Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

42707507_2127115340870944_483571579037417472_n5c4120f5015d7.jpg

Выпуск 304. Бакалович Степан Владиславович(1857-1947).

Степан (Стефан-Александр) Владиславович Бакалович — один из наиболее значительных мастеров академического искусства второй половины XIX века в России.
Его картины пользовались успехом, он считался одним из столпов позднего академизма. Брокгауз пишет о его картинах: «весьма ценимые знатоками и в последнее время часто приобретаемые Государем, Государыней и членами Императорской Фамилии. Бакаловичем восхищались, сравнивали с Г. И. Семирадским, называли русским Альмой-Тадемой, превозносили его изумительное мастерство и тонкость письма, красоту композиции и рисунка, грациозность и поэтичность сюжетов. И, главное, покупали».
В. Е. Савинский писал из Рима в феврале 1887 года: «Полюбили у нас жизнь помпейскую — мода. Бакалович повторения делает своих картин, так нарасхват и тянут у него, заказ за заказом сыплются;».

1sm5c4e418f69fd4.jpg

Степан (Стефан) Владиславович Бакалович родился в Варшаве 15 октября 1857 года в семье польского исторического живописца Владислава Бакаловича и известной в то время варшавской актрисы Викторины Бакаловичевой. Отец его писал небольшие картины из жизни французского двора времен Генриха III или Людовика XIII, а мать – блистала на театральных подмостках.
«Гречанка», Дерево, масло. 45.5 x 31 см, Переславль-Залесский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

65c4e62fe5548e.jpg

Первым учителем рисования Степана Бакаловича был отец. А в Варшавской рисовальной школе, куда юноша поступил в 1874 году, его педагогами, после пятого класса гимназии, стали крупные польские живописцы Войцех Гереон и Александр Каменский.
«Гречанка у моря», 1908 год, Холст, масло. 48.5 x 38.6 см, Музей-квартира И.И.Бродского

75c4e637b4b222.jpg

Поскольку Бакалович зарекомендовал себя одарённым учеником, в 1876 году дирекция школы обратилась в Петербургскую Академию художеств с просьбой принять Бакаловича – одного из самых одаренных учеников – в Академию и назначить ему, как нуждающемуся, стипендию.
«Мир с вами», 1900 год, Дерево, масло. 58.5 x 45 см, Тверская областная картинная галерея

125c4e61e6db4e5.jpg

Степан Бакалович был допущен к вступительным экзаменам в Академию художеств, и после их успешного прохождения принят в фигурный класс, и уже через несколько месяцев за успехи был переведён в натурный класс. Его наставниками были В. П. Верещагин и П. П. Чистяков.
«Наполеон у Малоярославца». Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи

145c4e615eb6c4d.jpg

Успехи молодого художника были отмечены ежегодно присуждаемыми ему наградами: в 1877 году он получил Малую серебряную медаль за рисунок с натуры и такую же – за этюд; в 1878 году – Большую серебряную медаль за этюд; в 1879 году – Большую серебряную медаль за рисунок и Малую серебряную медаль за эскиз «Смерть Германика»; в 1880 году – Малую золотую медаль за программу «Иаков узнает одежду сына своего Иосифа, проданного братьями в Египет». Уже для этих ученических работ Степана Бакаловича характерен изящный рисунок и эффектный колорит.
«Иаков узнает одежду сына своего Иосифа, проданного братьями в Египет», 1880 год, Холст, масло, Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств

115c4e492eaa827.jpg

В 1881 году за программу «Св. Сергий благословляет Дмитрия Донского на битву и отпускает с ним двух иноков» он получил большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу на пять лет. Сюжет из русской истории, предложенный Академией в качестве конкурсной программы, остался эпизодом, не имевшим продолжения в дальнейшем.
«Дискобол», 1889 год, Левая сторона триптиха, Дерево, масло. 37 x 21.5 см, Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля

85c4e63f1a8b6d.jpg

Первую остановку в своем путешествии за границу молодой художник сделал в Кракове, чтобы познакомиться со знаменитым польским живописцем Матейко и поработать под его руководством над небольшой картиной из времен войн Литвы с Тевтонским орденом.
«Пастушок», Холст, масло. 44 x 35.5 см, Национальный музей Грузии

195c4e608a52456.jpg

Позже Степан Бакалович переехал во Францию. В феврале 1883 года он писал: «В Париже я пробыл до начала сентября, работал… у себя в мастерской, потом отправился в Алжир, где считаю побыть еще два месяца, занимаясь все время этюдами пейзажей и туземных типов и нравов».
«Гладиаторы перед выходом на арену». 1891 год. Дерево, масло. 66 x 98.5 см, Государственный Русский музей

25c4e648e77c07.jpg

В том же году Бакалович попал в Рим и остался там навсегда. Художник пленился южным солнцем, пышной природой, колоритными типажами и величественными руинами классической древности, которые давали богатейший материал для творчества. «Помпея. У стен». 1885 год, Холст, масло. 71.5 x 43.5 см, Чувашский государственный художественный музей

205c4e6016b35a9.jpg

С этого момента художника интересуют исключительно сюжеты из древней греко-римской жизни. Он изучает историю и археологию, много времени проводит в Помпеях. Он много ездил по римским окрестностям, писал этюды и пейзажи Неаполитанского залива и других местностей Италии, набрасывал головки хорошеньких итальянок. В Россию же Бакалович регулярно отправляет па академические выставки свои новые картины.
«Сцена из римской жизни» 1896 год, Холст, масло. 36 x 28 см, Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Новгород

15c4e650924dfb.jpg

Ему сопутствует огромный успех, картины мгновенно раскупаются (и в России, и в Италии). Он становится одним из столпов так называемого позднего академизма. Его сравнивают с Г. И. Семирадским — кумиром широкой публики.На академическую выставку 1885 года Бакалович прислал две картины – «Римлянка у восточного купца и колдуна» и «Весна». В них уже наметились основные характерные черты его творчества: в деталях, аксессуарах, костюмах его манера поражает блеском и точностью.
«Весна», 1885 год, Государственный Русский музей С-Петербург

55c4e5042de880.jpg

В следующем году Степан Бакалович прислал в Академию четыре работы – «Вечерний разговор», «Соседки»,
«Соседки. Сцена из римской жизни», 1885 год, Дерево, масло. 23 x 38.5 см Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

255c4e5970393e1.jpg

«Послание» и «Римский поэт Катулл, читающий друзьям свои произведения». За них ему присудили звание академика исторической живописи. Все полотна были куплены, а последнюю из перечисленных картин приобрел П.М. Третьяков для своей знаменитой галереи.
«Римский поэт Катулл, читающий друзьям свои произведения». 1885 год, Дерево, масло. 26.8 x 39 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

235c4e50fe76bdd.jpg

Бакалович был удивительно плодовит. В 1888 году на академической выставке опять появляются четыре его работы – «Сказки», «Греческий невольник», «Помпейская лавка» и «Клиенты, ожидающие в атриуме выхода патрона» (повторение картины под названием «В приемной у мецената» находится в Третьяковской галерее).
«В приемной у Мецената». 1890 год, Холст, масло 45 х 72,7 Государственная Третьяковская галерея, Москва

35c4e5750ef1cd.jpg

Любители живописи, посетившие весеннюю академическую выставку 1889 года, могли убедиться, что их любимец – молодой художник Бакалович – и в этом году прислал из Рима очень красивые и эффектные работы. Среди них – поэтичная картина «Ода».
Бакаловичем восхищались, сравнивали с Г.И. Семирадским, называли русским Альмой-Тадемой, превозносили его изумительное мастерство и тонкость письма, красоту композиции и рисунка, грациозность и поэтичность сюжетов. И, главное, покупали.
«Ода», 1889 год, Правая часть триптиха, Дерево, масло. 37 x 21.5 см Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля

165c4e58ab5e582.jpg

Ободренный таким успехом и спросом на свои картины, художник продолжал писать полотна похожего содержания. Иногда Бакалович просто повторял целиком понравившиеся зрителю сюжеты, иногда ограничивался изображением стоящей женской фигуры на фоне античных драпировок или стен: «Помпеянка»,Октябрь»(1889), «Римская цветочница» (1900), «Продавщица фруктов» (1903). «Октябрь». 1889 год, Дерево, масло. 32.5 x 22.5 см, Костромской государственный объединенный художественный музей

175c4e5a4e3e013.jpg

В 1903 году Бакалович провел несколько месяцев в Египте, и после этого сюжеты его картин несколько меняются. Это прежде всего «Моление Кхонсу» 1905 год, Холст, масло. 50 x 100 см, Государственный Русский музей, С-Петербург.

135c4e5b5c935ea.jpg

и «Ноктюрн» (1911), изображающий египетских девушек в полумраке древнего жилища, и прочая египетская экзотика.
Наряду с историческими жанрами, художник выставлял большое количество пейзажей Верхнего и Нижнего Египта».
«Арка Тита. Рим». Частное собрание

45c4e65c4b0779.jpg

Кроме того, по свидетельствам итальянской печати, Бакалович занимался и портретной живописью, но эта область его творчества осталась в России неизвестной.
«Нил. Деревня феллахов у Дендеры». 1904 год, Холст, масло. 40 x 76 см, Нижегородский художественный музей

155c4e5c4bc146e.jpg

В 1913 году Императорская Академия Художеств отказала Бакаловичу в устройстве персональной выставки с формулировкой, что его картины «тематически устаревают».. В 1914-м он последний раз показал свою работу в Петербурге. Название картины оказалось символичным: «Последние лучи».Русский зритель увидел последнее произведение, посланное художником на петербургские выставки. С этого времени связь художника с Россией оборвалась.
«Ра-Хотеп – писец фараона». 1901 год, Ярославский художественный музей

225c4e5f833f2c0.jpg

В 1921 году Степан Бакалович с большим успехом провёл персональную выставку в Риме. И после этой даты Степан Владиславович Бакалович еще много лет экспонировал свои произведения на многих Международных выставках. Также известно, что в 1936 году художник вошёл в состав правления польской организации художников «Капитолий» (польск. Polska Organizacja Artystów Plastyków «Kapitol»), основанной в Италии.
«Добрый самаритянин». 1915 год, Частное собрание

95c4e664d639a6.jpg

Скончался Степан Владиславович Бакалович в Риме в 28 ноября 1947 года, дожив до 90-летнего возраста. Художник Был похоронен на кладбище Кампо-Верано; информация о его семье и потомках на данный момент отсутствует в открытых источниках.
«С голубями», 1889 год, Центральная часть триптиха, Дерево, масло. 37 x 21.5 см, Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля

245c4e5f1095a46.jpg

Для современников Степан Бакалович считался последователем Семирадского, которого в свою очередь сравнивали с Альма-Тадема. Е. Нестерова, сравнивая творческое наследие С. Бакаловича и Г. Семирадского, отмечала, что творческий диапазон Степана Владиславовича был у́же, уступал он и в живописной эффектности. Бакалович выбирал подчёркнуто камерные мотивы, им соответствовал и размер его полотен
«У источника. Алжир». 1905 год, Частное собрание

265c4e5e55af2a6.jpg

Художественные особенности живописи Бакаловича определили круг его покупателей — по словам Е. Нестеровой, — «Небольшие вещи Бакаловича словно предназначены для буржуазной гостиной или профессорского кабинета, его археологические реконструкции античного быта, выполненные с музейной тщательностью и точностью, сами казались предметом антиквариата, моментальным фотографическим снимком далёкой эпохи».
«Омовение ног». 1880 год, Холст, масло. 54 x 75.5 см, Северо-Осетинский республиканский художественный музей им. М.С.Туганова

185c4e60ff09052.jpg

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .