Студия И. Галереи интерьерной живописи

Хендрик Тернбрюгген(1587–1629)- выдающий­ся живописец Голландии XVII века.Искусство художника относится к наиболее ярким проявлениям караваджизма в голландской живописи.

aa617359ea3f.jpg

Жизнь и творчество Тербрюггена тесно связаны с Утрех­том. Этот город в голландском искусстве сыграл особую роль. В прошлом резиденция епископа, Утрехт и в протестантской Голландии оставался оплотом католицизма; церковные свя­зи с папским Римом определили ориентацию местной худо­жественной школы и привели к тому, что на протяжении XVI—XVII столетий ведущими мастерами в Утрехте были Иоахим Эйтеваль и Абрахам Блумарт, искусство которых испытало влияние итальянского маньеризма. Религиозные и мифологические картины Блумарта и Эйтеваля отлича­лись эффектными композиционными и цветовыми решения­ми, прихотливостью рисунка, усложненностью аллегоричес­кого подтекста и представляли характерные произведения во вкусе маньеристической эстетики. У одного из этих масте­ров, Абрахама Блумарта, учился Тербрюгген. По примеру старшего поколения, для завершения образования худож­ник отправился в Италию, где провел десять лет — с 1604 по 1614 год.

В Италии Тербрюггена оставили равнодушными произ­ведения поздних маньеристов и художников Болонской Ака­демии, но привлекло новаторское искусство Караваджо. Обра­щение Караваджо к бытовому жанру и приближение рели­гиозной картины к земной действительности сделали ху­дожника основоположником реалистического направления в искусстве XVII века. Творчество гениального итальянца нашло широкий отклик: в его произведениях живописцам открылись пути создания реалистического искусства, к тому времени ставшего настоятельной необходимостью во всех художественных школах Европы.
Как для всех караваджистов, для живописи Тербрюггена очень характерна активная роль света. Но в противополож­ность резким контрастам «погребного» освещения Каравад­жо или эффектам ночного освещения Хонтхорста, усиливаю­щим ощущение драматической напряженности, Тербрюгген трактовал свет в более жанровом, интимном характере. Во многих композициях мастера горящая на столе свеча озаряет сцену мягким теплым светом и сообщает ей атмосферу камер­ности и уюта. Кроме того, в отличие от большинства кара­ваджистов, художник часто обращался к солнечному днев­ному освещению. Среди утрехтских последователей Кара­ваджо Тербрюгген выделяется как наиболее тонкий живо­писец и художник лирического склада. Он умело сглажива­ет пестроту контрастов звучных желтых, голубых, красных, зеленых цветов картины единым тоном освещения — тепло­го вечернего или серебристого дневного.

Органичнее всего эти две грани дарования Тербрюггена — живописный талант и лиризм — объединялись в изображе­нии музицирующих компаний, придавая «концертам» ху­дожника особую привлекательность. Ритм силуэтов фигур, повороты, наклоны голов, переданное мимикой лиц и осве­щением настроение обладают музыкальной выразитель­ностью. С полотен художника как будто доносятся звуки веселой песенки («Концерт», 1626, Государственный Эр­митаж, Ленинград) или мелодия лирического дуэта («Кон­церт», 1628/29, Ледбери, собрание Батхерст). Особой красо­ты выражения достиг Тербрюгген в картине «Флейтист» (1621, Государственные художественные собрания, Кассель). Ме­лодия флейты, которую с серьезной сосредоточенностью вы­водит юноша, кажется материализованной в струящихся потоках дневного света, объединяющих в гармоничный ак­корд светло-желтые, голубые и оливковые тона. Серебрис­тый колорит и созерцательное настроение этого произведе­ния предвещают поэтическое искусство Вермера Дельфтского.

Жизнь Хендрика Тербрюггена оборвалась рано; он умер в расцвете сил, не успев осуществить всех возможностей свое­го таланта. Но созданные им произведения говорят о том, что художник сумел найти свой индивидуальный путь, оста­ваясь в пределах караваджистской школы.

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001. — 40 726 стр.,«Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986г. Долгополов И. В. Мастера и шедевры: В 3-х томах. — М: Изобразительное искусство 1987. — Т. 3.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние

18+ © 2013—2024. Студия-И. Копирование материалов только с разрешения правообладателя.

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

«Студия-И» разрешает неограниченное копирование и распространение изображений исключительно тех произведений искусства, которые относятся к общественному достоянию.

Политика конфиденциальности — в соответствии с действующим законодательством.