Студия И. Галереи интерьерной живописи

Выпуск 262. Максимов Василий Максимович(1844-1911)

Василий Максимович Максимов родился 29 января 1844 года в деревне Лопино Новоладожского уезда Петербургской губернии в простой крестьянской семье. Родители Василия были единственными жителями деревни, поэтому, когда у мальчика появился интерес к рисованию,они всячески поддерживали его увлечение.

716549542.jpg

Именно детские впечатления, восприятие которых происходило в окружении красот русской природы северо-запада России, стали определяющими в выборе профессии будущего художника и в его творчестве.
С раннего детства окружённый вековым устоявшимся укладом крестьянской жизни, с красочными обрядами сельских праздников, витиеватой резьбой крестьянских изб и самобытными крестьянскими костюмами из домотканой ткани, Василий на всю жизнь сохранил эти яркие детские впечатления, способствовавшие рождению в его душе поэтической чуткости и умению видеть и ценить красоту.

145875890f6eb61.jpg

Как позже отмечал Максимов в своих воспоминаниях, его поистине восхищали чудесные виды Волхова с Георгиевской крепостью в Старой Ладоге, Успенским девичьим монастырем, садами усадьбы помещика А.Г.Томилова, где он смог познакомиться с творчеством О.А. Кипренского(1782-1836), В.Л. Боровиковского(1757-1825) и А.П. Лосенко(1731-1773).

24587589d44d316.jpg

Василий рано потерял отца: когда мальчику исполнилось шесть лет, его отец скоропостижно скончался от простуды, в десять лет — умерла мать.
За год до этого Василий был определён в монастырскую школу, а затем и в послушники Николаевского монастыря. Послушников ничему не обучали в монастыре, кроме пения, а Василию очень хотелось учиться рисовать, и поэтому в 1855 году он самовольно покинул монастырь и отправился в Санкт-Петербург, где поступил в иконописную мастерскую Пошехонова, которую в свою очередь тоже покинул через два года из-за царившего в стенах мастерской жестокого обращения с учениками, и поступил в работники-ученики к известному в Петербурге иконописцу К. А. Ярыгину.

3458758b46262c4.jpg

Несмотря на все сложности обучения(учитель был очень суровым человеком с тяжёлым характером), растянулось оно на целых пять лет… Всё дело в том, что на второй год работы у мастера разрешалось поступать в рисовальную школу при петербургском Технологическом институте, а это в свою очередь приближало Максимова к исполнению его самой заветной на тот момент мечты — учиться в Императорской Академии художеств.

Осенью 1862 года Максимов успешно сдал вступительные экзамены в Академию художеств, и 7 января 1863 года в качестве вольнослушателя, поскольку не имел отпускной от сельского общества, начал в ней свои занятия.

3958758b87bf058.jpg

Его учителями в Академии были выдающиеся мастера живописи: русский художник итальянского происхождения, представитель академического стиля Ф. А. Бруни(1799—1875), исторический и портретный живописец, представитель академизма. Т. А. Нефф(1804-1877), известнейший русский исторический живописец, академик, заслуженный профессор живописи Императорской Академии художеств А. Т. Марков(1802-1878) и известный исторический и церковный живописец академического направления, академик, профессор, П. М. Шамшин(1811-1895).

3858758db95b66b.jpg

Уже в ноябре 1863 года за рисунок «Бойцы» Максимов был переведен из класса гипсовых фигур в натурный класс. Затем, во время всего периода обучения среди талантливых соучеников, среди которых были К. А. Савицкий(1844-1905), В.Д.Поленов(1844-1927) и И.Е. Репин(1844-1930), Максимов практически всегда был в числе первых.

4558758bd8549a3.jpg

В 1864 году Максимов стал членом Художественной артели, возглавляемой известным художником Петром Александровичем Крестоносцевым(Волгиным)(1837-1897). Артель была организована «для совместной работы и жизни», подобно артели И. Н. Крамского(1837-1887), но просуществовала немногим более года.
Как и другие артельщики, Максимов писал сценки из быта людей среднего достатка: «Маленькая кокетка» в 1864 году, «По примеру старших» в 1864 году, «Семейный чай» и «Дед-судья» в 1865 году.

31587584bcbf53f.jpg

Такие сюжеты были не характерны в то время для русской жанровой живописи,и в новинку для русской публики, соответственно и воспринимались они довольно прохладно.
А вот написанная Максимовым в то же время картина «Больное дитя» (1864) была удостоена золотой медали Императорской Аадемии художеств «за экспрессию».

Pantagruel01.jpg

Пройдя весь академический курс за три года, Василий Максимов отказался от участия в конкурсе на большую золотую медаль и права на пенсионерскую поездку за границу, как до этого тремя годами ранее отказалась группа «четырнадцати» во главе с И. Н. Крамским.
«Мои убеждения меня заставляют не идти на конкурс, — говорил он,- я против заграничной поездки, потому что хочу изучать сначала Россию и бедную русскую деревню, которую у нас никто не знает, не знает деревенской нужды и горя».

4158758c236db5f.jpg

В 1866 году Василий Максимов покинул стены Императорской Академии Художеств с аттестатом на званием художника 3-й степени и чином 14-го класса и отправился, по его словам, изучать «Россию и бедную русскую деревню».
Он уехал в деревню Шубине Тверской губернии, в имение Голенищевых-Кутузовых, на должность домашнего учителя рисования.

258758e3905605.jpg

Шубино — очень значимый этап в творческом становлении художника. Именно там зародились темы всех его значительных картин, По словам художника, ему больше не хотелось писать портреты нарядных городских дам в шелковых платьях, мундирных тружеников и прочих мало знакомых людей….. Отныне всё творчество Максимова было посвящено только русскому крестьянству.

Летом того же года Максимов совершил творческую поедку по Волге, которая очень обогатила его эмоционально и принесла много ярких впечатлений о жизни простого народа.

В конце 1867 года Максимов представляет на выставке Императорского общества поощрения художеств(ОПХ) свою картину «Бабушкины сказки», высоко оценённую публикой и критиками.

1835911390.jpg

Картина была закончена в ноябре 1867 года, но ее эскиз был сделан в ещё Шубине по воспоминаниям детства — когда-то в их избе долгими вечерами собирались соседи послушать сказки матери Максимова. Картина художника была премирована, Академия художеств продлила художнику стипендию и, что самое главное, позднее картина была выкуплена Павлом Михайловичем Третьяковым(1832-1898) для своей коллекции.

В ноябре 1870 года Академия художеств за картину «Мечты о будущем» присудила Максимову звание классного художника первой степени.

1615968313.jpg

Произошло также серьёзное изменение в личной жизни художника — Василий Максимович Максимов женился. Его избранницей стала Лидия Александровна Измайлова, ставшая впоследствии его незаменимой помощницей, и большим другом .

26 ноября 1872 года Максимов был единогласно принят в Товарищество передвижных художественных выставок. Это сразу наполнило его желанием работать, наделило уверенностью в себе и на несколько лет обеспечило творческой энергией.

4658758e84e2be9.jpg

В 1878 году Василий Максимов был удостоен звания академика.

Восьмидесятые и девяностые годы стали периодом наибольшей творческой активности художника.
Большой знаток народной жизни, Максимов много лет прожил в деревне, где создал лучшие свои картины: «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875), «Семейный раздел» (1876), «Заем хлеба» (1879), «Больной муж» (1881), «Бедный ужин» (1879).

458758c9bae323.jpg

Правдиво изображая крестьянский быт и уклад, художник всегда старался показать положительные начала деревенской жизни, представить российское крестьянство как воплощение лучших качеств русского народа.

Однако, наиболее полно талант Василия Максимова раскрылся в его эпической картине «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875), отмеченной глубоким знанием деревенского быта.

36587586ea2db8d.jpg

Тщательно выписанные поэтические образы жениха и невесты, острый профиль колдуна, выразительный типаж стариков написаны с конкретных людей и отличаются большой жизненной правдой. Сами крестьяне, позировавшие Максимову, говорили ему:
«Ты наш, если и напишешь, то не для смеху».

Среди значительных произведений Василия Максимова несколько особняком стоит написанная им 1889 году картина «Всё в прошлом», проникнутая ностальгией по ушедшим временам и продолжающая мотив тургеневских вымирающих «дворянских гнезд».

991314352.jpg

Картина никак не вписывалась в ряд его центральных полотен но представляла художника как выдающегося мастера бытового жанра в русском живописном искусстве. Картина имела большой успех и много раз была повторена художником.

Последние два десятилетия жизни Василия Максимова оказались полны горькой нужды, лишений и разочарований. Переживший свои темы (на смену передвижникам пришли художники новых направлений), он почти не находил покупателей и заказчиков; на свои картины со «старыми» сюжетами из крестьянского быта,

2358758cef3f07a.jpg

Незадолго до смерти художник начал картину «Прощеное воскресенье», которую закончить уже было уже не суждено..

Василий Максимович Максимов умер 1 декабря 1911 года в возрасте 67 лет в Санкт-Петербурге. Художник был похоронен на кладбище Васильевского погоста. В 1957 году на могиле Максимова был установлен новый памятник.

В 1913 году в Московском обществе любителей художеств был устроен вечер памяти Льва Толстого, Павла Третьякова и Василия Максимова.

3058758d3082cc8.jpg

С воспоминаниями о Максимове выступили А.М.Васнецов, А.П.Брюллов, Е.Е.Волков и И.Е.Репин.
Репину принадлежал некролог Максимову, в котором он верно и точно подметил, что в изображении быта крестьянской деревни не было никого, кто бы сравнился с Максимовым.

4758758d7556cec.jpg

Лучшие произведения художника: «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875) и «Семейный раздел в крестьянском быту» (1876), украшают в наши дни экспозицию Третьяковской галереи в Москве.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна!

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
- Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода:»общероссийский просветительский проект»;
- Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа- просветительский проект;
- Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа- общероссийский просветительский проект;

- Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: просветительский проект .