Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

42707507_2127115340870944_483571579037417472_n5cd2785f8306c.jpg

Выпуск 338. Нилус Пётр Александрович(1869-1943).

«Был правоверным передвижником целых 13 лет. Затем началась эволюция от крайнего реализма к индивидуализму» (П. А. Нилус)

Хорошо знал Петра Нилуса Корней Чуковский: он следил за развитием этого незаурядного дарования, восхищался им. Тем не менее, это не помешало ему в 1904 году, в «Одесских новостях» высказаться очень резко о своём любимце :
«… у нас есть два П. А. Нилуса — один настоящий, другой ненастоящий». «Настоящим» по мнению критика был тот художник, у которого «великолепное мастерство рисунка», «ясные краски», «законченная манера», а вот другим «ненастоящим» был автор, который позволил привнести в собственные произведения этакие «модные» напевы и настроения.

Очень высокого мнения о герое нашей сегодняшней публикации был и Илья Ефимович Репин. После персональной выставки Петра Нилуса в Одессе в 1915 году, Илья Ефимович писал Ивану Алексеевичу Бунину:
» … Нилус, наш художник прекрасный, — ах, если бы мне его краски!»

А вот с будущим нобелевским лауреатом по литературе у художника были настоящие дружеские отношения — Бунин посвятил Нилусу одно из самых проникновенных своих стихотворений Одиночество.

Что же это был за художник, оставивший, без всякого сомнение, значительный след в истории отечественного искусства, и совсем незаслуженно забытый после смерти в эмиграции? Попробуем разобраться, обратившись к его столь неоднозначной биографии. Вы не против?

Итак, мы начинаем….

115cf0e08d38b5a.jpg

Личность необычайно и многогранно одарённая, его таланты были по достоинству оценены современниками – и не только на родине. Он разделил драматическую судьбу многих отечественных художников, которые после эмиграции в начале 1920-х годов продолжали плодотворно работать и выставляться в Европе, но оказались забытыми на Родине.
«Зимняя прогулка», 1920 год, Акварель. Частное собрание.

11nilus.jpg

Родился Пётр Александрович 8(20) февраля 1869 года в селе Бушены Балтского уезда Подольской губернии (ныне Хмельницкая область Украины). Стоит отметить довольно интересный факт: дед мальчика был генералом, героически проявившим себя в боях войны 1812 года. С семи лет Пётр жил в Одессе, воспитываясь в семье отчима, дворянина Александра Богдановича Нилуса, по ходатайству которого Высочайшим повелением ему было разрешено принять фамилию Нилус.
«Отдых». 1896 год, Дерево, масло. 44.5 x 33 см, Национальный художественный музей Украины, Киев

21541.jpg

В Одессе Нилус учился в Реальном училище Святого Павла. В 6 классе, по предложению своего учителя Г. Ладыженского, который только что закончил Петербургскую Академию художеств, Нилус поступил в Одесскую рисовальную школу Общества изящных искусств: на протяжении 1883—1889 годов его преподавателем был известный живописец Кириак Костанди.
«В парке», начало 1900-х, 39 х 49, Дерево, масло, Донецкий областной художественный музей, Донецк

145cf108ca57d88.jpg

В 1889 году после окончания художественной школы Костанди, Пётр по его совету отправляется в Санкт-Петербург, где поступает в Императорскую Академию художеств в мастерскую Ильи Ефимовича Репина. Однако, не проучившись и года, Пётр Нилус покинул стены Академии. Мэтр увидел в молодом художнике вполне сформировавшуюся творческую индивидуальность и посоветовал оставить учебу, уехать домой, «нанять мастерскую и работать».
«Свидание» . 1901 год, Вариант картины, находящейся в Николаевском художественном музее, Дерево, масло. 30 x 21 см, Национальный художественный музей Украины, Киев

21542.jpg

Последовав совету своего наставника и непререкаемого авторитета, считавшего, что «не для каждого таланта Академия хороша, иных она просто стандартизирует», Нилус возвращается в родную Одессу, где в это время уже мощно заявило о себе Товарищество Южнорусских художников.
«Чтетие телеграммы о Цусимском бое», 1904 год. Картон, масло. 57,5 х 75 см. Одесский художественный музей

14nilus.jpg

Пётр Нилус возвращается в Одессу, в первую очередь, чтобы начать работать самостоятельно. Репин впоследствии долгие годы продолжал следить за творческой судьбой своего ученика, помогая организовывать выставки. Впоследствии, когда Нилус уже прочно обосновался во Франции, престарелый Илья Ефимович писал Куприну из Финляндии: «За Петра Александровича Нилуса радуюсь. В Париже нам редко кому счастливится».
«Пейзаж» 1901 год., бумага, акварель; 22х31,5 частное собрание

135cf10abc523b9.jpg

В Одессе Пётр Нилус сразу становится одной из центральных фигур местного художественного бомонда.
«На пляже» 1902 год. Дерево, масло.35 х 41,5 см., Одесский художественный музей

6nilus.jpg

Начиная с 1890 года Нилус принимает самое активное участие в выставках Товарищества, а с середины 1890-х годов вообще становится его секретарём, создав вместе с Буковецким в 1894 году устав Товарищества.
«В воскресенье» 1902 год, Холст, масло. 80 х 66 см., частное собрание

23nilus.jpg

Нилус в эти годы не теряет связи и с выставочной жизнью столицы: с 1891 года он был экспонентом, а с 1899 — членом Товарищества передвижных художественных выставок.
«Прогулка вдоль моря», Акварель. Частное собрание.

17nilus.jpg

В 1890-е годы Пётр Нилус писал главным образом жанровые картины на общественно-значимые темы. Об этом времени он вспоминал:
«Был правоверным передвижником целых 13 лет. Затем началась эволюция от крайнего реализма к индивидуализму».
«Осень» 1893 год. Дерево, масло. 52.5 x 67 см. Одесский художественный музей

2nilus.jpg

Летом 1898 года в Одессе состоялось знаковое знакомство Петра Нилуса с Иваном Алексеевичем Буниным
«На мостике. Лето» 1898 год. Дерево, масло. 26 х 36,6 см. Одесский художественный музей

4nilus.jpg

Очень интересны портреты в исполнении Петра Нилуса. Особого внимания заслуживает портрет Антона Павловича Чехова, написанный художником в 1902 году.
«Портрет А.П.Чехова», 1902 год, Холст, масло. 29 x 37.5 см, Государственный Литературный музей

25cf106f44955f.jpg

В середине 1900-х годов, после ряда зарубежных поездок и знакомства с новым современным искусством, Пётр Нилус постепенно отошёл от бытового жанра и социальной темы, отдавая явное предпочтение пейзажу и импрессионистической живописной манере, которая ему очень импонировала.
«Три женщины в парке» 1908 год. Холст, масло. Одесский художественный музей

3nilus.jpg

Следующий период в творчестве Нилуса — «символико-романтический», когда главными героями его полотен становятся галантные кавалеры и чопорные дамы, проводящие время на скачках, прогуливающиеся в парках или встречающие рассвет.
«На скачках», 1912 г. Дерево, масло.35 х 41,5 см. Одесский художественный музей

5nilus.jpg

Хорошо знал Петра Нилуса Корней Иванович Чуковский: он следил за развитием этого незаурядного дарования, восхищался им. Тем не менее, это не помешало ему в 1904 году, в «Одесских новостях» высказаться очень резко о своём любимце :
«… у нас есть два П. А. Нилуса — один настоящий, другой ненастоящий». «Настоящим» по мнению критика был тот художник, у которого «великолепное мастерство рисунка», «ясные краски», «законченная манера», а вот другим «ненастоящим» был автор, который позволил привнести в собственные произведения этакие «модные» напевы и настроения.
«Кафе» 1901 г., Холст, масло. 71 х 55 см., Днепропетровский художественный музей

8nilus.jpg

В 1915 году в Одессе состоялась персональная выставка Петра Александровича Нилуса, сборы от которой он передал военным беженцам с западных районов страны. И. Е. Репин писал в это время И. А. Бунину:
«… Нилус, наш художник прекрасный, — ах, если бы мне его краски!»
«В мастерской художника». 1903 год, Холст, масло, Национальный художественный музей Украины, Киев

21545.jpg

Победное шествие Октябрьского переворота 1917 года художник встретил с воодушевлением, но вскоре изменил свое мнение. Своим творчеством он поддерживал сторонников монарха – создал серию антибольшевистских плакатов, посвященных Добровольческой армии Антона Ивановича Деникина, после чего понял, что в последующей изменившейся обстановке, с победой красных возвращение в Одессу будет грозить ему приговором и казнью, в конце 1919 года покинул Россию.
«Прогулка в весеннем парке», Холст, масло. 73 х 92 см., Воронежский областной художественный музей

6nilus5cf10ca8238de.jpg

Три года живописец колесил по Европе, организовал персональные выставки в Софии, Вене, Загребе, Бухаресте и Белграде. И наконец, в конце 1923-го он перебрался в Париж, где поселился в одном доме со своим давним другом Иваном Алексеевичем Буниным.
«Интерьер в квартире Е. Буковецкого» . 1909 год, Холст, масло. 39 x 46 см, Национальный художественный музей Украины, Киев

21543.jpg

Для художника была важна завязавшаяся еще в Одессе дружба с писателем.
«Портрет Ивана Бунина кисти его друга художника Петра Нилуса»

DSC_0401.jpg

Без духовной, а подчас и материальной поддержки Бунина переносить тяготы эмиграции и разочарование от того, «что исчез в Париже тот прелестный мир, который называется искусством», было бы особенно тягостно…..
«Встреча» . 1911 год, Холст, масло . 51 x 55 см, Николаевский художественный музей им. В.В.Верещагина, Украина

22864.jpg

В Париже Пётр Нилус продолжал много и весьма плодотворно работать, перейдя на русский символико-романтический стиль, который сразу понравился французам, оттого и во Франции, и во многих других странах Европы сегодня можно встретить картины нашего соотечественника.
«Солнечный день в Булонском лесу», 1926 год, холст, масло,частное собрание

125cf0e3479c478.jpg

В 1930-е годы Пётр Нилус отошёл от своего привычного стиля, который так нравился французской публике. Основными в его творчестве стали виды городов, пейзажи французской провинции, натюрморты, которые он создавал своеобразными сериями.
«После дождя» 1939 год, Холст, масло. 60 х 73 см., Воронежский областной художественный музей

13nilus.jpg

Особую известность получила так называемая «белая серия», а среди живописцев выражение «белое Нилуса» стало нарицательным.
Белый сервиз (белая серия). 1930 год. Холст, масло. частное собрание

2544247069143a5a7f40aa046cdde940.jpg

В Париже состоялись ряд персональных выставок художника, первая из которых прошла в 1925 году в престижных галереях Ж. Пти и Ж. Шарпантье.
«Сенокос», 1932 год, холст, масло, частное собрание

155cf10f3190345.jpg

Большое внимание привлекла к себе последняя прижизненная выставка Нилуса в галерее Zak, состоявшаяся в 1934 году.
«Ваза с ромашками», 1932 год, холст, масло, частное собрание

24nilus.jpg

К середине 1930-х годов Нилус стал отдавать предпочтение психологическому портрету. Именно в это время был написан знаменитый автопортрет художника в котелке.
«Автопортрет в котелке», 1935 год, Картон, масло. Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского

22nilus (1).jpg

Умер Пётр Александрович Нилус 23 мая 1943 года в возрасте 74 лет в оккупированном Париже, где и был похоронен на кладбище Банье.
«Парк Маразли», Бумага, пастель. 49 x 65 см, Национальный художественный музей Украины,
Киев

21544.jpg

Работы художника хранятся в Третьяковской галерее, в Одесском художественном музее, Одесском литературном музее, в Государственном Литературном музее (Москва), в Областном художественном музее им И. Н. Крамского (Воронеж), в Днепропетровском Художественном Музее, в частных коллекциях.
«В парке», холст, масло, частное собрание

20nilus.jpg

Помимо российских собраний, произведения художника хранятся в Лувре и других музеях Франции, в Национальной художественной галерее в Софии, в коллекции Джорджтаунского университета в Вашингтоне.
«Портрет мальчика». 1913 год, Холст, масло. 33 x 24 см, Винницкий областной художественный музей, Украина

22401.jpg

В 1995 году большая часть творческого наследия художника парижского периода — 73 произведения живописи, графики, а также личные вещи, фотографии, письма, выставочные каталоги вернулась на родину художника.
«Поле», 1930-е годы. Фанера, масло. 26 х 35 см., частное собрание

10nilus.jpg

По решению падчерицы живописца, В. Л. Голубовской, экспонаты были переданы из Парижа в Воронеж для Художественного музея им. И. Н. Крамского и литературного музея (для будущего музея И. А. Бунина).
«На мостках» 1898 год. Дерево, масло. 27,5 х 37 см., Национальный художественный музей Украины

21nilus.jpg

Так творческое наследие Петра Нилуса всё-таки вернулось спустя столько лет из эмиграции на родину. Свершилось то, чего так хотел этот русский парижанин при жизни. Вечная ему память!!
«Во дворе», 1896 год, холст, масло, 22,5х30,7 частное собрание

65cf10207aaaef.jpg

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .