Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

42707507_2127115340870944_483571579037417472_n5c13ad5c1a7b5.jpg

Выпуск 299. Якоби Валерий Иванович(1834-1902).

Валерий Иванович Якоби но масштабу своего даровании значительно уступает своим старшим современникам Перову, Крамскому. И вместе с тем, картины его не забываются. Они привлекают своей критической социальной направленностью, беспощадной правдивостью, умением мастерски рассказать о жизни. Валерий Якоби — один из видных деятелен прогрессивного демократического искусства 1860-х годов, «шестидесятник», как говорили позже о людях этого поколения, подразумевая особую чуткость к несправедливости, веру в лучшее будущее своего народа, желание «сеять разумное, доброе».

1sm5c37715a09548.jpg

Якоби Валерий Иванович – родился 3 [15] мая 1834 года в деревне Кудряково Казанской губернии в семье помещика.Был старшим братом революционера, психиатра П.И.Якоби (1842-1913). По окончании 2-й Казанской гимназии,учился в Пензенском дворянском институте, на физико-математическом факультете Казанского университета (1852-1854), который оставил в связи с началом Крымской войны, вступив в ряды ополчения, которое отправлялось в Крым для участия в боевых действиях. «Семья художника». 1867 год, холст, масло 19.5 * 14.5 см. Художественный музей, Хабаровск

105c37de053e52b.jpg

В военных действиях участия не принимал – к моменту, когда отряды Казанского ополчения оказались на фронте, компания была закончена. Валерий Якоби вышел в отставку, но в Казанский университет не вернулся – он поехал в Петербург и в 1856 году поступил в классы профессора Алексея Тарасовича Маркова в Императорской Академии художеств. «Перед дуэлью». 1877 год, масло на картоне 25×20 см, Севастопольский художественный музей имени М. П. Крошицкого

115c37f6e2aaf47.jpg

Во время обучения в столице получил все установленные академические медали, в частности, в 1858 малую серебряную медаль за картину «Разносчик фруктов» 1858 Холст, масло 67х52,8 Государственная Третьяковская галерея, Москва

0418.jpg

в 1859 году большую серебряную медаль за работу «Татарин, продавец халатов», в 1860 году малую золотую медаль за картину «Светлый праздник нищего» 1860 Холст, масло 92х76 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

yakobi_01.jpg

и в 1862 году большую золотую медаль за картину «Привал арестантов» 1861 год, Государственная Третьяковская галерея

15c37df05c55fb.jpg

Это произведение молодого художника вызвало одобрение художественных критиков. И, кроме того, получило признание общественности, в связи с реформами императора Александра II, которые касались, в том числе, и облегчения участи ссыльных и каторжников. В обрисовке характеров и внешности арестантов художник проявил незаурядное знание типов народной жизни. Его персонажи не преступники, а обыкновенные люди из народа. Ранние картины Якоби оказались заметным событием в художественной и общественной жизни во времена начала реформ императора Александра II.
«Осень»,1865 год, Государственный Русский музей, С-Петербург

yLwxNXraJts5c37f4708d81c.jpg

Вскоре по получении большой золотой медали, Якоби отправился за границу в качестве пенсионера академии. Посетив сперва Германию, он проехал в Швейцарию и работал некоторое время в Цюрихе, под руководством профессора Колера, а затем жил в Париже, Неаполе и Риме.
«Восточный пейзаж с видом на город и двумя путешественниками на переднем плане», ранее 1902 года, масло по дереву 6,3×7,5 см, Частная коллекция.

85c37f763925cf.jpg

В это время, кроме небольших жанровых картин, им написаны две исторические — «Девятое Термидора» (другие названия картины «Последние минуты жизни Робеспьера» и «Террористы и умеренные первой французской революции»), 1864 год, холст, масло 85×152,9 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

65c37e1a5d4aee.jpg

и «Кардинал Гиз, получивший голову адмирала Колиньи, убитого в Варфоломеевскую ночь»; последняя, находившаяся на академической выставке 1864 году, доставила Якоби звание академика. В 1870 году за картину «Арест герцога Бирона, герцога Курляндского» Якоби был возведен в звание профессора, и стал членом Совета Императорской Академии художеств. Вернувшись в Россию, художник принял деятельное участие в организации Товарищества передвижных выставок, но после отказа участвовать в выставке 1872 года был исключен из него.
«Три мушкетёра». 1867 год, Частное собрание

0_1e3f43_aa1d10b8_XL.jpg

В 1883 году Якоби был назначен профессором-преподавателем исторической живописи в академических классах.
«Типы Танжера», 1879 год, Музей-усадьба художника Н.А. Ярошенко, Кисловодск

yakobi_15.jpg

В 1870-е годы Якоби создал несколько интересных полотен исторической тематики – «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны» (1872), «Артемий Петрович Волынский на заседании кабинета министров» (1875), «Свадьба в Ледяном доме» (по мотивам романтического произведения Ивана Ивановича Лажечникова, 1878).
На картине «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны» 1872 год , Государственная Третьяковская галерея

yakobi_075c37e8c443045.jpg

изображено двадцать шесть фигур, собравшихся в спальне недомогающей императрицы. Герцога Бирона, сидящего у изголовья императрицы, и придворных стараются развеселить шуты, играющие в чехарду. Это родовитые дворяне и государственные деятели той поры – М.А. Голицын (стоит согнувшись) и Н.Ф. Волконский (вскочил на него), А.М. Апраксин (растянулся на полу), шут Балакирев (возвышается над всеми), Педрилло (со скрипкой) и д’Акоста (с бичом). У кровати – графиня Бирон, за столом играют в карты статс-дама Н.Ф. Лопухина, ее фаворит граф Левенвольде и герцогиня Гессен-Гомбургская, позади них – граф Миних и князь Н. Трубецкой.
«Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны» (фрагмент). 1872 год

0_1e3f30_70837fa4_orig.jpg

Рядом с Бироном расположены его сын с плеткой и начальник Тайной канцелярии А.И. Ушаков, будущая правительница Анна Леопольдовна, французский посол де Шатарди и лейб-медик Лесток. На полу, возле постели – карлица-шутиха Буженинова. У насеста с попугаями – поэт В.К. Тредиаковский. В дверях стоит кабинет-министр А.П. Волынский, с негодованием взирая на происходящее. «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны» (фрагмент). 1872 год

0_1e3f48_47761fed_XL.jpg

Сюжет картины «Свадьба в Ледяном доме» связан с событиями 1739 года, когда на масленой неделе архитектор Еропкин построил по приказу императрицы Анны Иоановны Ледяной дом.
«Свадьба в Ледяном доме», 1878 год, Государственный Русский музей, С-Петербург

0_1e3f2c_dacf45b7_XL.jpg

Ледяной дом — одна из забав императрицы Анны Иоанновны, которая была придумана камергером Алексеем Даниловичем Татищевым в 1740 году. Дом был построен для шутовской свадьбы князя М. А. Голицына и А. И. Бужениновой. Строительством руководила «маскарадная комиссия», во главе которой стоял кабинет-министр А. П. Волынский. Дом был построен на Неве между Адмиралтейством и Зимним дворцом. Для развлечения были привезены около 300 человек различных народов, одетых в национальные костюмы и игравших на музыкальных инструментах. «Свадьба» состоялась 6 (17) февраля 1740 года. Торжества сопровождались оригинальными народными танцами. По окончании пира устроенного в манеже герцога Бирона новобрачные были отвезены вновь в Ледяной дом, где их заперли до утра для совершения брачного таинства. Дом растаял в апреле 1740 года. «Ледяной дом (фрагмент)». 1878 год

0_1e3f33_9f7e1791_XL.jpg

Из картин Якоби исторического жанра особо следует отметить одну из значительных работ художника – «Первое торжественное собрание Академии художеств 28 июня 1765 года» 1889 год , музей РАХ,

yakobi_13.jpg

в которой Якоби запечатлел вручение Екатериной II дипломов ведущим деятелям и преподавателям академии. При написании этого полотна художник создал живописные портреты сановников с 35 гравюр государственных деятелей екатерининской эпохи. «Артемий Петрович Волынский на заседании кабинета министров, 1875 год, Омский художественный музей

yakobi_085c37ed47f28e6.jpg

Дар жанриста-рассказчика проявляется и в этих последних колоритных работах, но в целом историческая живопись Якоби стала заметно уступать по художественной выразительности его ранним жанровым картинам. Последние годы своей жизни Валерий Иванович Якоби провел в Санкт-Петербурге, затем на юге Франции и в Алжире, путешествуя по африканским странам Средиземноморья. «Турчанка», ранее 1902 года, Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

125c37f7d94a0d6.jpg

Результатом этих поездок стали этюды и картины художника в духе экзотически-красочного этнографизма, близкого к символистским тенденциям. «У бассейна», 1883 год, Пермская картинная галерея

yakobi_11.jpg

Другие произведения Якоби, кроме вышеупомянутых, – картины: Дворик в Севилье, 1891 год, Омский художественный музей

yakobi_14.jpg

«Парижский тряпичник перед дверью таверны» (1864), «Осень» (1865), «Семья художника» (1867), «Политика после завтрака» (1869), «Любитель редкостей», 1876 год, Центральный музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки, Москва

yakobi_095c37ef414588c.jpg

а также портреты Н.А. Киреева, госпожи Рудзинской с дочерью, портрет неизвестной и другие.
«Девушка с саблей». 1881 год, холст, масло 45,5×31,5 см, Частная коллекция

45c37f66bbac6e.jpg

Комиссар русского художественного отдела на Всемирной выставке в Париже, был награжден орденом Почётного легиона.
«Портрет неизвестной», 1870 год, Волгоградский музей

yakobi_06.jpg

В 1889 году Якоби был уволен со службы, лишен академической квартиры и всех академических должностей. С 1890 жил во Франции, умер 30 апреля 1902 году в Ницце.

«У входа в мечеть», 1883 год, Государственный Русский музей, С-Петербург

yakobi_12.jpg

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .