Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

42707507_2127115340870944_483571579037417472_n5c13ad5c1a7b5.jpg

Выпуск 300. Васнецов Аполлинарий Михайлович(1856-1933).

«Критики не считают работы Аполлинария Васнецова только лишь документальной фиксацией фактов, а говорят о его картинах и акварелях как о «редчайшем явлении в жизни русского искусства»» (К.Ф. Юон),

Принято, чтобы художники больше всего любили живопись, хорошо бы — видели в ней смысл жизни, с детства пытались рисовать на всём, что под руку попадет. Аполлинарий Васнецов, младший брат знаменитого Виктора Васнецова, главной своей страстью считал вовсе не живопись. Он честно признавался, что больше всего любит науку.
Известный гораздо менее знаменитого брата,, Аполлинарий Васнецов отнюдь не был его робкой тенью, и вошёл в историю отечественной живописи, как художник, обладавший вполне самобытным дарованием.
Таких удивительных художников, как Аполлинарий Васнецов, наберется немного среди всех живописцев конца XIX – начала XX века. Он нашел тему, которая дорога и близка сердцу многих русских людей – тему исторических преобразований средневековой Москвы.

____1_~1.JPG

Аполлинарий Васнецов родился (25 июля) 6 августа 1856 года в деревне Рябово, неподалеку от Вятки в семье священника.В семье соседствовали деревенский и городской уклад. Отец старался дать детям образование. Дома много читали вслух, рисовали карандашом и акварелью. Для учебы он направил сыновей в Вятское духовное училище, а затем – в семинарию, которая обладала обширной библиотекой и незаурядными преподавателями. Однако Аполлинарий Васнецов рано стал сиротой. Когда ему было 10 лет, умерла матушка, а в 14 лет он потерял и отца.
«Москва. Конец XVII века». 1902 год, Бумага, акварель. 55 x 38 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

0_11a400_ed83f9b2_XXL.jpg

Брат уехал учиться в Москву. Уже к этому времени было ясно, что подросток очень талантлив и ему надо учиться живописи. Но он занимался в 1866 – 1872 годах в духовном училище и просто брал уроки рисования у польского художника, Михала Эльвиро Андриолли, сосланного в Вятку за участие в польском восстании 1863 года.
«На погосте. Демьяново». 1917 год, Холст, масло, Кисловодский мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко

wwwartcata_9743713_27108221.jpg

Аполлинарий вспоминал его всю жизнь с благодарностью “не только за его уроки рисования, но и за то стремление к честности, свободе и справедливости”, которые заложил в нем этот человек. «Ахтырка», 1880-е годы, Частное собрание

75c3d4069e57f4.jpg

В 1872 году Аполлинарий Васнецов переехал в Петербург, где под руководством брата готовился к поступлению в Академию художеств и познакомился с И.Н. Крамским, И.Е. Репиным, В.В. Стасовым и др. передвижниками.
«Сумрачный день». 1919 год, Холст, масло, Частное собрание

wwwartcata_1245774_27108250.jpg

Но, случилось так, что Аполлинарий Васнецов увлекся геологией, а затем в 1875 году вернулся в Вятку для сдачи экзаменов за курс реального училища, чтобы иметь право на поступление в академию, сдал экзамены на звание учителя, уехал в с. Быстрину Орловской губернии, рассчитывая посвятить жизнь просвещению народа, стал «ходить в народ», просвещая его вместе с народниками, однако, быстро разочаровался.Убедившись на собственном опыте в несостоятельности теорий народничества, в 1878 голу Аполлинарий Васнецов месте с молодой женой Александрой Владимировной Рязанцевой уехал в Москву, к брату, с тем чтобы заниматься только искусством. «Московский Кремль». 1897 год.

Apollinarij-Mihajlovich-Vasnetsov_-Moskovskij-Kreml_-1897-g_.jpg

Брат Аполлинария Виктор в тот момент как раз возвратился из заграничной поездки. Братья быстро влились в Абрамцевский кружок, все чаще приезжая в имение Саввы Мамонтова, где собирались выдающиеся художники, литераторы и музыканты того времени.На фоне горячих споров об искусстве Аполлинарий утвердился в намерении посвятить свою жизнь творчеству. «После дождя». 1887 год, Холст, масло. 78 x 85 см, Киевский национальный музей русского искусства, Украина

wwwartcata_1214717_27108234.jpg

Сначала Аполлинарий Васнецов учился у брата и рисовал для газет и журналов. Затем познакомился с работами И. Репина, И. Шишкина, А. Куинджи, поразился их мастерству и много работал над собой. Молодого художника интересовал прежде всего пейзаж. Ранние его работы (1880-х гг.) не свободны от влияний старших современников.
«Абрамцевские дали». 1880-е, Холст, масло, Мемориальный музей-квартира А.М.Васнецова, Москва

0_11a3c6_dba9645_XXL.jpg

Много работая, Васнецов в 1883 году начал выставлять свои произведения на выставках передвижников. Первым свидетельством преодоления ученического уровня и признания молодого художника стало приобретение Павлом Третьяковым с IX выставки Товарищества передвижных художественных выставок картины «Серый день (Серенький денек)». 1883 год,
Холст, масло. 54 x 89 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

0_11a42c_b9cd95bb_XXL.jpg

Мотив одинокого дерева, мимо которого вьется тропинка с фигурой одинокого путника, как нельзя лучше подчеркивает настроение сосредоточенной тишины и присутствия человека.
«За варкой варенья», 1892 год, Холст, масло. 47.1 x 66.8 см, Кировский областной художественный музей имени В.М. и А.М.Васнецовых

375c3d3fd423859.jpg

Постепенно в его работах все яснее начинают звучать эпические ноты. Впервые они проявились в картине «Родина», написанной в 1886 году. В изображении обычного вида русской природы с полями, домиками крестьян и сельской церквушкой живописец сумел выразить сложную идею времени. Он показал одновременно и убогость, и значительность жизни крестьян на этих просторах. «Родина». 1886 год, Холст, масло. 49 x 73 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

0_11a425_ad111613_XXL.jpg

В 1880 – 1890 Васнецов много путешествовал по Северу я Уралу. Художник М.В. Нестеров писал о созданных Васнецовым в это время работах: “Аполлинарий был поэт-романтик. Никто, кроме него, так ярко не изобразил ландшафт моей родины, быстрых уральских рек, сибирской тайги”.
«Рыбаки». 1886-1887 годы, Холст, масло. 49 x 35 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

10674.jpg

Дальнейшее развитие эпического начала можно обнаружить у Аполлинария Васнецова в картине «Сумерки» (1889). Недаром сам он считал ее лучшей работой 1880-х годов. В письме киевскому меценату И.Н.Терещенко, который приобрел это произведение в свою коллекцию, он писал: «Сумерки» считаю все-таки лучшей картиной из всего, что я сделал до сих пор». «Сумерки». 1889 год, Холст, масло. 113 x 176 см, Киевский национальный музей русского искусства, Украина

0_11a43a_3bc89355_XXL.jpg

Спокойные, величавые формы природы и человек в ней наводят нас на глубокие философские размышления о жизни. Картина утверждает красоту, величие и вечность природы. Это умение показать в современном виде историческое прошлое, выразить это прошлое в настоящем будет свойственно эпическим пейзажам Аполлинария Васнецова.
«Яшкин дом». 1880-1886 годы, Холст, масло, Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево», Московская обл.

wwwartcata_5496837_27108253.jpg

В 1890-1891 годах Аполлинарий Васнецов совершил первые поездки на Урал, которые дали ему богатейший материал для творчества.
Причину удачи уральского цикла Васнецова можно объяснить, прежде всего, тем, что природа эта оказалась ему родственной. Сам он писал: «Я поехал в 1890 году на Северный Урал к горе Благодать. Знакомые картины моего детства ожили передо мною, переродившись в меланхолический суровый пейзаж. Характер Урала и его природа очень мне напоминали вятский край, те же хвойные леса, увалы, только грандиозных размеров, а леса — щетина тайги по хребтам гор, вместо одиночек елей — гигантские кедры. Потому-то, вероятно, я несколько лет и делал, что писал уральские пейзажи». «Лес на горе Благодать. Средний Урал». 1890-е годы, Холст, масло, Частное собрание

0_11a3f6_12f671b8_XXL.jpg

Этапным произведением, открывшим эту новую для живописца тему, стала картина 1891 года «Тайга на Урале. Синяя гора». Сложный мир душевных переживаний, связанных с кругом народных преданий, рождает эта картина. Чем-то былинным, могучим веет от изображенной живописцем природы. Она в одно и то же время и близка нам, и одновременно отпугивает. Для лучших пейзажей Аполлинария Васнецова характерны философская глубина и сложный подтекст.
В них выражен характер северного русского народа с его скрытой силой, неброской красотой и суровым благородством. «Тайга на Урале. Синяя гора». 1891 гора, Холст, масло. 107 x 142 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

0_11a43c_131cda09_XXL.jpg

Под впечатлением от поездки на Южный Урал были написаны две картины Васнецова – «Горное озеро. Урал» (1892)

0_11a3de_2476046b_XXL.jpg

и «Озеро в горной Башкирии. Урал» (1895).

0_11a413_a841be1b_XXL.jpg

В них художник разрабатывал сходное композиционное построение.
Крутые склоны лесистых гор окружают спокойную водную гладь. Асимметрично нагруженные левые части картин контрастируют с зеркалом озера. Тропинка, бегущая по высокому берегу, говорит о присутствии человека. Но он здесь случайный гость, он лишь оставил свой след, но не потревожил природу. Величественный вид ее поражает пространственным размахом и глубиной. «Баллада. Урал». 1897 год, Частное собрание

0_11a3cb_7646a960_XXL.jpg

Подведением итогов, завершением цикла монументально-эпических картин на темы Урала и Сибири стало полотно «Северный край. Сибирская река» 1899 год, Русский музей, Санкт-Петербург.

0_11a429_30d7b656_XXL.jpg

Это не тихая, поэтичная Россия, но Россия первозданной силы и безудержного размаха, та, что рождает и могучих богатырей-защитников, и лихих удальцов-разбойников. «Кама», 1895 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва

vasnezov_apollinariy_07.jpg

С 1885 года художник много путешествует, посещает Украину, Германию, Италию, Францию, знакомится с искусством этих стран и продолжал много работать. «Озеро», 1902 год,Третьяковская галерея

wwwartcata_5496837_271082535c3d2fb1c8286.jpg

На рубеже веков из любви к русской истории, красоте старого быта и памятникам старой Москвы в творчестве художника возникает новый жанр — особый тип исторического пейзажа, в котором А. Васнецов пытается возродить облик и самую жизнь допетровской Москвы. В решении этой задачи органично соединились Васнецов-художник и Васнецов-исследователь.»Старая Москва. Улица в Китай-городе начала XVII века», 1900 год, Холст, масло 125 х 178

25c3d31f65d24e.jpg

Здесь он не был одинок, в то время воссозданием быта и жизни допетровской России занимались и другие художники — А. П. Рябушкин, С. В. Иванов. Но как знаток старинной русской архитектуры Васнецов не знал себе равных. С наслаждением погружается художник в почти сказочную необычность и красочность этой архитектуры («Улица в Китай-городе. Начало XVII века», «Москворецкий мост и Водяные ворота. Середина XVII века», обе 1900; «Всехсвятский каменный мост. Конец XVII века», 1901 год, Холст, масло 155,3 х 284,5 Ярославский художественный музей
Ярославль.

165c3d326b54396.jpg

‘Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII веке». 1902 год, Картон, уголь, акварель, карандаш, белила 49 х 66

175c3d32db24926.jpg

«Площадь Ивана Великого в Кремле. XVII век»,1903 год, Бумага на картоне, уголь, акварель 47 х 61, Государственный Исторический музей, Москва

185c3d3336a03e4.jpg

Васнецов становится певцом древней столицы. Его Картины теперь изображают средневековую Москву, ее мосты, какими они были в древности, меняющийся со временем Кремль и, конечно, московский люд.К числу работ первого типа относится картина ‘На крестце в Китай-городе». 1902 год, Бумага на картоне, акварель, уголь. 51 x 68 см
Государственный Исторический музей, Москва

0_11a407_82f6f867_XXL.jpg

В ней изображен Китай-город — район, примыкающий с востока к Кремлю, который был центром городской торговой жизни. Причудливо громоздятся живописно-асимметричные деревянные строения древнего города.»Спасские Водяные ворота Китай-города в XVII веке». 1922 год, Бумага на картоне, акварель, уголь, карандаш. 64 x 108 см
Музей истории и реконструкции города Москвы

0_11a431_ebb929a9_XXL.jpg

Более просветлен и лиричен внешне суровый образ Москвы в картине «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века» (1900). Холст, масло. 138 x 122 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

0_11a409_68c2f4c5_XXL.jpg

По-иному трактована жизнь древней Москвы в большом полотне «Старая Москва. Отъезд с кулачного боя (Возвращение Грозного с поединка на Москве-реке между купцом Калашниковым и Кирибеевичем). 1900-е. Бумага, карандаш, акварель. 52 x 65 см. Самарский областной художественный музей

0_11a433_e0593715_XXL.jpg

Васнецов воссоздал здесь обычаи старой Москвы во всех подробностях. Также очень интересна с исторической точки зрения работа «Базар. XVII век». 1903 год,Холст, масло. 245 x 211 см, Государственный Исторический музей, Москва

0_11a3ca_4e7b778c_XXL.jpg

Реальность показанных событий завораживает, создавая эффект присутствия в центре показанных событий.

В 1903 году Аполлинарий Васнецов был избран действительным членом Академии художеств.Ему было доверено руководить классом ваяния и живописи в Москве.
«Скит», 1901 год, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

vasnezov_apollinariy_05.jpg

По произведениям художника можно изучать, как менялась Москва от века к веку. Чтобы изучить Москву, в 1900 году А. Васнецов поднялся над ней на воздушном шаре и сделал зарисовки столицы с птичьего полета. Он работает маслом, пишет акварели, делает наброски карандашом, глубоко изучает работы историка Москвы И. Забелина. Вникает в научные работы В. О. Ключевского. Имея такие глубокие знания и творческую фантазию, художник достигает все более полной достоверности в своих картинах. К работам по изображению древней Москвы его подтолкнуло не только любование “башнями, стенами и соборами”, но и получение заказов на создание эскизов декораций для Большого театра в Москве и Мариинского театра в Петербурге. А.Н. Бенуа писал о его исторических картинах: “Его виды старой Москвы, являющиеся в научном отношении очень верными иллюстрациями, драгоценны и в чисто художественном отношении”.
«Воскресенский мост в XVII веке». 1921 год,Бумага, акварель, уголь. 49 x 68 см
Музей истории и реконструкции города Москвы

wwwartcata_5496837_271082535c3d393a2b51b.jpg

В 1925 году, уже немолодой художник, подводя итоги творчества и своего изучения жизни старой Москвы, написал большую картину «Красная площадь во второй половине XVII века». Изображенное в картине состояние природы в яркий солнечный день помогает создать праздничный образ Москвы, выразить патриотические настроения и надежды художника. «Красная площадь во второй половине XVII века». 1925 год, Холст, масло. 122 x 177 см
Музей истории и реконструкции города Москвы

0_11a3ee_855f5c_XXL.jpg

Васнецов приобрел известность также как ученый-археолог и искусствовед: в 1900 стал членом Комиссии по сохранению древних памятников при Московском археологическом обществе, которое под разными названиями существовало до 1930; в 1918 – -1929 В. был председателем Комиссии по изучению старой Москвы. В последние годы жизни писал пейзажи. Одна из последних работ художника “Шум старого парка” (1926) – романтически грустный пейзаж, как бы подводящий итог непростой судьбы художника.

381497192.jpg

Аполлинарий Васнецов, художник, был мужественным человеком. В 75 лет, в 1931-м году, написав письмо в газету «Известия», он стал единственным человеком, который выступил против сноса храма Христа Спасителя. Вот так прожил жизнь Аполлинарий Васнецов. Биография его вся — в картинах, которые он оставил. Умер художник 23 января 1933 года в Москве, где и был похоронен на Введенском кладбище.
«Покинутая усадьба». 1901 год, Холст, масло, Днепропетровский художественный музей, Украина

wwwartcata_6711317_27108229.jpg

После его смерти в 1933 в Третьяковской галерее состоялась посмертная выставка его работ. В центре Москвы в наши дни открыт Мемориальный музей-квартира Художника, который был создан усилиями сына и невестки художника. Он находится в центре Москвы, в Фурмановском переулке, д. 6, где Аполлинарий Михайлович прожил последние 30 лет своей жизни. Три комнаты – кабинет, мастерская и гостиная — знакомят с личными вещами художника. В мастерской на мольберте стоит последняя завершенная работа мастера.

1756143.jpg

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .