Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

42707507_2127115340870944_483571579037417472_n5c13ad5c1a7b5.jpg

Выпуск 296. Остроумова-Лебедева Анна Петровна(1871-1955).

«Чудо Михайловского парка. На зеленой траве – золотые полосы солнца. Золотые полосы под темными шатрами деревьев. Еще раз понял, какой прекрасный, истинно петербургский художник Остроумова-Лебедева»

Юрий Нагибин «Дневник».

Этой маленькой женщине с мягкими, чуть неуверенными движениями суждено было стать спасительницей гравюры на дереве. Анна Петровна вдохнула жизнь в сложную технику, почти забытую из-за бурного развития фотографии, а также вошла в историю как один из самых «петербургских» мастеров.
В рейтинге граверов России первой половины XX века Остроумова-Лебедева является не только «звездой первой величины», но и возродившей это искусство в России.

2sm5c255af00d74a.jpg

А. Н. Бенуа: «… в гравюрах она владеет крепостью штриха, которая ей позволяет доводить до крайней степени убедительного лаконизма передачу своих впечатлений; в гравюрах она, как никто, умеет, пользуясь минимумом цветовой шкалы, передать в красках желаемое настроение. В акварелях она радует глаз свободой мазка, и опять-таки эти её вещи блещут чарующими переливами и созвучием красок, необычайно остро подмеченных на натуре».
«Петербург. Ростральная колонна и Биржа». 1908 год, Частное собрание.

__1908-vi.jpg

Очень сложно представить в наши дни, чего могло стоить застенчивой милой барышне конца XIX — начала XX века посвятить жизнь изобразительному искусству. Зинаиде Серебряковой, наиболее известной отечественной художнице,помогло удачное стечение обстоятельств: она выросла в творческой атмосфере — ее многочисленные родственники рисовали, чертили, лепили. Иным образом складывалась судьба Анны Остроумовой-Лебедевой.
«Петербург. Ростральная колонна и таможня». 1909 год Частное собрание

__1909-vi.jpg

Анна Петровна родилась 5 [17] мая 1871 года в Санкт-Петербурге в 1871 году в Санкт-Петербурге в семье сенатора(вторую фамилию она приобрела в 1905 г., выйдя замуж за известного ученого-химика С. В. Лебедева) Петра Ивановича Остроумова, к моменту зрелости дочери ставшего тайным советником, одним из высших гражданских чиновников Синода Русской православной церкви.
«Развалины монастыря в Испании». 1916 год, Частное собрание

ostroumova-lebedeva_work_2014061909102618.jpg

Она училась в известной петербургской Литейной гимназии вместе с дочерьми Федора Михайловича Достоевского и Якова Петровича Полонского, кстати, ближайшего друга ее отца. И хотя она училась весьма старательно, непреодолимой была страсть Остроумовой к рисунку,далеко не всегда радовало ее родителей.
«Екатерининский канал», 1910 год, Частное собрание

0_f5cbe_d69db0ff_orig.jpg

Одновременно с занятиями в гимназии она посещала вечерние классы Василия Васильевича Матэ в Училище технического рисования барона Александра Людвиговича Штиглица, где обучалась искусству графики.
«Первый снег», 1917 год, Частное собрание

0_83167c_80a55416_orig.jpg

Затем настояла на не вполне обычном для девушек ее круга действии — поступила в Императорскую Академию художеств, где в 1892-1900 годах продолжила обучение.
«Амстердам» 1913 год, акварель, Частное собрание

amsterdam02.jpg

Ее мечтой стало попасть в мастерскую Ильи Ефимовича Репина, и это удалось, хотя их отношения складывались временами по-разному.Также её преподавателями были Константин Аполлонович Савицкий и Павел Петрович Чистяков.
«Вид на Неву», 1906 год, Частное собрание

_normal.jpg

Именно Илья Ефимович Репин посоветовал Анне Остроумовой-Лебедевой продолжить учебу в Париже: «Вы там во всем разберетесь…» — заключил он. В 1898-1899 годах Остроумова-Лебедева занималась в Париже, где совершенно неожиданно выбрала себе наставником вовсе не какого-либо прославленного француза, но американского мастера Джеймса Уистлера. Она вспоминала: «…он …часто садился на мой табурет, брал кисти и палитру и учил прямо на холсте, на моем этюде»4. Увлечение Дж. Уистлером, было, вероятно, данью моде и следствием юношеской эксцентричности. «Петербург. Ростральная колонна и Биржа».1908 год

petersburg-rostral-column-and-exchange-1908.jpg

С этой же поры художница стала активно участвовать в деятельности нового художественного объединения «Мир искусства». Александр Николаевич Бенуа назвал ее «…одной из самых цельных и типичных фигур» творческого объединения «Барка», 1904 год, Частное собрание

barge-1904.jpg

А.П.Остроумова-Лебедева сама, с присущей ей прямотой, определила свое место в истории искусства: «…гравюра в России с конца 19-го века пошла по новому пути и из ремесленной сделалась оригинальной, самодовлеющей гравюрой. Начало этому положила Я»
«Цепной мост в С-Петербурге», 1906 год, Государственный Русский музей

chain-bridge-in-st-petersburg-1903.jpg

Поворотным в ее судьбе оказался 1900 год. Художница дебютировала со своими гравюрами на выставке Мира искусства (с которым в дальнейшем прочно связала свое творчество), затем получила вторую премию за гравюры на конкурсе ОПХ и закончила Академию Художеств со званием художника, представив 14 гравюр. «Весенний мотив, вид с Каменного на Крестовский остров», 1910 год

spring-motif-view-from-stone-island-to-krestovsky-and-yelagin-islands-1904.jpg

Остроумовой-Лебедевой принадлежала главная роль в деле возрождения в России станковой гравюры на дереве как самостоятельного вида творчества — после долгого существования в качестве репродукционной техники; особенно велика заслуга художницы в возрождении гравюры цветной. Оригинальные приемы обобщения формы и цвета, выработанные ею, были усвоены и использованы многими другими художниками. «Финляндия», 1910 год, Частное собрание

finland-with-a-blue-sky-1910.jpg

По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок — как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым). Часть из них была исполнена в гравюре, а часть — в акварели. «Рынок железа». 1913 год, Частное собрание

__1913-vi.jpg

Коньком Остроумовой-Лебедевой были пейзажи. И прежде всего городские виды, соединившие природу и архитектуру. Например, эстампы с очертаниями Венеции — сказочного города, имевшего для Анны особое значение.
«Венеция. Большой канал. Серый день». 1911 год, Частное собрание

___1911-vi.jpg

Именно там в 1903 году она поняла, что влюблена в двоюродного брата, талантливого химика Сергея Лебедева, впоследствии первым синтезировавшего каучук в промышленном масштабе. Чувство оказалось взаимным, и в 1905-м они поженились. Брак был счастливым: муж во всем поддерживал художницу, горевшую искусством. «Осень в Петрограде», 1916 год, частное собрание.

113d793badb26eb329197b65e7127fa6.jpg

Еще лучше заграничных пейзажей Анне Петровне удавались виды Петербурга. Тонкий шпиль Адмиралтейства, исчезающая в легкой дымке невская перспектива, сумерки на Крюковом канале… Виртуозно переданные пышность и строгость северной столицы. В углу — скромный значок вместо подписи: «Л», обведенная кружком — буквой «О».
«Пейзаж с мостиком», 1915 год, Частное собрание

6d61f379ca58341b27d467ed681a18e3.jpg

«Павловск. Ворота». 1916 год, Частное собрание

uPnn_zyjyhAzOktWj45vtY-zAJn638WKaioepvsP0pPM9lN7gQcm1r445Wxir6L2R6UMG_43NhrcbvDdktwMqg.jpg

Анна Петровна оставалась верна своей «гравировальной страсти» всю жизнь. И в Санкт-Петербурге в счастливые годы перед Первой мировой войной. И в Петрограде времени революции, которую она приняла без восторга, хотя поначалу, как и многие художники, была настроена оптимистически. И в Ленинграде сталинского времени, когда ей пришлось создавать образы социалистического города — цикл «Новое строительство». И в годы блокады, пережитой ею, сумевшей сохранить любовь к красоте Петербурга и придать своим работам особую человечность. «Дворец Бирона и барки»,1916 год, Цветная ксилография

85c25699455311.jpg

Основной темой ее гравюр был Петербург, изображению которого она посвятила несколько десятилетий неустанного труда. Образ Петербурга у Остроумовой-Лебедевой формировался в течение почти полувека. Однако его главные черты были найдены художницей в наиболее радостные и спокойные годы — в течение первого десятилетия ХХ столетия.
«Крюков канал», 1910 год

55c256aec1a311.jpg

«Санкт-Петербург. Летние сады», 1929 год, Цветная ксилография

105c256a388adea.jpg

Ее цветные и черно-белые гравюры — как станковые, объединенные в циклы (Петербург, 1908-10; Павловск, 1922-23, и др.), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова Петербург (1912) и Н. П. Анциферова Душа Петербурга (1920) — до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств. Воспроизводимые по-многу раз и но разным поводам, они давно стали хрестоматийными и пользуются исключительной популярностью.
«Диоскуры на Капитолийской площади в Риме», 1911 год, частное собрание

ostroumova-lebedeva_02.jpg

После войны у нее появился ученик, исключительно преданный, деятельный, умевший ей помочь, — московский гравер и педагог Николай Васильевич Синицын. Она называла его не только учеником и другом, но и более торжественно: «Мой представитель в Москве».

108673243_large_OSTROUMOVA_LEBEDEVA_22.jpg

Николай Васильевич безмерно восхищался ее творчеством, стремился бескорыстно помочь и достигал в этом успеха — и в бесконечных хлопотах о присвоении ей звания академика при восстановленной Академии художеств, и в издании трехтомных «Автобиографических записок», да и во множестве других дел, которые обременяли и нередко раздражали часто болевшую, особенно после смерти горячо любимого мужа академика-химика Сергея Васильевича Лебедева, Анну Петровну. «Аллея в Царском Селе». 1905 год, Частное собрание

_1905-vi.jpg

Одаренный и хорошо подготовленный живописец, Остроумова-Лебедева не могла работать масляными красками, потому что их запах вызывал у нее приступы астмы. Но она в совершенстве овладела трудной и капризной техникой живописи акварелью и занималась ею всю жизнь, создавая превосходные портреты.
«Портрет Андрея Белого». Коктебель. 1924 год

118e148d242f7b052053ff22cf00ded2.jpg

«Портрет Михаила Булгакова», Государственный Театральный музей имени А. А. Бахрушина, Москва

BJceAlBiKWc.jpg

«Портрет Максимилиана Волошина», Государственный Русский музей, С-Петербург

Rjc0mrNde_4.jpg

С 1949 года избрана действительным членом АХ СССР.
«Красные колонны»,1922 год, Государственный Русский музей, С-Петербург

Zehp5qhXMG0.jpg

Анна Петровна Остроумова-Лебедева положила начало возрождению русской оригинальной хромолитографии и цветной ксилографии, в акварели изображала в основном виды Петербурга и его окрестностей, создавала пейзажи, органично включающие в композицию архитектурные строения. ‘Анна Петровна Остроумова-Лебедева», автор портрета Константин Сомов

ostroumova-lebedeva_07.jpg

Последние годы жизни художницы были омрачены надвигающейся слепотой, но, пока было возможно, она продолжала трудиться. Скончалась Остроумова-Лебедева 5 мая 1955 года в Ленинграде. Похоронена в Некрополе мастеров искусств.
«Петербург, Мойка», 1912 год, Государственный Русский музей, С-Петербург

ostroumova-lebedeva_03.jpg

Ее Петербург останется незыблемым памятником художнице в истории русской культуры, даже если, как сказал однажды Иосиф Бродский, «в одночасье современники умрут», и многое, связанное с тем временем, еще памятное сегодня, канет в небытие. Наше видение и восприятие великого города на Неве в будущем, как и сегодня, будет определять взгляд маленькой женщины сквозь стекла ее старомодного пенсне со шнурком и движения граверного резца в ее руках.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2018

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .