Студия И. Галереи интерьерной живописи

Адольф Фридрих Эрдман фон Менцель (1815–1905)- немецкий художник, один из лидеров романтического историзма.Родился в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша) 8 декабря 1815.

0_af94e_47a0b026_XXL53b9e01deb7b5.jpg

После того как семья переехала в Берлин (1830) и умер его отец, владевший литографской мастерской (1832), осваивал его предприятие. Был практически самоучкой, лишь в 1830 некоторое время занимался в берлинской Академии художеств. Жил в основном в Берлине. Много путешествовал по Германии, Австрии и Чехии, не раз бывал в Париже и Италии.
Выдвинулся как мастер повествовательных графических циклов (серии гуашей, запечатлевших германо-русский придворный Праздник Белой Розы – 1834, Эрмитаж, Петербург, и литографий Достопримечательности бранденбургско-прусской истории, 1834–1836).
Создал огромную графическую летопись правления Фридриха II, опубликованную (литографски или ксилографически) в виде иллюстраций к Истории Фридриха Великого Ф.Куглера (1840), собранию сочинений самого Фридриха (1846–1857), а также в серии Обмундирование армии Фридриха Великого (1845–1857).
Параллельно Менцель создал целый ряд картин, воспроизводящих придворную атмосферу со столь же живой непринужденностью (Концерт в Сан-Суси, 1852, Картинная галерея Государственных музеев, Берлин; и др.).
В 1840-е годы Менцель начал писать с натуры. Возник целый ряд пейзажей, портретов, которые были впервые показаны в 1906 году на выставке Менцеля в Национальной галерее в Берлине и резко изменили сложившееся мнение о его творчестве.
В 1850-х годах Менцель написал, кроме того, несколько картин библейского содержания. Адольф фон Менцель охотно писал и более демократичные городские жанры (Театр Жимназ, 1856; Будничный день в Париже, 1869), стал пионером индустриальной темы в немецком искусстве (Железная дорога Берлин – Потсдам, 1847; Железопрокатный завод, 1875)— самой замечательной из всех картин художника, изображающей внутренность железопрокатного завода во время работы на нём.
Тонкий мастер романтической светописи, предвосхитил искусство импрессионизма, в том числе в своих приватно-интерьерных образах, отмеченных особой лирической задушевностью (Комната с балконом, 1845; Спальня художника, 1847; все работы – там же; Сестра художника в гостиной, 1847, Новая пинакотека, Мюнхен).
С 1856 года он состоял профессором и членом Берлинской академии художеств.В 1898 был удостоен дворянского звания. Менцель работал более двадцати лет (1863—1885) над серией гуашей и акварелей, объединённых в «Детский альбом».В нём собраны сценки повседневной жизни, изображения животных, птиц.
В 1880—1890 гг. Менцель неоднократно обращался к образу старости, он изображал портреты стариков и старух, искал психологическое выражение этого состояния.
9 февраля 1905 года на девяностом году жизни Адольф фон Менцель скончался. Императорским двором ему были устроены очень пышные похороны, каких удостаивались лишь генерал-фельдмаршалы.
Искусство Менцеля получило признание далеко за пределами Германии. Крупнейший русский критик-демократ В. Стасов называл его «одним из самых великих художников».

По материалам: Wikipedia,Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г.,Биографический словарь А. А. Половцова и Энциклопедический словарь Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А.в 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907., «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986г. Долгополов И. В. Мастера и шедевры: В 3-х томах. — М: Изобразительное искусство 1987. — Т. 2.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние