Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

42707507_2127115340870944_483571579037417472_n5bdfa9c7874a9.jpg

Выпуск 289. Лебедев Клавдий Васильевич(1852-1916).

Творчество Клавдия Васильевича Лебедева нельзя отнести к числу наиболее значительных явлений русского искусства. Тем не менее наследие этого несомненно одаренного и в свое время популярного художника заслуживает внимания всякого, кто интересуется судьбами передвижничества на рубеже 19-20 столетий, кто стремится представить себе более или менее полную картину развития русской исторической живописи.
Размышляя о творчестве художника, известный искусствовед О.И. Сопоцинский отметил, что его «картины обладают одним очень ценным качеством – возможностью быстро прочесть композицию. Зритель, даже не зная заглавия, легко улавливает нить рассказа. Малейшая деталь является в картине необходимой и не становится лишней». Он назвал Лебедева «непревзойденным и увлекательным рассказчиком».

BD0ZFxxIr1Y.jpg

Имя Клавдия Васильевича Лебедева, художника-передвижника, мастера жанровых картин и исторических композиций, яркого представителя русской реалистической школы живописи рубежа XIX-XX веков, сегодня мало кому известно.
«Причащение народа»

175c08be6129b76.jpg

Клавдий Васильевич Лебедев родился 16 октября 1852 г. в семье крестьянина, церковного живописца. Занятия отца церковной живописью, самым серьёзным образом повлияли на выбор мальчиком жизненного пути. В начале 1870-х годов он поступил в Строгановское училище, в 1875 году перешел в Училище живописи, ваяния и зодчества, где в то время преподавали И. М. Прянишников, А. К. Саврасов, В. Г. Перов, В. Е. Маковский.
«Иван Грозный». Государственный Русский музей, С-Петербург

145c08bddc74579.jpg

Любимым учителем Клавдия Лебедева стал Перов, а ближайшим другом и сподвижником – Маковский. Значительную роль в его творческой судьбе сыграл представитель академической школы рисования Е. С. Сорокин, уроки которого заложили основы последующей славы Лебедева как одного из лучших рисовальщиков своего времени и великолепного книжного иллюстратора.
«Сострунка медведя в лесу», 1907, Бумага, масло. 23 x 34 см, Государственный Русский музей

135c08bd51737b9.jpg

В 1881 году Лебедев был награжден большой серебряной медалью и получил звание классного художника третьей степени. «Размолвка на террасе», Холст, масло, Бурятский республиканский художественный музей им. Ц.С.Сампилова

127819269_5229398_OPAwG7ZotE5c08bcde0f525.jpg

С 1877 года Лебедев участвовал в выставках Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Петербургской Академии Художеств, Товарищества передвижников.С 1891 года Клавдий Лебедев стал действующим членом художественного объединения Товарищества передвижных художественных выставок.»Подаяние». Холст, масло
Бурятский республиканский художественный музей им. Ц.С.Сампилова

155c08bf1c25e2a.jpg

В 1893 году принимал участие во Всемирной художественной выставке в Чикаго. «В вагоне», 1893, Музей-усадьба художника Ярошенко, Кисловодск

lebedev_klavdy_03.jpg

Клавдий Васильевич Лебедев писал свои картины в жанре историческом и бытовом,создавал произведения в духе реализма на современные темы и темы русской истории X-XVII столетий.Оставил большое наследие в виде исторических полотен и акварелей со сценами из «домашнего быта» княжеской и боярской Руси. «Приятели», 1895, НМРБ, Минск

lebedev_klavdy_05.jpg

Любимым жанром для Лебедева всегда была историческая живопись, позволяющая показать характеры, используя красочность древнерусских костюмов и особенности обстановки. Сначала копируя, а затем воспроизводя предметы старины и костюмы эпохи XVI-XVII вв., художник постепенно пришел к созданию в годы учебы картины «Молодой боярин за столом» (1880). А за картину «Выход боярышни из церкви» получил большую серебряную медаль.

0_316255_9f31f441_XXXL5c08a3fd2371d.jpg

Знание истории, любовь к родному прошлому, историческое чутье позволили ему создать интереснейшие полотна, среди которых «Царь Иван IV Грозный, просящий игумена Кирилла благословить его в монахи». 1898. Холст, масло. 106.6 x 144 см. Национальный художественный музей Республики Беларусь

55c08b3bf97564.jpg

Русская история периода XVI-XVII вв. вызывала у художника особый интерес. Поэтому неслучайным был успех его картины «Боярская свадьба», 1883, Холст, масло. 48.8 x 69.2 см, Государственная Третьяковская галерея, демонстрировавшейся в 1884 г. на XII выставке передвижников.

lebedev_klavdy_01.jpg

Первое большое историческое полотно К.В. Лебедева критика встретила неоднозначно. «Санкт-Петербургские ведомости» писали, что представленные в картине «типы невозможны, безобразны до крайности, на них противно смотреть». В.В. Стасов посчитал, что самое привлекательное в работе Лебедева — это «типы и характеры, превосходно понятые и выраженные».
Имя Лебедева стало известным. Его полотна заметили известные художники. «Освоение русскими новых земель», 1904, Бумага, акварель, Вологодская областная картинная галерея

lebedev_klavdy_11.jpg

В 1888 году Константин Савицкий, размышляя о развитии исторического жанра, в письме В.М. Васнецову отметил, что «москвичи будто главенствуют в этом; говорят, что большие вещи можно ждать от Лебедева».
Этой «большой вещью» стало историческое полотно «Марфа Посадница. Уничтожение новгородского веча», 1889, Холст, масло 251 х 410 Государственная Третьяковская галерея, Москва, продемонстрированная впервые в 1891 году на XIX выставке передвижников.

15c08a4d6bec63.jpg

Следом, в 1896 году была написана картина «Насильственный постриг», Музей музыкальной культуры, Москва. Рассказывавшая о суровых обычаях той эпохи.

xudozhnik_Klavdiy_Lebedev_04.jpg

Постоянно художник обращался в своем творчестве к жанровым историческим сценам, не забывал о них: «Угощение шута» (1892), «Дурка» (1892), «В Московском приказе XVII в.» (1898), «Отдохнул» (1900), «К боярину с наветом» 1904, Холст, масло 89 х 122,2 Государственная Третьяковская галерея, Москва

35c08ad8c9d4ea.jpg

«Подъячий», 1912 год, Вязниковский историко-художественный музей

untitled5c08abaab6953.png

Работая над историческим жанром, Клавдий Васильевич писал картины, посвященные отдельным историческим событиям и деятелям русской истории. За полотно «Смерть царя Федора Алексеевича» его удостоили звания академика в 1897 году.

0_1fc9e8_19d1af6d_orig.jpg

В начале XX в. появился цикл картин, посвященных Петровской эпохе: «Никита Зотов обучает царевича Петра Алексеевича». 1903. Холст, масло,

127819258_5229398_nXcW7Kb7tX8.jpg

«Прощание царицы Н.К. Нарышкиной с братом Иваном перед тем, как выдать его стрельцам» (1908), «Молодой Петр I и сокольничий». 1900, Государственный Русский музей

u_96b743a51cf79d67111c9dd4a6e50a4f.jpg

«Петр I в Саардаме» (1908). «Ассамблея при дворе Петра I».Бумага, акварель. Ивановское объединение художественных музеев

original5c08b19236998.jpg

В 1906 году Лебедев был избран действительным членом Академии художеств. Лебедев очень много и плодотворно работал по теме церковной и религиозной живописи. Клавдий Васильевич Лебедев создал иконы для иконостаса болгарской церкви Святого Стефана в Стамбуле. «Князь Игорь собирает дань с древлян в 945 году», 1903 год

lebedev_klavdy_13.jpg

Размышляя о творчестве К.В. Лебедева, нельзя не сказать об одном из самых главных событий в творческой биографии живописца. А главным делом всей его жизни стала роспись Вознесенского собора в г. Ельце, взведенного по проекту К.А. Тона. (Проект собора был утвержден в 1844 г., строительство началось в 1845, с 1877 г. начались штукатурные работы, а затем и роспись стен, которая закончилась к 1887 г.). «Образ св. Андрея Боголюбского и св. Михаила Черниговского». 1885 г.,Черно-белый карандашный рисунок на плотном листе бумаги.Размер листа: 327 Х 244.

127819272_5229398_qnb9xqX169g.jpg

В Вознесенском Елецком соборе, возведенном архитектором А.С. Каминским по проекту К.А. Тона, только в храмовой части насчитывается более 220 стенных росписей, живописных полотен, иконописных работ, большинство из которых принадлежит кисти выдающихся художников-передвижников А.И. Корзухина и К.В. Лебедева. «Образ св. кн. Владимира и св. кн. Ольги.», Черно-белый карандашный рисунок с белыми акварельными деталями на сером листе бумаги. Размер листа: 275 Х 220. Размер рисунка № 1: 216 Х 115, размер рисунка № 2: 216 Х 115

127819269_5229398_OPAwG7ZotE.jpg

Более ста созданных художником эскизов и рисунков хранятся в собрании церковно-археологического кабинета Московской духовной академии. Оригинальные акварели и рисунки Лебедева также хранятся в музее истории религии.
«Образ Святителя» 1881 г.. Черно-белый карандашный рисунок с белыми акварельными деталями на листе бумаги, наклеенном на лист картона.. Размер картона: 398 Х 217. Размер бумаги: 349 Х 186.

127819266_5229398_DGoOW906RAU.jpg

В 1894-1898 годах Лебедев преподавал в Академии Художеств в Санкт-Петербурге в должности профессора натурного класса, с 1890 года преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. «Встреча Святослава с византийским императором Цимисхием на берегу Дуная» ,1880 год.

65c08b5652bb5b.jpg

В начале XX века Лебедев иллюстрировал Библию картинами по Священной истории Ветхого Завета. Иллюстрировал русские сказки, сотрудничал с журналами «Живописное обозрение», «Всемирная иллюстрация», «Нива».Участвовал в иллюстрации книги «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси». Был штатным художником издательства Ивана Дмитриевича Сытина. «Ночь на Ивана-Купалу», Бумага, акварель, Ставропольский краевой музей изобразительных искусств.

45c08b4eb460a5.jpg

Его искусство — это исторические темы в духе реализма. Его история X—XVII веков пользовалась большой популярностью в прошлом и остаётся не менее интересной в наше время. «ПляскаЭ. 1900, Холст, масло. 26 x 31 см
Государственный музей искусств им. А.Кастеева Республики Казахстан

u_96b743a51cf79d67111c9dd4a6e50a4f5c08b476d6eac.jpg

Картины живописца можно увидеть в Третьяковской галерее, собрании археологического кабинета Московской духовной академии и в других музеях.

Клавдий Васильевич Лебедев скончался в 1916 году в Москве, где и был похоронен. «К сыну», 1894 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва

lebedev_klavdy_04.jpg

До конца своей жизни художник оставался верен избранной исторической тематике, а его познания позволяли выполнять работы, не просто высокохудожественно, но и исторически достоверно. Своими произведениями Лебедев мастерски воспевал красоту русского человека, его духовную силу. Все работы Мастера пронизаны любовью к России и славной русской истории. «Портрет мальчика». Частное собрание

165c08bfb2c0d0a.jpg

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2018

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
- Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «Общероссийский просветительский проект»;
- Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «Просветительский проект»;
- Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «Общероссийский просветительский проект»;

- Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «Просветительский проект» .