Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

42707507_2127115340870944_483571579037417472_n5cb25aa5306d7.jpg

Выпуск 328. Зарубин Виктор Иванович(1866-1928).

Школа Архипа Ивановича Куинджи — одно из интереснейших явлений художественной жизни России конца 19 — начала 20 века. Знакомясь с её воспитанниками, часто встречаешь фамилии художников, которые хоть и не добились широкого признания при жизни, но отличались яркой и заслуживающей внимания индивидуальностью.

К таким недооцененным мастерам можно смело отнести и Виктора Ивановича Зарубина, одного из самых многообещавших куинджистов.

В наши дни его имя более известно узкому кругу частных собирателей, чем искусствоведам. Он самый, что ни на есть — «коллекционный» художник. А всё потому, что Виктор Зарубин, как и другие «малые мастера» нашей отечественной школы, в своё время оказались незаслуженно и несправедливо обойдены вниманием специалистов.

Его произведения в музеях пока еще не оценены по достоинству нашими современниками, оставаясь в тени более громких имен. Но время широкого признания творчества этого замечательного художника не за горами. А мы со своей стороны попытаемся его приблизить. Итак, мы начинаем….

OrtM4FKzDvs5cc00f7a58853.jpg

Имя Виктора Ивановича Зарубина сегодня мало кому известно, в то время как он был одним из самых многообещавших куинджинистов. Путь его в искусство не был простым. В наши дни его имя известно, пожалуй, только узкому кругу частных собирателей произведений искусства. Он, если так можно выразиться — «коллекционный» художник.
«Прачки», 1896, холст, масло, частное собрание

135cc04aad3e566.jpg

Его произведения и в музеях пока еще не оценены по достоинству нашими современниками, оставаясь в тени более громких имен. Впервые официальное представление творчества Зарубина состоялось в Ленинграде лишь в 1973 году на выставке «Куинджи и его ученики».
«Утро в Вёле, Нрмандия» 1898 год, холст, масло, частное собрание

H0046-L03685042.jpg

Затем был издан альбом, в котором были воспроизведены всего несколько работ художника, а между тем его творчество вполне заслуживает самого пристального внимания с нашей стороны.
«Голос тишины», 1916 год, Севастопольский художественный музей имени П.М. Крошицкого

H0027-L19442044.jpg

Виктор Иванович Зарубин родился 13 ноября 1866 года в Харькове в известной профессорской семье. Увлечение рисованием пришло к раннем детстве, и хотя родители совсем не поощряли эти «бесполезные мазюканья», считая их пустой тратой времени, но и, к счастью, не запрещали.
«Возвращение с рынка». 1911 год, Холст, темпера. Частное собрание

14029.jpg

В 1885 году Зарубин окончил Первую Харьковскую гимназию, а затем, по настоянию родителей — физико-математический факультет Харьковского университета. Позже, он работал чиновником особых поручений в Казенной палате и, мечтая быть художником, регулярно посещал местную студию рисования.
«Полная луна», 1901 год, холст, масло, частное собрание

H0804-L72358513.jpg

Стоит отметить, что идя навстречу пожеланиям родителей, Виктор, тем не менее, никогда не оставлял свои занятия живописью, а когда совмещать работу и искусство стало невозможным, сделал свой окончательный выбор в пользу последнего.
«Пейзаж с рыбаками». 1906 ujl Холст, масло. Государственный Русский музей, С-Петербург

18347.jpg

Существует неофициальная версия, что дополнительным фактором в его стремлении стать художником-профессионалом стала большая любовь художника к бедной девушке, которую родители юноши совсем не поощряли. Выйдя в отставку в 1893 году и не побоявшись лишений, Зарубин уехал со своей невестой в Париж, где они вскоре и обвенчались.
«Праздник в нормандской деревне». 1913 год Холст, масло. Сумской художественный музей им.Никанора Онацкого

14248.jpg

Французский период творчества Зарубина был ознаменован напряжённой и очень плодотворной работой. Три года он жил во Франции и занимался в известной частной Академии Жюлиана.
«Рыбацкие дома», 1899 год Частное собрание

H0046-L03048623.jpg

Его учителями и наставниками в Академии были профессора Жюль Лефевр и Антуан Робер-Флёри.
«Рыбачки в Нормандии Fisherwomen in Normandie», oil on panel 26 x 34 cm. частное собрание

H3884-L113940107.jpg

Именно они помогли будущему художнику овладеть тайнами рисунка и живописной культуры.
«Часовня Святогорского монастыря». Холст, масло. Херсонский областной художественный музей им.А.А. Шовкуненко

13353.jpg

В 1896 году Зарубин выставил в Парижском Салоне свою первую картину «На морском побережье Нормандии», которая была продана в первый же день. Последующие продажи материально поддержали положение живописца. Он смог позволить себе чаще выезжать в любимую Нормандию, работая над многочисленными этюдами. Накопленный им богатый материал позволил ему неоднократно обращаться к этим темам уже и в России.
«На морском побережье Нормандии». 1896 год, Частное собрание

043_06.jpg

Парижский период (1893-96 годы) творчества Виктора Зарубина заложил твёрдую основу его высокого профессионализма.
«Рыбацкие жены», 1896 год, частное собрание

H3145-L22247393.jpg

В его пейзажах того времени чётко прослеживается многогранная работа художника по совершенствования колорита — взаимодействия света и цвета.
«Цветочный рынок». 1896 год, частное собрание

914 цветочный рынок.jpg

Осенью 1896 года Зарубин переехал в Петербург и был принят в число учеников Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств, где учился у Архипа Ивановича Куинджи.
«К Святогорску By the Svyatogorsky (Или: В темноте In the Darkness)». частное собрание

H3145-L15125886.jpg

О школе Куинджи хочется сказать отдельно, ибо это одно из интереснейших явлений художественной жизни России конца 19 — начала 20 века. Через нее прошли такие крупные индивидуальности, как Н.Рерих, К.Богаевский, А.Рылов, В.Пурвит.
«Пляска на Днепре Холст», картон, масло Луганский областной художественный музей

115cc03e1ebc110.jpg

Другие воспитанники выдающегося пейзажиста, хотя и не добились широкого признания, все же отличались, как было отмечено современниками, «лица не общим выраженьем». Работы К.Вроблевского и М.Латри, Е.Столицы и Н.Химоны, П.Вагнера и А.Борисова, порою неожиданно встречаемые в экспозициях периферийных музеев, надолго остаются в памяти.
«Украинская усадьба». Холст, масло. Сочинский художественный музей

125cc03ea0b72ea.jpg

В 1898-м году Виктор Зарубин вновь совершает заграничное путешествие, организованное Архипом Куинджи для своих учеников, окончивших Академию художеств. Зарубин останется верен учителю на долгие годы и впоследствии будет много работать в фонде Куинджи.
«Бретонские рыбаки», 1899 год, холст, масло Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева

sub_28135.jpg

Пребывание в Германии во время поездки куинджистов по Европе не прошло для Зарубина бесследно. Крупнейшие мастера немецкого символизма и австрийского Сецессиона произвели на него сильное впечатление. В творчестве Зарубина появляется несвойственная ему ранее мягкость и некоторая размытость образов. В то же время характерные элементы модерна со стремлением к завлекающей таинственности становятся характерными чертами произведений художника.
«Вечер». Тучка набежала. Холст, масло. Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева

13351.jpg

С 1897 года Зарубин начинает принимать самое активное участие в годичных и весенних выставках в залах Академии художеств.
«На мостике». 1899 год, картон, масло, частное собрание

028_18.jpg

Живопись Зарубина начинает привлекать внимание окружающих. На конкурсе 1898 года Зарубин был удостоен звания художника первой степени за картины «Дом Божий» и «Тихий вечер».
«Тихий вечер». 1897 год. Холст, масло. Севастопольский художественный музей им. М.П.Крошицкого

13348.jpg

В 1909 году Виктор Зарубин был удостоен звания академика. Художник постоянно экспонирует свои работы на различных выставках в Петербурге, включая и выставки Товарищества передвижных выставок, членом которого он стал в 1916 году.
«Богатырь». 1906 год, холст, масло, Частное собрание

021_23.jpg

Его пейзажи всегда очень узнаваемы. Фигурки обычно изображаемые художником для второстепенных целей, вносят некоторое эмоциональное оживление в его картины. Излюбленными персонажами художника являются пастушки, гуляющие девушки, танцующие крестьяне у избы, отдыхающие старушки. Несколькими рельефными мазками он всегда умело создает характерные силуэты, органично вписывая их в окружающую среду, будь то побережье Нормандии или шляхи украинских степей.
«Уборка картофеля». 1896 ujl Бумага, гуашь. Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия)

13350.jpg

По меткому замечанию художника А. Рылова, «…он долго не мог писать ничего, кроме бретонских женщин в белых чепцах… Постепенно эти бретонки с белыми чепцами превращались в его картинах в украинских женщин в пестрых плахтах с белыми платками на головах, а бретонские хижины — в белые мазанки с соломенными крышами, уютно расположенные среди густых деревьев и фруктовых садов».
«Бретонские женщины по пути на мессу», 1921 год, 57х89, Сочинский художественный музей

9ce42a098491913303fe58b96bf8fc13.jpg

В творчестве Зарубина всегда чувствуется влияние Архипа Куинджи, резко усиливающее роль колорита в полотнах художника, делающее цветовое изображение определённым и исключающее воздушность импрессионизма .
«Вечер у моря». 1916 год, Холст на картоне, масло. Севастопольский художественный музей им.М.П.Крошицкого

13349.jpg

Революцию Виктор Зарубин принял спокойно. В годы советской власти художник занимался оформлением революционных праздников, организацией выставок ленинградских художников; иллюстрировал детские книги. Художник много времен отдавал организации различных выставок АХХР и Общества им. А.И.Куинджи, работал над декорациями в Петроградском театре музыкальной комедии.
«На берегу реки». 1918 год, масло на картоне, частное собрание

034_15.jpg

Известно несколько детских книг, иллюстрированных художником. Не оставлял Зарубин и станковой живописи, продолжая писать привычные для него пейзажные мотивы.
«В сумерках», 1918 год, холст, масло, Частное собрание

1358b0f80583.jpg

Виктор Зарубин являлся членом общества русских акварелистов, Общины художников (1921), Ассоциации художников революционной России АХРР (1925, 1926), Общества художников им. А. И. Куинджи (1926—1928).
«Паломники», 1903 год, холст масло, частное собрание

71b7c4cffaa1c43735074bec03bc2782.jpg

Зарубин экспонировал свои работы также на 1-й государственной свободной выставке произведений искусств (1919), выставке петроградских художников всех направлений (1923), юбилейной выставке изобразительных искусств (1927), юбилейной выставке театрально-декорационного искусства (1927) в Ленинграде и других.
«Старый мост, Венеция», картон, гуашь. Мемориальный музей-усадьба Н.А. Ярошенко

ddca487c414c9a6f325f835b82184fd3.jpg

Виктор Иванович Зарубин умер 5 ноября 1928 года в Ленинграде, где и был похоронен.
«Пейзаж с рыбаками», 1917 год, Государственный художественный музей Алтайского крвя.

6a1b08d46862d040b21b809d804de390.jpg

Творческое наследие Зарубина ещё не оценено по достоинству нашими современниками, оставаясь в тени более громких имен. Но время широкого признания творчества Виктора Ивановича Зарубина, этого замечательного художника нашей отечественной школы, не за горами.
«Лесное озеро» 1919 год, холст, масло, частное собрание

H0027-L15193237.jpg

Его картины украшают в наши дни экспозиции многих музеев, среди которых — Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, Иркутский областной музей им. В. П. Сукачева, Мемориальный музей-усадьба художника Н. А. Ярошенко в Кисловодске, Сочинский художественный музей, Севастопольский художественный музей им. М. П. Крошицкого, Луганский областной художественный музей и многие другие, а также многочисленный частные собрания, свидетельствуя о высокой значимости творчества этого художника для нас и наших потомков.
«Женщины-рыбачки». 1914 год, холст, масло, Частное собрание

19112015-111105Zarubin_394_veb.jpg

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .