Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

42707507_2127115340870944_483571579037417472_n5c6e8c865811f.jpg

Выпуск 311. Похитонов Иван Павлович(1850-1923).

В 1894 году Илья Ефимович Репин посетил Париж и в числе прочего побывал на выставке «Салон Марсова поля». В своих заметках он подверг резкой критике большинство произведений, представленных на выставке: «Но за всю муку и хотьбу по бесконечным залам Салона я отдохнул с наслаждением перед миниатюрными перлами нашего Ивана Павловича Похитонова.
Сколько блеска, свежести, какая выдержка рисунка и тона везде, особенно на зданиях!»

История капризна. В XX веке сам род реалистической миниатюры редко привлекал и привлекает внимание историков искусства. За картины импрессионистов, некогда уступавшие в цене крохотным работам Похитонова, теперь платят многомиллионные суммы. «На слуху» — имена «русских парижан», в свое время гораздо менее известных, нежели «Мейссонье пейзажа».

Пейзажи И. П. Похитонова высоко ценили все крупные русские художники второй половины XIX — начала XX века: И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. Д. Поленов, К. А. Савицкий, В. М. Васнецов, В. А. Серов и др.

Но широкой известности в России у него не было и нет до сих пор. Зато во Франции его знают намного лучше. Он выставлял свои работы в Салоне, и о степени его успеха говорит тот факт, что парижские торговцы картинами наперебой предлагали Похитонову заключить контракт на самых выгодных условиях.

115c6e8d35189b1.jpg

Иван Павлович Похитонов родился 27 января 1850 года в имении Матреновка Бобринецкого (в дальнейшем Елизаветградского) уезда Херсонской губернии(ныне — Зеленый Гай Знаменского района Кировоградской области, Украина) в имении своего отца Павла Даниловича Похитонова, военного, получившего дворянское звание.. Он был сыном отставного артиллерийского офицера, чей род восходил к запорожским казакам и при Екатерине Второй получил дворянское достоинство. Мать художника, Варвара Алексеевна (в девичестве Белич), происходила из семьи сербских поселенцев, живших в этих краях с XVIII века.
Ранние годы будущего живописца прошли в небольшой усадьбе с прудом и садами, вокруг которых простирались хлебные поля и бескрайние степи, пересеченные реками,богатыми рыбой, с поймами изобиловавшими дичью. Хотя Иван с детства увлекался рисованием, его юношеские мечты о будущем были связаны отнюдь не с искусством.
«Жатва» 1900-10 г. Дерево, масло. 17.5 x 25 см. Одесский художественный музей, Одесса, Украина

pg_1Dhb_GRRNkaAwIpyqHVhx8T_CWQgV7W6T_NyJuGhbNecUv_HKjqAvvvl5ydEXI2LMbwzIFlmykogS3DsIt_QJjkEyDXO_xzSfAfHhsdJMuMe_JFZmogIPuylmTb4Y1Jn4VjLUyd33eY_cyg_USw.jpg

Страстно влюбленный в природу и — в духе времени — желавший процветания родной стране, Иван Похитонов бросил Полтавский кадетский корпус, куда его отдали родители, и по окончании Николаевской гимназии в 1868 году стал студентом Петровско — Разумовской земледельческой и лесной академии в Москве («Тимирязевская» в наши дни).
«Свадьба в Матреновке». 1880 год. Дерево, масло. Частное собрание, Москва

9705035c6ea07db6713.jpg

Похитонов был причастен к деятельности созданного в академии революционером С. Нечаевым антиправительственного кружка, и в 1869 году был отчислен из академии и отослан в Матреновку под надзор полиции. Именно здесь Иван Похитонов и начал пробовать силы в живописи, причем, небезуспешно В его работе «В степи весной. Матреновка» (1869) явственно читаются его любовное внимание к каждому изгибу почвы, каждой травинке.
«В степи весной. Матреновка». 1869 год . Дерево, масло. 12,3 х 26, Частное собрание, Франция

325037.jpg

Представленная работа, а также «Портрет П.Д.Похитонова, отца художникаЭ (Частн. собр., Швейцария) свидетельствуют о вдумчивой натурной работе молодого художника. Похитонов делал большие успехи, изучая технику живописи старых мастеров. Есть сведения, что в круге его занятий было и освоение древнерусской живописи.
«В степной полосе», Дерево, масло. 18 x 24 см, Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева

55c6ea39e3534e.jpg

В 1870 году Похитонов успешно сдал экзамены в Новороссийский университет в Одессе и в 1870-71 годах учился на его естественном отделении. Приобретенные знания впоследствии окажутся ему очень полезными в его работе над пейзажами, в умении передавать тончайшие нюансы в жизни природы.
«Летний пейзаж с коровами» Масло, панель. 13.4 × 18.7 cm., Частное собрание, Швейцария.

9pohitonov.jpg

Однако Похитонову не суждено было долго проживать в России. В 1871 году молодой художник уезжает за границу вместе с больной сестрой и матерью. Первое время он жил за границей из-за того, что этот климат был полезнее для здоровья близких, однако впоследствии к странам Европы его привязала появившаяся семья.
«Снег в По», 1890-е годы., Дерево, масло. 18 x 26.8 см, Государственная Третьяковская галерея

15c6ea6b277c37.jpg

Осенью 1876 года на V Передвижной выставке, состоявшейся в Елизаветграде, Иван Похитонов впервые познакомился с картинами А.И.Куинджи, И.И.Шишкина, А.П.Боголюбова, А.К.Саврасова, М.К.Клодта, Н.Н.Ге, И.Н.Крамского, В.Е.Маковского, которые произвели на него огромное впечатление. Мечта стать когда-нибудь участником подобной выставки определила все его дальнейшие устремления по достижению профессионализма. Он принимает решение учиться в Париже. «Вид на Буживаль». Конец 1870-х – начало 1880-х годов. Дерево, масло. Частное собрание, Москва

pg_1Dhb_GRRNkaAwIpyqHVhx8T_CWQgV7W6T_NyJuGhbNecUv_HKjqAvvvl5ydEXI2LMbwzIFlmykogS3DsIt_QJjkEyDXO_xzSfAfHhsdJMuMe_JFZmogIPuylmTb4Y1Jn4VjLUyd33eY_cyg_USw5c6ea7d80088f.jpg

В самом конце 1876 года Похитонов отправился в Италию, посетил Милан и Рим, а в январе 1877-го года он остановился в Париже. В этом году живущими в Париже русскими художниками, писателями и общественными деятелями было основано Общество взаимного вспоможения и благотворительности русских художников. Среди учредителей были А.П.Боголюбов, И.С.Тургенев, Г.О.Гинцбург, М.М.Антокольский.
‘The artist painting on the beach at La Panne» 1895 год, oil on panel, 14.5 x 17.5 cm, Частное собрание

135c6eac4098667.jpg

Иван Похитонов становится активным участником Общества, что открывает для него возможность новых знакомств в мире искусства. В клубном зале Общества устраивались рисовальные вечера, выставки, концерты, литературные чтения.
«Тру-Луэт. Зимний день. Унавоженное поле под снегом». 1894 год, Дерево, масло, 14.2 х 21.3 Частное собрание

125c6eab6f2a6d7.jpg

В первые годы Иван Похитонов серьезно занимался живописью под руководством Боголюбова, педагога по призванию, относившегося всегда с искренним доброжелательством и бескорыстной заинтересованностью к русским художникам, приезжавшим в Париж. Похитонов с большим вниманием относился ко всем наставлениям мэтра. Надпись, сделанная Похитоновым на натюрморте «Фазаны» (1879, Саратовский гос. художественный музей им. А.Н.Радищева) — «Глубокоуважаемому учителю А.П.Боголюбову. И.Похитоновъ 1 января 1880 г.», — свидетельствует о признании им значения Боголюбова в становлении его как профессионального художника.

fad6f4e614a212e80c67249a666d2b09autor_id.jpg

Именно Боголюбов, сам страстный пленэрист, советовал Похитонову серьезно осваивать живопись на открытом воздухе. Он высоко ценил картины Теодора Руссо, Жюля Дюпре, Диаза де ла Пенья, Шарля Франсуа Добиньи, представителей так называемой Барбизонской школы, выработавших новую методику тональной живописи. Боголюбов, если можно так выразиться, «заразил» Похитонова особой любовью к живописи барбизонцев и стремлением овладеть ее особенностями.
«Dans le jardin» 1904 год, Частная коллекция, Франция

145c6ead94cb84a.jpg

«Duck Hunters on a Lake» 1885 год, oil on panel, 15 x 25 cm, Частное собрание, Швейцария

155c6eae2961fd9.jpg

«Toiling in the field», oil on panel, 17.8 х 26.7 cm, Частное собрание

165c6eaea1050d3.jpg

С конца 1870-х — в 1880-е годы Барбизон и его окрестности становятся основным географическим пространством приложения творческих сил начинающего художника. Для него было важным не только изучать живопись, но освоить саму эстетику художников Барбизонской школы. В это время начинает складываться живописная манера Похитонова, оставшаяся по большей части неизменной до конца его жизни.
«После захода солнца. Барбизон» 1889 год, Частное собрание

205c6eb54bd1999.jpg

Среди созданных в Барбизоне художником пейзажей — картина «После захода солнца. Барбизон» — особенная, с эмоционально переданным переходным состоянием природы, изменчивым и тревожным, в освещении лучей заходящего солнца, отбрасывающего желтовато-оливковые отблески, пробивающиеся сквозь тяжелые свинцовые облака.
«Рыбачий домик в Ла-Панн». 1887 год, Частное собрание, Франция

215c6eb5f935806.jpg

В начале 1880 -х годов имя Ивана Павловича Похитонова становится известным всему художественному Парижу. Критики заговорили о нем как о «таланте высшего порядка». В газете «Фигаро» обычно строгий и придирчивый критик Альбер Вольф признавался: работы Похитонова — «это чудо, безусловно, самое необыкновенное из того, что меня поразило в живописи», в «изысканных миниатюрах» Похитонова «пейзаж, изученный с величайшей любовью», как и действующие в нем персонажи, «написаны с абсолютным совершенством». В самом деле, в работах этого времени Похитонов достиг мастерства, которое не могло не производить впечатления.
«Улица на юге Франции», Доска, масло, 11 x 17 см, 1882 год Частное собрание, Франция

175c6eafde91f68.jpg

«Тру-Луэт. Зима. Вид из квартиры художника». 1885 год, Дерево, масло, 25 х 18.5, Частное собрание, Франция

175c6eb19573b46.jpg

В работе «Парижское предместье» (1883 год) — крохотный кусочек картона преображен художником в своеобразной «окно», через которое открывается вид на французскую столицу, причем явственно ощущается прохлада пасмурного дня, особенности фактуры каменных и кирпичных стен, прозрачность облетевших ветвей деревьев на монмартрском кладбище и даже явственно видны окна и трубы домов на горизонте.
«Парижское предместье». 1883 год. Дерево, масло. 10 х 11, Частное собрание, Франция.

185c6eb2861f014.jpg

А в чуть большем «Пейзаже с охотниками», явственно связанным с традициями барбизонцев, Похитонов замечательно передает сумеречное освещение, движение темных кучевых облаков и тающие в вечерней дымке очертания собаки, почуявшей дичь, и охотников, чуть виднеющихся в тени деревьев.
«Пейзаж с охотником». 1881. Дерево, масло. 17,2 х 26,4, Частное собрание, Франция

195c6eb435b7682.jpg

Работая в начале 1880-х годов в пригородах Парижа, на юге Франции, в По, Биаррице, Ментоне, Похитонов никогда не терял связи с родиной, приезжая летом в родные края.
«Усадьба». Дерево, масло. 15,8 x 26,8 Частное собрание

225c6eb87fa845e.jpg

Во время приезда художника в Москву зимой 1881–1882 годов, на одном из рисовальных вечеров, его друзья Н.Д.Кузнецов и И.Е. Репин написали портреты художника. Один из них, выполненный Репиным, экспонировался на X выставке Товарищества передвижников 1882 года. В нем очень точно передан не только внешний облик портретируемого, но и его «чистая, добрая душа», как писал о художнике тот же Репин.
Н.Д. Кузнецов (1850–1929), «Портрет художника Ивана Павловича Похитонова» 1882 год, холст, масло, 30.2 × 32.7 cm
Государственная Третьяковская галерея, Москва

235c6eb9586637d.jpg

В 1882 году Ивану Павловичу Похитонову, наряду с Боголюбовым, была оказана честь представлять русскую живопись на Международной выставке.А ранее произошло небывалое: художник получил около 20 предложений о сотрудничестве от парижских маршанов, в том числе Жоржа Пти — организатора знаменитых выставок Энгра, японской гравюры, первых персональных выставок импрессионистов и уже упоминавшийся выше Международной выставки.
«L’étang sous un ciel de pluie», oil on cardboard, 11.5 × 18.4 cm, Private collection

45c6ebcad0f063.jpg

Выставка была устроенна в галерее Елисейских полей Жоржа Пти, в которой предполагалось участие от Франции — Эрнеста Мейссонье, Жюля Дюпре, Гюстава Моро, от Англии — Лоренса Альма-Тадемы, от Австрии — Ганса Макарта и других лучших художников Европы. Известнейшие критики того времени особо отметили картины Ивана Похитонова. Некоторые газеты писали, что Мейссонье, находившийся тогда в зените славы, восхищался талантом Похитонова, которого не раз называли впоследствии «русским Мейссонье» или «Мейссонье пейзажа»
«Château du Huras à Gélos, près de Pau», 1887 год, oil on panel, 14.6 × 36.2 cm, Private collection

255c6ebae631c68.jpg

«Effet de neige, Sous-bois à Pau», 1889 год, Частное собрание

35c6ebb4bb4611.jpg

Бурную реакцию вызвали успехи Похитонова и в «русском Париже». Особенно им восхищался И.С. Тургенев, который высоко оценил в его работах поэзию природы, и предпочел свой портрет кисти Похитонова (1882) работам других художников, а писали его И. Репин, К. Маковский, Н. Ге, В. Перов, А. Харламов, Э. Липгарт.
«Портрет И.С. Тургенева», 1882 год

275c6ebd629ad45.jpg

Докатилась слава Похитонова и до официальной России. Через Пти Похитонов получил заказ от Александра III на изображение местностей Болгарии, где будущий царь останавливался во время русско — турецкой войны 1877 — 1878 гг. К сожалению, нынешнее местонахождение созданных художником девяти «панно» неизвестно.Сделаны были Похитонову и другие официальные заказы. Признание и широеая известность не оказали на Похитонова негативного влияния. Ему всегда были присущи скромность и предпочтение внешнему блеску внутреннего блага: самоуглубленного совершенствования, созерцания природы и единения с ней.
«Пригород Парижа». 1990-е годы, Частное собрание

355c6ebf5fc65bb.jpg

Создав ряд замечательных картин, изображающих знаменитые парижские бульвары, он, тем не менее, предпочитал работать в предместьях и пригородах, выбирая в основном непритязательные мотивы — крестьянские поля и луга с пасущимися на них стадами, привлекательные для него, как охотника и рыболова, поймы рек и болотца, крестьянские сады.
«Тру-Луэт. Осенний вечер». 1895 год, Дерево, масло, 13.8 х 17.2 Частное собрание

365c6ec0193cdac.jpg

Постоянный мотив творчества художника — люди, живущие в согласии с природой: крестьяне, работающие на полях и в садах, рыбаки, пастухи, охотники, чутко вслушивающиеся в шорох травы и тихо пробирающиеся по болоту или заснеженному лесу, гуляющие по луговым дорожкам влюбленные, женщины, дети. Они не нарушают поэтической гармонии пейзажа, но, как и животные и растения, органично существуют в нем.
«Тру-Луэт. Осенний вечер», 1895 год, Дерево, масло, 13.8 х 17.2 Частное собрание

415c6ec2ea0ccfd.jpg

В начале 1880-х годов Иван Похитонов предпринимает несколько попыток участвовать в русской художественной жизни. Он экспонирует свои работы на выставках Московского общества любителей художеств, а в 1883 году написал письмо в правление Товарищества передвижных художественных выставок, в котором выразил желание экспонировать свои работы на выставке Товарищества. Это желание было встречено «с полным радушием и сочувствием». Впервые одна из работ Похитонова появилась на «Передвижной» в феврале 1890 года. Это была картина «В окрестностях По». Первое выступление художника на выставке Товарищества хотя и было отмечено критикой, однако, не сделало его имя популярным среди российской публики. В следующий раз Похитонов покажет свои произведения на выставке ТПХВ лишь в 1905 году. «Ранняя весна. По. Прачки на берегу Гавы». 1885 год Частное собрание.

25c6ed5de8db2e.jpg

На протяжении 1880 — х годов художник жил и работал во Франции, изредка навещая Родину. В дальнейшем «география» его жизни и творчества менялась. Так, в 1891 году он плодотворно работал в Италии, в местечке Торро дель Греко, расположенном у подножия Везувия.
«Лес близ Торро дель Греко» 1890 год, дерево, масло, 16,2 х 14,8 см Севастопольский художественный музей им. М. П. Крошицкого

415c6ec600483be.jpg

Пейзажи и жанровые сценки, исполненные там, отличает особая жизнеутверждающая энергия. Художник с наслаждением пишет синеву ясного неба, моря, оттенки зелени, купающейся в лучах солнца растительности, белизну стен, яркость костюмов, единых с лучезарным пространством работающих и отдыхающих людей.
«Везувий» начало 1890-х дерево, масло 11,8 х 28,8 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

vezuvij.jpg

«Склон Везувия». Дерево, масло. 19 х 26,7 1892 год Частное собрание, Москва

405c6ec3e405824.jpg

В 1893 году Похитонов, продолжая участвовать во французской художественной жизни, переехал из Парижа в Жюпиль, пригород Льежа, столицы Валлонии — франкоязычной части Бельгии. По воле судьбы именно здесь, на тихой улице Тру — Луэтт, ему и суждено будет прожить большую часть оставшейся жизни. Художник постепенно осваивал быт и природу Бельгии, изображая полюбившиеся окрестности Льежа, живописные берега Мааса. Подолгу работал он и на живописном морском побережье Бельгии — в курортном городке Ла Панн (де Панн).
«Ла Панн. На пляже» 1890-е годы, oil on panel, 18.9 × 32.6 cm, Частное собрание.

425c6ec70940293.jpg

«Ла Панн. На окраине пляжа». Частное собрание, Россия.

435c6ec77e4874c.jpg

Большое место в творчестве Ивана Павловича Похитонова занимали зимние пейзажи.Их обилие и проникновенность свидетельствуют, что художник никогда не забывал о России, вернуться в которую ему мешали то болезни, то другие обстоятельства. Но он поддерживал связь с родиной, общался с русскими живописцами, многие из которых с начала 1880 — х годов, приезжая в Париж, посещали мастерскую прославившегося соотечественника. Среди его добрых знакомых и друзей — В. Верещагин, В. Матэ, И. Репин, И. Крамской, В. Поленов, И. Остроухов.
«Зимний пейзаж. Жабовщина». Частное собрание

445c6ec8a77ad82.jpg

«Эффект снега», Частное собрание, Франция

455c6ec93fdb345.jpg

В середине 1890 — х годов в Льеж для встречи с Похитоновым приезжал П. М. Третьяков. Тонкий ценитель пейзажа, Третьяков ощутил значительность творчества Похитонова и приобрел 23 его произведения. Художник продал Третьякову работы по гораздо меньшей цене, нежели они обычно стоили во Франции. В одном из писем Третьякову он писал: «Я, все — таки, русский художник, и мне грустно подумать о том, как мал и незаметен тот след, который я оставлю у себя на родине».
«Садовник». 1900 год, Дерево, масло. 18.5 x 25 см, Одесский художественный музей

135c6ecc63d3c3b.jpg

На протяжении всей творческой жизни, живя в России, на Украине, в Минской губернии, во Франции и в Бельгии, Похитонов создавал картины с охотничьими мотивами. С эмоциональной полнотой в них выразилась душа художника, страстного охотника, влюбленного в природу.

«Охотник зимой». 1890 год, Холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва

125c6ed3c75809f.jpg

В 1902 году Похитонов становится владельцем небольшого имения Жабовщизна, располагавшегося в нескольких десятках километров от Минска, где живет несколько лет. Природа этих мест отражена во многих работах Похитонова. Часто он пишет один и тот же пейзаж в разные времена года, передавая особенности жизни природы в летнюю и зимнюю пору
«Въезд в имение Жабовщина Минской губернии». 1900-е годы, Частное собрание\

105c6ed796f283d.jpg

В 1904 году Похитонов был удостоен звания академика. В 1905 году его избирают членом Товарищества передвижных художественных выставок. «Крестьяне в поле» 1903 год, дерево масло, 13,5 х 17, Частное собрание

145c6ed9f0e545f.jpg

В январе 1906 года Похитонов неожиданно для всех покидает Жабовщизну. Накануне, летом 1905 года, художник побывал в имении Л.Н.Толстого. Он написал здесь несколько видов имения, портрет писателя, а также массу портретных зарисовок
«Въезд. Ясная Поляна», 1905 год, дерево, масло, Частное собрание

115c6ed86ea0f26.jpg

Возвратившись в январе 1906 года в Бельгию, художник поселился в Жюпиле. Здесь он по-прежнему много и плодотворно работает.»The pond at Jupille». 1907-1913 годы, oil on panel, 19 x 26 cm

125c6ed951872ba.jpg

Похитонов снова посетил Россию в 1914 году, где его застала война. Постоянно живя в Петербурге, он бывает в Жабовщизне, в родных местах в Херсонской губернии, на Кубани. В 1915 и в 1917 годах Похитонов экспонирует свои работы на выставках Передвижников. В 1916-м году на III выставке этюдов, эскизов, рисунков было представлено 11 работ художника. «Нормандия. Вид на Сиверен-Вандр». Частное собрание

155c6edb47017dd.jpg

После Февральской революции 1917 года Похитонов уезжает из Петербурга на Украину, а затем на Кубань, живет в Екатеринодаре. Он по-прежнему постоянно работает на натуре, принимает участие в общественной жизни города, в частности в деятельности художественного кружка при Екатеринодарской картинной галерее, основателем и попечителем которой был его друг Ф.А.Коваленко
«Оттепель (Русская зима)», 1900-е, Холст, масло, Частное собрание

165c6edbd1cf7a2.jpg

В 1919 году он покинул Россию навсегда. В Бельгии с начала 1920-х годов Иван Павлович поселяется с семьей в Брюсселе. Он находит пейзажные мотивы в окрестностях города и пригородах.Он работал до самой смерти. В последние годы прошло несколько его персональных выставок в Льеже, Антверпене.
«Охота в лесу» 1879 год, Холст, масло, 56 х 40,5 Частное собрание

175c6edd28efd9c.jpg

Иван Павлович Похитонов скончался 12 декабря 1923 года в Брюсселе, 72 лет от роду.
«Clairière sous la neige», Minsk 1911. Private collection

25c6edddb44c07.jpg

Творчество Ивана Павловича Похитонова представлено во многих частных и музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств и других.
«Тру-Луэт зимой», 1894 год, Дерево, масло, 12.1 х 28 Частное собрание

205c6edec3ede7e.jpg

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .