Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

42707507_2127115340870944_483571579037417472_n5cf2d6b148c71.jpg

Выпуск 342. Савицкий Георгий Константинович(1887-1949).

Герой нашего сегодняшнего выпуска российский и советский художник, живописец, график, монументалист, Георгий Константинович Савицкий.

Он был сыном известного художника-общественника-передвижника . Окончив в 1908 году Пензенское художественное училище, поступил в Петербургскую Академию художеств, по классу самого Владимира Егоровича Маковского. Участвовал в 75 выставках из которых три были персональными.

Ему была присуща тяга к монументальным решениям, тенденция к укрупнению картинных форм. Он умел придать холсту динамику, организовав движение живописных масс на большом пространстве полотна.

Его истинным призванием была монументальная живопись, — и не случайно прежде всего именно в этом качестве он вспоминается в истории советского искусства.

И это только часть того, что мы хотели бы рассказать об этом замечательном художнике, знакомству с творчеством которого стоит посвятить свободное время.

А раз так, мы начинаем….

Self-portrait-1945.jpg

Георгий Константинович Савицкий родился 10 (23) октября 1887 года в Санкт-Петербурге в семье известного русского художника-передвижника, Константина Аполлоновича Савицкого, того самого, кто написал медведей на знаменитой картине Шишкина.
«Телеги, пересекающие брод реки. Прилепы. Тульская область», 1922 год, холст, масло, Луганский областной художественный музей

45d0437a04d833.jpg

Интерес к рисованию проявился у Георгия в раннем детстве, чему отец мальчика был очень рад.
«Чтение стихов. Княжна Н. Чавчавадзе и А. Грибоедов». 1926 год, холст, масло, Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ)

big_1392636857_1.jpg

Первые уроки живописи Георгий получил у своего отца, который быстро распознал несомненный природный талант сына.
«Улица в Плёсе», 1948 год, холст, масло, Государственный центральный музей современной истории России

35d043412d9c4a.jpg

В 1902 году Георгий поступил в Пензенское художественное училище, где директором в это время был его отец. Педагогами Георгия в училище кроме отца были известный русский жанровый живописец, Николай Карлович Грандковский и замечательный русский живописец-жанрист, график, Алексей Фёдорович Афанасьев.
«Бой быков», 1919 год, холст, масло, Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей

96c62faa14525be119a7bfa17a33dd16.jpg

В 1908 году после успешного окончания Училища Георгий Савицкий продолжил своё обучение в Императорской Академии художеств в классе у выдающегося русский художник-передвижника, живописца и графика, мастера жанровой сцены, Владимира Егоровича Маковского и замечательного русского художника-панорамиста, академика и руководителя батальной мастерской Императорской Академии художеств, Франца Алексеевича Рубо.
«Казахстан, посёлок Боровое», 1928 год, холст, масло, Переславль-Залесский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

f652ce366e74196acac848f1a5c108cf.jpg

В 1915 году за конкурсную дипломную работу «Смерть Приама» Георгий Савицкий получил звание художника.
«Смерть Приама», 1915 год, картон , масло, частное собрание

limg3.jpg

Становление Савицкого-живописца совершалось на рубеже 1910-1920-х годов, и его раннее творчество отмечено самыми разнообразными тенденциями времени.
«Порт в Одессе», 1924 год, доска, масло, 33 x 49.5 cm, частное собрание

40098c1fb84bf9f1db3503c362872dca--soviet-art-.jpg

Восторженно приняв Октябрьскую революцию Георгий Савицкий , как многие его современники, принимал активное участие в оформлении революционных праздников, пробовал свои силы в различных видах и жанрах изобразительного искусства.
«Портрет жены», 1944 год, холст, масло, Пензенской картинной галерее им. К. А. Савицкого

15d04310aeb62a.jpg

Георгий Савицкий писал историко-революционные, батальные, анималистические и жанровые картины.
«Ессентуки», 1930 год, холст, масло, частное собрание

76620_13.jpg

Это всегда были, как правило, многофигурные, сложные композиции. Колористически его работы были выдержаны в тяжеловатых, тёмных, насыщенных тонах, напоминающий цветовую гамму поздних передвижников.
«Вечер на Волге. Плес. Этюд». 1915 год, холст, масло, частное собрание.

25d04335a7c421.jpg

Савицкий всегда уделял преимущественное внимание содержательной стороне своих работ. Ему были свойственны живописная зоркость, умение мгновенно «схватить» ситуацию, зафиксировать событие.
«Стихийная демобилизация царской армии в 1917 году», 1928 год, холст, масло, 205 х 350, Центральный музей Вооружённых сил

080e061100e890e0f47a6b712c59b918.jpg

Георгий Савицкий создавал произведения на темы революционной истории, советского быта, писал портреты, пейзажи, занимался книжной графикой, плакатом.
«На манёврах». 1925 год, холст, масло, Центральный музей Вооруженных сил

p3_2738166.jpg

Художник выполнил иллюстрации к книгам «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина, «Холстомер» Л. Н. Толстого, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова.
«Амазонка». 1916 год, частное собрание

567740.jpg

В период 1918-1922 годов Георгий Константинович заведовал декоративной мастерской Петроградского военного округа. Он стал одним из организаторов и идеологов Ассоциации художников революционно России (АХРР), был членом АХРР–АХР (1922–1929), участником Общества художников-реалистов.
«Крестьянин на телеге», 1928 год, частное собрание

447188.jpg

В конце 1930-х годов Георгий Савицкий работал над батальными полотнами и большими панно для различных павильонов.
«Проводы уходящих на фронт» 1946 год, холст, масло, частное собрание

45227_1509540716-850x550_width_50.jpg

Во всех этих полотнах отчётливо просматриваются характерные черты творческой манеры художника.
«Порт», 1924 год, холст, масло, Пензенская картинная галерея им. К. А. Савицкого,

oie_11185317HDzC5y0E.jpg

Его работам свойственна монументальная укрупнённость живописных форм. Сюжетные линии его работ всегда пронизаны динамикой и напряжённостью.
«Бой у Горбатого моста на Пресне» , холст, масло, Луганский областной художественный музей

kartina-011.png

В 1935–1938 Георгий Константинович руководил бригадой художников по созданию панорамы и диорам «Штурм Перекопа».
«Образование» баталиста Георгий Савицкий получил по ходу работы, сотрудничая с основателем советской батальной картины Митрофаном Борисовичем Грековым (совместно ими был выполнен эскиз диорамы «Бой под станицей Егорлыкской»). Греков был инициатором коллективного труда — создания панорамы и серии диорам, отражающих историю боев за Перекоп; после его смерти организованная им группа художников выбрала своим руководителем Савицкого. В этой грандиозной работе им вместе с В. Ефановым и Н. Христенко выполнен главный эскиз «Штурм Перекопа». Выставка этих эскизов с успехом прошла в Москве в 1938 году, но во время войны все они, к сожалению, погибли.

0995.jpg

В лучших работах Савицкого, таких как выполненный для ВСХВ в 1940 году панно-триптих на тему конных состязаний, есть живость и композиционная свобода.
«Бега зимой», 1940 год, холст, масло, Калужский областной художественный музей Калужский музей изобразительных искусств.

1883.jpg

В годы Великой Отечественной войны (1941–1942) художник активно участвовал в выпуске малотиражных трафаретных плакатов «Окна ТАСС» («Колхозное крестьянство – фронту!» № 871, 1943 и других). Савицкий являлся членом редакции «Окон ТАСС». За созданные плакаты художник был награжден Государственной (Сталинской) премией 1942 года.
«Охотники в лодке», 1944 год, холст, масло, частное собрание

oie_111990lVSuXEUi.jpg

Георгий Константинович успешно и плодотворно трудился и на педагогическом поприще. В 1947-1949 года он преподавал в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова.
«Встреча Пушкина с Дантесом в Летнем Саду», 1937 год, холст, масло, Пензенская картинная галерея им. К. А. Савицкого

125d043046c8fed.jpg

За период своего творчества Георгий Константинович Савицкий участвовал более чем в семидесяти различных выставках, с большим успехом прошли три персональных выставки художника в Москве в 1928, 1941 и 1944 годах.
Участвовал в выставках Товарищества независимых 1913 года, Общества художников им. А. И. Куинджи 1916 и 1918 годов.
«Пляж на Плесе у дома отдыха ВТО». 1948 год, холст, масло, 65,7 x 81,4 см, частное собрание.

93174_74.jpg

А также общины художников 1917 и 1921 годов, Товарищества Передвижных Художественных Выставок в 1918, 1922 и 1923 годах , 1-й государственной свободной выставке произведений искусств 1919 года, Товарищества художников 1922 года, Объединения художников-реалистов 1927 года.
«Цветы в голубой вазе», 1947 год, 74×59 см, Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей

447204.jpg

Савицкий был экспонентом многочисленных выставок советского искусства за рубежом, в частности выставок в Кёльне, Амстердаме, Риге, Нью-Йорке, Филадельфии, Бостоне, Детройте (все — 1929 год), Берлине, Стокгольме (обе — 1930 год).
«В лунную ночь. Алушта», 1939 год, холст, масло, Угличский художественный музей

447191.jpg

По мнению большинства советских искусствоведов истинным призванием Савицкого была монументальная живопись, — и не случайно прежде всего именно в этом качестве он вспоминается в истории советского искусства.
«По следам врага», 1942 год, холст, масло, 97 х 145, Самарский художественный музей

61075f8a3d987360a81e4a18231dbd8b.jpg

Георгий Константинович Савицкий скончался 13 августа 1949 года в Москве. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2).
Могила Георгия Константиновича Савицкого на Новодевичьем кладбище в Москве

105d0413f997f64.jpg

Работы Георгия Константиновича Савицкого находятся в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, Государственном Литературном музее, Государственном центральном музее современной истории России, Пензенской картинной галерее им. К. А. Савицкого.
«Натюрморт с ветками цветущей яблони», 1943 год, холст, масло, частное собрание

74200.jpg

А также в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ), Институте русского реалистического искусства, Владимиро-Суздальском историко-архитектурном и художественном музее, Переславль-Залесском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, Самарском художественном музее, Угличском художественном музее, Центральном музее Вооруженных сил, Луганском областном художественном музее, многочисленных частных российских собраниях.
«Сирень», 1946 год, холст, масло, частное собрание

155d043e3472588.jpg

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .