Студия И. Галереи интерьерной живописи

Пимоненко Николай Корнильевич(1862–1912)-выдающийся российский жанровый живописец, украинского происхождения, академик Императорской Академии художеств, член Товарищества передвижных художественных выставок.

45507160f00131.jpg

Николай Корнильевич Пимоненко родился 9(21) марта 1862 года в пригороде Киева — Приорке, в семье мещанина, резчика по дереву, хозяина иконописной мастерской Корнилия Даниловича Пимоненко. Николаю очень нравилась профессия отца, к которой он стал постепенно приобщаться с детства, а со временем стал помогать отцу в его работе, часто разъезжая с ним по городам и станицам Киевской губернии. Первым учителем мальчика был его отец, который не мог не заметить одарённости сына и , как результат, отдал его в ученики известному в то время киевскому иконописцу Иванову.
Обучаясь иконописи в иконописной школе при Киево-Печерской лавре, Николай Пимоненко в 1876 году был замечен Николаем Ивановичем Мурашко, основателем и директором Киевской рисовальной школы.
Мурашко, оценив несомненный талант мальчика, уговорил содержавшего Киевскую рисовальную школу мецената Н. И. Терещенко, принять Пимоненко в школу бесплатно. Обучался Пимоненко в классе у Иосифа-Казимира Будкевича(1841-1895), российского живописца, рисовальщика и педагога, и Харитона Платонова(1842-1907) — русского жанрового живописца, педагога, академика Императорской Академии художеств.
Николай Иванович Мурашко – художник и педагог сыграл большую роль в формировании таланта Пимоненко. Николай был одним из талантливейших учеников Школы, и в 1880 году, на втором году обучения , Пимоненко признанный к этому времени лучшим учеником, был зачислен в штат школы репетитором. В 1882 году Николай Пимоненко был выпущен из школы с присвоением звания «учителя рисования в низших учебных заведениях».

Осенью 1882 года Пимоненко успешно сдал экзамены и поступил вольнослушателем в Императорскую Академию художеств , где обучался в мастерской Владимира Донатовича Орловского(1842-1914) -известного российского художника-пейзажиста , на дочери которого впоследствии женился. Орловский оказал большое влияние на творчество молодого художника, он учил его умению растворяться в окружающем мире, чувствовать и видеть его сердцем, а не только глазами.
Пимоненко с большим удовольствием учился в Императорской академии, с естественной лёгкостью справляясь с академическими заданиями и получив в первый же год обучения три медали за свои работы, однако в 1884 году из-за плохого здоровья(художник серьёзно заболел воспалением лёгких),и отсутствия средств на лечение и жизнь, а также по настоянию врачей вынужденно покинул Академию.
Получив малую серебряную поощрительную и большую серебряную медаль Академии «За успех в рисовании», а также аттестат на звание учителя рисования, Николай Пимоненко вернулся в Киев, где поступил на должность старшего преподавателя Киевской рисовальной школы, и преподавал вплоть до 1901 года, когда школа прекратила существование.
Периодически Пимоненко выставлял свои работы на ежегодных академических выставках. Благосклонно отнеслись критики к его картине «Галерка» (1885 год), на которой художник очень правдиво и реалистично изобразил представителей разных сословий местного населения, которые смотрят комедию Гоголя «Женитьба».
Также Пимоненко с успехом экспонировал на ежегодных академических выставках: «Засватанная» (1886), «В Чистый четверг», «В разлуке», Художник» (все — 1887), «Афанасий Иванович и Хавронья Никифоровна» (1889).

Период 1885 — 1887-х годов в творчестве Пимоненко вообще отмечен поисками своей индивидуальной темы. В это время на выставках появляются его работы «После аукциона», «На каникулах», но уже в конце 1880-х Николай Пимоненко переключает своё внимание на изображение украинского села. Оглушительный успех имела его картина «Святочное гадание», которая экспонировалась на академической выставке 1888 года и получила очень высокую оценку критиков.
Художник принял самое активное участие в организации Киевского художественного училища, находившегося в ведении Императорской Академии художеств. Статский советник с 1900 года, он до конца жизни преподавал графику в Киевском политехническом институте императора Александра II.
В 1891 году за выставленные на академической выставке картины «Свадьба в Киевской губернии» и «Утро Христова Воскресения» Николай Корнильевич Пимоненко получает звание почетного вольного общника Императорской Академии художеств.
Произведения Николая Пимоненко живописно изображали быт и труд украинского народа; в его картинах жанровая сцена нередко сочеталась с пейзажем. Художнику удавалось с этнографической точностью изображать украинские народные обычаи и обряды.
1 января 1897 года за образы Святого Николая и Святой Александры в Киевском соборе Святого Владимира Пимоненко был награждён императором орденом Святой Анны III степени.
Нельзя не упомянуть о значительноу роли Ильи Репина в становлении Пимоненко, как художника. Именно благодаря его советам и рекомендациям Пимоненко стал экспонантом Передвижных выставок. В ряде картин последнего периода художник с успехом обращается к вечной для человека теме любви. Тонким лиризмом пронизаны его работы «Свидание», «Идиллия»,»Соперницы. У колодца».
Пимоненко участвовал в международных выставках в Берлине, Париже, Лондоне и Мюнхене. В 1909 году за картину «Гопак» Пимоненко был награждён золотой медалью Салона де Пари Общества французских художников. Картина, имевшая большой успех была приобретена Лувром. Художник был членом Товарищества передвижных художественных выставок (с 1899 года), Товарищества южнорусских художников, Общества мюнхенских художников и Парижского интернационального союза искусства и литературы.
В 1904 году Николаю Корнильевичу Пимоненко Советом Императорской Академии художеств было торжественно присвоено почетное звание Академика живописи «за известность на художественном поприще».
Работы Пимоненко высоко ценились во всей Российской империи, его картины охотно приобретались коллекционерами.
26 марта 1912 года после тяжёлой и продолжительной болезни Николай Корнильевич Пимоненко скончался в Киеве. Похоронен был на Лукьяновском кладбище в Киеве.
В письме к писателю Ясинскому Илья Репин писал: «Какая утрата для «Передвижников»! Он был истинным украинцем, и не будет забыт своей родиной за свои правдивые и милые, как Украина, картины».
В 1913 году в Императорской Академии художеств состоялась посмертная выставка художника, на которой экспонировалось 184 картины, 419 этюдов и 112 рисунков карандашом.
В 1959 году, именем Николая Пимоненко была названа бывшая Монастырская улица в Шевченковском районе Киева.
В 1997 году в селе Малютянка, Киево-Святошинского района, Киевской области на собранные средства и силами местных жителей был открыт музей Пимоненко (филиал Боярского краеведческого музея)/

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г. Информационный портал “Русская живопись от А до Я”, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001. — 40 726 стр., А.А.Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах. СПб.: Императорское Русское Историческое Общество, 1912 год. ,П. Н. Петров, «Сборник материалов для истории Импер. академии художеств за 100 лет ее существования», СПб. 1866, т. III, стр. 90, 93, 96, 130, 132, 145, 146, 157, 164, 216, 336, 350, 355, 386, 439, 447. Н. П. Собко. Словарь русскихъ художниковъ, Т..III, вып. I. С.-Пб. 1899 г . Савинов А. Н. Н. П. Петров // Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века / под редакцией Леонова А. И. — М.: Издательство «Искусство», 1962. — Т. 1. — С. 53. — 692 с.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние

18+ © 2013—2024. Студия-И. Копирование материалов только с разрешения правообладателя.

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

«Студия-И» разрешает неограниченное копирование и распространение изображений исключительно тех произведений искусства, которые относятся к общественному достоянию.

Политика конфиденциальности — в соответствии с действующим законодательством.