Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

42707507_2127115340870944_483571579037417472_n5bdfa9c7874a9.jpg

Выпуск 287. Литовченко Александр Дмитриевич(1835-1890).

«Литовченко не внес в русскую школу живописи ничего нового ни в смысле направления, ни в смысле художественных приемов. Рисунок его был правилен и даже несколько академичен, колорит приятен, манера, что называется, сочная, композиция суха и неразнообразна. Но, не оставив в русской живописи крупного следа после себя, Литовченко, тем не менее, не будете забыт, благодаря именно той роли, которую он играл при основании товарищества передвижных выставок. За последние тридцать лет это основание товарищества является самым выдающимся событием истории живописи в России. Литовченко служил этому делу искренно и горячо; хотя из его протеста, в смысле личной художественной деятельности, не вышло ничего, — он был, как основатель (sic) товарищества, одним из главных пионеров русского искусства» («Всемирная Иллюстрация», 1890 г.).

1-17.jpg

Александр Дмитриевич родился 14 [26] марта 1835 года в городе Кременчуг в бедной мещанской семье. Влечение к живописи мальчик почувствовал очень рано, у него проявилась редкий дар к рисованию .Эта увлечённость в конце концов и определила судьбу будущего живописца.

В 1855 году ,прибыв в Петербург, он поступил в ученики Академии Художеств, с большим трудом выдержав вступительные экзамены. Наставником у Литовченко был сам Фёдор Антонович Бруни. «Шут», 1875 год. Холст, масло. 42,7х35 см.Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря, Москва

85bfdbdaadb2e0.jpg

В Академии занятия у Литовченко пошли весьма успешно: в 1855, 1857 и 1858 годах он получил две малые и две большие серебряные медали за рисунок и этюд, а в 1861 году Литовченко был удостоен малой золотой мeдали за выполненную им по академической программе работу «Харон перевозит души умерших через реку забвения Стикс». 1861 год, Государственный Русский музей.

55bfdb69aa3762.jpg

Участвуя в дальнейшем в конкурсах на получение большой золотой медали, Литовченко выполнил программные работы «Олимпийские игры» в 1860 году и «Стрелецкий бунт» в 1862, но не был удостоен этой награды и отказался от дальнейших попыток ее соискания. «Портрет дамы в сером», Частное собрание

552550.jpg

9 ноября 1863 года Литовченко присоединился к двенадцати соискателям, отказавшимся от данной академическим советом Академии программы на первую золотую медаль, и, вместе с остальными, покинул Академию, получив от нее диплом классного художника второй степени, вместе с присоединенным к нему свидетельством, что художник имеет превосходные способности и «может писать образа». «Итальянский посланник Кальвуччи зарисовывает любимых соколов царя Алексея Михайловича», 1889 год, Харьковский художественный музей, Харьков

65bfdbcf82e789.jpg

Покинув Академию , Литовченко примкнул к «Петербургской художественной артели», а после её распада вошел в «Товарищество передвижных выставок»,серьёзно повлиявших на ход развития русского живописного искусства, на которых и он выставлял с 1878 года свои работы. «Портрет Шварца Вячеслава Григорьевича». Государственная Третьяковская галерея. Москва

35bfdbc33337c7.jpg

В 1868 году за картину «Сокольничий — этюд мужской полуфигуры в русском костюме XVII столетия» он получил звание академика. После этого, добиваясь профессорского звания, Литовченко в предоставленной Академией Художеств мастерской, в течение четырёх лет работал над картиной «Царь Иоанн Грозный показывает свои сокровища английскому послу Горсею». Представленная на суд Совета в 1874 году работа, была признана членами Совета неудовлетворительной в историческом и, в особенности, археологическом отношениях. «Седло, украшенное драгоценностями» 1875 год (эскиз к картине «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею»)

Alexander_Litovchenko_001.jpg

Крайне расстроенный художник, будучи не согласным с вердиктом Совета просил более определенных указаний и объяснений, но получил ответ, что совет не считает нужным входить с ним по поводу этого в переписку. После этого отношение Литовченко к Академии резко изменилось и до самой смерти все высказывания художника об Академии были резкими и язвительными.
«Боярыня Морозова», 1880-е, Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

litovchenko_055bfdbad256b1e.jpg

После получения академического звания, произведения Литовченко стали часто появляться на академических выставках, а с 1878 года и на выставках Товарищества передвижных художественных выставок, деятельным членом которого живописец оставался до конца своей жизни. Лучшими из произведений художника несомненно являются : «Иоанн Грозный показывает свои богатства английскому послу Горсею» (1875) Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

litovchenko_02.jpg

и «Царь Алексей Михайлович и архиепископ Новгородский Никон у гроба святого чудотворца Филиппа, митрополита Московского» (1886),Холст, масло 225 х 183,8, Государственная Третьяковская галерея, Москва

25bfdb9808e18f.jpg

а также несколько портретов, особенно,рисованные черным карандашом и карандашным соусом портреты С. С. Андреевского, В. В. Вельяминова-Зернова и других лиц. «В Белом Колодезе. Портрет А.В. и Е.Г. Шварцев». 1879 год, Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки

18457.jpg

Из работ Литовченко по части религиозной живописи заслуженно привлекают внимание образа, написанные для церкви Святого Николая на Севастопольском военном кладбище и семь стенных картин в московском храме Христа Спасителя.

Скончался Александр Дмитриевич Литовченко 16 (28) июня 1890 года в возрасте 55 лет в С-Петербурге, где и был похоронен. «Ледоход в Петербурге. (Ледоход на Неве)», 1881год, масло, холст 28×48,5 см Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева

45bfdba3962a48.jpg

Вот, что было написано во «Всемирной иллюстрации»- русском еженедельном иллюстрированном художественно-литературном журнале, умеренного, буржуазно-либерального толка, одном из самых популярных изданий второй половины XIX столетия в России, по случаю смерти живописца: «Литовченко не внес в русскую школу живописи ничего нового ни в смысле направления, ни в смысле художественных приемов. Рисунок его был правилен и даже несколько академичен, колорит приятен, манера, что называется, сочная, композиция суха и не разнообразна. Но, не оставив в русской живописи крупного следа после себя, Литовченко, тем не менее, не будете забыт, благодаря именно той роли, которую он играл при основании товарищества передвижных выставок. За последние тридцать лет это основание товарищества является самым выдающимся событием истории живописи в России. «Солнечная тропинка в лесу». 1874 год, частное собрание

75bfdbb68150e1.jpg

Товарищество несомненно оживило русскую школу, открыло новые пути и, не придавая товариществу того исключительного значения, которое ему придает г-н Стасов, можно, однако же, сказать, что товарищество было полезным учреждением не только для своих членов, но и вообще для русской живописи. Литовченко служил этому делу искренно и горячо; хотя из его протеста, в смысле личной художественной деятельности, не вышло ничего, — он был, как основатель товарищества, одним из «главных пионеров русского искусства». Лучше, пожалуй, и не скажешь…

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2018

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «Общероссийский просветительский проект»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «Просветительский проект»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «Общероссийский просветительский проект»;

— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «Просветительский проект» .