Студия И. Галереи интерьерной живописи

Терборх Герард (1617–1681)- один из главных мастеров голландской жанровой живописи.
Родился в Зволле (провинция Оверэйссел на севере Нидерландов) в 1617 в семье живописца Г.Терборха Старшего.

Borch Gerard ter Borch Gallant Conversation.jpg

Судя по сохранившимся детским рисункам (1625–1626), его художественное дарование проявилось весьма рано. Сперва учился у отца, затем (1633–1635) в Харлеме у пейзажиста П.де Молейна. В 1635–1636 работал у дяди, гравера Р.ван Фёрста, в его лондонской мастерской. Посетил Италию, Францию, Фландрию, Испанию; в 1646–1648 жил в Мюнстере, где стал свидетелем заключения Вестфальского мира, завершившего Тридцатилетнюю войну, и запечатлел этот акт в одной из лучших своих картин, многофигурной Торжественной клятве при ратификации Мюнстерского договора (1648, Национальная галерея, Лондон). Вернувшись на родину, обосновался в 1654 в Девентере (Оверэйссел).

Отдал дань «низкому» жанру, создав один из самых совершенных его образцов (Семья точильщика, начало 1650-х годов, Картинная галерея Государственных музеев, Берлин), написал немало живописных сцен военного быта (Солдаты, играющие в карты, ок. 1640, там же; Заснувший солдат, 1650-е годы, музей Валльраф-Рихарц-Людвиг, Кёльн). С годами, в русле общей «аристократизации» нидерландского искусства второй половины 17 в., обратился исключительно к «светским» жанрам, живописующим галантные нравы, модные наряды и интерьеры. Исключительное мастерство передачи фактур тканей (в особенности атласа) и бытовых предметов, тонкие колористические эффекты (решенные в мягком и переливчатом, «перламутровом» красочном регистре) придают этим картинам поэтическое обаяние, а остроумные эмблематические подтексты – таинственную двусмысленность. Так, композиция, которая долгие годы считалась благонравным Отеческим внушением (ок. 1655, Картинная галерея Государственных музеев, Берлин), оказалась, после историко-аналитической реконструкции исконного смысла, Сценой у сводни.

К числу лучших произведений мастера принадлежат также Концерт (ок. 1672–1675, там же), Туалет дамы (ок. 1660, Институт искусств, Детройт); Бокал лимонада (ок. 1665), Получение письма (1660-е годы; обе работы – Эрмитаж, Петербург). Не раз обнаруживал и большой талант портретиста (Автопортрет, ок. 1665–1670, Маурицхейс, Гаага).

Умер Терборх в Девентере 8 декабря 1681.

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001. — 40 726 стр.,«Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986г. Долгополов И. В. Мастера и шедевры: В 3-х томах. — М: Изобразительное искусство 1987. — Т. 3.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние

18+ © 2013—2024. Студия-И. Копирование материалов только с разрешения правообладателя.

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

«Студия-И» разрешает неограниченное копирование и распространение изображений исключительно тех произведений искусства, которые относятся к общественному достоянию.

Политика конфиденциальности — в соответствии с действующим законодательством.