Студия И. Галереи интерьерной живописи

Писсарро Камиль (1830–1903)- выдающийся французский живописец, один из первых и наиболее последовательных представителей импрессионизма.

the-pine-trees-of-louveciennes-1870524751af6ecef.jpg

Камиль Писсарро родился 10 июля 1830 года в местечке Шарлотта-Амалия на острове Сент-Томас в датской Вест-Индии, в буржуазной семье еврея-сефарда Абрама Писсарро и Рашель Мансано-Помье, уроженки Доминиканской республики. До 12 лет Камиль жил в Вест-Индии, затем, уже в возрасте 25 лет, вместе со всей семьёй переехал в Париж. После окончания школы снова ездил на Сен-Тома, а также в Венесуэлу, где вместе со своим другом, датским художником Мёльбу осваивал в Каракасе искусство живописи.
В 1855 году Писсарро окончательно переехал в Париж. В период с 1855 по 1861 годы Писсарро учился в Школе изящных искусств и
посещал классы в Академии Сюиса, одной из старейших в Париже, названной в честь её основателя. В разное время здесь учились
Фердина́н Викто́р Эже́н Делакруа(1798-1863),французский живописец и график, предводитель романтического направления в европейской живописи, Гюстав Жан Дезире Курбе(1819-17-877),французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист, считающийся одним из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи, Эдуард Мане(1832-1883),известнейший французский живописец, гравёр, один из родоначальников импрессионизма,Оска́р Кло́д Моне(1840-1926), выдающийся французский живописец, один из отцов-основателей импрессионизма , Поль Сезанн(1839-1906), известнейший французский художник-живописец, яркий представитель постимпрессионизма и, наконец,Поль Гийомен(1841-1927).известный французский художник-импрессионист.

Учителями Писсарро были Камиль Жан Батист Коро(1796-1875),яркий французский живописец, мастер пейзажа,Жан Дезире́ Гюстав Курбе(1819-1877),и Шарль-Франсуа Добиньи(1817-1878),один из замечательнейших французских пейзажистов новейшего времени, участник Барбизонской школы.Также Писсарро брал частные уроки у Паскаля Даньяна-Бувере(1852—1929)- известного французского художника-реалиста,представителя академизма. Основной сюжетной линией в творчестве Камиля Писсарро этого периода были сельские пейзажи, а также виды Парижа.
В 1857 году художник дебютировал в Салоне,одной из самых престижных художественных выставок Франции, официальной регулярной экспозиции парижской Академии изящных искусств.
В 1863 году Писсарро принял участие в Салоне Отверженных(фр. Salon des Refusés) — выставке, параллельнаой официальной французской, на которой были представлены полотна и скульптуры, отвергнутые в 1860-х — 1870-х годах жюри Парижского салона, выставив там три картины.в это время художник сблизился со своими будущими соратниками — Клодом Моне, Альфредом Сислеем(1833-1899),выдающимся французским живописцем-пейзажистом английского происхождения, в будущем ярким представителем импрессионизма, и Фредериком Базилем(1841-1870), французским живописцем,в будущем одним из основателей импрессионизма.
С 1866 по 1868 год художник увлечённо работал на пленэре в Понтуазе.Два пейзажа, написанные там, при поддержке Добиньи были приняты на Салоне в 1868 году.В 1869 году Камиль Писсарро вместе с семьёй перебрался в Лувесьенн, но начавшаяся через год война вынудила его перебраться вначале в Бретань, а позже и в Лондон. За это время множество его работ, оставленных в Париже, было уничтожено немецкими солдатами, жившими в его доме. Сохранилось лишь сорок картин.
В Лондоне Камиль Писсарро познакомился с французским коллекционером и торговцем живописью Полем Дюран-Рюэлем(1831-1922),одним из первых коллекционеров, оказывавшим финансовую поддержку художникам и организовывавшим персональные выставки художников-импрессионистов.
Вынужденная эмиграция не рашила творческих и финансовых проблем Писсарро. Дюран-Рюэль на каждой лондонской выставке демонстрировал работы Писсарро, но публика не понимала новое направление в живописи и не желала приобретать выставленные работы. С 1872 года Дюран-Рюэль стал единственным торговцем картинами, на которого могли рассчитывать художники из «Салона отверженных», они уступали торговцу свои полотна за минимальные цены ради возможности заниматься творчеством. Это привело к тому, что в 1876 году Дюран-Рюэль устроил в своей галерее вторую выставку импрессионистов, тем самым бросив вызов официальному Салону. Однако, через несколько лет из-за финансовых затруднений он прекратил покупать их полотна.
13 марта 1886 он отправился в Нью-Йорк и открыл там выставку, благодаря которой Мане, Моне, Дега, Ренуар, Писсарро и Сислей получили в Америке официальное признание. После этого он открыл в Нью-Йорке отделение своей галереи.
По возвращению во Францию, Писсарро поселился с семьёй в Понтуазе, который стал для него местом, где обрели реальность его творческие замыслы.В эти годы вокруг Писсарро произошло объединение группы художников, среди которых были Сезанн, Гийоиен и Белиар. Особенно тесно художник сошёлся с Сезанном, который в 1872 году приехал к нему в Понтуаз с семьёй. Художники много работали на пленэре, писали одни и те же мотивы, влияя на манеру друг друга. Летом 1881 года к ним присоединился Гоген, который в те годы очень нуждался в поддержке Писсарро.
в Понтуазе Камиль Писсарро сумел выработать характерную живописную манеру, отличавшуюся тонкой поэтичностью и яркой экспрессивной выразительностью.
Вообще Камиль Писсарро начинал как ученик Камиля Коро. В этом выборе учителя уже сказалась врождённая любовь художника к пейзажной живописи. Но не меньше внимания в начале своего творческого пути Камиль Писсарро уделяет и рисунку. Уже в ранних работах художник особое внимание уделял изображению освещенных предметов в воздушной среде. Свет и воздух стали с тех пор ведущей темой в творчестве Писсарро.
Постепенно Писсарро стал освобождаться от влияния Коро, у него созревал собственный стиль. С 1866 года палитра художника становится светлее, доминантой его сюжета становится пространство, пронизанное солнечным светом и лёгким воздухом, а свойственные Коро нейтральные тона исчезают.

Работы, прославившие Писсарро, это сочетание традиционных пейзажных сюжетов и необычной техники в прорисовке света и освещённых предметов. Картины зрелого Писарро написаны плотными мазками и наполнены тем физическим ощущением света, выразить которое он стремился.
После знакомства с Жорж-Пьером Сёра(1859-1891) в 1890 году Писарро увлёкся техникой пуантилизма (раздельного наложения мазков). Но эти работы очень плохо продавались. К тому же то, что хотел передать с помощью этой техники Писсарро, постепенно исчерпало себя и перестало приносить ему художественное удовлетворение, и художник вернулся к своей обычной манере.

В последние годы жизни у Камиля Писсарpо заметно испортилось зрение. Несмотря на это, он продолжал работу и создал серию видов Парижа, наполненных великолепными художественными эмоциями. Необычный ракурс этих полотен объясняется тем, что художник писал их не на улице, а из гостиничных номеров. Эта серия стала одним из высших достижений импрессионизма в передаче света и атмосферных эффектов и во многом его общеизвестным символом.
Камиль Писсарро писал также акварелью и создал немало офортов и литографий. Для литографий он даже купил специальный станок и установил его в своём доме.
По своим политическим взглядам Писсарро был убеждённым анархистом, и оказывал регулярную помощь деньгами анархистским изданиям и самим анархистам во Франции и Бельгии.Стоит, однако , отметить, что на творчество Писсарро анархизм не оказал никакого влияния. Точно так же анархизм не повлиял и на практическую сторону жизни Писсарро: нуждаясь в деньгах, художник время от времени принимал участие в коммерческой деятельности своего отца.

Писсарро оказал сильное влияние на импрессионистов, самостоятельно выработав многие принципы, легшие в основу их стиля живописи. Он дружил с такими художниками, как Эдгар Дега(1834-1917),французским живописем, одним из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения, Полем Сезанном , Эженом Анри Полем Гогеном(1848-1903),французским живописцем, скульптором-керамистом и графиком, являвшммся наряду с Сезанном и Ван Гогом крупнейшим представителем постимпрессионизма.
Камиль Писсарро был единственным участником всех 8 выставок импрессионистов.
Ещё в период обучения в Академии начался роман Писсарро с горничной его родителей — Жюли Веллей. Но оформить отношения молодые люди смогли лишь через 10 лет. В семье Писсарро было восемь детей. Двое из них — Жорж и Люсьен — стали художниками.

13 ноября 1903 года, в возрасте 73 лет Камиль Писсарро скончался в Париже.В траурной церемонии участвовали многочисленные друзья и ученики выдающегося художника. Художник был похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез.
Он не был обласкан властями, не получал за свои полотна ни орденов ни медалей. Посмертная выставка, открывшаяся в 1904 году поразила современников мастерством, размахом и силой художественного таланта великого мастера. Все, включая и его противников — представителей враждебного лагеря символистов были вынуждены признать, что в его лице французское искусство потеряло одного из выдающихся живописцев и графиков 19 века.

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001. — 40 726 стр., Иллюстрированная энциклопедия ”Всё о живописи – импрессионизм”(под редакцией И.И. Мосина) – Вильнюс, UAB”Bestiary”,2012г., Большая Иллюстрированная энциклопедия живописи(под редакцией Е.В. Ивановой, Н.Ю. Николаева)” ОЛМА Медиа Групп”, Москва 2011 г., Импрессионизм (история, эстетика, мастера ,шедевры), Габриэле Крепальди, М. :”Омега” 2008г., Мировое искусство (500 мастеров живописи), ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2006г, Юденич И. В., Пейзажи Писсарро в Эрмитаже. Л., 1963г.,Камиль Писсарро. Письма. Критика. Воспоминания современников (пер. с франц.; вступ. ст., сост. и примеч. К. Г. Богемской), М,, 1974г.,Rewald J., Camille Pissarro, N. Y., 1963у.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние

18+ © 2013—2024. Студия-И. Копирование материалов только с разрешения правообладателя.

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

«Студия-И» разрешает неограниченное копирование и распространение изображений исключительно тех произведений искусства, которые относятся к общественному достоянию.

Политика конфиденциальности — в соответствии с действующим законодательством.