Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

42707507_2127115340870944_483571579037417472_n5c13ad5c1a7b5.jpg

Выпуск 297. Максимов Василий Максимович(1844-1911).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Василий Максимович Максимов, замечательный русский художник, передвижник, живописец-жанрист, занимающий особое место среди русских художников, писавших на крестьянскую тему.
Он умер в возрасте 67 лет, нищим, больным и сильно злоупотребляющим алкоголем. И в начале жизни ему пришлось очень не сладко. Его талант стал проявляться ещё в детском возрасте, когда выходец из бедной семьи стал учеником иконописца в местном монастыре. Благодаря трудолюбию, упорству и огромному желанию заниматься любимым делом, Василию Максимовичу удалось добиться того, о чём он и мечтать не мог — в возрасте 18 лет был принят в Санкт Петербургскую Императорскую Академию Художеств.
После её окончания у молодого самородка появилась возможность уехать за границу, но он предпочёл остаться на родине, и писать о тяжёлой крестьянской доле, ибо изображение русского народного быта было главным смыслом его жизни.

В определённый момент ему могло показаться, что жизнь удалась! Его картины с восторгом встречали на выставках передвижников, их охотно приобретал для своей коллекции Павел Третьяков, критика публиковала в газетах хвалебные отзывы, НО…… Мы вас заинтриговали? В таком случае обо всём, как говорится — по порядку….

Итак, мы начинаем……

Василий Максимович Максимов родился 29 января 1844 года в деревне Лопино Новоладожского уезда Петербургской губернии в простой крестьянской семье. Его родители были государственными крестьянами, и до десяти лет мальчик рос в деревне.
Виктор Алексеевич Бобров. Портрет Василия Максимова. 1864 год

Родители Василия были единственными грамотными людьми в деревне, поэтому, когда у мальчика появился интерес к рисованию,они всячески поддерживали его увлечение. Впоследствии Максимов с большой теплотой вспомина о своих детских годах.
«Больной муж», 1881год, Холст, масло 70,8 x 88,6 Государственная Третьяковская галерея, Москва

716549542.jpg

Именно детские впечатления, восприятие которых происходило в окружении красот русской природы северо-запада России, стали определяющими в выборе профессии будущего художника и в его творчестве.
С раннего детства окружённый вековым устоявшимся укладом крестьянской жизни, с красочными обрядами сельских праздников, витиеватой резьбой крестьянских изб и самобытными крестьянскими костюмами из домотканой ткани, Василий на всю жизнь сохранил эти яркие детские впечатления, способствовавшие рождению в его душе поэтической чуткости и умению видеть и ценить красоту.
«Девушка у амбара», 1874 год,холст, масло, частное собрание

145875890f6eb61.jpg

Как позже отмечал Максимов в своих воспоминаниях, его поистине восхищали чудесные виды Волхова с Георгиевской крепостью в Старой Ладоге, Успенским девичьим монастырем, садами усадьбы помещика А.Г.Томилова, где он смог познакомиться с творчеством Ореста Кипренского(1782-1836), Владимира Боровиковского(1757-1825) и Антона Лосенко(1731-1773)- замечательных русских живописцев, представителей классицизма, основоположников русской исторической живописи.
«Лесной сторож», 1896 год, Холст, масло, Одесский художественный музей

24587589d44d316.jpg

Василий рано потерял отца: когда мальчику исполнилось шесть лет, его отец скоропостижно скончался от простуды, в десять лет — умерла мать.
За год до этого Василий был определён в монастырскую школу, а затем и в послушники Николаевского монастыря. Послушников ничему не обучали в монастыре, кроме пения, а Василию очень хотелось учиться рисовать, и поэтому в 1855 году он самовольно покинул монастырь и отправился в Санкт-Петербург, где поступил в иконописную мастерскую Пошехонова, которую в свою очередь тоже покинул через два года из-за царившего в стенах мастерской жестокого обращения с учениками, и поступил в работники-ученики к известному в Петербурге иконописцу К. А. Ярыгину.
«После обедни», 1891 год, Холст, масло, Николаевский художественный музей им. В.В.Верещагина

3458758b46262c4.jpg

Несмотря на все сложности обучения(учитель был очень суровым человеком с тяжёлым характером), растянулось оно на целых пять лет… Всё дело в том, что на второй год работы у мастера разрешалось поступать в рисовальную школу при петербургском Технологическом институте, а это в свою очередь приближало Максимова к исполнению его самой заветной на тот момент мечты — учиться в Императорской Академии художеств.
«Красный угол в избе», 1869 год, холст, масло, частное собрание

Осенью 1862 года Максимов успешно сдал вступительные экзамены в Академию художеств, и 7 января 1863 года в качестве вольнослушателя, поскольку не имел отпускной от сельского общества, начал в ней свои занятия.
«Сад при доме Третьяковых», 1877 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва

3958758b87bf058.jpg

Его учителями в Академии были выдающиеся мастера живописи: русский художник итальянского происхождения, представитель академического стиля Ф. А. Бруни(1799—1875), исторический и портретный живописец, представитель академизма. Т. А. Нефф(1804-1877), известнейший русский исторический живописец, академик, заслуженный профессор живописи Императорской Академии художеств А. Т. Марков(1802-1878) и известный исторический и церковный живописец академического направления, академик, профессор, П. М. Шамшин(1811-1895).
«С дипломом», 1890 год, холст, масло, Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева

3858758db95b66b.jpg

Уже в ноябре 1863 года за рисунок «Бойцы» Максимов был переведен из класса гипсовых фигур в натурный класс. Затем, во время всего периода обучения среди талантливых соучеников, среди которых были Константин Савицкий(1844-1905), Василий Поленов(1844-1927) и Илья Репин(1844-1930), Максимов практически всегда был в числе первых.
«У ограды скита», конец 1890-х годов, холст, масло, Николаевский художественный музей им. В.В.Верещагина

4558758bd8549a3.jpg

В 1864 году Максимов стал членом Художественной артели, возглавляемой известным художником Петром Александровичем Крестоносцевым(Волгиным)(1837-1897). Артель была организована «для совместной работы и жизни», подобно артели И. Н. Крамского(1837-1887), но просуществовала немногим более года.
Как и другие артельщики, Максимов писал сценки из быта людей среднего достатка: «Маленькая кокетка» в 1864 году, «По примеру старших» в 1864 году, «Семейный чай» и «Дед-судья» в 1865 году.
«По примеру старших», 1864 год, холст, масло, Одесский художественный музей.

31587584bcbf53f.jpg

Такие сюжеты были не характерны в то время для русской жанровой живописи,и в новинку для русской публики, соответственно и воспринимались они довольно прохладно. А вот написанная Максимовым в то же время картина «Больное дитя» (1864) была удостоена золотой медали Императорской Аадемии художеств «за экспрессию».

Pantagruel01.jpg

Пройдя весь академический курс за три года, Василий Максимов отказался от участия в конкурсе на большую золотую медаль и права на пенсионерскую поездку за границу, как до этого тремя годами ранее отказалась группа «четырнадцати» во главе с И. Н. Крамским. «Мои убеждения меня заставляют не идти на конкурс, — говорил он,- я против заграничной поездки, потому что хочу изучать сначала Россию и бедную русскую деревню, которую у нас никто не знает, не знает деревенской нужды и горя».
«Семейный раздел», 1876 год, Холст, масло 106 х 148 см, Государственная Третьяковская галерея,Москва.

4158758c236db5f.jpg

В 1866 году Василий Максимов покинул стены Императорской Академии Художеств с аттестатом на званием художника 3-й степени и чином 14-го класса и отправился, по его словам, изучать «Россию и бедную русскую деревню». Он уехал в деревню Шубине Тверской губернии, в имение Голенищевых-Кутузовых, на должность домашнего учителя рисования.
«Аукцион за недоимки», 1880-1881 год, Холст, масло, Бердянский художественный музей имени И.И. Бродского

258758e3905605.jpg

Шубино — очень значимый этап в творческом становлении художника. Именно там зародились темы всех его значительных картин, По словам художника, ему больше не хотелось писать портреты нарядных городских дам в шелковых платьях, мундирных тружеников и прочих мало знакомых людей….. Отныне всё творчество Максимова было посвящено только русскому крестьянству.
«Единственный учитель», конец 1890-х годов, холст, масло, частное собрание

Летом того же года Максимов совершил творческую поедку по Волге, которая очень обогатила его эмоционально и принесла много ярких впечатлений о жизни простого народа. В конце 1867 года Максимов представляет на выставке Императорского общества поощрения художеств(ОПХ) свою картину «Бабушкины сказки», высоко оценённую публикой и критиками.
«Бабушкины сказки», 1867 год, Холст, масло 67 х 92 см, Государственная Третьяковская галерея,Москва

1835911390.jpg

Картина была закончена в ноябре 1867 года, но ее эскиз был сделан в ещё Шубине по воспоминаниям детства — когда-то в их избе долгими вечерами собирались соседи послушать сказки матери Максимова. Картина художника была премирована, Академия художеств продлила художнику стипендию и, что самое главное, позднее картина была выкуплена Павлом Михайловичем Третьяковым(1832-1898) для своей коллекции.
«Залом ржи», 1903 год, Холст, масло, Николаевский художественный музей им. В.В.Верещагина

В ноябре 1870 года Академия художеств за картину «Мечты о будущем» присудила Максимову звание классного художника первой степени.
«Мечты о будущем», 1868 год, холст, масло, Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева

1615968313.jpg

Произошло также серьёзное изменение в личной жизни художника — Василий Максимович Максимов женился. Его избранницей стала Лидия Александровна Измайлова, ставшая впоследствии его незаменимой помощницей, и большим другом .
«Примерка ризы», 1878 год, холст, масло, Николаевский художественный музей им. В.В.Верещагина

26 ноября 1872 года Максимов был единогласно принят в Товарищество передвижных художественных выставок. Это сразу наполнило его желанием работать, наделило уверенностью в себе и на несколько лет обеспечило творческой энергией.
«У своей полосы», 1891 год, Холст, масло, Одесский художественный музей

4658758e84e2be9.jpg

В 1878 году Василий Максимов был удостоен звания академика.Восьмидесятые и девяностые годы стали периодом наибольшей творческой активности художника. Большой знаток народной жизни, Максимов много лет прожил в деревне, где создал лучшие свои картины: «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875), «Семейный раздел» (1876), «Заем хлеба» (1879), «Больной муж» (1881), «Бедный ужин» (1879).
«Бедный ужин», 1879 год, Холст, масло, Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева

458758c9bae323.jpg

Правдиво изображая крестьянский быт и уклад, художник всегда старался показать положительные начала деревенской жизни, представить российское крестьянство как воплощение лучших качеств русского народа.
«Злая свекровь», середина 1890-х годов, холст, масло, частное собрание

Однако, наиболее полно талант Василия Максимова раскрылся в его эпической картине «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875), отмеченной глубоким знанием деревенского быта.
«Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», 1875 год, Холст, масло 116 х 188 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

36587586ea2db8d.jpg

Тщательно выписанные поэтические образы жениха и невесты, острый профиль колдуна, выразительный типаж стариков написаны с конкретных людей и отличаются большой жизненной правдой. Сами крестьяне, позировавшие Максимову, говорили ему: «Ты наш, если и напишешь, то не для смеху».
«Будущий кормилец» 1869 год, холст, масло, Бердянский художественный музей имени И.И. Бродского

Среди значительных произведений Василия Максимова несколько особняком стоит написанная им 1889 году картина «Всё в прошлом», проникнутая ностальгией по ушедшим временам и продолжающая мотив тургеневских вымирающих «дворянских гнезд». Картина никак не вписывалась в ряд его центральных полотен но представляла художника как выдающегося мастера бытового жанра в русском живописном искусстве. Картина имела большой успех и много раз была повторена художником.
«Всё в прошлом», 1889 год, Холст, масло 72 х 93,5 см, Государственная Третьяковская галерея
Москва

991314352.jpg

Последние два десятилетия жизни Василия Максимова оказались полны горькой нужды, лишений и разочарований. Переживший свои темы (на смену передвижникам пришли художники новых направлений), он почти не находил покупателей и заказчиков; на свои картины со «старыми» сюжетами из крестьянского быта.
«Кто там?» 1879 год, холст, масло, Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева

2358758cef3f07a.jpg

Незадолго до смерти художник начал картину «Прощеное воскресенье», которую закончить уже было уже не суждено..
«Слепой хозяин», 1884 год, Холст, масло, Государственный Русский музей

Василий Максимович Максимов умер 1 декабря 1911 года в возрасте 67 лет в Санкт-Петербурге. Художник был похоронен на кладбище Васильевского погоста. В 1957 году на могиле Максимова был установлен новый памятник.

В 1913 году в Московском обществе любителей художеств был устроен вечер памяти Льва Толстого, Павла Третьякова и Василия Максимова. С воспоминаниями о Максимове выступили А.М.Васнецов, А.П.Брюллов, Е.Е.Волков и И.Е.Репин. Репину принадлежал некролог Максимову, в котором он верно и точно подметил, что в изображении быта крестьянской деревни не было никого, кто бы сравнился с Максимовым.
«Шитьё приданного», 1866 год, холст, масло, Одесский художественный музей

4758758d7556cec.jpg

Лучшие произведения художника: «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875) и «Семейный раздел в крестьянском быту» (1876), украшают в наши дни экспозицию Третьяковской галереи в Москве.
«Мальчик-механик», 1871 год, холст, масло, Николаевский художественный музей им. В.В.Верещагина

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .