Студия И. Галереи интерьерной живописи

Мещерский Арсений Иванович(1834–1902)-выдающийся русский живописец, автор многочисленных самобытных пейзажей.

165517d8782c3c1.png

Арсений Иванович Мещерский родился летом(точная дата не сохранилась)1834 года в Вышневолоцком уезде Тверской губернии в семье потомков знатного рода князей Мещерских. Склонности к рисованию проявились очень рано. Родители всячески поощряли увлечение сына и даже наняли для него в учителя малоизвестного местного художника. Арсений занимался с большим увлечением, им руководила творческая интуиция и природная усидчивость. Наставник как мог, знакомил своего ученика с азами художественного ремесла , но Мещерский и сам с годами начал понимать, что профессиональный путь к высотам мастерства долог и тернист. Для серьёзных занятий любимым делом требуется большой багаж знаний, позволяющий разобраться в выработанных веками великими мастерами традиционных приёмах воплощения творческого замысла.
Мещерский активно изучал разнообразные рисовальные техники, приёмы письма, работал над выстраиванием сюжетной композиции, экспериментировал с цветом. Очень много времени и сил уделял Арсений рисунку, отчётливо понимая, что это основа будущего мастерства.
Молодой художник также настойчиво изучал труды Иоганна Даниила Прейслера (1666-1737) – «Методику или теорию рисования», «Правила рисования цветов» и некоторые другие работы известного педагога. В дальнейшем, уже став именитым живописцем, Мещерский неоднократно утверждал, что он в первую очередь «рисовальщик»природы, и не понимает тех художников, которые не уделяют рисунку должного внимания.
После нескольких лет самостоятельных занятий , Мещерский принимает решение о поступлении в художественное учебное заведение для получения художественного образования на более высоком уровне.
В 1854 году,имея основательную художественную подготовку, в возрасте 20 лет, Арсений Мещерский был зачислен вольноприходящим учеником в Императорскую Академию художеств, где в течении трёх лет учился под руководством Фёдора Антоновича Бруни(1799—1875) — русского художника итальянского происхождения, представителя академического стиля., Сократа Максимовича Воробьёва(1817-1888)- известного русского живописца-пейзажиста и гравера, и Тимофея Андреевича Неффа(1805-1877)-известного исторического и портретного живописца.
В 1855 году Арсений Мещерский принял участие в ежегодной академической выставке. Представленные на ней два его пейзажа «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Вид Петропавловской крепости» принесли художнику вторую серебряную медаль.
Подтверждением того факта, что Мещерский пришёл в Академию уже довольно опытным мастером является то, что учась в Академии, он сам выступал в роли наставника для начинающих художников.
В 1857 году картина Мещерского «Утро в окрестностях города Фридрихсгамена» приносит художнику сразу же первую золотую медаль.
В этом же году Арсений Мещерский принимает решение на время оставить занятия и покинуть стены Академии. На средства своего высокопоставленного покровителя художник отправился совершенствовать своё художественное мастерство в Швейцарию, где стал учеником Александра Калама(1810-1864), швейцарского живописца и графика, почетного вольного общника (члена-корреспондента) Петербургской Академии художеств. Работы швейцарского художника закупались Академией, поскольку копирование его произведений было обязательным для всех учеников.
Александр Калам, в отличие от большинства своих коллег, был крайне внимателен и чуток к своим ученикам, деликатно и доброжелательно обращал внимание на все их промахи и недочёты, откровенно радовался успехам своих подопечных. Он умел найти индивидуальный подход к каждому, что было невиданной роскошью по тем временам, особенно среди иностранных преподавателей.
Мещерский с воодушевлением учился у знаменитого мастера, не только заимствуя приёмы швейцарца, но и развивая свой собственный особый стиль пейзажа, который останется на всю жизнь «фирменным знаком» художника.
Александр Калам буквально «влюбил» Мещерского в величественные горные пейзажи Швейцарии, романтически суровую природу Финляндии.
Поездка в Швейцарию стала для Мещерского судьбоносной. В Женеве он много и плодотворно работал и спустя год, в 1858 году, попросил Совет Академии разрешить ему писать за границей работу на вторую золотую медаль. У него к этому времени уже был готов небольшой эскиз сепией «Вид в Савойе», по которому он предполагал создать одноименную картину. Но ему было отказано в этом, так как в то время программы на медали, по академическим правилам, должны были писаться только в Петербурге.
И всё же в 1859 году Арсений Иванович Мещерский представил на Академической выставке написанную в Швейцарии картину «Швейцарский вид(Льды в Ландеке». Работа сразу же принесла художнику первую золотую медаль, звание классного художника и право на заграничное пенсионерство.
Летом 1860 года Мещерский воспользовался своим правом и отправился в Женеву в мастерскую своего учителя Калама, ставшего для него к этому времени ещё и близким другом.
Из-за границы Арсений Иванович отправляет на родину одну за другой новые написанные картины. В 1860 году, едва успев приехать в Женеву, он пишет «Вид в Оберланде» и «Вид Женевы» которые тут же экспонируются на выставке в Академии. В 1861 году там же были с большим успехом представлены «Закат солнца» и «Вид на южном берегу Крыма». А в 1863 – пять швейцарских видов, «Буря в Альпах» и «Вид в Крыму». В эти же годы Мещерский посещает Германию, где много дней проводит в Дрезденской картинной галерее у полотен Рубенса, Вермера, Рейсдала, Рафаэля.
В 1864 году Мещерский возвращается на постоянное место жительства в Петербург, лишь время от времени совершая поездки в Финляндию, Прибалтику и на Кавказ. В этом же году он представляет Совету Академии свои новые картины «Утро на южном берегу» и «Вид в окрестностях Луги». Вскоре «за отличные познания в художествах» получает звание академика пейзажной живописи.
В 1867 году Мещерский сопровождает великого князя Алексея Александровича в его кругосветном путешествии. В 1876 году за свое полотно «Вид у истоков Риона» Мещерский удостаивается звания профессора.
Мещерский достигает пика своей популярности, становится очень модным и востребованным художником. Его пейзажи приобретаются для императорских дворцов, охотно раскупаются посетителями художественных салонов и выставок. Арсений Иванович вновь посещает Феодосию, Керчь, Владикавказ, наведывается в Дарьяльское ущелье, Чечню. Там он пишет ряд картин, а также делает множество этюдов и дорожных зарисовок. В конце 1870 – начале 1880-х годов Мещерский регулярно участвует в академических выставках в созданном при Академии Обществе выставок художественных произведений.
По утверждениям современников Арсения Ивановича Мещерского, 1879 год стал для него роковым. Арсений Мещерский сильно заболел и слёг с пневмонией на два месяца. В какой-то момент врачи даже потеряли надежду спасти художника. Да и сам он, измученный лихорадкой и сотрясающим грудь кашлем, не слишком надеялся на выздоровление.После выздоровления он начинает страдать приступами удушья, немало осложнявшими его существование, особенно с наступлением холодов.
В 1883 году в Петербурге состоялась выставка произведений Арсения Ивановича Мещерского и портретиста И.К. Макарова. Мещерский дважды участвовал в выставках передвижников. Первый раз в 1884 году, затем – в 1885-м, когда на суд зрителей были выставлены два его пейзажа «Февральское утро» и «Утро в Малороссии». Спустя пять лет, в 1900 году, его персональная выставка состоялась в Москве.
В 1886 году Арсений Мещерский по Высочайшему Указу был награждается орденом Св. Анны 3-й степени «за особые труды на художественном поприще».
На протяжении всего 1898 года Мещерский много путешествовал. Он побывал в Турции, на Афоне и на некоторых островах Греческого архипелага, вновь посетил Италию и Швейцарию. Всё это время художник много работал, словно предчувствуя свою близкую кончину, а болезнь постоянно прогрессировала…
13(26) ноября 1902 года в возрасте 68 лет Арсений Иванович Мещерский скончался от астмы в Санкт-Петербурге, где и был похоронен.
В середине ноября 1902 года в газете «Новое время» появился некролог, который сообщал о том, что «13 ноября скончался от астмы Арсений Иванович Мещерский, профессор пейзажной живописи, некогда пользовавшийся большой популярностью в художественном мире Петербурга… Наиболее удавались ему горные пейзажи и зимние мотивы».
Работы Арсения Ивановича Мещерского в наше время украшают экспозиции Русского музея в Санкт-Петербурге и Третьяковской галереи в Москве.Это удивительные по красоте и необыкновенно реалистичные, яркие и дышащие жизнью пейзажи южной и северной России, Крыма и Кавказа, а также живописное зарубежье. Природа щедро одарила Арсения Ивановича Мещерского талантом, и он воспользовался им сполна на радость своим многочисленным почитателям. Светлая ему за это память…..

По материалам: Wikipedia, , Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи” СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал “Русская живопись от А до Я”, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001. — 40 726 стр., А.А.Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах. СПб.: Императорское Русское Историческое Общество, 1912 год. ,П. Н. Петров, «Сборник материалов для истории Импер. академии художеств за 100 лет ее существования», СПб. 1866, т. III, стр. 90, 93, 96, 130, 132, 145, 146, 157, 164, 216, 336, 350, 355, 386, 439, 447. Н. П. Собко. Словарь русскихъ художниковъ, Т..III, вып. I. С.-Пб. 1899 г . Савинов А. Н. Н. П. Петров // Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века / под редакцией Леонова А. И. — М.: Издательство «Искусство», 1962. — Т. 1. — С. 53. — 692 с. , Архивные материалы Императорской Академии Художеств, фонды № 25,26,28,30, 31.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние

18+ © 2013—2024. Студия-И. Копирование материалов только с разрешения правообладателя.

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

«Студия-И» разрешает неограниченное копирование и распространение изображений исключительно тех произведений искусства, которые относятся к общественному достоянию.

Политика конфиденциальности — в соответствии с действующим законодательством.