Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 121. Язгур Лазарь Семёнович (Lazar Yazgur) (1928-2000).

Герой очередного выпуска Альманаха — Лазарь Семёнович Язгур — известный российский советский и израильский художник, живописец, мозаист, член Санкт-Петербургского союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР).

Лазарь Язгур родился в Ленинграде. В 1949 году окончил Таврическое художественное училище. В 1950 году был принят на отделение декоративно-монументальной живописи ленинградского Высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной. Занимался у Ивана Степашкина, Сергея Петрова, Кирилла Иогансена. В 1953 году окончил училище по мастерской Анатолия Казанцева.

С 1956 по 1988 год работал художником в Ленинградском отделении Художественного фонда РСФСР. С 1957 года участвовал в выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Талантливый колорист. Работал преимущественно в жанре пейзажа, реже обращался к тематической картине. Наиболее ярко особенности живописного дарования проявились в натурных этюдах, мастерски владел техникой пленэрной живописи.

Произведения Лазаря Язгура находятся в музеях и частных собраниях в России, Японии, Германии, Израиле, Великобритании, США, Финляндии и других странах.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

Лазарь Семёнович Язгур родился 7 июля 1928 года в Ленинграде в семье служащего. Отец мальчика работал на одном из промышленных предприятий города, а мама занималась воспитанием сына. Лазарь был долгожданным ребенком в семье. Рисовать начал рано, удивив и одновременно обрадовав родителей, имевших к искусству весьма отдаленное отношение, — мама Лазаря увлекалась музыкой, имея неплохие природные данные по вокалу.
«Вечер в Старой Ладоге», 1970 год, картон, масло, 47,5 x 57 cм., Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник.

К увлечению сына родители отнеслись с пониманием, и, видя, как оно постепенно вытесняет все остальные детские интересы, привели его заниматься в студию ИЗО Ленинградского дворца пионеров. Годы войны Лазарь с мамой провел в эвакуации, возвратившись в Ленинград в 1944 году уже после снятия блокады. В 1946 году после окончания школы Лазарь Язгур поступил в Ленинградское художественное училище, располагавшееся в те годы на Таврической улице, давшей училищу неофициальное название Таврическое училище. Оно первым среди художественных учебных заведений Ленинграда возобновило свою работу после прорыва вражеской блокады в 1943 году.
«Вечер», 1938 год, картон, масло, 33,3 x 47 cм., Вологодская областная картинная галерея.

Три года продолжалось обучение Лазаря Язгура в стенах училища, которое он успешно окончил в 1949 году. В 1950 году выпускник ЛХУ был принят на отделение декоративно-монументальной живописи ленинградского Высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной. Его педагогами в ВХПУ стали Иван Петрович Степашкин (1882–1960) — известный советский живописец, член Ленинградского союза художников, Сергей Алексеевич Петров (1900–1966) — советский живописец и график, член Ленинградского союза художников и Кирилл Леонардович Иогансен (1909–1980) — замечательный советский архитектор, график, художник монументально-декоративного искусства.
«Деревня зимой», 1950-е годы, картон, масло, Псковский государственный объединенный историко-архитектурныйи художественный музей-заповедник.

Лазарю нравилось учиться в ВХПУ, а педагогам нравился этот спокойный и уверенный в себе студент, влюбленный в изобразительное искусство, упорство и настойчивость в достижении цели которого заслуживали всяческого уважения. И еще он отличался удивительной работоспособностью, о которой среди его сокурсников ходили легенды. Три года обучения пролетели незаметно, и в 1953 году Лазарь Язгур успешно окончил ВХПУ имени Мухиной по мастерской выдающегося советского живописца, графика, монументалиста и педагога Анатолия Алексеевича Казанцева (1908–1984).
«Зима в деревне Чернавино», 1964 год, картон, масло, 40 x 26 cм., Новокузнецкий художественный музей.

После окончания училища Лазарь Язгур по распределению попал в город Бугульму, где провел три года. В поисках собственного стиля пробовал себя в различных художественных жанрах, работая в разных техниках.
Писал пейзажи, натюрморты, портреты, обращался к тематической картине.
В 1956 году вернулся в родной Ленинград. С 1957 года участвовал в различных художественных выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда.
С 1956 по 1988 год с успехом работал художником в Ленинградском отделении Художественного фонда РСФСР.
«Зимний этюд», 1965 года, картон, масло, 34 х 23 см., Тверская областная картинная галерея.

Являясь талантливым колористом, постепенно в своем творчестве стал отдавать предпочтение жанру пейзажа. Наиболее ярко особенности живописного дарования художника проявились в его натурных этюдах. Его произведения отличает широкое, размашистое письмо, живопись строится на конструктивной роли цветового пятна и искусной передаче светотеневых контрастов. Художник всегда отдавал предпочтение натурному письму, мастерски владея техникой пленэрной живописи. Работу в мастерской всегда считал скучной и однообразной. В 1960–1980 годы много работал на Волхове в Доме творчества художников в Старой Ладоге, создав там удивительные по красоте и выразительности произведения: «Сельпо в Старой Ладоге» (1961), «Зима в Чернавино» (1964), «Весна на Волхове» (1968), «Наша дача» (1973), «Старая Ладога» (1974), «Усадьба Шаховских» (1985).
«Усадьба Шаховских», 1985 год, картон, масло, 16,5 х 21,5 см., Оренбургский областной музей изобразительных искусств.

Творческое наследие Лазаря Семёновича обширно и многогранно, при этом особого внимания заслуживают его работы «Канев. Серый день», «Бугульма. Осень» (обе 1957), «Вечер» (1958), «Зимняя тропа» (1961), «Изборск» (1962), «На ферме» (1963), «Солнечный день», «Весна на Волхове», «Памятник старины на Старой Ладоге» (обе 1965), «Ранняя весна» (1969), «На Этюдах» (1972), «Лёд пошел» (1973), «Март» (1975), наглядно свидетельствующие о творческом потенциале, технических возможностях и художественном мастерстве художника. Лазарь Язгур был членом Санкт-Петербургского союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР) с 1961 года. В 1993 году художник уехал на постоянное местожительства в Израиль.
«На этюдах», 1972 год, холст, масло, Орловский музей изобразительных искусств.

Лазарь Семёнович Язгур скончался осенью 2000 года в Израиле. Сегодня его произведения украшают экспозиции музеев и частные собрания в России, Японии, Германии, Израиле, Великобритании, США, Финляндии и других странах. Частые и желанные гости они и на многочисленных зарубежных аукционах современной живописи.
«Творческая дача», 1976 год, холст, масло, частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. 1917–1957. Выставка произведений ленинградских художников: каталог. Л.: Ленинградский художник, 1958.
2. Выставка произведений ленинградских художников 1961 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1964.
3. Ленинград. Зональная выставка. Л.: Художник РСФСР, 1965.
4. Каталог весенней выставки произведений ленинградских художников 1965 года. Л.: Художник РСФСР, 1970.
5. Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1968 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1971.
6. Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1969 года: каталог. — Л.: Художник РСФСР, 1970.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.