Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

42707507_2127115340870944_483571579037417472_n5cd2785f8306c.jpg

Выпуск 336. Милорадович Сергей Дмитриевич(1851-1943).

В последнем зале Церковно-археологического кабинета Московской Духовной Академии среди произведений В.М.Васнецова, В.Д.Поленова и М.В. Нестерова находится небольшая живописная работа, иллюстрирующая одну из страниц русской церковной истории, — «Суд над патриархом Никоном».
В последней четверти XX столетия в обществе, и в среде художников в том числе, был необычайно велик интерес к отечественной истории, когда по-новому осмысливались ее поворотные и драматичные события.

Упомянутая работа принадлежит кисти известного русского художника рубежа XIX-XX веков Сергея Дмитриевича Милорадовича, чьи произведения находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного музея истории религии, ГМИИ им. А.С. Пушкина и в некоторых других музеях.

Что же это был за человек — художник, псаломщик и педагог одновременно, при том, что такое сочетание — художник и псаломщик — не было типичным в тот исторический период? Для ответа на этот вопрос обратимся к биографии этого удивительного во всех отношениях человека.

Итак, мы начинаем….

125ce734df8b99b.jpg

Сергей Дмитриевич Милорадович родился 4 июля 1851 года в селе Тесово Можайского уезда Московской губернии в семье священнослужителя. Отец Сергея служил дьяконом в церкви села Тесова Московского уезда, закончил Вифанскую семинарию в Москве. Когда Сергею было 7 лет, во время родов скончалась его мать.
«Хитровский рынок», 1878 год. Картон, масло, частное собрание.

file788ec44df14dbd94afe81dec0daa3bbe5ce7b33e9dca0.jpg

Весною 1859 года умер отец, и мальчик остался сиротой. Дед Сергея служил дьяконом в селе Никольское Орешки., а дядя по отцовской линии служил дьяконом церкви св. Николая в Кузнецкой в Замоскворечье.
«Суд над патриархом Никоном», Холст, масло, Государственный музей истории религии

a448681979ce.jpg

В 1861 году юноша поступил учиться в Московскую духовную семинарию, где и получил первые навыки рисования. Окончил курс семинарского образования в 1872 году. Ректором Московской семинарии в то время был Никадим Белокуров – товарищ отца по Вифанской семинарии.
«Крестьянки». 1922 год, холст, масло, ГМИИ им. А.С.Пушкина

105ce7b3f2b8f88.jpg

После окончания Московской семинарии Сергей Милорадович был назначен классным надзирателем в Мещанское училище, а с сентября 1873 по 1898 годы — служил псаломщиком в московской церкви Воскресения в Гончарах, где и проживал.
«Патриарх Никон», холст, масло, Государственный Русский музей, С-Петербург

295df8707e35.jpg

В 1864 году, в Заиконоспасском духовном училище начали преподавать рисование, учителем рисования был художник Дмитрий Михайлович Струков.
«Исповедь», первая четверть XX века. холст, масло, Государственный музей истории религии.

165ce7b484e1296.jpg

Во время обучения в Московской семинарии С.Д. Милорадович стал посещать воскресные классы Центрального Строгановского училища технического рисования, где занимался у известного русского художника-пейзажиста, мастера акварели, академика Императорской Академии художеств, Фёдора Мвановича Ясновского(1833—1902), по совету которого, принял решение продолжить обучение Московском училище живописи ваяния и зодчества. Обучался Милорадович у Ясновского в течение четырех лет.
«С полудня», 1899 год, Холст, масло. 32 x 47 см, Музей изобразительных искусств Республики Карелия

45ce79f756357c.jpg

С 1874 по 1878 годы Сергей Милорадович учился в Московском Училище Живописи, Ваяния и Зодчества (далее — МУЖВиЗ). Сначала был вольнослушателем у замечательного русского живописца второй половины XIX века, академика Императорской Академии художеств, Павла Алексеевича Десятова(1820―1888), а с 1876 года, став полноправным учеником, занимался у выдающегося русского художника и педагога, мастера исторической, религиозной и жанровой живописи, Евграфа Семёновича Сорокина(1821—1892).
«Дама в интерьере», 1913 год., холст, масло, частное собрание

175ce7b5790b95d.jpg

Также учителями Сергея Милорадовича были выдающийся русский живописец, Василий Григорьевич Пероа(1834-1882) и замечательный русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действительный член, Петербургской академии художеств, Илларион Михайлович Прянишников(1840-1894).
«Приготовление к пасхе». 1910 год, холст, масло, частное собрание

75ce7b1ce42cf8.jpg

Именно Василий Григорьевич Перов, зная о происхождении своего ученика, о его детстве, проведенном в церковной среде, настоятельно советовал ему писать картины из жизни и быта духовенства.
«У исповедника». 1915 год, холст, масло, Вязниковский историко-художественный музей

15ce7a2d95a4ac.jpg

В 1877 году за рисунки с натуры, а в 1878 году за этюд Сергей Милорадович был награжден малыми серебряными медалями.
«Оборона Троице-Cергиевой лавры», 1894 год, Холст, масло. 138 x 221 см, Государственный Русский музей

25ce7b22441614.jpg

В 1878 году, после завершения учебы в Училище, начинающий художник подает прошение о зачислении его на вакантную должность в епархиальное училище иконописания. Милорадович был зачислен зачисляют на свободную вакансию, и трудится в должности учителя рисования в течение последующих шести лет, до 1884 года — практически до времени перевода училища в Троице-Сергиеву лавру.
«Монахиня у иконостаса», 1922 год, Холст, масло, 68,4 х 58,2 см, Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург.

70067_big_1331814436.jpg

С 1885 года художник становится постоянным участником художественных выставок.
«Голова старика», 1898 год, холст, масло, частное собрание.

185ce7b5f803369.jpg

С 1885 по 1923 годы Милорадович был экспонентом Товарищества Передвижных выставок, а с 1894 года являлся его членом, где встречался и был дружен с Валентином Серовым и Константином Коровиным.
«В храме». 1897 год, холст, масло, 22 х 31 см, Частное собрание

15269.jpg

В 1887 году Сергей Милорадович становится членом Московского общества любителей художеств. Начиная с 1888 года ивплоть до революции художник давал бесплатные уроки рисования в Московской семинарии, после революции давал уроки рисования в студии Ленина в 120-й школе, в бывшей гимназии Ржевской, куда перешли воспитанники московской семинарии.
«Путешествие Аввакума по Сибири», 1898 год, холст, масло, Государственный музей истории религии

15caf1d0619f.jpg

В 1896 году Сергей Милорадович получил звание неклассного (свободного) художника. В этом же году художник участвовал во Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставке в Нижнем Новгороде.
«Крёстный ход», 1916 год, холст, масло, 49,5 х 73,7 см, Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

70067_big_1372686479.jpg

На следующий год Сергей Милорадович принимает участие во 2-й международной выставке искусств в Венеции,а в 1900 году — во Всемирной выставке в Париже, где был награждён награжден бронзовой медалью за работу «Выход из церкви»
«Выход из церкви», 1899 год, холст, масло, Государственный музей истории религии.

155ce7adece3f07.jpg

Сергей Дмитриевич писал сцены из истории духовенства, монашества и раскола. Известнейшие из них: «Чёрный собор 1666 года» (в Третьяковской галерее), «Оборона Троице-Сергиевой Лавры», «Патриарх Гермоген», «Протопоп Аввакум в братском остроге», «Аввакум, идущий в Сибирь», «Накануне Пасхи».
«Черный собор. Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году.», 1885 год, Холст, масло. 135 x 189 см, Первая историческая картина художника. Демонстрировалаь на Передвижной выставке 1885 года. Приобретена Павлом Третьяковым. Государственная Третьяковская галерея, Москва

65ce79dd5c3e1f.jpg

Кроме названных выше картин на историко-религиозные сюжеты, он писал портреты, пейзажи, бытовые композиции, занимался графикой.
«Русская боярышня за прялкой», Холст, масло, 74 х 56, Частная коллекция

20970.jpg

В 1909 году за известность на художественном поприще Сергей Дмитриевич Милорадович был удостоен звания академика Императорского Археологического общества.
«Грамотей», 1905 год, холст, масло, частное собрание

miloradovich-7516.jpg

Художник являлся членом комиссии по ремонту и реставрации Успенского собора Московского Кремля в 1914-1918 годах.
«Священнослужитель в кресле», Начало 1900-х годов, холст, масло, Размер: 47х36 см., частное собрание

40713_37.jpg

В советское время активность академика живописи значительно снизилась — сказывались годы, хотя, например, он участвовал в 1927 году на выставке объединения художников-реалистов.
«Гадание на картах». 1908 год, холст, масло, частное собрание

205ce7b754decd1.jpg

Сергею Дмитриевичу Милорадовичу шел в то время семьдесят шестой год. В то же самое время художник преподавал в различных художественных учебных заведениях. О последних годах его жизни сведений немного.
«Часовня у пруда», 1900-е годы, холст, масло, 52 х 70 см, Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

70067_big_1372685703.jpg

Сергей Дмитриевич Милорадович скончался 4 февраля 12943 года в Москве, где и был похоронен.
«Уходящий поезд», 1910-е годы, холст, масло, частное собрание

file788ec44df14dbd94afe81dec0daa3bbe.jpg

Полотна Милорадовича украшают экспозиции Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного музея истории религии, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и в некоторых других музеев.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .