Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

42707507_2127115340870944_483571579037417472_n5c4120f5015d7.jpg

Выпуск 309. Корзухин Алексей Иванович(1835-1894).

Ещё совсем недавно имя этого художника редко упоминалось среди именитых художников России XIX века. Но от этого его творческое наследие никогда не становилось менее весомым в истории искусства. Алексей Иванович Корзухин — великий художник, один из лучших русских живописцев бытового жанра, имя которого было в своё время незаслуженно забыто. В то время, как его картины — настоящие документальные свидетельства о жизни и быте русского народа в позапрошлом веке.
Настоящая легенда своего времени, один из лучших русских жанровых живописцев, академик Императорской Академии художеств, один из учредителей Санкт-Петербургской Артели художников и Товарищества передвижных художественных выставок Корзухин относится к настоящим гениям отечественной живописи.
К великому сожалению, советские искусствоведы относили работы Алексея Ивановича к второстепенным. Но прошли годы, и картины Корзухина на аукционах начали продаваться по баснословным ценам, а его признали одним из лучших, восстановив тем самым историческую справедливость, и сегодня хочется поклониться мастеру, чьё творчество без всяких сомнений пробуждает самые светлые чувства родства и национальной принадлежности, идентичности с русской культурой, русской живописью.

a_ignore_q_80_w_1000_c_limit_1.jpg

Алексей Иванович Корзухин родился 11 марта 1835 года в селе Уктус Пермской губернии. Его отец был крепостным промывальщиком золота. Способности к рисованию у мальчика проявились еще в ранние годы. Он брал уроки рисования у местных иконописцев. «Бабушка с внучкой», 1879 год, Холст, масло, Львовская государственная картинная галерея

105c655f3007686.jpg

Уже в 1840-е годы писал иконы для местной Преображенской церкви и портреты родных. В 1848 семья переселилась на Екатеринбургский монетный двор. «Автопортрет». 1850 год, Холст, масло, Государственный Русский музей

95c655f86739a4.jpg

Начиная с 1848 года, почти 10 лет Алексей Корзухин работал на Нижне-Исетском железоделательном заводе и Екатеринбургском монетном дворе. «В комнатах», Холст, масло, Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств

145c65614373caa.jpg

Одаренного молодого парня заметил управляющий горного завода С.Ф.Глинка и посодействовал в поступлении юноши в горное училище. Алексею необходимо было получить хоть какое образование и профессию, чтобы он смог далее учиться живописи. И только в 1857 году Алексей Корзухин поступает в Академию художеств, где учился в 1858-1863 годах.
«Надоел». 1886 год, Холст, масло, Пермская государственная художественная галерея

295c657b7717663.jpg

В Академии Корзузин сразу же обращает на себя внимание педагогов. В Академии Художеств Корзухин получил в 1858 году — 2 серебряные медали, в 1859 году — 1 серебряную, в 1860 году — 2 серебряных, в 1861 — 1 серебряную и 2 золотые медали. «Девушка, заплетающая косу». 1883 год, Холст, масло, Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»

195c65622abb5fd.jpg

В 1861 году талантливый молодой художник получает Малую золотую медаль за картину «Пьяный отец семейства».В настоящее время сведения о картине очень скудны, не удалось установит ни её параметры, ни современное местонахождение.

580px-PyanyOtetzSemeystva.jpg

В 1860 году художник был освобожден от обязательной горной службы. После получения медали художнику предстояло претендовать на большую золотую медаль и соединенное с нею право на пенсионерскую поездку за границу на счет казны, однако из-за несогласия с правилами конкурса Академии, которые ставили в неравное положение жанровых и исторических художников, он вместе с другими художниками устроили бунт, который известен в истории, как «Бунт четырнадцати». «Канун Рождества», 1869 год, Холст, масло, Государственный Русский музей, С-Петербург

255c657875cf8c5.jpg

Вместе с ним против правил Академии выступили такие художники, как Богдан Вениг, Александр Григорьев, Николай Дмитриев, Фирс Журавлёв, Пётр Заболотский, Иван Крамской, Карл Лемох, Александр Литовченко, Константин Маковский, Александр Морозов, Михаил Песков, Николай Петров и Николай Шустов. В итоге участники «бунта» вышли из Академии. Алексей Иванович Корзухин вышел со званием художника 2 степени.
«Игра в карты», Холст, масло, Харьковский художественный музей

245c65780a0c85c.jpg

После того как художники покинули Императорскую Академию художеств, они организовали Санкт-Петербургскую Артель художников, а позже также Товарищество передвижных художественных выставок. Алексей Корзухин входил в число прославленных художников-передвижников. Само Товарищество вошло в историю искусства, как необычайное по своему размаху и уровню таланта явление. «Боярышня». 1882 год, Холст, масло, Тюменский музей изобразительных искусств

135c657794883d9.jpg

Алексей Корзухин часто выставлял свои картины на академических выставках. В них, с редким, присущим ему даром наблюдательности и знанием народного быта, он передавал характерные типы русского простонародья, купечества, ремесленников и среднего сословия, соединяя их в сцены, полные правды и жизни.
«Бабушкин праздник». 1893 год, Частное собрание

115c65770e835b9.jpg

В 1860-е годы сложилась его «классически-передвижническая» живописная манера, стиль обстоятельной картины-новеллы, символически фиксирующей печальные и темные либо, напротив, более мажорные аспекты повседневной жизни. Среди характерных произведений Корзухина: «Поминки на деревенском кладбище» (1865), «Птичьи враги» 1887 год, Государственный Русский музей, С-Петербург

425c65698377972.jpg

«У краюшки хлеба» 1890 год, Государственный Русский музей, С-Петербург;

10809848_5d2c5f09.jpg

«Петрушка идет», Холст, масло, Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева;

85c656bf55796e.jpg

наиболее известны предпоследние две картины — с мальчишками-птицеловами и нищей крестьянкой, тоскливо созерцающей своих голодных детей. «Игра в бабки», Холст, масло, Нижегородский художественный музей

235c656da879487.jpg

Большими удачами Алексея Ивановича явились также полотна «Перед исповедью» (1876-1877, 1-й вариант в Картинной галерее Твери, 2-й — в Третьяковской галерее), 1877 год, Холст, масло 108 х 160, Государственная Третьяковская галерея, Москва

45c656e5983714.jpg

и «В монастырской гостинице» 1882 год, Холст, масло 106,7 х 150,2 Государственная Третьяковская галерея
Москва, на манер Н.С.Лескова запечатлевшие быт соборного люда в его пестрых контрастах сакрального и мирского.

55c656ecf7e96a.jpg

Несомненным событием в творческой жизни художника стало и появление полотна «Разлука». 1872 год, Холст, масло 59 х 77, Государственная Третьяковская галерея, Москва, отмеченное творческой интеллигенцией того времени.

35c656fc856f8b.jpg

Алексей Иванович Корзухин всегда уделял большое внимание в своём творчестве «детской» теме. Дети очень часто становились главными героями его полотен
«Крестьянские дети», Холст, масло, Козьмодемъянский художественно-исторический музей им. А.В.Григорьева

275c65711fed342.jpg

«Крестьянские девочки в лесу», 1878 год, Холст, масло, Пермская государственная художественная галерея

265c65718c1fcfc.jpg

«Девочка», 1877 год, Холст, масло, Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

185c65721309d7d.jpg

С 1864 года Алексей Иванович Корзухин становится преподавателем школы Общества поощрения художников. В выставках Товарищества он не участвовал, однако все его творчество развивалось в том же направлении, что и искусство передвижников. «Девичник». 1889 год, Холст, масло 94 х 153, Государственный Русский музей, С-Петербург

75c65769acee08.jpg

В 1865 году Академия художеств повысила Корзухина до звания художника 1 степени за картину «Поминки на деревенском кладбище», 1865 год, Холст, масло. 63 x 83 см, Государственный Русский музей, С-Петербург.

315c655d6d30c6d.jpg

В 1868 году Императорская Академия Художеств присвоила художнику звание «академика» за картину «Возвращение с сельской ярмарки», 1868 год, Холст, масло 67 х 84,5 Государственная Третьяковская галерея, Москва

10809803_7da7c0ca.jpg

В 1870 году Алексей Иванович Корзухин стал членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок.Будучи членом-учредителем «Артели художников» и «Товарищества Передвижников», Корзухин был против слишком резкого разрыва с Академией и официальной художественной системой в целом.
«Шутка», Холст, масло. 59 x 44 см, Национальный музей Грузи

455c657c19a969b.jpg

Он не принимал участия в выставках товарищества. «Возвращение из города». 1870 год, Холст, масло 63 х 89, Государственная Третьяковская галерея, Москва

25c65761fc2207.jpg

В живописных произведениях Алексея Ивановича всегда тесно соседствовали светская и религиозная тематика. В своих произведениях художник, постоянно показывая хорошее знание народного быта, передавал характерные типы русского простонародья, купечества, ремесленников и среднего сословия. Иногда среди его картин можно вcтретить и портреты выдающихся людей того времени. «Портрет А.В.Вышеславцева», 1880 год, Холст, масло, Тамбовская областная картинная галерея

325c6564e87ae44.jpg

«Портрет художника Р.Г.Судковского». Холст, масло, Николаевский художественный музей им. В.В.Верещагина

MAINE-~1.JPG

«Портрет золотопромышленника и исследователя А.М. Сибирякова». Холст, масло. Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева

385c6566b493485.jpg

Большую часть своего творчества посвящая жанровой живописи, Корзухин брался также и за религиозные изображения.
Им исполнены в московском храме Христа-Спасителя, над одною из арок в главном алтаре — икона Богородицы «Слово плоть бысть» и лики четырех отцов церкви, роспись церкви Вознесения Христова в Крыму над Форосом, стенная живопись в соборе г. Ельца (верхний купол, паруса, настенные росписи над иконостасом, верхний ряд икон в самом иконостасе и центральный образ — «Распятие Христа»; «Божия Матерь Елецкая»).
«Бог Саваоф». Эскиз росписи собора в городе Ельце, Ставропольский краевой музей изобразительных искусств

125c6567b9c3eae.jpg

Весь талант Корзухина особенно проявился в его картине «Воскресный день». Эта картина особенная в творчестве мастера. В композиции картины изображен один из дней обычной русской семьи. На поляне собрались все ее члены, здесь есть и дети и их няня. Малыш в ее заботливых руках и нежных руках улыбается и смеется. У всех у них прекрасное настроение. То же самое отражает состояние природы, солнышко ясно светит, пригревая семейство. Кучер весело играет на гармошке, отец и мать весело пританцовывают, поднимая настроение всем присутствующим.
«Воскресный день», 1884 — Харьковский художественный музей

65c65742f5062c.jpg

В середине композиции изображен закипающий самовар. Семейство скоро будет трапезничать и пить чай. Старший сын задорно машет рукой в пляс родителей. Возле него без дела лежит одинокая балалайка. Девушка в синем наряде накрывает на стол. Возле мальчика девчушка в белом, слушает музыку гармони и улыбается. В его «Воскресном дне» поражает композиция деталей. Тут все прорисовано до мелочей. Вещи семьи лежат в большой груде, там и зонтик, и сумка, и одежда. Вся лесная композиция играет удивительными красками: деревья словно живые, трава невероятно зеленая и сочная, местами цветут лесные цветочки. Над озером легкая туманная дымка, вдали виднеются большие деревья.От такого живого и веселого сюжета, веет семейным теплом, простотой смехом, запахам приятного обеда. Семья изображена очень искренне. Зрителю хочется самому попасть на эту веселую поляну, закружиться в безумном танце, подыграть гармонисту и просто побывать в этой удивительной весенней атмосфере.
«Сцена из истории Стрелецкого бунта. Иван Нарышкин попадает в руки мятежников», 1882 год, Частное собрание

10809833_6b94229.jpg

Произведения А.И. Корзухина экспонировались на Всемирных выставках в Лондоне (1862, 1872), Филадельфии (1876), Париже (1878), на Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке в Екатеринбурге (1887).
«Возвращение с войны», Холст, масло, Азербайджанский музей искусств

165c656840baf0a.jpg

Тяжелое впечатление произвело на художника убийство Александра II, свидетелем которого Корзухин невольно стал.
Алексей Иванович испытал тяжелое нервное потрясение. С той поры художник много болел, хотя и продолжал активно работать, исполнив в 1891 году «Тайную вечерю» для кафедрального собора в Риге и 13 образов для притвора этого храма.
«Портрет Александра III», (ранее 1894) — Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник

10809820_36ca8c7d.jpg

Алексей Иванович Корзухин умер 18 октября 1894 года в Санкт-Петербурге. Прах художника был перенесён в 1940 году с Никольского кладбища в некрополь мастеров искусств при Свято-Троицкой Александро-Невской лавре.
«Похороны собаки», 1871 год — Витебский художественный музей

10809809_2ab260f4.jpg

Алексей Иванович Корзухин заслуженно признан одним из самых талантливых российских жанровых художников. К сожалению, при его жизни искусствоведение не относилось к нему серьезно, хотя сегодня его работы украшают экспозиции многочисленных музеев и пользуются огромным интересом у частных коллекционеров и на выставках.
«Зимой в деревне», 1882 год, Холст, масло, Государственный Литературный музей

225c657ca4610dc.jpg

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .