Энциклопедия мировой живописи(специальный 299 выпуск)
Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»
Выпуск 299. Якоби Валерий Иванович(1834-1902).
Валерий Иванович Якоби но масштабу своего даровании значительно уступает своим старшим современникам Перову, Крамскому. И вместе с тем, картины его не забываются. Они привлекают своей критической социальной направленностью, беспощадной правдивостью, умением мастерски рассказать о жизни. Валерий Якоби — один из видных деятелен прогрессивного демократического искусства 1860-х годов, «шестидесятник», как говорили позже о людях этого поколения, подразумевая особую чуткость к несправедливости, веру в лучшее будущее своего народа, желание «сеять разумное, доброе».
Якоби Валерий Иванович – родился 3 [15] мая 1834 года в деревне Кудряково Казанской губернии в семье помещика.Был старшим братом революционера, психиатра П.И.Якоби (1842-1913). По окончании 2-й Казанской гимназии,учился в Пензенском дворянском институте, на физико-математическом факультете Казанского университета (1852-1854), который оставил в связи с началом Крымской войны, вступив в ряды ополчения, которое отправлялось в Крым для участия в боевых действиях. «Семья художника». 1867 год, холст, масло 19.5 * 14.5 см. Художественный музей, Хабаровск
В военных действиях участия не принимал – к моменту, когда отряды Казанского ополчения оказались на фронте, компания была закончена. Валерий Якоби вышел в отставку, но в Казанский университет не вернулся – он поехал в Петербург и в 1856 году поступил в классы профессора Алексея Тарасовича Маркова в Императорской Академии художеств. «Перед дуэлью». 1877 год, масло на картоне 25×20 см, Севастопольский художественный музей имени М. П. Крошицкого
Во время обучения в столице получил все установленные академические медали, в частности, в 1858 малую серебряную медаль за картину «Разносчик фруктов» 1858 Холст, масло 67х52,8 Государственная Третьяковская галерея, Москва
в 1859 году большую серебряную медаль за работу «Татарин, продавец халатов», в 1860 году малую золотую медаль за картину «Светлый праздник нищего» 1860 Холст, масло 92х76 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
и в 1862 году большую золотую медаль за картину «Привал арестантов» 1861 год, Государственная Третьяковская галерея
Это произведение молодого художника вызвало одобрение художественных критиков. И, кроме того, получило признание общественности, в связи с реформами императора Александра II, которые касались, в том числе, и облегчения участи ссыльных и каторжников. В обрисовке характеров и внешности арестантов художник проявил незаурядное знание типов народной жизни. Его персонажи не преступники, а обыкновенные люди из народа. Ранние картины Якоби оказались заметным событием в художественной и общественной жизни во времена начала реформ императора Александра II.
«Осень»,1865 год, Государственный Русский музей, С-Петербург
Вскоре по получении большой золотой медали, Якоби отправился за границу в качестве пенсионера академии. Посетив сперва Германию, он проехал в Швейцарию и работал некоторое время в Цюрихе, под руководством профессора Колера, а затем жил в Париже, Неаполе и Риме.
«Восточный пейзаж с видом на город и двумя путешественниками на переднем плане», ранее 1902 года, масло по дереву 6,3×7,5 см, Частная коллекция.
В это время, кроме небольших жанровых картин, им написаны две исторические — «Девятое Термидора» (другие названия картины «Последние минуты жизни Робеспьера» и «Террористы и умеренные первой французской революции»), 1864 год, холст, масло 85×152,9 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
и «Кардинал Гиз, получивший голову адмирала Колиньи, убитого в Варфоломеевскую ночь»; последняя, находившаяся на академической выставке 1864 году, доставила Якоби звание академика. В 1870 году за картину «Арест герцога Бирона, герцога Курляндского» Якоби был возведен в звание профессора, и стал членом Совета Императорской Академии художеств. Вернувшись в Россию, художник принял деятельное участие в организации Товарищества передвижных выставок, но после отказа участвовать в выставке 1872 года был исключен из него.
«Три мушкетёра». 1867 год, Частное собрание
В 1883 году Якоби был назначен профессором-преподавателем исторической живописи в академических классах.
«Типы Танжера», 1879 год, Музей-усадьба художника Н.А. Ярошенко, Кисловодск
В 1870-е годы Якоби создал несколько интересных полотен исторической тематики – «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны» (1872), «Артемий Петрович Волынский на заседании кабинета министров» (1875), «Свадьба в Ледяном доме» (по мотивам романтического произведения Ивана Ивановича Лажечникова, 1878).
На картине «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны» 1872 год , Государственная Третьяковская галерея
изображено двадцать шесть фигур, собравшихся в спальне недомогающей императрицы. Герцога Бирона, сидящего у изголовья императрицы, и придворных стараются развеселить шуты, играющие в чехарду. Это родовитые дворяне и государственные деятели той поры – М.А. Голицын (стоит согнувшись) и Н.Ф. Волконский (вскочил на него), А.М. Апраксин (растянулся на полу), шут Балакирев (возвышается над всеми), Педрилло (со скрипкой) и д’Акоста (с бичом). У кровати – графиня Бирон, за столом играют в карты статс-дама Н.Ф. Лопухина, ее фаворит граф Левенвольде и герцогиня Гессен-Гомбургская, позади них – граф Миних и князь Н. Трубецкой.
«Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны» (фрагмент). 1872 год
Рядом с Бироном расположены его сын с плеткой и начальник Тайной канцелярии А.И. Ушаков, будущая правительница Анна Леопольдовна, французский посол де Шатарди и лейб-медик Лесток. На полу, возле постели – карлица-шутиха Буженинова. У насеста с попугаями – поэт В.К. Тредиаковский. В дверях стоит кабинет-министр А.П. Волынский, с негодованием взирая на происходящее. «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны» (фрагмент). 1872 год
Сюжет картины «Свадьба в Ледяном доме» связан с событиями 1739 года, когда на масленой неделе архитектор Еропкин построил по приказу императрицы Анны Иоановны Ледяной дом.
«Свадьба в Ледяном доме», 1878 год, Государственный Русский музей, С-Петербург
Ледяной дом — одна из забав императрицы Анны Иоанновны, которая была придумана камергером Алексеем Даниловичем Татищевым в 1740 году. Дом был построен для шутовской свадьбы князя М. А. Голицына и А. И. Бужениновой. Строительством руководила «маскарадная комиссия», во главе которой стоял кабинет-министр А. П. Волынский. Дом был построен на Неве между Адмиралтейством и Зимним дворцом. Для развлечения были привезены около 300 человек различных народов, одетых в национальные костюмы и игравших на музыкальных инструментах. «Свадьба» состоялась 6 (17) февраля 1740 года. Торжества сопровождались оригинальными народными танцами. По окончании пира устроенного в манеже герцога Бирона новобрачные были отвезены вновь в Ледяной дом, где их заперли до утра для совершения брачного таинства. Дом растаял в апреле 1740 года. «Ледяной дом (фрагмент)». 1878 год
Из картин Якоби исторического жанра особо следует отметить одну из значительных работ художника – «Первое торжественное собрание Академии художеств 28 июня 1765 года» 1889 год , музей РАХ,
в которой Якоби запечатлел вручение Екатериной II дипломов ведущим деятелям и преподавателям академии. При написании этого полотна художник создал живописные портреты сановников с 35 гравюр государственных деятелей екатерининской эпохи. «Артемий Петрович Волынский на заседании кабинета министров, 1875 год, Омский художественный музей
Дар жанриста-рассказчика проявляется и в этих последних колоритных работах, но в целом историческая живопись Якоби стала заметно уступать по художественной выразительности его ранним жанровым картинам. Последние годы своей жизни Валерий Иванович Якоби провел в Санкт-Петербурге, затем на юге Франции и в Алжире, путешествуя по африканским странам Средиземноморья. «Турчанка», ранее 1902 года, Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Результатом этих поездок стали этюды и картины художника в духе экзотически-красочного этнографизма, близкого к символистским тенденциям. «У бассейна», 1883 год, Пермская картинная галерея
Другие произведения Якоби, кроме вышеупомянутых, – картины: Дворик в Севилье, 1891 год, Омский художественный музей
«Парижский тряпичник перед дверью таверны» (1864), «Осень» (1865), «Семья художника» (1867), «Политика после завтрака» (1869), «Любитель редкостей», 1876 год, Центральный музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки, Москва
а также портреты Н.А. Киреева, госпожи Рудзинской с дочерью, портрет неизвестной и другие.
«Девушка с саблей». 1881 год, холст, масло 45,5×31,5 см, Частная коллекция
Комиссар русского художественного отдела на Всемирной выставке в Париже, был награжден орденом Почётного легиона.
«Портрет неизвестной», 1870 год, Волгоградский музей
В 1889 году Якоби был уволен со службы, лишен академической квартиры и всех академических должностей. С 1890 жил во Франции, умер 30 апреля 1902 году в Ницце.
«У входа в мечеть», 1883 год, Государственный Русский музей, С-Петербург
Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019
Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.
Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .