Студия И. Галереи интерьерной живописи

Гюстав Кайботт(1848-1896)-французский коллекционер и живописец, представитель импрессионизма. Один из «отцов филателии».

c-botte_perissoires2.jpg

Гюстав Кайботт родился 19 августа 1848 года в доме на парижской улице Фобур-Сен-Дени в семье богатого фабриканта и одновременно судьи Торгового трибунала Марсиаля Кайботта(1799—1874),и Селесте Дофрень (1819—1878). Родители Гюстава были очень обеспеченными буржуа, принадлежавшими к «сливкам» парижского общества. Глава семьи обладал монопольным правом поставки сукна для всей французской армии.
В период 1857-1862 годов Гюстав обучался в православном лицее Людовика Великого в Париже, после окончания которого продолжил своё юридическое образование в Сорбонне , и в 1870 году получил лицензию на право заниматься юридической практикой.
В 1860 году семья приобрела поместье в Йере, живописном городке на одноимённой реке в 15 километрах от Парижа, и стала проводить там
каждое лето. Красота окружающих пейзажей, очаровывала Гюстава. Как он сам признавался позже: «Красота окружающих мест вызывала непреодолимое желание перенести её на холст и поделиться с окружающими…» Именно в Йере Кайботт сделал свои первые шаги в живописи.
Многие картины художника изображали членов его семьи и их повседневную жизнь. На картине «Молодой человек у окна» (1875 г) запечатлен его брат Рене в доме на улице Миромениль, а на картине «Апельсиновые деревья» (1878 г.) изображён отец Марсиаль с двоюродной сестрой Зое в их саду в Йере; на «Портретах в сельской местности» (1875 г.) изображены мать Кайботта, его тётя, кузина и друг семьи.
Закончив обучение, Гюстав Кайботт принял решение посвятить себя живописи, тем более, что отец не препятствовал увлечению сына, и даже оборудовал для него художественную мастерскую в семейной усадьбе. Планам Гюстава помешала разразившаяся франко-прусская война. Гюстава Кайботта забрали на фронт и о живописи пришлось на время забыть…. Демобилизовавшись из действующей армии в начале 1871 года, Кайботт продолжил свои занятия живописью. В это время он посещает студию художника Леона Бонна, где изучает живопись и берёт у мэтра уроки мастерства.
В 1873 году Гюстав Кайботт поступил в Парижскую Академию изящных искусств, но учился в ней недолго. Судьба столкнула Кайботта с Эдгаром Дега и Джузеппе де Нитисом, художниками, опрокидывавшими своим творчеством устоявшиеся каноны классической французской живописи.
Импрессионизм не укладывался в рамки классической французской академии, отвергался критиками и не привлекал внимание любителей живописи. Но именно импрессионизм и художники, работавшие в этой манере притягивали внимание Гюстава Кайботта. В 1874 году Дега ввёл Кайботта в круг импрессионистов. Кайботт посещает выставку импрессионистов 1874 года, но участия в ней не принимает.
В 1874 году умер отец Гюстава Кайботта. Горе Гюстава настолько велико, что он на некоторое время перестаёт писать.
После смерти матери в 1878 году, Гюстав и его братья стали наследниками огромного состояния. Финансовая независимость позволила Кайботту всецело заняться любимым делом. Теперь он мог писать, не заботясь о сбыте своих работ. Финансовые возможности позволяли ему также финансово поддерживать своих коллег и друзей-импрессионистов(в том числе Клода Моне, Огюста Ренуара, Камиля Писарро и других), покупая их картины, финансируя выставки, а в случае с Моне — оплачивая аренду студии. Его меценатство долгие годы оставляло в тени его поистине выдающееся художественное творчество. Художественное творчество Кайботта делится на два периода. Стилистика картин Кайботта первого периода — реализм. Художник писал всё, что видел: обычные сцены, обычные городские улицы, обычных людей, которые занимались обычными повседневными делами или просто гуляли по Парижу.
Второй период — импрессионизм. Под влиянием художников-импрессионистов,и прежде всего Эдгара Дега, Джузеппе де Ниттиса, Гюстав Кайботт изменил свой стиль и стал писать в новой технике.
Реализм Кайботта, как и его предшественников Жана-Франсуа Милле и Гюстава Курбе, а также его современника Дега,изображал реальность такой какая она была на самом деле,и какой её видел художник. Кайботт полностью разделял приверженность импрессионистов к передаче реальности.
Много картин Гюстава Кайботта посвящены семейным сценам и пейзажам в Йере, но наиболее известными стали его работы , посвящённые Парижу: «Паркетчики» (1875 год), «Мост Европы»(1876 год) и «Дождливый день в Батиньольском квартале»(1877 год). Объединяющей особенностью этих картин является наклонная поверхность — характерная черта творчества Кайботта, возникшая под влиянием японской графики и новой технологии фотографии.
В некоторых своих работах художник использует очень высокий угол зрения, как, например, в изображении балконов в картинах «Крыши под снегом» (1878 год) и «Бульвар, вид сверху» (1880 год). Встречающиеся в его работах разнообразные приёмы увеличения и усечения явились следствием его повышенного интереса к приёмам фотографии.
В начале 90-х годов Кайботт перестал писать крупноформатные полотна и выставляться. Всё дело в том, что непрекращавшиеся конфликты с друзьями-художниками утомили его. В 1881 году он «опустил руки» и заявил:» Я разочарован и отступаю как Дега»
В 1881 году Кайботт приобрёл поместье в Пти Женневийю на берегах Сены близ Аржантёя и в 1888 году вместе со своей гражданской женой, актрисой Шарлот Бертье, которая была моложе его на 11 лет, переехали туда жить. В том же году его избрали городским советником.
В Пти Женневийю Гюстав Кайботт всё своё свободное время посвящал своим любимым увлечениям : живописи, парусному спорту, которым начал заниматься еще с 1876 года, и работе в саду, увлечениям, доставляющим ему одинаковое удовольствие.
Кайботт очень увлекался коллекционированием почтовых марок, в чём он настолько сильно преуспел, что был посмертно записан в почётный «Список выдающихся филателистов» как один из «отцов филателии». Его филателистическая коллекция теперь находится в Британском музее.
Кайботт проводил много времени с братом Марсиалем и другом Ренуаром, которые часто останавливались в Пти Женневийю.
21 февраля 1894 года Гюстав Кайботт скоропостижно скончался в саду своего дома в Пти Женневийю от кровоизлияния в мозг.
Всю свою богатейшую коллекцию картин своих друзей художников, 68 полотен, Гюстав Кайботт завещал правительству Франции.
Эта коллекция включала шестьдесят восемь картин различных художников: Камиля Писарро (19), Клода Моне (14), Пьера-Огюста Ренуара (10), Альфреда Сислея (9), Эдгара Дега (7), Поля Сезанна (5) и Эдуара Мане (4).
Гюстав Кайботт завещал разместить свою коллекцию в Люксембургском дворце, где находились работы современных художников, а затем в Лувре.
Французское правительство не согласилось с этими условиями. Душеприказчиком усопшего был друг Гюстава Кайботта, Пьер-Огюст Ренуар.
В феврале 1896 года французское правительство заключило соглашение с Ренуаром, согласно которому тридцать восемь картин были размещены в Люксембургском дворце. Остальные двадцать девять картин (одну Ренуар взял в качестве оплаты за свои услуги душеприказчика) предлагались французскому правительству ещё дважды — в 1904 и 1908 годах, и оба раза был получен отказ. Когда правительство наконец попыталось потребовать их в 1928 году,этому воспротивилась вдова сына Кайботта. Большинство оставшихся работ были приобретены C. Альбертом Барнсом и в настоящее время принадлежат Фонду Барнса в Филадельфии.
Гюстав Кайботт был творцом, не поддающимся однозначной классификации. Выдающийся художник с репутацией мецената выше , чем репутация художника. Потребовалось более семидесяти лет для того, чтобы искусствоведы и историки смогли переосмыслить его художественное наследие,открыть миру новое имя, и воздать должное его художественному гению. Нам же остаётся только присоединиться к этому, и наслаждаться тем, что оставил поистине ВЕЛИКИЙ МАСТЕР….
И напоследок, сорок работ самого Кайботта находятся сейчас в Музее Орсэ. Его полотно «Человек на балконе, бульвар Осман»,написанное в 1880 году, было продано в 2000 г. за более чем 14,3 миллионов долларов США. Другая картина, «Мужчина в ванной» (1884), была продана в 2011 г. за 17 миллионов долларов США.

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г. Русский биографический словарь А. А. Половцова и Энциклопедический словарь Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907., , Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г.. Иллюстрированная энциклопедия ”Всё о живописи – импрессионизм”(под редакцией И.И. Мосина) – Вильнюс, UAB”Bestiary”,2012г., ., Импрессионизм (история, эстетика, мастера ,шедевры), Габриэле Крепальди, М. :”Омега” 2008г.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние

18+ © 2013—2024. Студия-И. Копирование материалов только с разрешения правообладателя.

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

«Студия-И» разрешает неограниченное копирование и распространение изображений исключительно тех произведений искусства, которые относятся к общественному достоянию.

Политика конфиденциальности — в соответствии с действующим законодательством.