Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

42707507_2127115340870944_483571579037417472_n5cf2d6b148c71.jpg

Выпуск 343. Сварог(Корочкин) Василий Семёнович(1883-1946).

«Иногда бывает, что на посмертной выставке произведений того или иного мастера ясно видишь, как рано ушел художник из жизни, и как много мог он еще сделать. Такое ощущение испытывает посетитель посмертной выставки Василия Семёновича Сварога……».( статья Леонида Леонова в «Литературной газете» ).

В своём творчестве этот самобытный художник находился под влиянием Ильи Ефимовича Репина. Нет, он не подражал ему, не старался копировать великую репинскую школу, у великого мастера учился он мастерству, страстному отношению к сюжету, к натуре, реалистическому видению и отображению жизни.

Василий Сварог с полным правом может быть назван основоположником советского газетного иллюстрационного жанра. Работы, создаваемые художником, всегда отличались выполнением на высоком профессиональном уровне, потому, как он не признавал любительства, дилетантства, всю жизнь неустанно совершенствуя свое мастерство.

Так, что же это был за человек? Так ли однозначно его творчество, как некоторые искусствоведы пытаются его сегодня представить? Попробуем разобраться в этом самостоятельно.

Итак, мы начинаем….

image5d07c0bee57ee.jpg

Василий Семенович Корочкин (псевдоним – Сварог) родился 5 (17) марта 1883 года в небольшом уездном городке Старая Русса, Новгородской губернии в полунищей семье крестьянина Семёна и прачки Ольги Васильевны Корочкиных. В двухлетнем возрасте он лишился отца, и вместе с двумя сестрами воспитывался матерью.
«Атака», 1930 год, Бумага, гуашь, 24х35 (в свету), частное собрание.

52594_92.jpg

Увлечение рисованием проявилось у юноши в раннем возрасте. В возрасте шести лет Сергей был отдан в старорусское церковно-приходское училище. Несомненный природный талант мальчика заметил преподаватель училища П.И. Долгов, который познакомил ученика с техникой акварели, которой художник остался верен всю свою творческую жизнь.
«Море. Камни. Крым.», 1939 год, Бумага, графитный карандаш, акварель, 20,6х28,7, частное собрание.

4_5a3b958bca170.jpg

Местная интеллигенция решила поддержать юное дарование и сыграла значительную роль в определении будущего Василия Корочкина. Учитель рисования старорусского городского училища П. П. Чистяков, организовал сбор средств среди жителей города по подписке, для продолжения Василием после окончания училища, получения специального художественного образования в столице. Собрали сто рублей и дорога в столицу для провинциального самородка была открыта.
«К.Е. Ворошилов и А.М. Горький в тире ЦДКА». 1935 год, холст, масло, 110,5 х 136 см, частное собрание.

69c90588fa852f94ddb7a790432257f4.jpg

В 1896 году, в тринадцатилетнем возрасте, Василий Курочкин отправляется в столицу, где поступает в Центральное училище технического рисования барона А.Л. Штиглица. Здесь он и выбрал себе новое имя — славянского языческого бога Сварога. В училище Сварог постоянно жил впроголодь на «медные деньги», но учился очень старательно и получил хорошую профессиональную подготовку. Поселился он у тетки, служившей кухаркой в богатом доме. Жил на кухне, за печкой.
«Смерть Каландарашвилли в Якутской тайге».холст, масло частное собрание

OojiIgTdOo.jpg

Его наставниками были известный русский исторический, портретный и жанровый живописец, график, иллюстратор, иконописец, художник-монументалист, Николай Андреевич Кошелев, замечательный русский художник, академик исторической живописи Императорской Академии художеств, Александр Никонорович Новосокольцев и известный русский живописец, график, профессор и действительный член Императорской Академии художеств, Василий Евмениевич Савинский.
«Гора Иль-Айя. Батилиман. Крым». 1939 год, Бумага, графитный карандаш, акварель, 41х29,9см., частное собрание

TVNfsDzCyTU.jpg

В 1900 году Василий Сварог успешно заканчивает училище и полный надежд, стремлений вступает самостоятельную жизнь. Первыми самостоятельными работами Сварога были портреты, картины из крестьянской жизни. Тогда же он стал с увлечением работать в области иллюстрации. Также он много работает в жанре пейзажа. Однако самые известные его произведения дореволюционного периода связаны с плакатами и журнальной, в основном сатирической, графикой, публиковавшейся в таких петербургских печатных органах, как «Живописное обозрение», «Пулемет», «Зритель», «Нива», «Солнце России» и других.
«Пленение Деникина» 1932 год, частное собрание.

105d07cfde2274c.jpg

В 1911 году Василию Семёновичу Сварогу была даже присуждена первая премия на конкурсе, организованном редакцией журнала «Солнце России», за серию рисунков к «Живому трупу» Л.Н. Толстого. Позднее он выполнил иллюстрации к стихотворениям И.С. Никитина в 1912 году и к повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» а 1920 году.
«Графическая иллюстрация к повести «Тарас Бульба», 1920 год, карандаш бумага, 24*32, частное собрание

115d07d1b9e86c5.jpg

Решающее значение в получении общественного признания и в развитии реалистических творческих начал сыграло близкое знакомство молодого художника с Ильёй Ефимовичем Репиным. В 1915 году пока ещё подающий надежды художник познакомился с Юрием Репиным, сыном прославленного живописца, и написал его портрет.Также он сделал карандашные портреты самого Репина и его жены Н. Б. Нордман-Северовой. В настоящее время перечисленные работы находятся в музее Академии художеств.
Написанный Василием Сварогом портрет Юрия Репина, привел Илью Ефимовича в восторг: «Какая смелость, какая стихийность манеры, какие богатыри у нас появляются!».
«Портрет Юрия Ильича Репина», 1915 год, холст масло, музей Академии художеств.

1386405__47261.jpeg

Восхищение талантом самого Василия Сварога Илья Ефимович Репин замечательно выразил в своем портрете Сварога, написанном в год их знакомства. Работа великого мастера полна могучей силы, неувядаемо свежи краски. Сварог на картине изображён с гитарой в руках, на фоне рояля. Изображая его в этом музыкальном «окружении», Репин как бы подчеркивал вторую стихию художника-музыку, пение. Знакомство с И. Е. Репиным перешло в крепкую сердечную дружбу, которая‚—как писал Сварог в автобиографии,—имела для него «особое значение».
«Портрет В. Е. Сварога кисти И. Е. Репина» 1915 год, холст масло

image5d07c0bee57ee.jpg

В 1916 году Василий Сварог по рекомендации Репина вступает в Товарищество передвижных художественных выставок и выставляет свои работы на передвижных выставках и а этом же году написанный им портрет матери был удостоен первой премии на весенней Передвижной выставке. Начиная с этого года, Василий Сварог начинает постоянно выставлять свои работы на передвижных выставках. Василий Сварог являлся экспонентом и других выставок того времени: «Весенней», «Независимых», «Общины», «Акварелистов». Он также состоял членом Общества русских акварелистов.
«Солисты», 1910 год, картон, темпера, 46.5 x 33.5 см, Картинная галерея Старой Руссы

85ef517c3a69.jpg

Февральскую революцию художник встречает с воодушевлением, октябрьский переворот — с некоторой настороженностью. Он неожиданно оказывается в лагере авангардистов, каковым никогда не был. При этом развивает кипучую деятельность. Он принимает самое активное участие в украшении Петрограда к празднованию первой годовщины Октябрьской революции. Он создаёт портреты Карла Маркса, Фридриха Энгельса, В. И. Ленина, М. С. Урицкого, В. В. Володарского, К.Е. Ворошилова.
«К.Е. Ворошилов на маневрах». 1932 год, холст, масло, 100*149, Центральный музей Вооружённых сил

_6.jpg

С 1919 и по 1922 год художник живёт в Старой Руссе. Формальная причина — тяжёлая болезнь матери,но на самом деле художник уезжает от революции, Ему хочется спокойной жизни подальше от революционного Петрограда, где рождалось новое революционное искусство. На родине, в Старой Руссе Василий Семёнович с увлечением занимается культурно-просветительской деятельностью. Он становится инициатором создания самодеятельного хора и оркестрового кружка. Он положил основание местному художественному музею и художественной студии для подростков. Он организовает Народный дом, а при нем вокальный кружок и оперную труппу.
«Лыжники», 1921 год, бумага, темпера, картинная галерея Старой Руссы

d429897e546d26c4272a5400018374bf.jpg

В 1922 году Василий Семёнович Сварог возвращается в кипучий Петроград. Его начинает тяготить спокойная провинциальная жизнь и он, вопреки мнению семьи, принимает решение её круто изменить. В Петрограде он сразу возобновил работу как иллюстратор и плакатист. Его многочисленные рисунки появляются в «Ленинградской правде», «Красной газете», позднее в самых крупных советских газетах, выходящих в Москве: «Правде», «Известиях», «Комсомольской правде». Для дополнительного заработка в 1924 году он начинает преподавать в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Ленинграде.
«Товарищ! Приготовься по-большевистски к ударному севу!». 1927 год 70х53 см, плакат.

__5AD5~1.JPG

В 1924 году Василий Сварог вступает ряды Ассоциации художников революционной России (АХРР). Основанная в 1922 году, и находящаяся с момента своего основания под покровительством К. Е.Ворошилова, ассоциация в короткое время ассоциация стала самой многочисленной и мощной организацией среди творческих группировок в стране. Принципом ахровцев стала натурная реалистичность живописи, понятная простому, малообразованному народу.
«Больная», 1935 год, холст, масло, частное собрание

17149154.jpg

Вместе с тем они полностью поддерживали идеологические установки советско-партийного государства. С этого момента всё творчество Сварога начинает приобретать явно выраженную политическую направленность, сам художник называл выбранный им жанр «политической композицией». Художник писал портреты видных политических деятелей своего времени, нередко изображал различные сцены из политической жизни страны.
«Доклад В.И.Сталина о принятии Конституции 1936 года». Холст, масло. 1938 год. Центральный Дом Советской Армии.

sub_2206.jpg

В эти годы темой многих полотен Сварога становятся народно-хозяйственные стройки молодой республики. Художник много и часто ездит на крупнейшие стройки страны, стараясь лично увидеть и ощутить перемены в жизни страны. Он живо откликался на актуальную индустриальную тему, написав «Арматурщиков» в 1923 году, «Волховстрой» акварель в 1924 году, «Кузнецкстрой»в 1931 году, «Днепрострой» в 1932 год) и другие. Творческую работу Василий Сварог совмещал для заработка с педагогической деятельностью в качестве преподавателя художественно-промышленного техникума.
«Арматурщики». 1923 год, холст, масло, Картинная галерея Старой Руссы.

68160447.jpg

Василий Сварог был дружен с Сергеем Есениным. В трагическую ночь 28 декабря 1925 года художник находился в гостинице «Англетер» и сделал в номере С.А. Есенина посмертный карандашный рисунок мертвого поэта (впервые опубликован: «Наше наследие», 1990, № 3). Сторонники версии убийства поэта видят в карандашном наброске подтверждение своей гипотезе. В настоящее время рисунок хранится в Московском государственном музее С.А. Есенина.
Рисунок художника В. Сварога, на котором изображено тело Сергея Есенина, лежащим на полу.

1194638.jpeg

В 1929 году художник с семьёй переезжает с Москву. Все последующие годы он успешно работает над произведениями, выдержанными в свете решений партийных властей. В качестве приоритетного направления в его творчестве становится идеологическая функция искусства как средства массовой пропаганды.
«Штаб Октября». 1934 год, Холст, масло. 131х181 см, музей Советской Армии, Москва

14679.jpg

Он трудится над созданием галереи портретов руководителей советского государства, в которой приоритет отдаётся бессменному руководителю страны советов.
«И.В. Сталин и члены Политбюро ЦК ВКП(б) среди детей в Центральном парке культуры и отдыха имени М. Горького в Москве». 1939 год, холст, масло 200х300 Государственная Третьяковская галерея, Москва

17085.jpg

Среди тем его работ — история революционных событий в Петрограде и становления советской власти в стране: «Смольный. 1917 год» 1935), «Штурм Зимнего дворца» (1937), «Штаб Октября (1934), переработанный вариант – «Штаб Октября» (1939) и другие.
«Смольный, 1917 год», 1935 год, холст, масло, Государственный исторический музей

125d07fc21d1be3.jpg

В 1940 году Политуправление Московского военного округа объединило профессиональных военных художников в Студию военных художников имени М. Б. Грекова на базе Изомастерских самодеятельного красноармейского искусства.
«Ремонт», 1930 год, Бумага, гуашь, 25,2×36,4 см., частное собрание

a_ignore_q_80_w_1000_c_limit_009.jpg

Перед студией поставили задачи культурного и политического воспитания воинов, отображения героического боевого пути армии. Руководителем был назначен В. Сварог, который создал ряд картин на военную тематику
«Штаб Октября», 1940 год, холст, масло, Кемеровский музей изобразительных искусств.

N270762FDD9404B40BE21E57989FEB96B.jpg

В свободное время Сварог писал произведения свободные от идеологически выверенных штампов. Правда, это были произведения, написанные как правило «для себя». Художник их не экспонировал и большей частью не показывал даже друзьям. Он предпочитал лирические бытовые композиции, выразительные пейзажи, натюрморты, камерные портреты.
«Пейзаж», 1932 год, холст, масло, частное собрание

13575.jpg

Также здесь следует упомянуть, пожалуй, лучшее произведение художника, созданное еще в 1926 году – «Автопортрет» «Автопортрет» 1926 год, холст масло, Картинная галерея Старой Руссы.

145d08009cd0d45.jpg

Как и многие советские художники Василий Сварог занимался агитационно-массовым искусством. Известны такие его плакаты: «Ты член профсоюза, а записался ли ты в кооператив?» (1920-е), «Непобедим наш Советский Союз. Непобедимо дело всемирной рабочей революции» 1925 год, «1-е мая. Гармонь крестьянская, играй, мы празднуем рабочий Май!»,
«1-е мая. Гармонь крестьянская, играй, мы празднуем рабочий Май! 1925 год, 109×72 см

579004.jpg

«Товарищ! Приготовься по-большевистски к ударному севу!», «Делегатка, на ударную уборку полей!» 1930 год, «Батраки и комсомольцы, на трактор!.. В ударные колонны весеннего сева!» 1931 год, «Женщины в колхозах – большая сила. И. Сталин» 1935 год.

1425d080125ebef6.jpg

С началом Отечественной войны художник с семьёй уезжает в эвакуацию сначала в Нальчик, потом в Тбилиси. В годы войны Василий Семёнович Сварог работал над созданием воодушевляющих плакатов, рисунков, картин, связанных с войной. Репродукции с произведений Сварога публиковались во многих газетах и иллюстрированных изданиях. 25 мая 1942 года в Тбилиси состоялась совместная с И.Э Грабарем выставка картин, выполненных в Тбилиси и Нальчике.
«И.В. Сталин и члены Политбюро на Тушинском аэродроме». 1937 год, холст, масло

155d0802d3a12a5.jpg

В октябре 1942 года Вавилия Семёновича Сварога постиг несчастный случай, после которого он так и не смог оправиться. Возвращаясь из эвакуации в Москву, на самаркандском вокзале он переходил железнодорожные пути с чемоданами, споткнулся и ударился левым виском об рельс. В тяжелом состоянии его доставили в Москву. Постепенно он несколько оправился, но вернуться к живописи уже не смог.
Портрет Светланы Халатовой., 1933 год, холст, масло, частное собрание

a_ignore_q_80_w_1000_c_limit_15d08035e99ae5.jpg

31 декабря 1946 года Василий Семенович Сварог скончался. Похоронен художник был на Новодевичьем кладбище. Над могилой стоит надгробие, которое выполнил ученик покойного — известнейший скульптор Н.В. Томский.
«Автопортрет с торбаном», 1923 год, холст, масло, Государственный Русский музей, С-Петербург

390308-c4136-96665730-m750x740-u26528.jpg

Василий Семёнович Сварог, несмотря на добросовестное исполнение общественно-политического заказа своего времени, так ни разу и не был удостоен ни ленинской, ни сталинской премии, да и на высокие посты в художественной иерархии он также никогда не претендовал. В 1948 годы была проведена его посмертная выставка, состоявшаяся усилиями жены и друзей художника. Здесь было представлено около 300 полотен мастера.
«Рыжик», 1935 год, холст, масло, Картинная галерея Старой Руссы

original5d0805d95614f.jpg

По завещанию художника свыше 180 рисунков, акварелей, полотен было передано в дар Старой Руссе родственниками В.С. Сварога. Они стали основой городской картинной галереи, открытой в 1974 году. В наши дни работы Василия Семёновича Сварога украшают экспозиции Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Академии художеств, Государственного Исторического музея, Центрального Дома Советской Армии, государственных и частных художественных собраний России и стран ближнего зарубежья.
«Пластов Витя, подпасок», 1938 год, холст, масло, частное собрание

H3145-L143840581.jpg

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .