Студия И. Галереи интерьерной живописи

Мелендес Луис (1716–1780)- итало-испанский художник XVIII века, продолжатель лучших традиций мастеров испанского натюрморта.
Хотя он получил мало признания при жизни и умер в нищете, сегодня Мелендес признается величайшим испанским художником восемнадцатого века, специализирующемся на натюрмортах.

kist52ead4f9b109d.jpg

Его мастерство композиции и света, его замечательная способность передавать объем и структуру отдельных предметов позволило ему превращать самые обычные кухонные объекты в мощные образы.
Отец Луиса, Франсиско Антонио Мелендес де Ривера Диас (1682 — после 1758), был художником- миниатюристом из Овьедо (город на севере Испании), который переехал в Мадрид со своим старшим братом, художником-портретистом Мигелем Хуакинто Мелендесом (1679-1734), пытаясь получить художественное образование.
Вскоре, в 1699 году, Франсиско уехал в Италию, чтобы добиться признания там, а его брат Мигель остался учиться в Мадриде и стал художником при дворе Филиппа V.
Франсиско посещал итальянские академии, потом поселился в Неаполе, где женился на Марии Хосефе Дурасо и Санто Падре Баррилле.
Луис родился в Неаполе, ему исполнился всего год, когда отец, к тому времени служивший солдатом в испанском гарнизоне и проживший за границей почти два десятилетия, вернулся с семьей в Мадрид.
В 1725 году отец был назначен королевским художником — миниатюристом.
Первым преподавателем Луиса был именно отец, которому юноша помогал в написании его миниатюрных работ. Отцу помогали также брат Луиса — Хосе Агустин, и одна из его сестер – Анна.
После нескольких лет выполнения королевских портретов, украшений и браслетов в качестве подарков для посланников и послов, Луис поступил в мастерскую французского художника Луи Мишеля Ван Лоо (известного, как Ванло, 1707-1771), который был приглашен Филиппом V в Испанию придворным живописцем.
В период с 1737 по 1742 годы Мелендес работал в составе группы художников, копирующей королевские портреты Ванло. Удовлетворения это не приносило, но позволило закрепиться во дворце в расчете на блестящую карьеру в качестве придворного живописца.
Таким образом, Мелендес служил помощником живописца короля Филиппа V, а затем стал одним из первых студентов, принятых в 1744 году в недавно открытую Академию изящных искусств Сан Фердинанда в Мадриде. Прогрессивность Академии выразилась в том, что она официально признала равноправным жанром натюрморт, считавшийся до этого «невысоким» жанром.
Его отец был назначен почетным директором отделения живописи. Надо отметить, что Луис добивался выдающихся результатов в рисовании.
Однако в жизни его ждали огорчения: его отец открыто поссорился с директором Академии, требуя для себя звание учредителя. Луис был тоже замешан в этом скандале, принося в Академию подстрекательские материалы. В результате Франсиско Мелендес был освобожден от занимаемой должности, а Луис 15 июня 1748 года официально исключен из Академии.
Поскольку профессиональный статус художника был непрочным, а репутация – пострадавшей, в 1748 недоучившийся художник совершил путешествие в Италию и обосновался в Неаполе. Именно в Италии сформировались его пристрастия под влиянием итальянских мастеров натюрморта Рекко и Руополо.
Вскоре Мелендес стал признанным мастером натюрморта, впитав в себя и творческое наследие натюрмортов Сурбарана.
Мелендес относился к работе над своими натюрмортами с глубоким пиететом. Он не писал чего-либо величавого. В своих произведениях художник пытался простыми средствами передать поэзию обыденных вещей. В Испании его называли «Испанский Шарден» (El Chardin hispano).
При этом Луису довольно долго не удавалось получить официальное назначение служить при дворе. В петиции 1760 года «на должность придворного художника» Мелендесу было отказано, несмотря на его ранние работы и заслуги. Он даже написал несколько религиозных произведений, но после 1760 года перешел только к натюрморту, хотя он считался декоративным жанром, который не требовал заказов, и, следовательно, был невыгодным для художников без королевского покровительства и поддержки Академии.
Между 1759 и 1772 годами Мелендес создал примерно 44 натюрморта для частного музея истории, принадлежащего принцу Астурийскому, позже ставшему королем Карлом IV Испанским. Из этих картин 39 полотен находятся сейчас в музее Прадо, работы Мелендеса редко можно найти за пределами Испании (только в Национальной галерее в Лондоне и парижском Лувре).
Несмотря на талант, Луис Мелендес большую часть своей жизни прожил в бедности, в 1772 году в письме королю с очередной просьбой о службе, он писал, что все его состояние составляют только принадлежащие ему карандаши.
Перед тем, как художник умер в 1780 году, он жил в полной нищете.

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986г. Долгополов И. В. Мастера и шедевры: В 3-х томах. — М: Изобразительное искусство 1987. — Т. 2.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние

18+ © 2013—2024. Студия-И. Копирование материалов только с разрешения правообладателя.

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

«Студия-И» разрешает неограниченное копирование и распространение изображений исключительно тех произведений искусства, которые относятся к общественному достоянию.

Политика конфиденциальности — в соответствии с действующим законодательством.