Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

42707507_2127115340870944_483571579037417472_n5c4120f5015d7.jpg

Выпуск 307. Иванов Сергей Васильевич(1864-1910).

Лучшие работы этого художника (а их большинство) заслуженно ставят его в один ряд с такими выдающимися мастерами исторического жанра, как В. Суриков, И. Репин, В. Васнецов.
Интересную характеристику Сергея Васильевича Иванова, еще ученика училища, дал М.В.Нестеров в своих воспоминаниях. Он писал: «Вид у него был студента-бунтаря, оборванный, длинные ноги, вихрастая голова. Горячий пылкий человек, искренние горячие увлечения. Бунтарская натура «адского поджигателя»… Пылкий и горячий, он иногда производил впечатление человека резкого даже деспотичного, но под этим скрывалась очень глубокая и мягкая натура»
Сергей Иванов выступал новатором в историческом жанре, соединяя воедино фрагменты русского средневековья – стиля модерн, насыщая их эффектом присутствия и динамическим ритмом, где художник отображает новый взгляд на прошлое не в виде героических баталий, а в виде быта древнерусской жизни с присутствием иронии и гротеска.

O_E_Braz_The_portrait_of_the_artist_Sergey_Vasilievich_Ivanov5c5cab4466634.jpg

Русский художник-реалист Сергей Васильевич Иванов родился 4 июня 1864 года в небольшом городке Руза, находящемся в Московской губернии, в семье акцизного служащего.Детские впечатления о пребывании на родине своих предков по отцовской и материнской линии в Воронежской и Самарской губернии надолго сохранились в его памяти и в дальнейшем нашли воплощение в творчестве.
«Смотр служилых людей», 1907 год, Частное собрание

ivanov_sergey_10.jpg

Способности к рисованию у него проявились с ранних лет, однако отец мальчика считал, что из сына не выйдет хорошего художника, и мечтал определить его в инженеры. Подчинившись отцовской воле, в 1875 году одиннадцатилетний юноша поступил в Межевой корпус, где преподавались рисование и черчение..
«Съезд князей в Уветичах», 1910 год, Костромской художественный музей

ivanov_sergey_06.jpg

Учёба в корпусе угнетала Сергея. Это было заметно всем окружающим, и товарищ отца П. Синебатов, обучавшийся в то время в Академии Художеств, предложил отдать мальчика в художественное училище.Встреча будущего художника с П.П.Синебатовым, закончившим Академию художеств, значительно изменила его жизнь. Воспользовшись его советом, он приступил к самостоятельному копированию различных произведений, а после того, как его рисунки были показаны В.Г. Перову и высоко им оценены, Сергей Иванов начал в 1878 году заниматься в Московском Училище Живописи Ваяния и Зодчества (МУЖВЗ) как вольный слушатель, а через год официально поступил туда, оставив обучение в Межевом корпусе. В МУЖВЗ будущий художник занимался до 1882 года. Его учителями были И. Прянишников и Е. Сорокин. В 1882 году, окончив научный курс и фигурный класс училища, он перевелся в Петербургскую академию художеств. Там была написана картина «Слепцы», 1883 год, Екатеринбургский художественный музей

1883_ivanov_blinde_anagoria-large.jpg

В 1884 году из-за материальных проблем Иванов вынужден был оставить Академию и вернуться в Москву. К последнему периоду обучения относятся картины «Больная» (1884 год, местонахождение неизвестно), «У кабака» (1885 год, местонахождение неизвестно), «К помещице с просьбой» (1885 год; местонахождение неизвестно), «У острога» 1884—1885 годы, Государственная Третьяковская Галерея, Москва.

S._V._Ivanov._By_the_prison._(1884).jpg

«Агитатор в вагоне» 1885 год , Государственный центральный музей современной истории России, Москва. К этому времени относится начало работы над темой переселенчества (цикл 1885—1890 годов.

1CA6GQOTD.jpg

В 1885 году он покинул училище, даже не приступив к выпускным работам. Испросив в Московском художественном обществе свидетельство на «проезд и жительство» в ряде губерний от Московской до Оренбургской, Иванов расстается с училищем, не получив на тот момент даже свидетельства на звание учителя рисования.
«Переселенцы. Ходоки», 1886 год, Башкирский художественный музей, УФА

___188~1.JPG

Увлеченный жизненными темами, непоседливый, стремящийся к новым впечатлениям, его не смутило, что без конкурсной картины, он получит лишь свидетельство на звание учителя рисования. Идея совершить большое путешествие по разным губерниям России его занимала значительно больше. Художнику захотелось своими глазами увидеть, как складывалась судьба крестьян-переселенцев, огромными толпами движущихся на восток России, после проведенной П.А.Столыпиным реформы, в надежде обрести землю и лучшую жизнь.
«Христиане и язычники», 1901 год, Холст, масло 74 x 122, Государственная Третьяковская галерея, Москва

ivanov_sv03.jpg

Это продолжительное путешествие по Московской, Рязанской, Владимирской, Самарской, Оренбургской и Воронежской губернии начавшееся весной 1885 года и продолжавшееся до 1889 года привело к созданию Ивановым целой серии рисунков, этюдов и картин о жизни переселенцев, среди которых наиболее удачной в живописном отношении явилась небольшая работа «Переселенка в вагоне». 1886 год, Поленово, музей им. В.Д.Поленова.

S._V._Ivanov._Female_migrant_(1886).jpg

Картина появилась на ученической выставке 1886 года и была куплена В.Д.Поленовым, который с большим вниманием и заботой отнёсся к начинающему живописцу. Отдельно стоит сказать сказать, что и Иванов, также на протяжении всей жизни, испытывал дружескую привязанность к Поленову. В 1880-х годах он был частым гостем в его доме, участвуя среди другой молодежи в поленовских рисовальных вечерах.
«Едут! Карательный отряд», Государственная Третьяковская галерея, Москва.

artlib_gallery-8493-b.jpg

В картинах и рисунках Иванова предстают ужасающие сцены переселенческой жизни. В эти годы Ивановым также были написаны картины: «На новые места. Русь идёт!» (1886, Зарайский кремль; эскиз 1885, НХМ РБ), «Переселенцы. Ходоки» (1886, БГХМ им. М. В. Нестерова), «Обратные переселенцы» 1888 год, Национальная галерея Республики Коми

0_1ee103_1504c569_XL.jpg

и первая серьёзная картина художника «В дороге. Смерть переселенца» 1889 год, Государственная Третьяковская Галерея, принёсшая молодому художнику известность.

artlib_gallery-8466-b.jpg

Картина «В дороге. Смерть переселенца» была принята на XVII передвижную выставку, проходившую в 1889 году.Это произведение было очень близко по стилю раннему творчеству художников-передвижников — описательный мотив, досконально прописанные подробности; однако, взгляд на случившееся передан нетрадиционно. Трагический исход — потеря кормильца и отчаяние — усиливается изображением безлюдной, испепеленной степи. Оглобли повозки, неуклюже торчащие вверх, подчеркивают безысходность положения. Художник обращает внимание зрителя на социальную проблему, существующую в обществе.
«Крестьянин в санях» ,1904-1905 год, Холст, масло. 71 x 88 см, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

95c5cd5e413e2e.jpg

Сергей Иванов очень много путешествовал. Летом 1888 года по его инициативе была организована совместная с А.Е.Архиповым, С.А.Виноградовым и Е.М.Хрусловым поездка по Волге. От этой поездки сохранилось множество рисунком и этюдов. В августе этого же года Иванов едет с экспедицией на Кавказ, с целью посещения малоизвестных местностей и достижения вершин Большого и Малого Арарата. В книге участников экспедиции – Е.П.Ковалевского и Е.С.Маркова «На горах Араратских», изданной в 1889 году помещены многочисленные рисунки С.Иванова. В 1896 году он оказался в Феодосии, а потом путешествовал по Дагестану. В 1898 совершил поездку по Вятской губернии, затем проследовал в калмыцкие и киргизские степи и на озеро Баскунчак. В 1899 и 1901 его вновь тянет на Волгу. В 1894 году он оказался в Европе, посетив Париж, Вену, Венецию, Милан и Геную, но милее ему были старинные русские города – Ростов, Ярославль, Вологда, Зарайск, в которых он бывал неоднократно.
«Боярская Дума», 1898 год, Частное собрание

ivanov_sv10.jpg

Очередным разделом социальной эпопеи Иванова была «арестантская серия», в рамках которой художник создал: «Беглый». 1886 год, Холст, масло. 68 x 49 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

3CA7XJHXM.jpg

«Бунт в деревне», 1889 год, Музей Революции, Москва,

24ivanov.jpg

«Отправка арестантов» (1889, ГЦМСИР), «Бродяга» (1890, местонахождение неизвестно). В 1891 году в течение месяца Иванов ежедневно посещал Саратовскую пересыльную тюрьму. Затем переехав в Аткарск, где также содержались заключенные, он поселился в доме напротив тюрьмы и пишет картины «Этап» и «Татарин на молитве».
«Приезд воеводы», 1907 год, Картина для изд. И.Н.Кнебеля…Местонахождение неизвестно

a445c623871c942c279d74fccc1499255c5cd56f3b640.jpg

В 1894 году, желая получить новые впечатления, а также обновить свое искусство, которое, по его мнению, зашло в тупик, С.В.Иванов с женой совершил путешествие в Европу. Художник намеревался целый год провести во Франции, живя в Париже, но впечатления полученные от этого города и состояния современного западного искусства его глубоко разочаровали.
«Стрельцы»,1907 год, Картина для издательства И.Н.Кнебеля. ГТГ Москва

Streltsi.jpg

С 1895 года он приступил к историческому жанру, а его манера письма заметно раскрепостился. Увлечению историей в значительной степени также способствовало изучение «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина.
«В смутное время», 1908 год, Картон, масло. 60 x 82 см

Tushino.jpg

Первый сюжет, заинтересовавший художника, был связан с историей смутного времени. Большое полотно под названием «Смута» было написано в 1897 году, в старинном городе Зарайске. На картине в экспрессивных позах предстала разбушевавшаяся толпа, чинящая свой жестокий суд над Гришкой Отрепьевым. Работая над ним, художник стремился предельно точно воссоздать эпоху, изображая в произведении подлинные костюмы и старинное оружие: щиты, сабли, секиры, которые он предварительно зарисовал в музее Эрмитажа. На Новгородском базаре ему удалось приобрести несколько старых вещей, помогли и исторические труды, которые он тщательно изучал. Однако, несмотря на тщательное исполнение, это произведение, как и ожидал Иванов, не приняли ни на одну выставку.
«Смута». 1897 год.

artlib_gallery-8466-b5c5cc8e61d1cf.jpg

Зато другая –»В приказе московских времен» была взята на Передвижную выставку 1899 года, тогда же он стал полноправным членом Товарищества передвижников.

a445c623871c942c279d74fccc149925.jpg

В 1901 году Сергей Васильевич Иванов вызвал большое удивление, показав на выставке 36-ти свое новое творение – картину «Приезд иностранцев. ХVII век», которую П.М.Третьяков купил сразу еще до открытия выставки. Создавалось впечатление, что это полотно, также как следующее – «Царь. XVI век» было написано другим автором. Невиданная до этого композиционная свобода и использование ярких, практически локальных цветов делали картину необычной и декоративной.
«Приезд иностранцев в Москву XVII столетия», 1901 год, Холст, масло 152 х 232, Государственная Третьяковская галерея, Москва

135c5ccb7a291f3.jpg

«Царь. XVI век». 1902 год, Холст, масло 213 х 177, Государственная Третьяковская галерея, Москва

215c5ccbe44c9f8.jpg

В 1903 Сергей Васильевич Иванов побывал в деревне Свистухе Дмитровского уезда Московской губернии и сразу же пленился тихим живописным местом на берегу реки Яхромы. Здесь прожил он последние семь лет, построив по своему проекту небольшой дом и мастерскую. Здесь он написал одну из лучший своих картин «Семья». Она написана на большом холсте, что, безусловно, указывает на то значение, которое придавал художник своей работе. На ней изображена вереница людей, шествующих по пушистому снегу через все село с особой торжественностью и величием. Полотно исполнено в свободной, пастозной манере письма с применением яркой красочной палитры, в которой преобладают белые, желтые, красные и синие тона. Оно поражает оптимистическим и жизнеутверждающим настроем.
«Семья». 1907 год, Холст, масло 152 х 239, Государственная Третьяковская галерея, Москва

165c5ccd85b9339.jpg

В 1903 году Иванов принял большое участие в создании творческого объединения «Союз русских художников». В значительной степени оно возникло благодаря его организаторским качествам и боевому, решительному характеру. Сразу же после появления «Союза», художник покинул Товарищество передвижных художественных выставок и до конца своих дней выставлялся только здесь.
«Поход московитян», 1903 год, Государственная Третьяковская Галерея, Москва

ivanov_sergey_13.jpg

В 1905 Сергею Иванову было присвоено звание академика. В том же году, во время вооруженного восстания в Москве, свидетелем и участником которого он являлся, Ивановым было сделано несколько эскизов, по которым была написана знаменитая картина «Расстрел», поразившая публику ярко выраженным протестом. На безлюдной площади, после только что произошедшей здесь казни, остался лежать расстрелянный, повернутый вниз лицом; на заднем плане изображены унылые силуэты зданий, и слегка очерчены фигуры удаляющихся жандармов. Придать столь небольшому сюжету такую яркую красноречивость не удавалось никому из предыдущих живописцев.
«Расстрел», 1905 год, Музей революции, Москва

145c5ccede166c6.jpg

Многие картины Иванова Сергея Васильевича затрагивают историческую тему, но в них художник показывает происходящее в новом ракурсе, изображая не героические события, а сцены из повседневной жизни древней Руси. В некоторых образах проскакивает оттенок гротеска и иронии.
«Баскаки», 1909 г. 60 х 82 см. Картон, масло. Частное собрание

2CAQYH3GX.jpg

«Жилье восточных славян», 1909 год, Картон, масло. 58.5 x 83 см Частное собрание

75c5cd077b609d.jpg

«Юрьев день», 1908 год, Масло на картоне, Высота: 60 см; Ширина: 82 см

1525c5cd1a47f47b.jpg

С.В. Иванов участвовал во многих творческих объединений того времени. Наряду с занятиями живописью, был отличным мастером литографии и офорта, а так же замечательным иллюстратором.
«Торг в стане восточных славян», 1909 год, Картина для издательства И. Н. Кнебеля

1995c5cd26dbe80f.jpg

На сторожевой границе Московского государства». 1907. Картина для издательства И. Н. Кнебеля. Местонахождение неизвестно.

200.jpg

«Земский собор (XVII в.)». 1908. Картина для издательства И. Н. Кнебеля

Zemskysobor.jpg

Умер Сергей Васильевмч Иванов в возрасте 46 лет от сердечного приступа 3 (16) августа 1910 года у себя на даче в деревне Свистуха на берегу речки Яхромы. До конца жизни художник оставался реалистом. Серьезно изучая живую натуру, он свободно, поэтически переосмыслял ее, привнося в нее свое понимание красоты национального быта.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .