Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

42707507_2127115340870944_483571579037417472_n5c4120f5015d7.jpg

Выпуск 306. Дубовской Николай Никанорович(1859-1918).

Об этом художнике с восхищением говорили и писали коллеги. Например, Репин писал Третьякову о передвижной выставке 1892 года: «Картина Дубовского «На Волге» — вещь удивительная по совершенству. Как сработана вода, небо, сколько во всём поэзии — это лучшая вещь на выставке». А М.В. Нестеров о выставке 1895 года – «Левитан на этот раз слабее. Дубовской в двух-трёх вещах хорош, но, в общем, нынче тоже не силён».
Николай Дубовской принадлежит к заметным представителям русской пейзажной школы второй половины XIX — начала ХХ века, продолжателям «передвижнических» традиций.
Творчество художника пользовалось большой популярностью, а его картины собирались крупнейшими дореволюционными коллекционерами. И все же, среди множества ныне почти забытых художников, составлявших в своё время славу отечественной живописи, имя Николая Никаноровича Дубовского стоит особняком.
И причина этого весьма банальна.
Современные исследователи практически единодушно считают, что в забвении Дубовского виновата элементарная «практика замалчивания, возвышения одного художника за счёт принижения другого».

NLADws9z1NU.jpg

Николай Никанорович Дубовской родился 5 декабря 1859 года в Новочеркасске, в семье родового казака — войскового старшины Войска Донского. Интерес к рисованию проявился в раннем детстве. На первых порах мальчик копировал иллюстрации в журналах. Дядя Коли — художник А. В. Пышкин, научил племянника рисовать по памяти. Но по настоянию отца его в 1870 году отдали учиться во Владимирский кадетский корпус в Киеве (еще в источниках это заведение именуется, как военная гимназия), в котором преподавал его дядя, полковник Аркадий Андреевич Дубовской. Корпус Николай окончил в 1877 году.
«Перед грозой». Частное собрание

315c582225082b4.jpg

Современники художника пишут, что карьера военного совсем не прельщала юношу, уже в кадетском корпусе он так увлекся живописью, что каждый день вставал на два часа раньше до общего подъёма, чтобы успеть порисовать. Видя такую тягу своего воспитанника к живописи, а также оценивая его талант, уже сам директор корпуса посоветовал родителям отдать сына учиться живописи.
«Пейзаж с березами». Частное собрание

365c5821b530b5e.jpg

Родители Дубовского прислушались к совету и семнадцатилетний Дубовской поступил в Императорскую Академию художеств в Петербурге вольнослушателем, а затем в качестве стипендиата войска Донского перевелся в мастерскую пейзажной живописи. В 1878-1881 годах он учился в мастерской профессора пейзажной живописи барона Михаила Константиновича Клодта (фон Юргенсбурга, 11 января 1833 — 29 мая 1902).
«Вечер на Украине». Холст, масло, Днепропетровский художественный музей

395c582110385c9.jpg

За четыре года обучения, получив за свои работы четыре Малые серебряные медали (в 1879 году- малая серебряная медаль, в 1880 году за рисунок с натуры и картину «Болото» — две большие серебряные медали, 1881 году — малая серебряная медаль), принимая участие практически во всех выставках Общества поощрения художников, Николай Дубовской отказался от участия в конкурсе на Большую золотую медаль и написания дипломной картины на заданную тему, а, следовательно, и от возможного пенсионерства за границей.
«Красная площадь». Частное собрание.

515c582081df55f.jpg

В 1882 году Дубовской бросил своё обучение в Академии, не закончив курса и окончательно лишил себя пенсионерской поездки за границу. Он остался жить в Санкт-Петербурге, и с 1882 года стал постоянно участвовать в выставках Общества поощрения художеств. В этом же году за свои пейзажи Дубовской получил вторую премию Общества.
«Сжатое поле», Холст, масло 24,5 х 37, Костромской государственный объединенный художественный музей, Кострома

155c58113441777.jpg

1884 год стал для молодого художника годом дебюта на 12 Передвижной выставке, его картины были высоко оценены маститым художественной критиком того времени В.В. Стасов, а Павел Третьяков приобрел для своей галереи картину художника «Зима», в которой явно прослеживается влияние его учителя Клодта.
«Зима». 1884 год, Холст, масло. 54.5 x 97.5 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

WbH5iVvNuryQr251rKIgooQivNzlj0imFQeZ3ScV0DhWLkv9w-QnJpBNz1QJSwB1-Q9rlO6NCNQmenCtpNple_I6rYMs6T4zRbIup16Lk9gSVMw7i8LQ2KhyPjqbggYZO8WA3OwIxTRVC1BQvt5GAQ.jpg

Развивая традиции русской пейзажной живописи, Дубовской продолжал старательно создавать свой тип пейзажа. Главная отличительная сторона его пейзажей — лаконичность и простота. Для художника очень важным становится содержание, передача дыхания жизни природы, связь с ней. Пространство, свет, воздух, — вот те составляющие формирования пейзажного образа, по которым безошибочно начинают узнаваться его работы.
«Гроза в степи». 1886 год, Частное собрание

205c5813f71aadf.jpg

Со второй половины 1880-х годов Дубовской начал регулярно принимать участие в выставках вместе с признанными корифеями русской пейзажной живописи А. Архиповым, А. Васнецовым, В. Серовым, К. Коровиным, И. Левитаном.
«Облачко», Холст, масло, Новочеркасский музей донского казачества, Новочеркаск

145c5810d24ff5a.jpg

Коллеги ценили в произведениях Дубовского сильное эмоциональное чувство, но часто указывали художнику на некоторую небрежность исполнения. Но одна картина резко выделяется из этого ряда, и в историю русского искусства Дубовской вошел прежде всего как автор пейзажа «Притихло» (1890). Холст, масло 86 x 143, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

0_d7753_82d2144e_XXL.jpg

Дубовской открыл здесь новый для передвижников мотив, по его словам — «тишины перед грозой», «когда дышать бывает трудно, когда чувствуешь свое ничтожество при приближении стихии». Для воплощения этого мотива он нашел оригинальное решение. Внезапно высвеченные солнечными лучами грозовые тучи тянутся тяжелой горизонталью, занимающей почти всю верхнюю половину картины, над почерневшей водой, отражаясь в ней. Вдали — темная полоса берега, как бы сдавленная сверху и снизу стихиями неба и воды. Земля теряет свою материальность, но и вода — лишь зеркало для неба. Самым материальным, осязаемым здесь «телом» становятся грозовые тучи — яркие и светоносные. Пейзаж высоко оценил И. И. Левитан, полагавший, что Дубовскому удалось передать объективное — «не автора, а самую стихию». Полотно «Притихло» с выставки в Петербурге приобрёл царь для галереи Зимнего дворца. Павел Третьяков специально выехал в столицу, чтобы заказать художнику повторение, так как картина оказывалась недоступной широкому зрителю
«Ураган в степи». Холст, масло. Новочеркасский музей донского казачества. Новочеркаск

165c5811a17a417.jpg

Художник много работал на пленэре, в 1887 году он принял любезной приглашение Ильи Репина пожить у него на даче на Сиверской в окрестностях Петербурга.
«На Cиверской». 1887 год, Частное собрание

275c581503da5d5.jpg

В 1888 году Дубовский проводит лето в Кисловодске у украинского живописца Николая Александровича Ярошенко (1846-1898), с которым подружился. Вместе они совершили верхом на лошадях четырёхнедельную поездку по Военно-Грузинской дороге через горные перевалы с выходом к Чёрному морю.
«Морской пейзаж», 1888 год, Холст, масло, Ярославский художественный музей

265c5815df29f7b.jpg

В 1890-1900-х годах художник много ездил по России, совершил ряд поездок на Волгу и Дон, Азовское море, на Кавказ, летние месяцы часто проводил на этюдах в Силламяэ на Балтийском побережье.
«Красная поляна». Холст, масло, Калужский областной художественный музей, Калуга

135c58105e32c39.jpg

В 1892 году Николай Дубовский получил свидетельство Императорской Академии Художеств на право преподавания рисования и черчения в средних учебных заведениях. В этом же году художник исполнил удивительное по красоте и широте объёмного воплощения полотно «На Волге», представленное на очередной передвижной выставке.
Илья Ефимович Репин в письме к П.М. Третьякову о передвижной выставке 1892 года: «Дубовского «На Волге» вещь удивительная по совершенству. Как сработана вода, небо, сколько во всём поэзии — лучшая вещь на
выставке». «На Волге», 1892 год, Холст, масло 141,5 х 190,5 Государственная Третьяковская галерея, Москва

0_d920b_7e8676c4_XXL.jpg

О художнике с восхищением говорили и пиcали коллеги. А М.В. Нестеров о выставке 1895 года – «Левитан на этот раз слабее. Дубовской в двух-трёх вещах хорош, но, в общем, нынче тоже не силён». Их вообще постоянно сравнивали.
«Морозное утро». 1894 год, Холст, масло, Пермская государственная художественная галерея

75c58060b86dd1.jpg

С 1894 года художник постоянно участвовал в выставках «Сецессиона» в Мюнхене и даже был членом этого художественного Общества, в 1897 году Дубовского пригласили на VI Всемирную выставку в Мюнхене.
«Жатва». 1906 год, Холст, масло. 53.5 x 71 см, Чувашский государственный художественный музей

355c580dbcade12.jpg

В 1898 году пять молодых передвижников «за известность на художественном поприще» были удостоены звания академиков живописи. Среди этой пятерки – А.Е. Архипов, Н.Н. Дубовской, Н.А. Касаткин, И.И. Левитан и В.А. Серов. «Морской пейзаж». 1916 год, Холст, масло. 71.5 x 53 см, Томский областной художественный музей

435c581790c6632.jpg

В 1900 году на Всемирной парижской выставке, где демонстрировались картины Дубовского «Штиль» и «Притихло», художник, единственный из русских пейзажистов был удостоен серебряной медали (ни В.Д.Поленов, ни И.И.Левитан тогда наград не получили). «Штиль перед бурей», 1890 год, Холст, масло 76,5 x 128, Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

55c5801dbc7a1a.jpg

В конце XIX, начале XX веков художник создал такие картины «Сумерки» 1897 год, Холст, масло 52 х 70, Государственная Третьяковская галерея, Москва

85c5803135dd45.jpg

«Санный путь». 1900 год, Холст, масло 46,2 х 65,8 Государственная Третьяковская галерея, Москва

0_d920d_cd94a53a_XXL.jpg

«Радуга». Холст, масло. Новочеркасский музей донского казачества.

125c580473e803e.jpg

которые принесли ему широкую известность и выдвинули в первые ряды русских пейзажистов. Кстати, Павел Третьяков внимательно следил за творчеством Дубовского, пополняя свое собрание его работами. Последняя картина – «Тихий вечер», которую критик «Русских ведомостей» Н. Селиванов назвал «Поэмой в золотом», была приобретена в 1898 году. «Тихий вечер». 1898 год. Дальневосточный художественный музей, Владивосток

WbH5iVvNuryQr251rKIgooQivNzlj0imFQeZ3ScV0DgsZC0jbPAz0s7ON2lhmvwryn_J4eUD0xToIZ_BglC8YijSKfeIhBtHD3QWamNR9VvWzmk47h7bcSsDfpeBU8yVTqEY9K0rqgiDL_rEjwbSYA.jpg

«Первый снег». 1910 год. Кировский художественный музей имени В.М. и А.М.Васнецовых

WbH5iVvNuryQr251rKIgooQivNzlj0imFQeZ3ScV0DhWLkv9w-QnJpBNz1QJSwB1-Q9rlO6NCNQmenCtpNple_I6rYMs6T4zRbIup16Lk9gSVMw7i8LQ2KhyPjqbggYZO8WA3OwIxTRVC1BQvt5GAQ5c5818df81458.jpg

В 1900 году, художник был торжественно избран действительным членом Академии художеств.
«Озеро». 1900 год, Холст, масло, Частное собрание

465c581fdae7e60.jpg

Современники Дубовского часто сравнивали его с Левитаном, причем, историки отмечают, что в обзорах передвижных выставок имена Дубовского и Левитана вообще стоят рядом. Исаак Ильич Левитан (18 (30) августа 1860 год — 22 июля (4 августа) 1900) долгое время считался «одним из самых сильных конкурентов Дубовского». Творчество Левитана и Дубовского во многом перекликалось, что во отчасти и объясняет частое сравнение их картин.
«Через лес». 1901 год, Частное собрание.

15c58078fb564b.jpg

В одной из статей о Дубовском и его мнимом «соперничестве» с Левитаном недоброжилатели художника отмечали: «Если биографы Левитана участие художника на выставках «Сецессиона» и на Всемирной выставке в Париже рассматривали, «как европейское признание его искусства», то в отношении Дубовского нигде не встречаются даже подобные намеки».
«Дача в Силламягах», 1907 год, Холст, масло. 71 x 53 см, Национальный художественный музей Республики Саха

415c581a844bc51.jpg

Члены семьи и наследники Дубовского утверждали, что над ним висел «рок непризнания».Оба художника на равных занимали достойное место в русском искусстве и утверждали в своём творчестве принципы «пейзажа настроения», свойственного «передвижникам». Только Дубовской представлял петербургскую школу пейзажа, а Левитан – московскую. Конечно, историки часто находили сравнительные аналогии, мол, и работали в одно и то же время, и некоторые картины названы одинаково.
«Летний день», 1890 год, Частное собрание

245c5808358b14d.jpg

Подавляющее большинство современных исследователей считают, что в забвении Дубовского виновата элементарная «практика замалчивания,умышленного возвышения одного художника за счёт принижения другого». Эту концепцию теоретически обосновал в своей книге «История русской живописи» (1902) Александр Бенуа (1870—1960). В своей книге он определил живопись Дубовского как «частное, отрывочное творчество», в котором присутствуют » бедность в полутонах, грубость красочного эффекта и что-то дилетантское, вялое в кисти». Достаточно спорная оценка при тщательном изучении творчества художника. Однако, эту оценку творчества «подхватили» затем многие историки живописи страны победившего пролетариата, тот же И.Э. Грабарь . Творчество Дубовского стали рассматривать не отдельно, а лишь в сравнении с пейзажами Левитана и его творчеством, что выглядит по меньшей мере не справедливо. «Сумерки». 1909 год. Частная коллекция

WbH5iVvNuryQr251rKIgooQivNzlj0imFQeZ3ScV0DhtDtaoStHoEn_ME7_MEHWOFkAmeFTOh3YKSd-D5NExu2TwKkPsEppIPI59uafyyTdsC7FfLCOaPsS4jRtObKAECNuZHt5gRMeIYsBk94u-jg.jpg

В 1913 году на ХI Международной выставке в Мюнхене за картину «После грозы» Николай Дубовской получил Золотую медаль. Художник принимал также участие в качестве члена жюри на международных выставках в Мюнхене, Дюссельдорфе, Париже и Риме. «После грозы». 1897-1912 годы, Холст, масло. 53.5 x 71 см
Чувашский государственный художественный музей.

325c580d4358f44.jpg

Дубовской написал около 400 картин и более 1000 этюдов, много картин и этюдов были написаны во время заграничных поездок. А художник достаточно поездил по свету, побывал в Италии (1892, 1895, 1897, 1898), Греции (1892, 1894), Турции (1893), Швейцарии (1895, 1897, 1903, 1908), Франции (1898), Германии (1912), островах греческого архипелага и на Дунае (1892).
«Неаполь». Холст, масло. 27 x 31.5 см, Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П.Пожалостина

455c581b6019f9a.jpg

«Дюны. Бретань». 1898 г. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А.Коваленко

215c581c1358564.jpg

«Морской вид (с парусами)». 1900 год. Частное собрание

255c581c9cb5961.jpg

20 декабря 1913 года Дубовским было направлено в адрес головы Новочеркасской управы заявление, в котором художник предложил свою коллекцию картин из 70 собственных работ и 129 работ художников-передвижников для создания в его родном городе художественного музея при условии, что для музея будет построено специальное здание. Управа Новочеркасска с благодарностью приняла это предложение и даже выделила участок земли и аванс на строительство.
«В обители. Троице-Сергиева лавра». 1917 год. Ростовский музей изо.искусств

WbH5iVvNuryQr251rKIgooQivNzlj0imFQeZ3ScV0Di1ZQWWHPX82oUV0J1OAXHDE5-NG1Rxqx9G00TyISEYKj3ffRhMgDGNO3MLQZGzXkcPjrq056NNH5xpnR_OrfJ11WSPEn3yX7rm9IGIFjd6EA.jpg

Племянник художника, московский архитектор Валентин Евгеньевич Дубовской (1877-1931), служивший в то время главным архитектором Новочеркасска, взялся бесплатно составить проект. Но через год началась Первая мировая, потом грянула революция, а за ней гражданская война – понятное дело: не до музея было. В 1930-е годы, уже при Советской власти, вопрос о создании музея с коллекцией Дубовского вновь поднимался, но воплощение планов перечеркнула Великая Отечественная.
«В наводнение (Наводнение на Екатерининском канале)», 1903 год, Холст, масло. 72 x 53 см, Ярославский художественный музей

375c581e1b94fa4.jpg

В феврале 1968 года уже Академия художеств СССР ходатайствовала о создании «Новочеркасского музея изобразительных искусств имени Н.Н. Дубовского», но уже сто лет в городе никак не могут построить музей, который бы носил имя их талантливого земляка. После Отечественной войны коллекция картин Дубовского была передана на временное хранение в Музей истории донского казачества в Новочеркасске. Там она находится и поныне, причем, экспонируется лишь небольшая часть, всё остальное находится в запасниках.
«Водопад Иматра». 1893 год, Холст, масло. 140 x 167 см, Севастопольский художественный музей им. П.М.Крошицкого

405c581e83412c7.jpg

Академик живописи Николай Никанорович Дубовской умер в революционном Петрограде 28 февраля 1918 года от паралича сердца. Похоронен художник был на Смоленском православном кладбище, недалеко от часовни Св. Ксении Петербургской.

WbH5iVvNuryQr251rKIgooQivNzlj0imFQeZ3ScV0DjLNMs2o4VzO5XrwEVFCHCElzyIZ5-ns_FJne7kJ9j2oMgfBlic-P0efQO-JaXngQEwysMT_Fg9jwZSsgGubTfqsEjhzD2lR0BP3b5eqotM_A.jpg

Николай Никанорович Дубовской — один из немногих русских пейзажистов, удостоенных золотых и серебряных наград за участие в художественных международных выставках в Париже, Мюнхене и Риме. Картины мастера пейзажа представлены в Государственной Третьяковской галерее (Москва), Государственном Русском музее (С.-Петербург), музеях изобразительных искусств Омска, Нижнего Новгорода, Новочеркасска, Казани, Красноярском государственном художественном музее им. В. И. Сурикова, во многих других музеях и галереях России и за рубежом.
«Лесная река». Холст, масло. 69 x 106 см. Одесский художественный музей

__69x106__-vi.jpg

Но может быть, и вправду злой рок преследует мастера живописного пейзажа? Его произведения разлетелись по всей стране,а вот в родном городе уже почти 95 лет не могут создать галерею для его картин. Вот и надгробие талантливого живописца поражает своей неухоженностью. Может пора уже воздать этому замечательному сыну земли Русской по заслугам его?…..

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
- Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
- Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
- Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
- Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .