора Шарля Бурже было возведено новое здание, в котором собрание музея хранится и по сей день.

Сегодня музей изящных искусств бордо является хранителем одной из крупнейших коллекций искусства во Франции.

В южном крыле здания музея можно увидеть работы мастеров 16-18 веков, среди которых преобладают полотна художников итальянского Возрождения, таких как Пьетро Перуджино, Тициан, Якопо Бассано,, Гверчино, Якопо Тинторетто, Паоло Веронезе. Подлинным украшением экспозиции являются полотна великих фламандских живописцев – Питера Пауля Рубенса и Антониса Ван Дейка.

В северном крыле размещено искусство 19-20 веков, представленное в основном работами французских живописцев – Камиля Каро, Шарля Франсуа Добиньи, Пьера-Огюста Ренуара, Анри Матисса, Пьера Боннара.

Бостон

США

Музей изящных искусств

Музей изящных искусств в Бостоне

Музей изящных искусств в Бостоне – один из крупнейших в США. Он возник в 1870 году на основе экспонатов, перевезенных сюда из Бостонской художественной галереи.

В 1909 году музей переехал в новое здание на Хантингтон-авеню, построенное по проекту архитектора Гая Лоуэлла. По мере увеличения коллекции, оно дополнялось многочисленными пристройками.

Сегодня, помимо главного здания, музей включает в себя несколько расположенных неподалеку корпусов, просторный внутренний двор и сад,

1c6c813bb9d5494160041c1c4ee2fb70_LСобрание американского искусства состоит главным образом из живописных полотен и предметов декоративно-прикладного искусства. В экспозиции представлены работы таких известных американских художников, как Джон Синглтон Копли, Джон Сингер Сарджент, Мэри Кэссет, Уинслоу Хомер. Собрание музея, насчитывающее на сегодняшний день более 70000 предметов, включает обширное собрание египетской и античной скульптуры, а также керамики.

iCA08112OКоллекция живописи состоит из шедевров голландского, французского, английского, испанского, и итальянского искусства, и включает в себя работы Тициана, Альбрехта Дюрера, Рембранта, Жана-Франсуа Милле, Винсента Ван Гога, Поля Гогена, Пьера-Огюста Ренуара и других великих мастеров.

Гордостью музея является коллекция работ Клода Моне, одна из крупнейших за пределами Парижа.
Адрес: 465 Huntington Avenue, Boston, MA, США
Телефоны: +1 617 267 9300
Время работы: Понедельник, вторник: 10.00 — 16.45; Среда-пятница: 10.00 — 21.45; Суббота, воскресенье: 10.00 — 16.45
Как добраться:Автобус 39, остановка Huntington Ave @ Parker St‎.
E-mail: webticketing@mfa.org
URL: http://www.mfa.org/
Стоимость: посещенияВзрослые — 22$, пенсионеры и студенты — 20$, дети до 17 лет — бесплатно

Брауншвейг

Германия

Музей герцога Антона Ульриха

Музей герцога Антона Ульриха

Музей герцога Антона Ульриха, расположенный в Брауншвейге, хранит одно из крупнейших художественных собраний Германии. Название музея увековечивает имя крупного коллекционера и мецената, благодаря которому музей появился на свет в 1754 году. Современное здание музея былор построено в 1887 году по проекту архитектора Оскара Зоммера.

Картинная галерея предлагает обзор европейской живописи 15-18 веков. Самым полным является собрание немецкой живописи, включающее в себя работы известнейших художников Германии 16-18 столетий: Лукаса Кранаха Старшего, Ганса Гольбейна Младшего, Ганса фон Ахена, Ганса Роттенхаммера, Адама Эльсхаймера, Иогана Шенфельда, Иогана Генриха Тишбейна, Якоба Фолиппа Хаккерта.

Итальянское искусство периода Возрождения и барокко представлено работами Джоджоне, Пальма Веккио, Паоло Веронезе, Якопо Тинторетто, Бернарда Каваллино, Маттиа Претти. В музее находятся работы трех титанов фламандской живописи – Якоба Йорданса, Питера Пауля Рубенса, Антониса Ван Дейка.Залы нидерландской живописи знакомят посетителей с творчеством художников Северного Возрождения и “Золотого века” – Лукаса Ван Лейдена, Корнелиса Ван Харлема, Питера Ластмана, Рембранта, яна Ван Гойена, Якоба Ван Рёйсделя, Яна Стенп, Яна Вермеера.

Очень интересно небольшое собрание работ французских живописцев — Симона Вуэ, Гиацинта Риго, Никола де Ларжильера, Франсуа Буше, Жана Батиста Грёза.

Бремен

Германия

Кунстхалле

Бременский Кунстхалле

Бременский Кунстхалле является одним из крупнейших художественных музеев Германии. В его основу легли коллекции, собранные городскими ценителями искусства. Музей был открыт для публики в 1849 году в новом здании, находящимся недалеко от центра Бремена. В этом здании существенно реконструированном и достроенном под руководством архитектора Эдуарда Гильдемейстера в 1902 году, музей располагается и в наши дни.

Основу коллекции Кунстхалле составляют картины, гравюры, рисунки и скульптуры мастеров 19-20 веков Музей славится большой коллекцией работ всемирно известных импрессионистов – Клода Моне, Эдуарда Мане, Камиля Писсаро, Пьера-Огюста Ренуара, Эдгара Дега, Анри де Тулуз-Лотрека, Поля Сезанна.

В залах , посвященных творчеству экспрессионистов находятся работы Оскара Кокошки, Эдварда Мунка, Макса Пехштейнв.

Немецкая живопись занимает в музее основное место. Здесь выставлены работы Каспара Давида фридриха, Макса Клингера, Адольфа фон Менцеля, Эриха Хекеля, Вильгельма Лейбля, Ханса фон Маре, Вильгельма Трюбнера.

Интересной особенностью экспозиции являются полотна крупнейших немецких импрессионистов – Ловиса Коринта, Макса Либермана,и Макса Слефогта.

Бремен

Германия

Новый музей Везенбург

o_1841Новый музей Везербург – это одна из крупнейших художественных галерей Германии, посвященных современному искусству. Его экспозиция занимает четыре здания бывших складов на Вердеринзеле, собрание демонстрируется в 11 выставочных залах. Здесь представлены произведения искусства, созданные на протяжении последних 50 лет, причем выставки постоянно меняются. Экспозиция отличается разнообразием художественных форм: наряду с картинами здесь можно увидеть скульптуры и инсталляции. Например, скульптор Рольф Юлиус создал свои работы специально для демонстрации в этом музее, а творения Норберта Радермахера интегрированы непосредственно в здание.

В музее работает обширная библиотека, в которой собраны художественные журналы, музейные каталоги и книги по искусству. Кроме того, в Новом музее Везербург регулярно организовываются показы кино- и видеофильмов, презентации, учебно-развлекательные мероприятия, экскурсии. Инфраструктура учреждения включает книжный магазин, кафе и ресторан.

Адрес: Teerhof 20, 28199 Bremen, Deutschland.

Время работы: во вторник, среду, пятницу-воскресенье 10.00-18.00, в четверг 10.00-21.00, выходной — понедельник, 1 января, Страстная пятница, 25, 31 декабря.

Стоимость: 8 €, для групп свыше 15 человек, детей 6-18 лет, студентов, пенсионеров, инвалидов — 5 €, семейный билет (2 взрослых и 4 ребенка до 18 лет ) — 14 €, для детей до 6 лет — бесплатно; экскурсия — 3 €.

Как добраться: ехать трамваями №1, 2, 3, автобусами №25. 26. 27, 63 до остановки Am Brill.

Телефон: +49 421 598 390

Сайт: http://www.weserburg.de/

Брюгге

Бельгия

Музей Грунинга

9428_origМузей Гронинге является самым популярным музеем в Бельгии. Относится к одной из самых редких художественных коллекций во всей стране. Его образование нашлось в недрах Академии художеств замечательного города Брюгге, где находился до самого конца XIX века. В 1716 году Иос Арсхоот, Марк Дювенде, Ян Херрегоут и Иос ван де Керкхове, художники, обычные любители искусства возвели «Свободное братство живописи и рисунка».
Академия с благословения городского магистрата в 1720 году была размещена в одной из частей здания Поортерслоге, но она была не единственной, там же присутствовали и другие общества. На улице Академии в этом самом строении сегодня располагается Государственный архив. Ближе к концу XVIII века в ней создана большая коллекция подаренных картин художниками. Её существование было с небольшим перерывом до 1775 года, в то время, когда во время пожара сгорело почти всё имущество.

groeninge-museum Однако именитая Академия пользовалась расположением художников, её дары вновь возобновились. На этот раз основная часть работ была от современников. После того как французы захватили бельгийцев стала конфискация художественных ценностей в монастырях и церквях.

Отъезд и возвращение картин на родину.
В 1794 году были отправлены в Париж замечательные памятники искусства: Герарда Давида «Суд Камбиза», Ганса Мемлинга «Триптих Мореля», Яна ван Эйка «Богоматерь каноника ванн дер Пале». Но уже 3 января 1816 года эти шедевры по морю на корабле возвратились в Брюгге. Когда они прибыли в городе царил настоящий праздник. Под звон всех колоколов и при большом количестве народа доставили их в ратушу. «Мадонна» Микеланджело была поставлена в церкви на тоже место где стояла раньше, а вот Ганса Мемлинга «Триптих Мореля» и Яна ван Эйка «Богоматерь каноника ван дер Пале» доставили в Академию. В 1808 году она приняла настоящий дар, а в 1828 поступили произведения Яна Провостовой «Страшный суд» и Герарда Давида «Суд Камбиза». Эти картины были объединены в Академии не потому что бы помочь сформировать таланты молодых художников, которые обучаются в академии, но и создать тот самый музей, чьи коллекции стали бы доступны на обозрение самой огромной публики.
Groeningemuseum-insideМузей Академии в течение всего века постоянно пополнялся произведениями искусства, которые дарились отдельными лицами или приобретёнными городскими властями. Огромным вкладом стала коллекция Шарля ван Леде. В 1875 году насчитывалось таких 45 работ. Свободная Академия к этому времени перестала своё существование. Дело в том, что помещения Поортерслоге пришло в упадок, а значит, была идея Музей перевести на улицу св. Екатерины в школу Богарде. Всё что хранилось в академии, было настоящим достоянием города: произведения искусства, мебель, учебные материалы и архивы. Трудно поверить, на то время по инвентарю в музее находилось 193 картины. В 1898 году в городе Брюгге был сделан Музей современного искусства.
Начало XX века.
В начале XX века для музея Академии происходит период расцвета. В нём открывается крупнейшая выставка «фламандских примитивов». Произошло это в 1902 году. В музее скапливается огромная коллекция картин, которую не в состоянии вместить ни одно старинное сооружение Брюгге. В 1907 году по улице Гронинге находят земельный участок для строения нового музея, но дела в проектировке и строительстве затянулось вплоть до начала первой мировой войны.
Жозеф Вирин организовал проект данного музея к концу 20-ых годов. Дело в том, что музей собирались открыть к столетию независимости Бельгии, а это значит, в планах было открыть к 1930 году. Название ему дали точно такое же как и местная улица Гронинга. Здесь были объединены коллекции с Музея современного искусства, который располагался на улице Красильщиков и бывшей свободной Академии. Его построили, как говориться со всеми правилами. Тут были предусмотрены все необходимые меры для хорошей эксплуатации как музейного хранилища. Свет падает таким образом, чтобы не проявлялись блики, которые будут мешать просматривать картины. В 1956 году сделали устройство для поддержания постоянной влажности и температуры, а также создано устройство для кондиционирования воздуха. Всё это положительно влияет на хранения произведений живописи.
Музей в современном мире.
На сегодняшний день в Музее Гронинга коллекция продолжает расти. В нём хранятся тысячи памятников искусства, множество создано местными мастерами города Брюгге. Государство для музея приобрело из прежней коллекции Рендерса диптих Мемлинга «Благовещение».

211761014Сегодня гордостью музея является коллекция картин фламандских мастеров. В первую очередь, это две работы Яна ван Эйка – первого и самого важного представителя фламандских примитивистов: «Мадонна каноника ван дер Пале» и портрет жены ван Эйка «Портрет Маргареты ван Эйк» . Среди других фламандских живописцев 15 века, представлены Хуго ван дер Гус работой «Успение Богоматери», Ганс Мемлинг картиной «Алтарь Мореля со святым Христофором и другими святыми», а также работы Герарда Давида – «Крещение Христа» и «Суд Камбиса», Петруса Кристуса и Рогира ван дер Вейдена. Кроме этого, музей хранит несколько анонимных работ этого периода.

Вторая секция музея посвящена живописи эпохи ренессанса и барокко. Она включает в себя работы Иеронима Босха , Яна Провоста, Ланселота Блонделя, Адриана Изенбрандта и Питера Порбуса.

8226_600Собрание картин 19 века состоит из работ живописцев Брюгге, чье творчество находилось под влиянием классицизма. В 1985 году музей приобрел коллекцию работ фламандских экспрессионистов. Самые поздние работы музея относятся к послевоенному периоду.
Самой ценной частью музея надо признать коллекцию очень известных «фламандских примитивов». Её расположили в пяти небольших залах в строгом хронологическом порядке. Рабочие музея приложили много усилий, для того чтобы сделать часть музея самой красивой. Четыре зала обиты бархатом стального цвета.

Брюссель

Бельгия

Королевские музеи изящных искусств

10923596_1539335359648948_161408963112978380_nКоролевские музеи изящных искусств (Бельгия) (фр. Musées royaux des Beaux-Arts de Belgique, нидерл. Koninklijke Musea voor Schone Kunsten van België) — музейный комплекс в Брюсселе и его пригороде Икселе.

Содержит значительную коллекцию живописи и скульптуры, находящуюся в собственности бельгийского государства.

В состав комплекса входят
(в Брюсселе)
Музей старинного искусства (полное наименование: фр. Musée royal d’art ancien à Bruxelles)
Музей современного искусства (фр. Musée royal d’art moderne à Bruxelles)
Музей Магритта (фр. Musée Magritte)
10346370_1527913584124459_6385939322672917808_nМузей Fin de siècle
(в Икселе)
Музей Вирца (фр. Musée Wiertz)
Музей Менье (фр. Musée Meunier).

Во время оккупации Австрийских Нидерландов французскими революционными войсками в 1794 г. в Брюсселе началась конфискация произведений искусства. Конфискованное складировалось и частью перевозилось в Париж.

Оставшиеся художественные ценности послужили основой учреждённого Наполеоном Бонапартом в 1801 г. в Брюсселе музея, впервые открывшего свои двери публике двумя годами позже во дворце австрийского штатгальтера.

1510905_1527916180790866_5465689240759338471_nВ последующие годы некоторые произведения искусства из этой коллекции были отправлены в Париж. Все конфискованные ценности вернулись из Парижа в Брюссель только после низложения Наполеона.

С 1811 г. музей поступил в собственность города Брюсселя. С возникновением при короле Вильгельме I Объединённого Королевства Нидерландов фонды музея значительно расширились.

В 1835 г. король Леопольд I принял решение о создании теперь уже в бельгийской столице национального музея бельгийских художников. Семью годами позже городская и королевская коллекции были объединены и получили в 1846 г. название Королевских музеев живописи и скульптуры Бельгии. А за год до этого в музее возник отдел современного искусства.

10849821_1527914894124328_4466252498693052208_nВ 1887 г. открылось новое здание музея на Rue de la Régence / Regentschapsstraat, созданное по проекту Альфонса Балата, в котором разместился отдел старинного искусства. Собрание произведений XIX в. осталось на прежнем месте во дворце Габсбургов.

Лишь почти через 100 лет к музею было пристроено здание для разросшейся коллекции искусства XX в.
Здания прекрасно спланированы: посетителям несложно будет осмотреть всё собрания или, при нехватке времени, сразу найти произведения интересующей их эпохи. Попасть в любой зал основных музеев легко: достаточно следовать цветным маршрутам, посвященным искусству того или иного столетия.
1455977_1527914380791046_8834420470132921534_nСиний маршрут позволит вам познакомиться с множеством работ, датирующихся 15-16 веками.
Коричневый маршрут проведет вас вдоль картин 16-18 веков.
Желтый маршрут посвящен искусству 19 века.
Оранжевый маршрут для тех, кто интересуется скульптурой. В подвале Музея старых мастеров выставлены бельгийские скульптуры 18-19 веков из камня, мрамора и бронзы.
Зеленый маршрут посвящен произведениям современного искусства известных художников 20 века из Бельгии и других стран.

Музей старинного искусства:

В собрании Музея старинного искусства находится около 1 200 произведений 10365792_1527915517457599_1353372726485746854_nевропейского искусства, охватывающих период с XIV по XVIII вв.

В основе коллекции — произведения фламандской живописи, почти все фламандцы представлены своими значимыми работами. Среди полотен «Благовещение» Робера Кампена, «Пьета» и два портрета Рогира ван дер Вейдена, несколько картин Дирка Боутса на религиозные темы, Петруса Кристуса и Хуго ван дер Гуса, несколько портретов и «Мученичество св. Себастьяна» Ганса Мемлинга, «Мадонна и дитя» и триптих лёвенского братства Св. Анны Квентина Массейса, «Венера и Амур» и два портрета донаторов Мабюза.

10846146_1527915130790971_3855730634658008679_nВ музее находятся 7 полотен Питера Брейгеля (Старшего) в т.ч. знаменитое «Падение восставших ангелов», а также «Поклонение волхвов», «Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц», «Перепись в Вифлееме», «Пейзаж с падением Икара» (ранняя копия), «Вино в праздник св. Мартина» (ранняя копия), «Зевающий мужчина» (авторство оспаривается).

Творчество Рубенса представлено многими полотнами, в том числе «Христос и блудница», этюд с головами негров, «Поклонение мудрецов», «Несение креста», «Мученичество св. Ливиния», «Мученичество св. Урсулы», «Пейзаж с охотой Аталанты», «Портрет Петруса Пекиуса» , «Чудо св. Бенедикта», «Падение Икара», 1555331_1527917820790702_4759594936115971773_n«Падение титанов» и «Коронование Девы Марии». Полотна Якоба Йорданса: «Восхваление Помоны», «Св. Мартин исцеляет одержимого», «Сусанна и старцы», «Состязание Аполлона и Пана», «Сатир и крестьяне». Полотна ван Дейка: «Портрет Жана-Шарля делла Фай», «Портрет скульптора Франсуа Дюкенуа», «Портрет генуэзской дамы и её дочери», «Ринальдо и Армида» и «Распятие Христа».

Музей современного искусства

В музее современного искусства (Museum voor Moderne Kunst) представлены работы бельгийских художников, начиная от фовизма и заканчивая модернизмом. Неоклассицизм представлен работами Жака Луи Давида и его ученика Жана Огюста 1514616_1527915790790905_1208777148939612866_nДоминика Энгра; националистические устремления выражаются творениями романтиков: Эжена Делакруа и Теодора Жерико.

Реализм иллюстрируют работы Гюстава Курбе и Константина Менье. Работы импрессионистов Альфреда Сислей и Эмиля Клауса представлены рядом с произведениями Тео ван Рейссельберге и Жорж-Пьера Сёра.

А еще в музее хранится одна из крупнейших государственных коллекций работ бельгийского художника-сюрреалиста Рене Магритта.

Среди живописных шедевров XIX в., представленных в музее, особо выделяются «Смерть Марата» Жака Луи Давида, «Вергилий, читающий „Энеиду“ семье императора Августа» Жана Огюста Доминика Энгра, «Пейзаж Орнана» Гюстава 10850016_1527916637457487_26082624509072588_nКурбе и «Портрет Луизы Ризенер и Евы Каллимаки-Катарги» Анри Фантен-Латура. Французская живопись конца XIX в. представлена «Портретом Сюзанны Бамбридж» Поля Гогена, «Весна» Жоржа Сёра, «Бухта» Поля Синьяка, «Два ученика» Эдуара Вюйара, пейзаж Мориса Вламинка и скульптура Огюста Родена «Кариатида», «Портрет крестьянина» Винсента ван Гога (1885 г.) и «Натюрморт с цветами» Ловиса Коринта.

Музей современного искусства, открытый в 1984 году, находится в уникальном здании: восемь его этажей расположены под землей. Но, благодаря особой конструкции строения, многие полотна можно рассматривать при естественном освещении: свет попадает внутрь с музейной площади.

10259995_1527915414124276_865649371625183996_nТри этажа, возвышающиеся над землей, отданы под временные выставки. Коллекция здесь очень разнообразная и включает полотна многих известных художников 20 века, но самой большой популярностью пользуются картины бельгийских сюрреалистов.

Французская живопись конца 19 века представлена работами Поля Гогена, Поля Синьяка, и Винсента ван Гога.

Месторасположение: Rue de la Regence 3 Телефон: +32 (0)2 508 32 11

Кассы: прекращают работу за 30 минут до закрытия

Открыт: вторник-воскресенье с 10:00 до 17:00
Закрыт: 1-го января, во второй четверг января, 1-го мая, 1-го и 11-го ноября, 25 декабря

10629606_1527910740791410_4631887583846786964_nВход: 8 EUR, посетители старше 65 лет: 6 EUR, посетители от 6 до 25 лет: 2 EUR, дети до 6 лет: бесплатно. Билет во все музеи комплекса Королевских музеев изящных искусств: 13 EUR, посетители старше 65 лет: 9 EUR, посетители от 6 до 25 лет: 3 EUR, дети до 6 лет: бесплатно

Как добраться: автобусы: 27, 29, 38, 71, 95, трамваи 92,94

Музей Антуана Вирца и Константина Менье

В пригороде Брюсселя Икселе находятся два музея художников, входящих в состав Королевских музеев. Музей Антуана Вирца открылся публике еще в 1868 г., а Музей Константина Менье был включен в состав Королевских музеев с 1978 г.
Музей Антуана Вирца (Antoine Wiertz museum) представляет собой студию-храм, сохранившую уникальную атмосферу «вселенной» художника Антуана Вирца, представителя бельгийского романтического направления 19 века. В музее хранится ряд работ Вирца, его рисунки и скульптуры, свидетельствующие о влиянии великих мастеров прошлого: Рубенса, Микеланджело и Рафаэля.
10404858_1527913724124445_7968915131499209697_nМузей Константина Менье (Constantin Meunier museum) занимает бывший дом-студию известного бельгийского живописца и скульптора, представителя реалистического направления в искусстве. Менье — один из первых скульпторов, который в своих работах уделил центральное место человеку, занимающемуся физическим трудом.
Адрес музея Антуана Вирца: Rue Vautier, 62.

Адрес музея Константина Менье: Rue de l’Abbaye, 59.

Время работы:понедельник — выходной, по пятницам только для групп,
остальные дни недели открыт с 10:00 до 17:00, 12:00-13:00 перерыв на обед.

Вход: бесплатно.
Официальный сайт Королевских музеев

Будапешт

Венгрия

Музей Изобразительных искусств

Музей Изобразительных искусств в Будапеште

Будапештский музей изобразительных искусств хранит одно из наиболее значительных собраний искусства в Центральной Европе. Датой основания музея считается 1802 год – время основания его предшественника, Венгерского национального музея. Однако широкий доступ к собранным коллекциям был открыт только в 1896 году. Сегодня музей располагается на Площади Героев, в здании, построенном в неоклассическом стиле в 1900 – 1906 годах по проекту архитекторов А. Шикеданца и Ф.Ф.Херцого.

Коллекции музея создавались на основе частных художественных собраний, наиболее значительное из которых в 1871 году было приобретено у богатого княжеского рода Эстерхази.

Музей состоит из 8 отделов, представляющих египетское искусство, искусство античности, скульптуру эпохи барокко, работы старых мастеров, рисунки и гравюры, искусство 19 века. Наиболее богатым является собрание полотен мастеров эпохи возрождения и Нового времени. Итальянское искусство этого периода представлено картинами Рафаэля, Тициана, Тинторетто, Веронезе, Тьеполо. Великолепное собрание испанской живописи включает в себя полотна Эль Греко, Франсиско де Сурбарана, Бартоломе Эстебана Мурильо, Франсиско де Гойи. Залы нидерландской и фламандской живописи украшают картины Питера Брейгеля Старшего, Ганса Мемлинга, Якоба Йорданса, Франса Халса, Рембранта, Питера Пайля Рубенса.

Европейская живопись 19-20 веков лучше всего представлены творчеством французских художников – Эжена Делакруа, Камиля Коро, Гюстава Кюрбе, Эдуарда Мане, Поля Сезанна

Интересен отдел рисунка и гравюры, включающий в себя более 100000 произведений, в том числе работы Леонардо дп Винчи, Рафаэля Санти, Никола Пуссенав, Альбрехта Дюрера, Питера Брейгеля Старшего, Винсента Ван Гога, Пабло Пикассо и других известных живописцев.

Бурнмут

Великобритания

Художественная галерея Рассел-Коутс

Художественная галерея Рассел-Коутс

В английском городе Бурнмут хранится одна из крупнейших частных коллекций произведений искусства в Великобритании. Она была собрана супругами Метроном и Энни Рассел-Коутс в 19-начале 20 столетия. Предметы, приобретенные четой Рассел-Коутс в основном во время кругосветных путешествий, находились первоначально в их доме, однако очень скоро, он оказался слишком мал, для того, чтобы вместить постоянно увеличивающуюся коллекцию.

В 1897-1907годах для её хранения было специально построено отдельное здание, строительством которого руководил архитектор Джон Фредерик Фогерти.

Этот дом, как и находящиеся в нем произведения искусства, вскоре был подарен городу, и 10 марта 1922 года получил статус музея.

Основным увлечением Мертона Рассел-Коутса  было творчество прерафаэлитов,Сейчас музей является обладателем более 200 работ кисти Альберта Джозефа Мура, Данте Габриэля Росетти, Артура Хьюза,Джона Бретта, Симеона Соломона,Лоренса Альма-Тадемы, Эвелин Де Морган, Уильяма Пауэлла Фритаи других живописцев этого напрвления.

Музей экспонирует крупную коллекцию искусства Японии, собранную супругами Рассел-Коутс во время их путешествия в Страну Восходящего солнца в 1885 году.

Буффало

США

Художественная галерея Олбрайта-Нокса

Художественная галерея Олбрайта-Нокса

Художественная галерея Олбрайта-Нокса, расположенная в американском городе Буффало, по праву является одним из интереснейших художественных музеев США.

Её здание было построено под руководством архитектора Эдварда Б.Грина в 1901 году на деньги известного предпринимателя Джона Д. Олбрайта. Позже площадь галереи была значительно увеличена под руководством архитектора Гордона Беншафта Скидмора. В 1962 году коллекция музея была пополнена внушительными пожертвованиями Сеймура Нокса и его семьи, и с тех пор носит двойное название – Олбрайта-Нокса.

Экспозиция музея предлагает обзор мирового искусства с древних времён и до наших дней. В залах галереи особенно широко представлена скульптура Месопотамии, датированная 3 тысячелетием до н.э., живопись и скульптура эпохи Ренессанса, американское и европейское искусство 18-19 столетий.

Широкую известность галерея Олбрайта-Нокса получила благодаря своему собранию современного искусства, которое считается одним из лучших в мире. В экспозиции представлены работы импрессионистов и постимпрессионистов, в том числе Поля Гогена, и Винсента Ван Гога.

Кубизм, сюрреализм, конструктивизм, а также другие тенденции в искусстве первой половины 20 века широко представлены произведениями Пабло Пикассо, Жоржа Брака, Анри Матисса, Андре Дерена, Хуана Миро, Пита Мондриано, Александра Родченко.

Среди художников второй половины прошлого столетия выделяются своими работами Аршил Горки, Джаспер Джонс, Энди Уорхолл ,Джексон Поллок.

Бухарест

Румыния

Национальный музей искусств Румынии

1c6c813bb9d5494160041c1c4ee2fb70_L
Национальный музей искусств Румынии (рум. Muzeul Național de Artă al României) — крупнейший музей изобразительного искусства в Румынии. Находится в Бухаресте на площади Революции в здании бывшего королевского дворца. Коллекции музея включают румынское и зарубежное искусство, всего около 60 тысяч единиц хранения, в том числе около 3 тысяч предметов европейского искусства.

История музея

Музей был учреждён в 1950 году. Основой собрания европейского искусства стала коллекция короля Кароля I (214 картин, в том числе полотна Эль Греко, Рембрандта, Питера Брейгеля Старшего, Рубенса, Доменико Венециано). В неё были включены и другие частные собрания, а также часть коллекции Музея Брукенталя в Сибиу (изъятые из которого работы были возвращены в него в ноябре 2006 года). В 1989 году здание пострадало в ходе революции, приведшей к свержению коммунистического режима. В 2000 году в основном здании вновь открылась экспозиция зарубежного искусства, в 2001 году в боковом крыле была открыта экспозиция национального искусства.
Собрание музея[править исходный текст]

Национальное искусство

iCAV9T3FSВ экспозиции румынского искусства представлена вся история национального изобразительного искусства, начиная от икон и ранних живописных работ, в том числе боярских портретов, и до искусства середины XX века, в том числе работы Теодора Амана, Николае Григореску, Йона Андрееску, Теодора Паллади, Марселя Янко, Виктора Браунера, Корнелиу Бабы. Особые залы посвящены скульптурам соответственно Димитрие Пачуря и Константина Брынкуши.

Зарубежное искусство

В музейном собрании европейского искусства около 3 тысяч картин, скульптур и графических работ. В коллекции итальянского искусства представлены полотна Антонелло да Мессины, Доменико Венециано, Бернардино Личинио, Якопо Бассано, Лоренцо Лотто, Тинторетто, Алессандро Маньяско, Джакопо Амигони, Сальватора Розы. Испанское искусство представлено тремя работами Эль Греко, а также Сурбараном и Алонсо Кано. В собрании голландского искусства — работы Яна ван Эйка и Ганса Мемлинга, Питера Брейгеля Старшего и Питера Брейгеля Младшего, Рубенса и Рембрандта. Немецкое искусство представлено Хансом фон Аахеном, Бартоломеусом Цайтбломом и Эгидием Саделером. В коллекции французских импрессионистов выделяются работы Клода Моне, Альфреда Сислея и Поля Синьяка. Собрание русской живописи включает картины Репина, Серова, Айвазовского, Малявина. Музей также обладает богатым собранием декоративно-прикладного искусства, старинной мебели, фаянса, гобеленов, ковров.

Бухарест

Румыния

Венгерская национальная галерея

1c6c813bb9d5494160041c1c4ee2fb70_LВенгерская национальная галерея (венг. Magyar Nemzeti Galéria) — один из ведущих художественных музеев Венгрии, обладающий обширной коллекцией венгерского искусства от Средних веков и до XX века. В экспозиции галереи собраны работы исключительно венгерских художников или созданные на территории Венгрии. Галерея размещается в Королевском дворце в Будайской крепости. Музей основан в 1957 году и вобрал в себя часть коллекции Музея изобразительных искусств, а также городских музеев и частных собраний.
Начало коллекции было положено в 1839, когда возникло Пештское общество искусств. На регулярных выставках венгерских художников, проводимых обществом, собирались пожертвования на приобретение картин. Так формировалось первое общественное национальное собрание. В 1947 дирекция Столичной галереи предложила учредить музей государственного значения для хранения коллекций венгерского искусства. В 1953 собрание Столичной галереи было передано Музею изобразительных искусств. В 1957 открылась Национальная галерея, где были выставлены произведения венгерского искусства, отобранные из фондов этих музеев. f550x450px-12434964094d6aaeb0dd2cb700011810Первоначально галерея располагалась в перестроенном здании суда, расположенном вблизи Парламента, затем была перемещена в отреставрированный Королевский дворец в Будайской крепости. Собрание музея пополнили экспонаты из Музея прикладного искусства и Национального музея.

Коллекция Венгерской национальной галереи, насчитывающая более 100 тысяч произведений искусства, занимает три крыла Королевского дворца и расположилась на нескольких этажах дворца. На цокольном этаже находится выставка средневековой и ренессансной скульптуры, а также готической деревянной скульптуры и росписи по дереву XIV—XV веков. На первом этаже демонстрируются готические триптихи, в том числе всемирно известное «Благовещение» (1506), а также работы австрийских художников барокко XVII века и венгерских живописцев и скульпторов XIX века, в том числе работа художника бидермейера Миклоша Барабаша, художника исторического жанра Дьюлы Бенцура, постимпрессионистов, в том числе Михая Мункачи («Зевающий ученик», «Пыльная дорога»). Второй этаж отведён под венгерскую живопись и скульптуру XX века, и здесь представлены работы Йожефа Риппля-Ронаи, Кароя Ференци, Тивадара Костки Чонтвари и других.