Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

42707507_2127115340870944_483571579037417472_n5c8f6cedc4d9b.jpg

Выпуск 319. Бодаревский Николай Корнилиевич(1850-1921).

Когда начинают говорить о передвижниках, вряд ли кто-то теперь вспоминает Николая Бодаревского. Имя этого художника незаслуженно забыто, хотя некоторые его работы хорошо известны. Вот только имя автора назвать не могут…

У Бодаревского был широкий творческий диапазон — он мог с равным успехом писать все, что угодно: полотна исторической и религиозной тематики, пейзажи, портреты, в том числе и салонные, жанровые сценки, пикантные «ню»…

В начале века Николай Корнилиевич Бодаревский относился к очень популярным художникам. Его картины многократно воспроизводились на эстампах и открытках, было много заказов на портреты;
Но, как это часто бывает, далеко не все в богемном и зачастую полунищем художественном мире того времени были довольны созерцанием успехов Бодаревского. И тогда в ход шли мелкие пакости: его картины снимались с выставок с обидными для авторского самолюбия формулировками.
Однако, несмотря на всё это и другие противоречия внутри Товарищества передвижников, в которое входили Васнецов, Суриков, Шишкин, Крамской, Саврасов и другие видные художники, Бодаревский остался для почитателей своей живописи хранителем и наследником традиций передового отечественного искусства.

rOAEzGjq1F8.jpg

6 декабря 1850 года в Одессе родился известный художник Николай Корнилиевич Бодаревский — мастер жанровой живописи, портрета и пейзажа. Его семья была дворянской, считавшей себя потомками рода молдавских господарей Чегодар-Бодарескул. Однако, необходимо отметить, что жили Бодаревские небогато — отец служил обычным чиновником, и на момент рождения сына Николая носил весьма невысокий чин — титулярного советника. Интерес к рисованию проявился у Николая в раннем детстве. Родители со своей стороны старались интерес сына к живописи всячески развивать и, заметив, что у мальчика есть несомненные природные способности, отдали его в Одесскую рисовальную школу Общества поощрения изящных искусств.
«Девочка из Малороссии», 1892 год, холст, масло — частное собрание.

27d256f97514130898b388407b3eb86f.jpg

В 1869 году Бодаревский для продолжения обучения уезжает в С-Петербург, где поступает в Императорскую Академию художеств. Все время обучения преподаватели считали его одним из лучших учеников. Обучение в Академии продолжалось с 1869 по 1873 год в классе исторической живописи П. М. Шамшина, Т. А. Неффа, В. П. Верещагина.
«На свидании» 1896 год, холст, масло, Частное собрание

8afb2858c95160e6fd7b8d8a11b35773--the-pond-ponds.jpg

Во время учебы в 1871 году Николай Бодаревский получил четыре серебряные медали: две малые и две большие медали Академии «За успех в рисовании», а в 1873 две малые золотые за картину «Давид играет на гуслях перед Саулом».
«В лесной чаще». 1895 год, холст, масло, частное собрание

543754_900.jpg

В 1875 году Николаю Бодаревскому комиссией Академии было присвоено звание классного художника 1-й степени за картину «Апостол Павел объясняет догматы веры перед царём Агриппой». холст, масло, 135 х 226 см, Закарпатская картинная галерея, Ужгород

rOAEzGjq1F85c957dfda9328.jpg

В 1880 году Николай Бодаревский примкнул к передвижникам и начал выставлять свои картины на Передвижных выставках, а с 1884 года Художник становится официальным членом Товарищества Передвижных художественных выставок.
«Солнечная ванна». ранее 1900 года, холст, масло, частное собрание

544982_900.jpg

Товариществу передвижников Николай Бодаревский оставался верен до 1918 года. Но так случилось, что отношения со многими коллегами по «передвижному цеху» у него не сложились…..
«Лежащая обнаженная», ранее 1921 года, холст, масло — частное собрание

Bodarevsky_017.jpg

В 1881 году Николай Бодаревский выставил на академической выставке картины «Преставление святого Николая» и «Перенесение мощей святого Николая в Бари».
‘Христос перед Пилатом». мозаика, 1895 и 1907, Коллекция Музейного комплекса «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор», Храм Воскресения Христова (Спас на крови)

563px-Badarevsky_006.jpg

С 1884 года Николай Бодаревский участвует в выставках Товарищества передвижных выставок, ежегодно экспонируя портреты и бытовые картины.
«Портрет мадам Ликовской». Частное собрание

original5c959cbb2b19d.jpg

И по характеру реалистической живописи, и по жанровым приоритетам Бодаревского можно отнести к «поздним» передвижникам, художникам, разрабатывавшим традиционные темы и сюжеты передвижников, но без прежней широты социального обобщения и эмоционального накала.
«Яблочный спас в Малороссии», ранее 1921 года, холст, масло — Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля

335c9598762e6ab.jpg

В галерее Павла Третьякова при жизни собирателя находилась только одна работа художника Николая Бодаревского — «Старый рыбак» 1883 года.

70056_big_1448350813.jpg

Позднее, в 1963 и 1978 годах, уже Государственной Третьяковской галерее были переданы в дар еще два произведения: портрет сертры художника, Елены Корнилиевны, и Ольги Федоровны Бурышкиной.
«Портрет О.Ф.Бурышкиной». 1897 год, Холст, масло 113 х 78, Государственная Третьяковская галерея, Москва

15c9582b10f125.jpg

«Портрет Елены Корнилиевны Дерягиной», 1879 год холст, масло, 84,3 х 68,8 см (овал в прямоугольнике), Государственная Третьяковская галерея, Москва

9008_big_1352196547.jpg

В Русском музее в настоящее время находится картина Бодаревского «Свадьба в Малороссии», поступившая в 1901 году от автора.

970px-Весілля.Микола_Бодаревський.jpg

В 1889 году Николай Бодаревский получил крупный и серьезный заказ от директора и главного вдохновителя строительства Большого зала Московской государственной консерватории Василия Ильича Сафонова. Нужно было написать портреты 14 великих композиторов для оформления Большого концертного зала на 1700 мест. В марте 1901 года концертный зал был открыт, к этому моменту портреты Чайковского, Бетховена, Глинки, Мендельсона, Генделя, Шумана, Вагнера, Шуберта и др. были готовы. В 1950-е годы часть портретов была заменена на другие. В 1999 году портреты Мендельсона и Гайдна были случайно обнаружены комендантом Большого зала консерватории. Картины были отреставрированы и установлены у центрального входа в партер. В 2008 году под портретами установлены мраморные доски. Местонахождение портретов Глюка и Генделя работы Бодаревского неизвестно.
«Портрет Франца Йозефа Гайдна», 1891 год, холст, масло, Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского

759px-Bodarevsky_025.jpg

«Портрет Феликса Менедельсона», 1901 год, Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, Большой зал

730px-Bodarevsky_027.jpg

Наряду с В. М. Васнецовым, М. В. Нестеровым, А. П. Рябушкиным, Н. Н. Харламовым и другими живописцами, Николай Бодаревский участвовал в создании художественного убранства Храма Воскресения Христова (Спаса на Крови).
«Святая Мария Магдалина». Между 1895 и 1907, мозаика, коллекция Музейного комплекса «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор», Храм Воскресения Христова (Спас на крови)

Bodarevsky_002.jpg

По живописным эскизам художника были созданы 16 мозаик: «Святой Владимир», «Святая Мария Магдалина», «Святая Царица Александра», «Николай Чудотворец», «Богоматерь с двумя ангелами», «Архидьякон Лаврентий», «Господь Эммануил», «Святой Архидьякон Стефан», два серафима и четыре архангела (мозаики иконостасов), а также «Предательство Иуды» и «Христос перед Пилатом» (мозаики юго-западного пилона).
«Святой Владимир», Между 1895 и 1907, мозаика, коллекция Музейного комплекса «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор», Храм Воскресения Христова (Спас на крови)

Bodarevsky_004.jpg

1908 год принес Николаю Корнилиевичу звание академика, а в 1913-м году состоялась его персональная выставка в С-Петербурге. Он участвовал и в академических выставках с полотнами религиозного содержания.
Николай Чудотворец». Мозаика по эскизу Н.К.Бодаревского(Спас на крови, Петербург)

555c95a551b973e.jpg

Наибольшую известность Бодаревскому принесла портретная живопись. Публикации о художнике часто встречались в прессе его времени. Однако ни монографий, ни альбомов, посвященных его творчеству, издано, к сожалению, не было.
«Портреты императрицы Александры Федоровны»

546798_900.jpg

Портрет неизвестной, 1905 год, холст, масло, частное собрание

547668_900.jpg

Несмотря на природную одаренность и безусловное владение художественным мастерством, Николай Бодаревский в своё время не был признан художниками, оставившими более заметный, чем он, след в русском искусстве.
«Девочка с гусями. Малороссия». Частное собрание

225c9587e370706.jpg

В свое время за Николаем Корнилиевичем Бодаревским, главным образом, по отзывам современников, закрепилось суждение как о салонном художнике.
«Автор и модель». 1912 год, 64 см х 52 см, холст масло, частное собрание

800px-Bodarevsky_010.jpg

«Античный танец»», 20×29 см, бумага, частное собрание

poster_p-75684.jpg

Бодаревский любил писать родную природу. Виды природы, которые он изображал, были прекрасны и значительны, и не требовали эффектных приёмов. Мотивы его пейзажей были предельно просты и естественны.
«Дали», Холст, масло, Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля

original (1).jpg

Язык живописи Бодаревского вообще был лишён вычурности. Как бы ни отличались друг от друга его пейзажи, в них неизменно было выражено восхищение художника красотой окружающего мира. Родную природу он, как и, к примеру, его друг Левитан, считал прекрасной и изображал её в простых, хорошо знакомых народу, состояниях
«Спасское-Лутовиново». Холст, масло, Частное собрание

image1-15c95a4209f6c2.png

Как у любого художника, у Бодаревского были и свои удачи, и работы, выполненные на заказ для заработка. Обвинения в отсутствии хорошего вкуса звучали со стороны заказчиков и по адресу таких признанных мастеров как Репин или Серов.
«Любимчик», 1905 год, 75,5 см Х 115 см, Частное собрание

rOAEzGjq1F85c959565697b8.jpg

Портреты Бодаревского практически всегда отличались большим сходством с моделью, цветовой гармонией и свободной манерой письма, что искупало отсутствие глубокой психологической характеристики, свойственной портретам Серова.
«Портрет императрицы Александры Фёдоровны», 1907 год, холст, масло, Государственный Эрмитаж, С-Петербург

225c9596248b0d6.jpg

Но приходится констатировать, что прижизненная популярность Бодаревского-портретиста, его стремление быть модным художником обернулись на долгие годы почти полным забвением живописца.
«Увлекательные речи», 1916 год, Холст, масло. 49 x 30.5 см, Государственный художественный музей Алтайского края

Bodarevsky_0085c958c49d7d40.jpg

Умер Николай Корнилиевич Бодаревский 18 октября 1921 года в Одессе и был похоронен на первом (старом) городском кладбище Одессы. Могила художника, к сожалению, не сохранилась.
«Святая царица Александра». Икона. Холст, масло 147,2 х 61,1 Государственная Третьяковская галерея, Москва

25c958bb16385a.jpg

В 1934 году кладбище было закрыто, а в 1935 году вместе с храмом «Во имя всех святых» было снесено. На месте кладбища был открыт парк культуры и отдыха имени Ильича (ныне парк «Преображенский»). Кладбище, на котором помимо художника были похоронены многие известные жители Одессы — младший брат А. С. Пушкина Лев Сергеевич, актриса Вера Холодная, руководитель обороны Одессы генерал-адъютант Д. Е. Остен-Сакен, герой русско-турецкой войны генерал Ф. Ф. Радецкий, было полностью уничтожено.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .