Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

42707507_2127115340870944_483571579037417472_n5cf2d6b148c71.jpg

Выпуск 339. Попов Лукиан Васильевич(1873-1914).

Хотя сам Лукиан Васильевич Попов никогда не считал себя революционером, советские искусствоведы всегда заносили его в разряд «социальных» и «революционных» художников, Его картины, рассказывающие от тяжелой доле переселенцев, отличаются продуманным композиционным решением, тонкой психологической разработкой сюжета и сочувственным отношением автора к ним.

Он никогда не был монархистом по своим убеждениям, хотя в 1913 году в юбилейный год 300-летия царствования Дома Романовых для актового зала мужской гимназии с блеском написал портрет Государя Императора Николая II.

Не был он и конфликтным по своему характеру человеком, хотя его душевный надрыв после страшной семейной трагедии — трагической гибели сына, усугубил его конфликт с Товариществом передвижников, отказавшему ему в размещении на выставке в Петербурге портрета умершего мальчика.

Так, кем же он был, герой нашего очередного повествования, известный российский жанровый живописец, академик Императорской Академии художеств, член Товарищества передвижных художественных выставок, Лукиан Васильевич Попов? Для ответа на этот вопрос обратимся к известным фактам его биографии. Вы не против?

Итак, мы начинаем……

ba650f55cf6a.jpg

Нелегким был его путь в искусство, однако талант, упорство и огромный труд помогли простому деревенскому мальчугану вырасти в настоящего большого художника. Историки считают творческую судьбу художника-передвижника Лукиана Попова «благополучной» — выпускник Академии художеств и ученик Владимира Егоровича Маковского, участник Товарищества передвижников, один из самых именитых художников Оренбургского края. Но, к большому сожалению, Попов не занял достойное место ни в истории русской живописи, ни в ряду всемирно известных художников – передвижников.
«Сотрудники журнала Нива», 1904 год, холст, масло, Оренбургский областной музей изобразительных искусств

235cf31096e6ea6.jpg

Лукиан Попов родился 8 (20) октября 1873 года в крестьянской семье пахаря в селе Архангельское (еще в источниках упоминается название села, как Архангеловка), которое расположено было в 36 верстах от Оренбурга. В 1876 году, после введения всеобщей воинской личной повинности, отца трехлетнего мальца призывают на службу в армию, и семья переезжает в Оренбург, но своей малой родине художник будет предан до конца дней.
«Женщина, примеряющая кольцо», 1901—1904 годы, Холст, масло, Оренбургский областной музей изобразительных искусств

335cf3149760cb1.jpg

В Оренбурге родители отдали Лукиана сначала в приходскую школу, затем — в городское трехклассное училище, которое юноша бросил после второго класса, и в 12 лет стал работать в писчебумажном магазине Курникова. Вскоре он знакомится с местным художником по фамилии Мехед, в иконописной мастерской которого и начинает получать свои первые уроки живописи.
«Приятели’, 1907 год, холст, масло, Оренбургский областной музей изобразительных искусств

b5d3309d524e16f6f82e9d8dd08e5ec6.jpg

В 1892 году в Оренбурге прошла выставка картин Любительского кружка самарских художников, которую несколько раз с большим интересом посетил юный живописец. Выставка произвела на впечатлительного юношу очень большое впечатление, и примерно тогда же город посетил уже известный в то время живописец-пейзажист Аполлинарий Михайлович Васнецов. Счастливый случай привёл Васнецова заказывать раму для своей работы в магазин, где служил Попов, и молодому Лукиану поручили доставить заказ в гостиницу к Васнецову, где он и познакомился с художником. 19-летний Попов с жадностью рассматривал работы Васнецова, засыпал его вопросами и после этой встречи твердо решил ехать учиться «на художника» в столичный Петербург.
«Одухотворённый пейзаж» 1900-е годы, холст, масло, Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

31c6ac86c774.jpg

И мечте Лукиана Попова суждено было осуществиться через два года, когда в 1894 году он поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художеств. В 1897 году Лукиан окончил рисовальную школу, но в Академию художеств поступить не смог. Вольным слушателем остался в мастерской художника В.Е. Маковского, который оценил его работы и увидел в нем талант. На следующий год Лукиан Попов был зачислен учеником Академии художеств. Во время учебы у Маковского молодой художник и выбрал для своего творчества один из сложных живописных жанров — жанр сюжетно-тематических и бытовых картин. В Академии Лукиан подружился с однокурсником Иваном Семёновичем Куликовым, будущим замечательным русским художником, живописцем, мастером портретов и бытовых сцен, подарившим нам портрет Лукиана Васильевича Попова, исполненный в 1900 году. В Академии художеств Попов учился до 1902 года, каждое лето приезжая на этюды в родной Оренбург.
«С красным светом», 1910 год, холст, масло, Оренбургский областной музей изобразительных искусств

85a96e78fb500acd7c756aaedd8dfb12.jpg

В 1899 году, будучи на третьем курсе Академии, Лукиан Попов был удостоен премии имени Н.С. Мазурина за картину «Луга затопило» на конкурсе Московского Общества любителей художеств. С этого же года Попов в течение пяти лет участвовал в выставках этого Общества и традиционных выставках Академии. В 1901 году на суд зрителей была представлена новая работа Попова «Дети», привлекшая к себе внимание критиков.
«Луга затопило». 1899 год. холст, масло Оренбургский областной музей изобразительных искусств

b56f3b80fbec.jpg

В 1900 году, еще будучи студентом Академии, Попов впервые стал экспонентом XXVIII выставки Товарищества передвижных Художественных выставок, а в 1903 году уже после успешного окончания Академии Лукиан Попов был принят в действительные члены Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ) и принимал участие в этих выставках до самой своей кончины.
«Где же истина? (Искатели истины)», 1903 год, холст, масло . Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

28aa2e755626.jpg

В 1902 году Лукиан Васильевич Попов с успехом окончил Санкт-Петербургскую Академию художеств, получив звание художника и право на пенсионерскую поездку за счёт средств Академии за рубеж за представленные на суд строгого академического жюри картины «Тихо» и «С просветом». Весной этого же года в Оренбурге состоялась большая коллективная выставка художников, на которой Попов представил более 50 своих картин, эскизов и набросков.
«Ходоки на новые места», 1904 год, холст, масло, 93,2*132,3 Пермская государственная художественная галерея

c39365bc4391d10f5d83a847a6138db2.jpg

В этом же 1902 году Попов отправился, как пенсионер Императорской Академии художеств за границу, побывал в Берлине, Дрездене, Мюнхене и Париже, а после успешного завершения заграничной поездки в 1903 году некоторое время жил в столице. Картины Лукиана Попова, совместно с «передвижниками», выставлялись в Москве, Петербурге. Полотна художника становились известными, их покупали коллекционеры.Тем не менее, в конце года художник вернулся в Оренбург, где жил и работал до конца жизни.
«Портрет жены в пёстром платке». 1900-е годы, холст, масло, Оренбургский музей изобразительных искусств

135cf2f9008f411.jpg

Организовав в родном городе свою мастерскую, Попов много плодотворно трудился в самых разных жанрах. Он был одинаково убедителен и как жанрист, и как портретист, и как пейзажист. В 1908 году в Оренбурге с успехом прошла очередная, 36 выставка Товарищества передвижников, на которой были показаны работы Ильи Репина, Владимира Маковского, Александра Киселева, Николая Дубовского и других мастеров. В рамках этой выставки была также представлена и персональная экспозиция работ Попова.
«Переселенцы зимой», начало 1900-х годов, холст, масло, Оренбургский областной музей изобразительных искусств

f145727f0fbf06dca83301d857efa487.jpg

А чуть позднее, в ноябре этого же года состоялась еще одна персональная выставка Лукиана Попова, на которой были представлено около ста работ художника, предназначенных для дальнейшего показа в Петербурге и Москве. Будучи в постоянном творческом поиске, Попов в эти годы неоднократно бывал в деревнях и селах Приуральского края, ежегодно на длительные сроки выезжал в деревню, где, как пишут историки, «стремился осмыслить новые черты жизни крестьянства». Именно в 1904-08 годах появились работы, которые потом искусствоведы назовут «посвященными непосредственно революционному движению в деревне». Среди этих работ — картина, обозначенная в каталоге XXXIV Передвижной выставки, как «К закату» (1906),
«К закату (Агитатор в деревне)». холст, масло, Пермская областная художественная галерея

ef08899fdf1f3f8d814b132916c8c1ba.jpg

В 1912 году творчество известного оренбургского художника наконец-то получило и официальное признание – Императорская Академия художеств присвоила Лукиану Попову звание академика живописи. Художник смог проявить себя и на педагогическом поприще, преподавая рисование в Оренбургском Неплюевском кадетском корпусе.
«Товарищи», 1908 год, холст, масло, частное собрание

original5cf2ffd2cfa5f.jpg

В 1909 году Лукиан Попов стал членом образованного в этом же году Общества художников имени Архипа Ивановича Куинджи (1842-1910). Это творческое объединение художников Петербурга было основано по инициативе и на средства самого Куинджи, который пожертвовал на эти цели 150 000 рублей и своё имение в Крыму. Общество организовывало выставки, приобретало работы художников и ежегодно присуждало премии имени Куинджи. Среди членов Общества были весьма именитые живописцы – В. Е. Маковский, Н. К. Рерих, А. А. Рылов, И. И. Бродский и др.
«В саду (Чаепитие)», 1911 год, холст, масло, Оренбургский областной музей изобразительных искусств

185cf30116a6c1a.jpg

В январе 1910 года Лукиан Попов представил на выставке передвижников в Москве картины «Трое» и «Зимой», которые получили хорошую критику и были встречены с большим интересом многочисленной публикой.
«Зима», 1909 год, холст, масло, частное собрание

fullsize5cf3027b63aa8.jpg

Лукиан Попов, как ученик Владимира Маковского, выбрал для себя жанр, в котором с большим успехом работал его учитель — жанр сюжетно-тематических картин. Живя в российской глубинке он словно старательный летописец переносил на холст жизнь интеллигенции Оренбурга, а также жизнь оренбургского крестьянства.
«Тряпичники — нищие». 1906 год, холст, масло, Оренбургский областной музей изобразительных искусств

88137a5bbc58.jpg

На всем протяжении творческой жизни Попова доминирующей всегда оставалась жанровая живопись. Значительный объем его работ составляют произведения, посвященные изображению интеллигенции, и в частности коллег-художников.
Также нельзя обойти стороной отдельную тему, которая очень волновала художника-передвижника, а именно — тему русского крестьянства, и, в частности, крестьян — переселенцев, покидающих родные деревни в поисках заработка. Этих обездоленных людей художник очень часто видел на дорогах и вокзалах, в ненастную дождливую погоду и в заснеженной степи и всегда им сочувствовал.
«Переселенцы, Гроза», начало 1900-х годов, холст, масло, Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

083ba02856f554d5ceef190b22047479.jpg

С большим успехом писал Попов и пейзажи, изображая тонко с большой любовью к местной природе «и марево разогретого степным солнцем воздуха летом, и свежесть морозного воздуха зимой».
«Городской пейзаж», 1910 год, холст масло, частное собрание

fbe5d9485262.jpg

В последние годы жизни художника религиозная тема становится основной в его творчестве. Многие искусствоведы связывают это с тем, что семейная жизнь Лукиана Попова в эти годы была омрачена врожденной слепотой младшего сына. В Оренбурге Попов расписал церковь Второго кадетского корпуса, алтарь Введенского собора и иконостас церкви учительской семинарии. Летом 1913 года художник руководил работами по украшению Казанского кафедрального собора в том же Оренбурге. Семь картин художника Владимира Маковского, хранившихся в соборе в ужасном состоянии, были отреставрированы Поповым и поставлены под стекло.
«В святые места», 1911 год, холст, масло, частное собрание

205cf30892cbca0.jpg

Несмотря на свою широкую известность, Лукиан Попов постоянно испытывал финансовые затруднения, так как регулярно направлял сборы от продажи билетов с выставок на различные пожертвования, в частности, в пользу сельских школ Оренбуржья. К тому же на рубеже веков Оренбург являлся далекой глубинкой, которая не могла похвастаться наличием блестящего светского общества, меценатов и состоятельных благотворителей. Нужда и трагические события в жизни художника не позволили в полную силу развернуться его таланту и стали одной из причин его преждевременной смерти.
«Взяты». 1904 год, холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-петербург

3af2ace0ef98.jpg

Лукиан Попов успешно работал и в жанре портрета. Интересным является тот факт, что в 1913 году в юбилейный год 300-летия царствования Дома Романовых, для актового зала мужской гимназии Лукиан Попов написал портрет Государя Императора Николая II.
«Портрет жены в пёстром платке», 1906 год, холст, масло, частное собрание

21.JPG

В 1913 году в семье художника случилось трагедия — умер его младший сын. Глубоко потрясенный смертью малолетнего сына, подавленный горем отец написал портрет умершего мальчика. Эту картину художник в феврале 1914 года поместил на Сорок второй выставке передвижников в Петербурге, которая проходила с 16 февраля по 13 апреля 1914 года в Обществе поощрения художеств. Но Совет Товарищества отказал Попову в размещении картины на выставке, попросив художника убрать портрет с экспозиции, как нарушающий «праздничный тон выставки».
Узнав об этом, Илья Ефимович Репин 5 апреля 1914 года написал письмо Дубовскому: «Поступок товарищей с Поповым я считаю ошибкой, и надо всеми силами нам отделаться однажды и навсегда от этой бестактной опеки очень взрослых людей — своих близких.<...> Устроители могли поместить вещь в укромном месте, где она не бросалась бы в глаза зрителю».
«Крепкий сон», 1912 год, холст, масло, частное собрание

17af00da3d138654302ce3832ec9a6d2876914ff.jpg

Спустя чуть более месяца после этого письма и закрытия выставки, Лукиан Попов умер у себя на родине в Оренбурге в возрасте сорока лет. Панихида состоялась 20 мая 1914 года в церкви Иоанна Богослова, поминки прошли в доме Попова на улице Фельдшерской № 84, которая сейчас носит имя художника.
«Жених», 1908 год, холст, масло, Пермская областная художественная галерея

225cf30f8bb7d87.jpg

В сороковой день со дня смерти художника газета «Оренбургская жизнь» написала:
«Сколько задуманных вещей, сколько начатых, сколько копошилось идей — не пришлось осуществить. В первые годы учения жизнь была ему мачехой, такой осталась она и в последние дни расцвета сил, когда он уже был академиком. Много было невидимых рук, сыпавших на его голову удары за ударами… Можно сказать: он носил в душе трагедию и ее унес в могилу».
Вдова Вера Васильевна Попова после смерти художника переехала со старшими детьми в Самару.
«Дедушка помогает внучке с домашним заданием». 1911 год, холст, масло, Рыбинский художественный музей-заповедник.

702360.jpg

Интерес к забытому после смерти художнику в середине 1940-х годов вернул журналист и председатель Оренбургского Союза художников Сергей Андреевич Варламов, который наткнулся на имя Попова в книге воспоминаний Якова Минченкова. Варламов вместе с тогдашним директором местного краеведческого музея (1946-1957), журналистом, педагогом и краеведом Андреем Яковлевичем Борисовым (16 (29) октября 1897 –27 декабря 1968) начали собирать работы художника по всему краю.
«Своя компания», 1902 год, холст масло,Оренбургский областной музей изобразительных искусств

c61bae95a3d56bf02d79a40d6fls.jpg

На средства краеведческого музея выкупались произведения художника у его семьи и частных лиц, и в 1960 году, когда был организован Оренбургский областной музей изобразительных искусств, картины Лукиана Попова были переданы в его фонды и стали основой музейного собрания. В музее находится основная часть творческого наследия художника, его творчеству посвящен главный зал музея.
«Девочка-крестьянка с ребенком и корзиной в руках», 1906 год, холст, масло, частное собрание

315cf3136462f39.jpg

Кроме этого картины Лукиана Васильевича Попова хранятся в собраниях Государственного Русского музея Санкт-Петербурга, Государственной Третьяковской галереи, Музея изобразительных искусств Оренбурга, в многочисленных частных коллекциях у нас в стране и за рубежом.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .