Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

42707507_2127115340870944_483571579037417472_n5c4120f5015d7.jpg

Выпуск 308. Касаткин Николай Алексеевич(1859-1930).

В творческом созвездии выдающихся русских художников-реалистов, творивших под эгидой передвижничества, особое место занимает Николай Алексеевич Касаткин — один из наиболее значительных русских мастеров, «последний знаменосец передвижничества, ставший творцом новой истории искусства России» и пронесший идеи передвижничества до конца своих дней.
Вся его творческая деятельность стала зеркальным отражением жизни и чаяния простых людей. «Некрасов в русской живописи» — так часто его называли современники.
Художник стал первопроходцем среди плеяды передвижников еще в конце 19 века, создавших целую галерею типажей простых рабочих, крестьян, революционеров. В его картинах будто в кадрах фотохроники, отразилась история жизни простого русского населения, пережившего и Первую Мировую и череду революций.

847A3402.jpg

Николай Алексеевич Касаткин родился 13 декабря 1859 года в Москве в семье художника-литографа А. А. Касаткина и крепостной крестьянки.
Свой художественный дар Николай унаследовал от отца, известного гравера Алексея Касаткина. В 1873 году четырнадцатилетний юноша поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями были Василий Перов, Алексей Саврасов, Илларион Прянишников. В 1878 за «Этюд старухи» и в 1882 за рисунок с натуры Касаткин был награжден малыми серебряными медалями.
«Женский портрет». Бумага, акварель 51,2 x 33,7 Костромской государственный объединенный художественный музей
Кострома

75c6275e445073.jpg

За свою дипломную работу «Нищие на церковной паперти» на выпускном экзамене в 1883 году Николай Касаткин был удостоен высшей награды учебного заведения — большой серебряной медали и звания высококлассного художника.
«Нищие на церковной паперти»(«У часовни»), 1883 год, Холст, масло 51*78, Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

000-Kassatkin_020.jpg

В 1883 году Касаткин окончил училище, но продолжить своё обучение в Императорской Академии Художеств не смог из-за болезни отца и финансовых проблем в семье.
«Трамвай пришёл». 1894 год, холст масло, Ивановский областной художественный музей

jLEOdlCeHqAsyVZ7ODt3xFn-dGum8ephOcnaylgq7IaQLODIJALPcf4xoq3nYK3Fvx3P3OVrzsMAMW7FcgbO_5RNPoalbjAHTVIKYa61YWMa-Su9y3koRcspfqGHsjL7REnAZtd_EgaMLxQD4rt9pg.jpg

После окончания училища Касаткина пригласил на работу в свое издательство крупнейший русский книгоиздатель И. Д. Сытин, где художник проработал около тридцати лет, участвуя в создании «Русской истории в картинах», первого настольного календаря и др.
«Переселенцы», 1881 год, холст, масло 49 х 71 см, Львовская картинная галерея

70316_big_1356517017.jpg

С 1878 года Касаткин преподавал в школе при типографии Общества распространения полезных книг, в 1884–1894 годах — в Художественной школе при типографии товарищества «И. Д. Сытин и К°», а с 1894 года и до революции 1917 года Николай Алексеевич сотрудничал с издательством Сытина и как художник.
«Шутка», 1892 год, холст, масло 53,5 х 71,7 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

xudozhnik_Nikolaj_Kasatkin_04-e1546291921954.jpg

В своём творчестве Касаткин, безусловно, испытывал огромное влияние Льва Николаевича Толстого, знакомство с которым произошло в начале 1880-х гг. Теплые дружеские отношения скреплены были обоюдным интересом и вниманием к творчеству друг друга, к социальным аспектам жизни общества. Вероятно, этим можно объяснить и непременную литературность сюжетов произведений Касаткина. Художник часто гостил в имении писателя Ясная Поляна.
«Соперницы», 1890 год, Холст, масло. 71 x 106 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

95c6278c2c96a2.jpg

С 1890 года Касаткин регулярно экспонировал свои произведения на выставках Московского общества любителей художеств (до 1910 года, с перерывами) и ТПХВ, в 1891 года стал членом Товарищества (до 1922 года). Несколько картин с выставок ТПХВ были приобретены П. М. Третьяковым.
«Торфянка», Этюд. 1901 год, Холст на картоне, масло 45 x 33, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

65c62794fb358f.jpg

Именно в этот период определяется главная тема в творчестве Николая Алексеевича Касаткина — жизнь рабочих и городской бедноты. Он пишет картины «Семья рабочего» 1890-1900 годы, Холст, масло 75,5 x 71,5 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

45c625f79365f1.jpg

«Осиротели», 1891 год, Севастопольский художественный музей им. П.М.Крошицкого

000-Kassatkin_018.jpg

«Тяжело (Буревестник)» (1892), «В коридоре окружного суда» (1897,которая была удостоена серебряной медали на Всемирной выставке в Париже 1900 г.),»В коридоре окружного суда». 1897 год, Холст, масло, Севастопольский художественный музей им. П.М.Крошицкого

115c6267031dedd.jpg

В 1894 году Николай Алексеевич принимал участие в работе Первого съезда русских художников и любителей художеств, был избран в члены совета съезда.
«У шлагбаума» 1890 год Молотовская государственная художественная галерея

09ed448165f523c50f3e926fba87e068534500180077431.jpg

В 1893 году Николай Алексеевич Касаткин был удостоен звания академика.
«Улица деревни Марфино», 1890, холст, масло 16,5 х 22,8 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

e33e75d388d03a671d8df4d03028090a534500180077204.jpg

Касаткин неоднократно совершал творческие поездки по России. В 1887 путешествовал по Волге, с 1891 по 1901 годы ежегодно выезжал в район донецких шахт, в 1894 году побывал на Кавказе, в 1898 году предпринял поездку на Урал, в 1900-х годах ездил на торфоразработки Иваново-Вознесенской области и по текстильным предприятиям Подмосковья.
«Сбор угля бедными на выработанной шахте». 1894 год.

jLEOdlCeHqAsyVZ7ODt3xFn-dGum8ephOcnaylgq7IZcN0sLwx9JdJoASQVbvMltFTd_UOW6I4Ch2XdB4-edb_QG2bGB1JuUtmJmzNeRm9YGLofFIrGeDRdus0BhRoJB67oslYgCAPpVJE07Rylgdw.jpg

В 1893 году художник посетил Париж и Берлин, с 1901 года ежегодно бывал в Италии, в 1907–1917 годах совершил путешествия по Турции, Англии, Германии, Австрии, Швейцарии, Скандинавским странам.
«Девушка у изгород», 1893 год, Холст, масло 97 х 49, Государственная Третьяковская галерея, Москва

899b97f1a8dfd29c47bd692a29645d45534500180077117.jpg

В 1894–1918 годах Касаткин преподавал в Московском Училище Живописи Ваяния и Зодчества. Художник пользовался большой любовью и заслуженным уважением студентов. Среди его учеников такие известные впоследствии мастера, как Б. В. Иогансон, В. В. Мешков и др. В 1892-97 годах, после нескольких поездок в Донбасс и на Урал, Касаткин создает знаменитую «шахтерскую» серию картин: «Шахтерка» 1894 год, Холст, масло 65,4 x 45 Государственная Третьяковская галерея,Москва

3363416a33a3bd26067a26a4247b6f8f534500180077021.jpg

«Углекопы. Смена» 1895, Холст, масло. 145 x 211 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

105c62706bb0eef.jpg

«Шахтер-тяголыцик» (1896), «Сбор угля» 1990-е, Частное собрание,

219413612.jpg

«Кузница» (1897), «Уральский рабочий» (1899), «Семья рабочего, Что его ждёт?» (1890-е) и др.

jLEOdlCeHqAsyVZ7ODt3xFn-dGum8ephOcnaylgq7IZcN0sLwx9JdJoASQVbvMltFTd_UOW6I4Ch2XdB4-edb_QG2bGB1JuUtmJmzNeRm9YGLofFIrGeDRdus0BhRoJB67oslYgCAPpVJE07Rylgdw5c626d93960cb.jpg

В середине 1890-х годов тематика картин художника изменилась: он одним из первых в русской живописи обратился к индустриальной теме. Манера письма также претерпела изменения: доминирующими в палитре стали напряженные красно-коричневые, синие тона, мазок приобрел более энергичный и экспрессивный характер, а основной акцент делался уже не на пересказе сюжета живописными средствами, а передаче настроения, эмоционального состояния героев картин.
«Интерьер надшахтного строения. У клети», Картон, масло 24,2 х 19,2 Донецкий областной художественный музей

145c6270d7bec91.jpg

Художник живо откликнулся на события революции 1905 года, написав ряд революционно-романтических произведений: «Тревожное», «Рабочий-боевик», «Последний путь шпиона» Государственный музей революции, Москва

xudozhnik_Nikolaj_Kasatkin_02.jpg

«Беззаветная жертва революции», «Студент», «После обыска» (все 1905).»Атака завода работницами» 1906 год. Государственный музей Революции, Москва

19kasatkin.jpg

Россия Эти и другие работы Касаткина стали на долгое время образцами для художников — приверженцев соцреализма.
«Ссора», 1900 год, Частное собрание

Quarrel_-1900.jpg

После Октябрьской революции Николай Алексеевич Касаткин принимал участие в оформлении революционных празднеств. Создал районную художественную студию, при которой основал музей художников, вышедших из народа.
«Песня Родины. Солдат-скрипач», 1897 год, Нижегородский государственный художественный музей

e3cec278942a272fee1820dde9ee8caa534500180076161.jpg

С 1918 до середины 1920-х годов художник заведовал художественной студией на Биостанции им. К. А. Тимирязева, преподавал рисование в Лесной школе им. В. Д. Бонч-Бруевича и на учительских курсах. С 1920 года руководил детской изостудией при санатории «Захарьино», с 1924 года — Музеем труда.
«Хозяйка», 1904 год, Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск

70316_big_1356436064.jpg

После Октябрьской революции Николаю Алексеевичу Касаткину первому было присуждено почетное звание народного художника РСФСР (1923 год). «Перекупка», 1889 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва

747117ff46ce1c86bbe0fb0d5adf8b7b534500180075730.jpg

В 1922 году Касаткин вступил в Ассоциацию художников революционной России, участвовал в выставках АХРРа до 1927 года.
«Ткачиха», 1904 год, холст, масло 59 х 35 см, Воронцовский дворец, Алупка

a60a988631f34df525c36a1c01bd4de1534500180076958.jpg

В 1924 году по направлению ЦК Николай Касаткин был командирован за границу в качестве художника- корреспондента, чтобы запечатлел жизнь пролетариата в буржуазных странах. Однако пробыл там совсем не долго. Не сложилось…
«Раненый рабочий. Тяжело» 1892 год. Холст, масло, Переславль-Залесский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

cf3e3e4f5219ad96ae5f3721cea70857534500180076709.jpg

В 1927 году Касаткин стал членом Общества художников-реалистов. В 1929 году в Москве прошла первая (и единственная прижизненная) персональная выставках мастера.
«Женился», 1903 год, бумага, пастель, гуашь, 65 х 47 см, Переславль-Залесский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

9c388c02f4cc2e03da17f72e0cb16d5c534500180076644.jpg

В 1930 году Николай Алексеевич Касаткин неожиданно умер прямо на рабочем месте, представляя в Музее революции свое полотно «Сигида» («Карийская трагедия»).

000-Kassatkin_014.jpg

Ретроспектива произведений Николая Алексеевича Касаткина состоялась в 1953–1954 годах в Москве, Ленинграде и Таллине. «Жена рабочего», 1903, холст масло, Костромской государственный объединенный художественный музей
Кострома

hHA8XmZjhU0.jpg

Произведения Касаткина находятся во многих музейных и частных собраниях России, среди них Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Киевский музей русского искусства, Пермская государственная художественная галерея, Астраханская государственная картинная галерея им. Б. М. Кустодиева, Национальный художественный музей республики Беларусь и другие.
«Добрый дедушка» 1899 год, Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

865b746a5af730b0037472fbdc5e216c534500180075679.jpg

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .