Студия И. Галереи интерьерной живописи

Юдифь Лейстер(1609-1660)-известная Нидерландская художница.

Юдифь Лейстер родилась 28 июля 1609 года в Харлеме в семье портного. Первое профессиональное обучение прошла в мастерской караваджиста из Утрехта Хенрика Тербрюггена.
В 1629 году Лейстер начала посещать мастерскую Франса Хальса в Харлеме. Влияние этих живописцев на творчество Юдифь Лейстер очень чувствовалось в последующих работах художницы.

1254cbd3b72b9f1.jpg

Утрехтские караваджисты всегда выступали против абсолютно далёких от жизни принципов академизма, призывали обратить внимание к обыденной действительности, к каждодневному быту простых людей.
Обращая особое внимание к проблеме передачи света в своих картинах, утрехтским караваджистам удавалось придавать своим полотнам особую жизненность, создавать атмосферу реального присутствия в изображаемых интерьерах. Сознательно нарушая возведённую академизмом границу между зрителем и Великим искусством, они как бы устанавливали незримый контакт между моделями их картин и наблюдающими за ними зрителями. Всё это с успехом применяла в дальнейшем в своём творчестве Юдифь Лейстер. Сюжеты её работ отличала мягкость и утончённая женственность. Особенно близкими по духу и творческому темпераменту художницы оказались эксперименты с эффектами света и тени. Умело используя в своей работе особенности изображения предметов при разном освещении, Лейстер удалось добиться выдающихся результатов.
Во многом, благодаря этому в 1633 году Юдифь Лейстер была принята в Гильдию Святого Луки — союз художников Харлема, что характеризовало её как первоклассного мастера, поскольку женщин принимали в Гильдию крайне неохотно, и такие случаи были единичны.
Юдифь Лейстер была очень успешной художницей, владела собственной мастерской, куда набирала учеников.
Если ранние, утрехтские, работы художницы полностью соответствовали художественным принципам утрехтских караваджистов (полуфигурные изображения Гераклита и Демокрита, Собрание Дюгтерен в Арнеме), то с переездом в Харлем живописная манера Лейстер изменилась.
Период 1629-1635 годов был самым плодотворным в творчестве Лейстер. Именно в это время художница создала большинство своих полотен. В её работах, портретах, натюрмортах и жанровых сценах кроме влияния манеры Франса Хальса заметно также и влияние манеры манеры её брата, художника Дирка Лейстера. Подобно им художница изображала оживлённые жанровые сцены, сюжеты которых были очень популярны в кругах голландской буржуазии того времени.
Отличительной особенностью творчества Юдифь Лейстер является также большое количество детских изображений, написанных с искренней теплотой и любовью.
На рубеже 20-30 годов Лейстер написала несколько работ, свидетельствовавших о её сильном увлечении творчеством Франса Хальса. Этому способствовали и личные мотивы. В 1636 году художница связала свою судьбу с Я. М. Моленаром, жанровым живописцем, учеником Франса Хальса и стала ярой последовательницей Хальса.
Юдифь Лейстер настолько хорошо усвоила живописные особенности письма своего великого педагога, с его широким смелым мазком,и непревзойдённым искусством свето-тени, что и сегодня некоторые произведения художницы вызывают ожесточённые споры относительно истинного авторства(считаются принадлежащими кисти Хальса)
Вскоре после своего замужества Лейстер вместе с семьёй переезжает в Амстердам. Её творчество переживает ещё один перелом. Вместо хальсовской манеры письма в её работах этого периода чувствуется влияние творчества Вермеера, хотя главенствующим в её творчестве по-прежнему остаётся жанровый портрет.
Период жизни в Амстердаме был очень сложным для Лейстер. Помимо забот, связанных с воспитанием детей , на её плечи легли ещё и заботы по управлению семейным бизнесом, так как муж был полностью занят выполнением поступавших заказов.
В 1649 году Лейстер с семьёй вернулась в родной город. До наших дней почти не дошли поздние произведения художницы. Это свидетельствует о том, что в силу определённых причин, в последние годы жизни Лейстер, вероятно, вообще прекратила заниматься живописью.
Юдифь Янс Лейстер скончалась от простудного заболевания 18 февраля 1660 года в возрасте 50 лет в Харлеме, где и была похоронена.
Для истории искусства Юдифь Янс Лейстер осталась прежде всего верным последователем Франса Хальса.
Если сравнивать художественное наследие Юдифь Лейстер с наследием Франса Хальса, то несомненно, при всём нашем уважении к ней, Лейстер представляет собой явление совершенно иного масштаба, чем Хальс. Она была исключительно талантливым подражателем, которой удавалось развивать идеи других. Голландская живопись того времени представлена многими подобными мастерами.Эта уникальная плеяда живописцев в дальнейшем получила название «малые голландцы».

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, UAB”Bestiary”,2012г., Большая Иллюстрированная энциклопедия живописи(под редакцией Е.В. Ивановой, Н.Ю. Николаева)” ОЛМА Медиа Групп”, Москва 2011 г.«Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986г. Долгополов И. В. Мастера и шедевры: В 3-х томах. — М: Изобразительное искусство 1987. — Т. 2.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние

18+ © 2013—2024. Студия-И. Копирование материалов только с разрешения правообладателя.

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

«Студия-И» разрешает неограниченное копирование и распространение изображений исключительно тех произведений искусства, которые относятся к общественному достоянию.

Политика конфиденциальности — в соответствии с действующим законодательством.