Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

42707507_2127115340870944_483571579037417472_n5cd2785f8306c.jpg

Выпуск 337. Мурашко Александр Александрович(1875-1919).

«…Созданные им образы притягивают зрителя, а лучшими полотнами, которых у Александра Мурашко есть немало, можно любоваться бесконечно. Он представляет уникальное явление в украинской живописи, а в жанре портрета — ему нет равных» — Александр Брей

«Всеобщая история искусств» считает, что он занимал заметное место в украинском искусстве начала XX века.
Он был членом Союза русских художников, одним из основателей Товарищества киевских художников, стоял у истоков создания Украинской академии художеств.

Творчество этого художника вывело украинскую живопись на международный уровень. Его работы наполнены воздухом и солнечным светом. Александр Мурашко по праву считается классиком изобразительного искусства начала XX века.

Он мог бы создать еще десятки шедевров, но в 1919 году, когда художнику было всего 44 года, его жизнь оборвалась выстрелом в затылок. Злодейское убийство до сих пор осталось нераскрытым.

Отдавая дань памяти великому сыну Украины, обратимся ещё раз к биографии этого замечательного художника, благо он это заслужил!

Итак, мы начинаем….

images5ceb24e56f829.jpg

26 августа (7 сентября) 1875 года в Киеве у дочери священника Марии Крачковской родился сын, которого назвали Александром. Официально Мария не была замужем. Она пыталась скрыть плод своего «грехопадения», но ее брат оказался выше предрассудков и забрал племянника к себе на воспитание. Мальчик рос в местечке Борзна на Черниговщине, где Сашу воспитывала бабушка, под именем Саши Крачковского и уже в детстве со всей страстью увлекся рисованием.
«Портрет женщины в белом парике» 1911 год, холст, масло 111×87 см,Национальный художественный музей Украины,Киев

348000.jpg

В 1884 году мать Александра вышла замуж за иконописца, владельца мастерской Александра Ивановича Мурашко, который официально усыновил юного Сашу и дал ему свою фамилию. Впрочем, судя по воспоминаниям художника Николая Прахова (приходившемуся Александру Александровичу свояком) иконописец и был на самом деле родным отцом мальчика, который в конечном счете усыновил собственного ребенка. Как бы то ни было, у Саши появилась полная семья.
«Девочка с собачкой». 1901 год, холст, масло, 153×86 см, Национальный музей им. А. Шептицкого, Львов

347820.jpg

В детстве Александр был очень застенчивым мальчиком, он даже чуть-чуть заикался.Саша учился в духовном училище и помогал отчиму в мастерской, особенно охотно, если это касалось иконописных работ. Мастер иконостасов и резчик по дереву Александр Иванович Мурашко был родным братом художника Николая Мурашко — известного киевского живописца и педагога. Николай Иванович Мурашко — основатель и бессменный руководитель «Рисовальной школы Н.Мурашко», из которой вышли художники Н.Пимоненко, С.Костенко, Г.Дядченко, И.Ижакевич, в ней учились Г.Светлицкий, М.Жук, В.Замирайло, Ф.Красицкий и даже В.Серов и К.Малевич.
«Портрет О.М. Нестеровой». 1900 год, холст, масло, 60×54 см, Национальный художественный музей Украины, Киев

347993.jpg

В 1888 году Александра Ивановича Мурашко пригласили принять участие в отделочных работах в соборе. Семья переехала в Киев, где отчим открыл свою иконописную мастерскую и получил подряд на грунтовку стен и позолотные работы, а позже — и на изготовление церковной мебели. Верхние, мраморные, колонны иконостаса делались в Италии, а нижние, деревянные, в мастерской Мурашко.
«Портрет девушки в красной шляпе» 1903 год, холст, масло, 80×65 см, Национальный художественный музей Украины.

391428.jpg

В Киеве Александра отдали в гимназию. Учился он плохо, его тогда уже тянуло к занятию искусством.Наблюдая за росписью Владимирского собора, Александр познакомился с такими мастерами как Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Михаил Врубель, принимавшими участие в росписях собора. Тогда и заметил впервые многообещающего юношу Виктор Васнецов, разрешив ему копировать свои образа, уже оживающие на стенах Владимирского собора.
«Портрет А.В. Прахова», 1904 год, холст, масло, 129×128 см, Национальный художественный музей Украины

347849.jpg

Александр-старший, видя несомненный природный дар сына стал приучать его к иконописному делу. Он забрал мальчика из гимназии и отдал в учение своему старшему мастеру, иконописцу Науменко, чтобы подготовил из него «пристойного богомаза». Началась суровая жизнь при мастерской.Но у Саши были свои предпочтения в искусстве. Начались скандалы, и юноша ушел из дома.
«Натюрморт», 1892 год, холст, масло, 69×55 см, Национальный художественный музей Украины,Киев

347845.jpg

Самостоятельная жизнь оказалась очень тяжёлой. Пришлось жить впроголодь, работая грузчиком на баржах, ночуя где придется – в мастерских, в соборе, а часто — на баржах, на плотах, в кустах, прямо на склонах Днепра. Вместе с босяками, на «кукушкиной даче», как шутил спустя годы
«На катке». 1905 год, холст, масло, 131×105 см, частное собрание

347840.jpg

Участие к юноше проявил брат его отца Николай Мурашко – известный художник и еще более известный педагог, создатель Рисовальной школы в Киеве. Он быстро распознал исключительное дарование племянника и охотно занимался с ним. А кроме этого, талантливым юношей заинтересовался хороший знакомый Николая Мурашко – профессор Адриан Прахов.
«Возле кафе». 1903 год, холст, масло, 238×152 см, Одесский художественный музей

347812.jpg

Андриан Прахов, увидев колоритные персонажи, написанные Александром «с натуры», взятые из окружавшей его действительности во время скитаний, посоветовал ему учиться дальше, что он и сделал, поступив в рисовальную школу своего дяди.К моменту поступления Александра Школа существовала уже больше десяти лет. Сначала — как частная школа Н.Мурашко, а потом — как городская, попечителем которой был Николай Иванович Терещенко. Он же первое время и финансировал ее, оплачивая труд преподавателей и внося плату за неимущих учеников.
«На веранде. Портрет О.И. Мурашко». 1906 год, холст, масло 104×98 см, частное собрание

347838.jpg

Для Киева, не имеющего в то время ни одного художественного учебного заведения, «Рисовальная школа Н.Мурашко» была центром, собирающим талантливую творческую молодежь. Здесь устраивались выставки, вечера и балы, спектакли. Преподавали, кроме Мурашко, такие известные художники, как Будкевич, Попов, Платонов, Пимоненко, Селезнев.
«Мак», 1898 год, холст, масло, 143×98 см, Национальный музей им. А. Шептицкого, Львов

347516.jpg

Выдающиеся художники России — Репин, Крамской, Поленов, Мясоедов, Ге, Чистяков — постоянно поддерживали рисовальные классы, читали лекции, давали практические уроки.Александр Мурашко стал одним из самых успевающих ее учеников. В этот период Александр буквально жил в школе рисования своего дяди. Николай Иванович Мурашко – замечательный художник и педагог оказал колоссальное влияние на формирование молодого дарования племянника, Александр считал его своим учителем.
«Прачка». 1914 год, холст, масло, 94×90 см, Национальный художественный музей Украины

1384988208-a.-v.-moravov-1878-1951-mat.-1902.jpg

Готовясь к вступлению в академию, летом 1894 года Александр жил в селе под Киевом, много рисовал с натуры — людей, сельские лица, природу, жанровые сценки с натуры, эскизы, этюды, наброски. При всех недостатках его еще робкой ученической палитры эти работы свидетельствовали о незаурядном таланте их автора и могли служить неплохой рекомендацией будущему живописцу.
«Девушка с таксой», холст, масло, Николаевский художественный музей им. В.В.Верещагина

347829.jpg

В конечном счете, под нажимом брата и авторитета Прахова упорство Александра Ивановича было сломано. Он примирился с сыном, а осенью 1894 году юноша с рекомендательными письмами Прахова и Васне отправился в Петербург поступать в Академию художеств. Александр очень хотел поступить а мастерскую Ильи Ефимовича Репина, ставшего профессором академии, некогда однокурсника, и на протяжении всей жизни друга Николая Мурашко. Однако сделать этого не удалось по причине отсутствия достаточной основы.
Женщина с настурциями, 1918 год, холст масло, 92×66 см, Одесский художественный музей

347518.jpg

В то время при Академии было открыто Высшее художественное училище (ВХУ), куда и поступил Александр, а уже через два с половиной года, в 1896, успешно пройдя общие классы училища, как один из лучших выпускников Мурашко стал вольным слушателем академии – студентом мастерской И. Репина.
«Благовещение». 1909 год, холст, масло, 198×169 см, Национальный художественный музей Украины

347801.jpg

Уже в годы учения мурашко были созданы поэтически тонкие работы – «Портрет девушки», отмеченный академической премией в 1895 году, «Портрет юноши, читающего книгу», «Портрет художника Григория Цисса», «Портрет Зинаиды Евдокимовой» и с нее же — «Девушка в розовой блузке».
«Девушка в розовой блузке. Портрет З. Акининой», 1895 год, холст, масло, 66×46 см, Национальный художественный музей Украины

347823.jpg

По окончании академического курса Мурашко участвовал в конкурсе лучших выпускников и подготовил программное полотно «Похороны кошевого» на тему из украинской истории. Его удостоили высшей награды – длительной поездки за границу на казенный счет.
«Похороны кошевого». 1900 год, холст, масло, 230×360 см, Национальный художественный музей Украины

burial-of-a-kish-otaman-1900.jpg

Стажировка за границей длилась три года. По сложившейся в те годы традиции он посетил Рим и Венецию, но надолго обосновался в Мюнхене и в Париже, где продолжал совершенствовать мастерство, работая в мастерских известных европейских живописцев
«Девушка в розовом». 1906 год, холст, масло 95×86 см, Национальный художественный музей Украины

347826.jpg

Пребывание художника в Париже и Мюнхене помогло ему почувствовать ритм европейского художественного процесса.
В Париже он написал серию картин, известную под условным названием «Парижанки» и массу этюдов. Его натурщиками были завсегдатаи кафе и проститутки, напоминавшие героинь Тулуз- Лотрека, а сюжеты словно фиксировали обычную ночную жизнь парижских кафе и улиц. Главное, что пленяло художника в Париже — был цвет, насыщенность и чистота цвета, позже особенно ярко проявившиеся в его живописи.Работы, представленные в качестве отчёта о командировке – «В кафе», «Парижанка», «У кафе», «На улицах Парижа», «Парижское кафе. Три дамы» и другие – составили одну из лучших серий всех живописных полотен молодого художника.
«В кафе», 1902 год, холст, масло, 186×167 см, Одесский художественный музей

347810.jpg

Парижские картины были выставлены на выставке в Академии и тепло встречены зрителями, а главное, академическими педагогами. Картину «Кафе» Академия приобрела для своего музея.
Парижанка, 1904 год, холст, масло, частное собрание

347846.jpg

Творчески возмужав и овладев всеми премудростями ремесла, в 1904 году Мурашко вернулся в Петербург, где примкнул к группе выпускников Академии художеств, которая создала «Новое общество художников». Среди учредителей общества были уже известные живописцы Д. Кардовский, Н. Латри, М. Петров и другие. В феврале 1904 года был утвержден устав «Нового общества», и прошла первая выставка.
«Сельская семья», 1914 год, холст, масло, 140×136 см, Национальный художественный музей Украины

337384.jpg

Затем выставки стали проводиться постоянно, причем в различных городах России. Именно эти выставки сделали имя Александра Мурашко известным российским ценителям живописи. В 1905 Александр Мурашко написал картину «Карусель», которая считается его самой знаменитой картиной. Возможно, потому, что она принесла автору мировое признание.
«Карусель», 1905 год, холст, масло, Национальная королевская галерея, Будапешт

b90a983fcb483d462ef06c52bb1b6394.jpg

В 1907-м году Мурашко перебрался в родной Киев.А через два года, в 1909-м, свою картину «Карусель» он представил на десятой Международной выставке в Мюнхене. Картина была отмечена Золотой медалью и непосредственно на выставке куплена для Королевской галереи Будапешта.
«Зима». 1905 год, холст масло, 136×108 см, частное собрание

347835.jpg

Это было возвращение уже признанного мастера. К концу 1900-х годов Александр Мурашко завоевал признание в Европе и в мире. Его работы получали награды и высокие оценки критики на выставках в Мюнхене, Берлине, Вене, Париже, Венеции, Амстердаме. Их приобретали зарубежные музеи и частные собиратели. Комитет Берлинской выставки пригласил Мурашко участвовать в ней, а фирма Эдуарда Шульте предложила устроить персональную выставку в Германии.
«Портрет Веры Николаевны Епанчиной, в замужестве Фальц-Фейн», 1910 год, 147×120 см, Национальный художественный музей Украины

347851.jpg

В этом же 1909 году состоялись персональные выставки Мурашко в Берлине, Дюссельдорфе, Кельне., на которых экспонировались 25 его работ.
«За пяльцами», 1905 год, холст, масло Национальный художественный музей, киев

347833.jpg

В 1909 году состоялось знаменательное событие в жизни художникаЖ он женился на дочери киевского нотариуса Маргарите Августовне Крюгер и породнился с семейством Праховых. Родная сестра жены Анна Августовна Крюгер — художница и скульптор была замужем за сыном профессора Прахова — Николаем.
«Портрет М.А. Мурашко на Капри». 1909 год, 89×96 см, Национальный художественный музей Украины

347989.jpg

Европейская известность не могла не вызвать отголосков и в России. Иметь портрет, написанный Александром Мурашко, стало престижно. Вместе с заказами появился и достаток, а также возможность работать для души, писать то, что волнует.
«Портрет С.Ф. Михельсон», 1917 год, холст, масло, 80×89 см, частное собрание

347996.jpg

Осенью 1913 года, в сотрудничестве со своей свояченицей Анной Крюгер-Праховой Мурашко открыл свою собственную художественную школу-студию на чердаке 12-этажного дома Гинзбурга на улице Институтской, просуществовавшую с 1913 по 1917 годы. «Художественная студия А. Мурашко», как и школа дяди ранее, была очень известна в городе, она собирала в своих стенах талантливую молодежь. Рисунку, живописи и скульптуре в Школе одновременно обучалось до ста человек.
«Девочка с собакой», 1903–1904 год, холст, масло, Одесский художественный музей

235ceb4312523de.jpg

В 1916 году Мурашко выступил организатором и основателем Товарищества киевских художников. Мурашко сам разработал устав Товарищества с целью сплотить коллег-земляков и поднять уровень киевских художественных выставок до уровня столичных и европейских.
«Женщина в чёрном», 1917 год, холст, масло, частное собрание

225ceb42914c2e5.jpg

В 1919 году в советском Киеве Мурашко было поручено руководить отделом Всеукраинского издательства. Он добросовестно исполнял свои обязанности. Но… 14 июня 1919 года, возвращаясь ночью домой из гостей, художник был задержан вооруженными людьми. Его повели якобы «для выяснения личности» – и застрелили. Подробности трагедии потом пересказывали по-разному (свидетельницей задержания была его жена, которую не тронули). Так же по-разному истолковывали это убийство: то ли как акт ночного бандитизма, то ли как «месть контрреволюционеров» за службу советам, то ли, наоборот, как совершенную по ошибке акцию чекистов. Как бы то ни было, Александра Мурашко с почетом похоронили на Лукьяновском кладбище. Гроб с телом убитого художника, накрытый «червоною китайкою», как «труну кошевого» на конкурсной картине, студенты и художественная общественность Киева несли на руках от Академии до Лукьяновского кладбища на руках.
Могила художника с надгробной плитой и недавно установленным памятником

mogila.JPG

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .