Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

42707507_2127115340870944_483571579037417472_n5cd2785f8306c.jpg

Выпуск 333. Кузнецов Николай Дмитриевич(1850-1929).

Этому художнику, Николаю Дмитриевичу Кузнецову, довелось быть действительным членом Академии Художеств и знаменитым передвижником.

И знаем мы его чуть ли не с детства. На известном Репинском полотне «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» Кузнецов стоит несколько в глубине по самому центру картины с перевязанной головой и рукой.

Принимая участие во всех выставках Товарищества южно-русских художников и передвижников, Кузнецов пользовался огромной популярностью в Одессе, получал множество заказов.
Имел мастерскую, являвшуюся своеобразным центром, где бывали не только Репин, Серов, Поленов, Врубель и Шаляпин, но и многие другие выдающиеся деятели культуры того времени.
Владел картинной галереей, сыгравшей значительную роль в определении творческих взглядов южно-русских художников и был кавалером ордена Почетного легиона.
И это только некоторые факты из жизни Николая Кузнецова.

Есть предложение остановиться на его творческой биографии поподробнее. Вы не против? В таком случае мы начинаем….

115cd89d9fcba92.jpg

В небольшой деревеньке Степановка Одесского уезда Херсонской губернии (ныне Одесская Область Коминтерновский район), в семье крупного землевладельца Херсонской губернии, штабс-ротмистра Дмитрия Михайловича Кузнецова, 14(2) декабря 1850 года родился сын. Крестили его в Новобуялыкской Иоано — Предтеченской церкви 21 декабря на Николая день и имя дали ему Николай. Восприемниками были штабс-капитан Иван Михайлович Колмогоров и капитана Гаврила Леонидовича жена Марья Ивановна. Именно так мы и начнём наше повествование о жизни и творчестве Николая Дмитриевича Кузнецова.
«В отпуску». 1882 год, Холст, масло 66 х 94 см, Государственный Русский музей

35cd8a509e99d7.jpg

Семейство Кузнецовых было хорошо известно в Одесском уезде. Братья Дмитрия Михайловича: подпоручик Лев Михайлович, штабс-ротмистр Константин Михайлович, поручик Николай Михайлович все были военными, и одновременно крупными землевладельцами Одесского уезда. Самому же Дмитрию Михайловичу принадлежали деревни Новомариновка, Константиновка, Дмитровка, Степановка, Марьяновка, Пшоняное.
«Спящая девочка», 1893 год, холст, масло — Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Kuznetsov_008.jpg

Обучение Николай проходил в Одесской гимназии, однако, склонности к наукам не проявлял, учился «через силу» и после семи лет обучения оставил гимназию, перейдя на полностью домашнее обучение, которое заключалось в свободном времяпрепровождении и занятии охотой.
«Мировой судья». 1887 год, Одесский художественный музей

kuznetsov_nd02.jpg

Здесь он очень скоро приобрел славу геркулеса и замечательного стрелка; и действительно, он обладал невероятной силой, а об умении его стрелять слагались легенды. Баловень семьи, Николай Дмитриевич ни о чем не хотел думать. Охота была его любимым занятием. Также в это время у юноши проявляется склонность к рисованию, которая была замечена его матерью, Клавдией Гавриловной Кузнецовой (урождённая Леонтович).
«Объезд владений», 1879 год, холст, масло — Государственная Третьяковская галерея

Kuznetsov_013.jpg

Видя увлечение сына, и желая хоть как-то заполнить его свободное время чем-нибудь полезным, она отвозит его в Одессу, к другу семьи художнику Ф.Д. Мальману, одному из лучших преподавателей Одесской рисовальной школы того времени. В течении года, Николай берет у него уроки, при этом обнаруживая прекрасные способности и большой природный талант.
«В праздник (Малороссиянка, отдыхающая на траве)», 1879—1881 годы, холст, масло Государственная Третьяковская галерея, Москва

kuznetsov_nd03.jpg

Будучи прекрасным преподавателем, Мальману увлекал молодого Николая Дмитриевича своими рассказами о выдающихся художниках. Кузнецов, тем не менее был далек от мысли окончательно посвятить себя искусству. После достижения 26-летнего возраста, желая пойти по стопам своих родственников, Кузнецов принимает решение отправиться в столицу и поступить на военную службу в гвардию, однако в Петербурге волею случая, вместо поступления на военную службу, успешно сдаёт экзамены и неожиданно для всех поступает вольнослушателем в Императорскую Академию художеств.
«Рыбаки», 1895 год, холст, масло, 61,5х93. Николаевский художественный музей и м. В.В. Верещагина

kuznetsov_nd44.jpg

Наставником Кузнецова в Академии оказался замечательный русский художник и педагог мастер исторической, жанровой и портретной живописи, академик, профессор Павел Петрович Чистяков. Опытный педагог сразу обратил внимание на выдающиеся способности своего талантливого ученика, выделяя его среди всех своих воспитанников.
«Портрет Натальи Васильевны Поленовой», 1885 год, (1858-1931 жены художника В. Д. Поленова), Холст, масло 71.5х49,5. Государственный музей-усадьба В. Д. Поленова.

105cd8bd8499125.jpg

Кузнецов в свою очередь занимался хорошо, хотя часто покидал Академию, живя и занимаясь живописью в родном имении. В общей сложности Николай Дмитриевич пробыл в Академии всего три зимы, да и то по два — три месяца. Одну треть пробыл в головном классе, две трети в фигурном, затем около года в натурном. За это время он получил три серебряных медали.
«После обеда» 1888 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея

70062_big_1480932628.jpg

В 1879 году по настоянию И.Н.Крамского и И.И. Шишкина Николай Кузнецов оставляет Академию и возвращается в Степановку , где вместе с А.П. Размарицыным, продолжил заниматься живописью.
«Стадо свиней» . 1886 ujl. Бумага, масло, 40х55. Государственная Третьяковская галерея.

445cd8befd966d2.jpg

Николай Дмитриевич Кузнецов всегда много путешествовал, знакомясь с современными иностранными художниками и приобретая их произведения, из которых составилась его знаменитая галерея, одна из лучших на юге России.
«Французская деревня». бумага,акварель, 16х22, Одесский художественный музей

465cd8bfc1360c1.jpg

В 1880 году Кузнецов посетил Германию и Францию, где познакомился с И. П. Похитоновым.
«На заработки». Холст, масло 106х164. Национальный художественный музей Украины. Киев

185cd8c14d11c0b.jpg

В начале 1880-х годов Николай Кузнецов знакомится с С. И. Мамонтовым и художниками Абрамцевского кружка: В. Д. Поленовым, В. М. Васнецовым, В. А. Серовым и И. Е. Репиным. Эти встречи оказали большое влияние на творчество Кузнецова.
«Пастушок». 1916 год, Картон, масло, 42,5 х 38, Частное собрание

205cd8c1d20cf9d.jpg

Кузнецов, по его же словам, кое-чему научился у Репина, кое-чему в Париже у Похитонова, наконец, в Одессе у прекрасного техника и художника, ученика Дюссельдорфской академии, Размарицына, и все это так, как бы, между прочим; все ему давалось сразу, и он брал все как бы во всю величину и во всю силу.
«Пруд», Холст, масло. 121 x 156, Челябинская областная картинная галерея

415cd8c2ace35fc.jpg

Первые картины Николая Дмитриевича Кузнецова появились на девятой передвижной выставке в 1881 году и сразу же обратили на себя внимание и публики и критики. О нем везде заговорили, его произведениями все интересовались, и ни одна последующая передвижная выставка не обходилась без его картин и портретов.
«Весной в саду», 1889 год. дерево, масло; 21х35., частное собрание

37059-7ccca-78934105-m750x740-u11eef.jpg

В 1887 стал Николай Дмитриевич Кузнецов становится одним из учредителей Товарищества южно-русских художников (ТЮРХ) и постоянным участником его выставок, также принимая участие в международных выставках и выставках русского искусства за рубежом. В этом же году вместе со своим младшим братом Д. Д. Кузнецовым и К. К. Костанди совершают поездку по Европе.
«Портрет колекционера Александра Петровича Руссова», холст, масло, Государственная Третьяковская галерея

255cd8cad1699dd.jpg

Николай Кузнецов в совершенстве владел многими видами живописного мастерства. Его бытовые картины, хоть и не несли особой обличительной нагрузки, но представляют собой яркие живописные фрагменты из жизни крестьян средней полосы России.
«Весна», Дерево, масло, 14х18. частное собрание

55cd8c3d09a371.jpg

Критики того времени отмечали, что пейзажи Кузнецова всегда отличались хорошим рисунком, продуманной композицией и тщательным выполнением.
«Рынок в городе Вршац» Холст,масло, 33х39 1926 Вршацкий музей Югославия

0.1.jpg

В 1880-1890-е годы Кузнецова знали более всего как портретиста.
«Портрет Александра Григорьевича Строганова». 1891 год, Холст, масло 124 х 98, Одесский историко-краеведческий музей

235cd8cb71ebe23.jpg

Позировали художнику родные и хорошо знакомые ему люди.
«Портрет художника Ивана Павловича Похитонова». 1882 год, Холст, масло 30,2 x 32,7 Государственная Третьяковская галерея, Москва

395cd8cc0eaa5b4.jpg

Многие портреты известных деятелей культуры Николай Дмитриевич Кузнецов писал по заказу Павла Третьякова.
«Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина», 1902 год, холст, масло — Одесский художественный музей

125cd8b7773775a.jpg

Маститый художник, признанный авторитет в вопросах искусства, Кузнецов пользовался всеобщим уважением и симпатией.
«Портрет художника Ефима Ефимовича Волкова», 1885 год, холст, масло — Воронежский областной художественный музей им. И. Н. Крамского

135cd8b83b14c2a.jpg

Кузнецов дружил с Васнецовым, Репиным, Поленовым и Куинджи.
«Портрет художника Аполлинария Михайловича Васнецова», 1897 год, холст, масло — Государственная Третьяковская галерея, Москва

NikDmKuznetsov_AppolinaryVasnetsov.jpg

Репин написал несколько портретов Кузнецова. Обладая незаурядными физическими данными, Кузнецов послужил прототипом изображённого на картине Ильи Репина «Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых» палача, а также старшего сына Тараса Бульбы — Остапа (казак с перебинтованной головой) на картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
«Портрет Пелагеи Егоровны Терещенко», 1890 год, холст, масло — Луганский областной художественный музей

145cd8b8bb78b8f.jpg

В 1890 году Николай Дмитриевич поселился в деревне, а через три года вновь переехал в Одессу.
«Портрет Марии Николаевны Кузнецовой-Бенуа, артистки Мариинского театра», 1908 год, Холст, масло 80х62. Музей изобразительных искусств. Ростов-на-Дону

155cd8ba3db373c.jpg

В ноябре 1895 года, после реорганизации Академии художеств был приглашен в художественное училище Петербургской академии художеств профессором-руководителем класса батальной живописи. В марте 1897 года Кузнецов покинул Академию.
«В мастерской скульптора. Снятие формы», 1893 год, холст, масло 105,5х84. Одесский художественный музей

25cd8b962f0871.jpg

В 1897 году Кузнецов приобрёл участок земли из земель бывшей дачи Лидерса и приступил к строительству картинной галереи и мастерской.
«На винограднике». 1900 год, холст, масло, Одесский художественный музец

175cd8c05842fb4.jpg

В 1900 году Николаем Дмитриевичем Кузнецовым была торжественно открыта картинная галерея. В ее собрании были картины И. Репина, В. Серова, И. Крамского, В. Васнецова, И. Похитонова, картины французских художников салона Марсового поля, художников Ж. Александера, Л. Деламо, Ш. Котте, Г. Латуша, Ф. Таулова и др. Эта галерея сыграла значительную роль в определении творческих взглядов одесских живописцев.
«Овощи» 1888 год, 54 × 89 cm. частное собрание

20059.jpg

В том же 1900-м году, по представлению И. Е. Репина, В. А. Беклемишева и А. П. Соколова, Николай Дмитриевич Кузнецов был избран действительным членом Академии художеств (АХ).
«Портрет Марии Николаевны Кузнецовой — дочки художника» 1901 год Государственный музей театрального и музыкального искусства Санкт-Петербург

225cd8c9b0d8311.jpg

В 1920 году Кузнецов в силу определённых обстоятельств уезжает за границу. Последние годы жизни художник провел в эмиграции в Королевстве Сербов Хорватов и Словенцев, где продолжал заниматься живописью. Жил в городах Вжеш, Бела-Церква, Риека и Сараево.
«Портрет Петра Ильича Чайковского», 1893 ujl, холст, масло — Государственная Третьяковская галерея

33.JPG

Писал в основном заказные портреты. Участвовал в Выставке русской живописи и скульптуры в Бруклинском музее (1923) и Выставке Объединения русских художников в Королевстве Сербов Хорватов и Словенцев (1928).
Браз О. Э. Портрет Н.Д. Кузнецова

27700.jpg

Николай Дмитриевич Кузнецов скончался 2 марта 1929 года в возрасте 78 лет в Сараево, где и был похоронен.
Работы художника украшают экспозиции Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, музеев Архангельска, Иркутска, Челябинска, Одессы и Николаева.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .