Энциклопедия мировой живописи(специальный 286 выпуск)
Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»
Выпуск 286. Капков Яков Фёдорович(1816-1854).
В живописи ученик, имеющий своим учителем великого живописца, всегда стоит перед опасностью затеряться в тени великого маэстро. Наверное, так и бывает в большинстве случаев, ибо для того, чтобы найти свою дорогу в искусстве и сказать свое «Я», нужно обладать талантом, сравнимым с талантом учителя. А ведь число гениев в любом виде человеческой деятельности определяется на счет: один, два, три, четыре… Такова, примерно, была судьба русского художника Якова Федоровича Капкова, крепостного графа М.С. Воронцова, но рано получившего вольную и поступившего учиться в Академию художеств.
Яков Фёдорович Капков родился февральским(точной даты рождения не сохранилось) днём 1816 года в семье крепостного подрядчика светлейшего князя Михаила Семёновича Воронцова в имении князя под Санкт-Петербургом. Интерес к рисованию у мальчика проявился очень рано, хотя отец будущего живописца и не поощрял увлечения сына.
«Итальянская семья», Середина 19 века, Частное собркание
Поддержку своему увлечению Яков нашёл в лице своей мачехи, которой очень нравились рисунки маленького художника, и которая настояла на предоставлении ему возможности получения первичного художественного образования в С-Петербургской мастерской художника, профессора исторической живописи и преподавателя Академии художеств Алексея Егоровича Егорова(1776 — 1851).
«Невеста». 1851 год, Холст, масло. 80.8 x 64 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Всеми силами стремясь попасть в Императорскую Академию художеств, Капков сумел добиться аудиенции у своего барина, светлейшего князя(что было очень сложной задачей, учитывая высокий статус последнего при дворе и загруженность-князь в это время являлся новороссийским и бессарабским генерал-губернатором и в столице бывал крайне редко), представил на его суд несколько своих отборных рисунков, и, поведав князю о своей мечте, попросил соизволения выкупиться от него.
«Ахилл над трупом Патрокла». 1843. Холст, масло. 34 x 42 см. Государственная Третьяковская галерея
Воронцов, видя в своём крепостном действительный и самобытный талант, своим высоким соизволением отпустил Якова Капкова на волю без всякого выкупа.
В 1832 году Яков Капков поступил в Императорскую Академию художеств в качестве пенсионера «Общества Поощрения Художников» вольноприходящим академистом. Копируя в рамках академического задания в стенах академии копию исторического живописца Григория Ивановича Угрюмова (1764—1823) с работы итальянского живописца болонской школы Гвидо Рени(1575-1642) «Архангел Михаил», обратил на себя внимание самого Карла Павловича Брюлова(1799-1852), в то время только что вернувшегося из своего итальянского путешествия и ставшего профессором Императорской Академии художеств,которому было поручено руководство историческим классом Академии. Начиная с 1836 года К.П. Брюлов становится наставником Якова Капкова.
«Исцеление Митрополитом Алексеем Тайдулы, жены Чанибека, Хана Золотой Орды». Конец 1830-х — начало 1840-х
Холст, масло. 57 x 67 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В 1838 году Капков был удостоен двумя серебряными медалями 2-го достоинства, но не имея возможности по своей бедности окончить академический курс, в 1839 году подал прошение руководству Академии о выдаче ему аттестата на звание свободного художника, продолжая при этом посещение занятий в Академии.
«Портрет Александры Куторга». Частное собрание
Всего за время своей учебы в Императорской Академии художеств Капков был награжден двумя малыми и большой серебряными и малой золотой за картину «Алквиад и его друг спасаются, выбегая из своего дома, подожженного врагам»( 1842, Холст, масло 141,5 х 113,3 Государственная Третьяковская галерея, Москва) медалями.
В 1845 году за исполненную картину «Силоамская купель» 1845, Холст, масло. 139 x 179 см , Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Яков Капков был награждён большой золотой медалью, а также получил аттестат 1-й степени на звание классного художника, дававший право пенсионерской поездки за границу.
20 ноября 1847 года художник прибыл в Рим, но пробыл в Италии всего полтора года. В связи с возникшими волнениями(революция 1848—1849 годов в Ломбардии и Венеции), по Высочайшему повелению совместно с другими пенсионерами, 19 апреля 1849 года Яков Фёдорович Капков был вызван в Россию.
«Портрет Л.А. Чертковой», урожденной Хрущовой, 1852 год, Тамбовская галерея
В 1850 году Капков был вновь послан за границу в Голландию и Испанию, но добравшись до Варшавы был вынужден по личным обстоятельствам вернуться в С-Петерберг. Больше попыток выехать за границу художник не предпринимал, и до своей кончины жил в столице. «За молитвой», 1850, Иркутский художественный музей
Художник всю свою творческую жизнь был одержим одной идеей -создать что-либо грандиозно-значительное в духе своего учителя, однако, все его попытки неизменно оканчивались неудачно
«Портрет сестры художника», 1850, Северо-Осетинский республиканский художественный музей, Владикавказ
Им были исполнены «Молодая альбанка с книгой в руках», написанная ещё в Риме и приобретённая в 1850 году императором Николаем I, «Мария перед образом Богоматери»(находящаяся в Александрии), «Заремба, исполненная ревности» (частное собрание),
«Богоматерь с Предвечным Младенцем» 1853, Холст, масло Дальневосточный художественный музей, Хабаровск — была приобретена императором Николаем I для своей дочери, Великой княгини Ольги Николаевны,
«Благовещение» — участвовала в Академической выставке 1852 года ,несколько экземпляров «Вдовушки», один из которых принадлежал известному коллекционеру Миллеру, а ещё один вместе с экспонатами галереи Прянишникова вошёл в состав экспонатов вначале Румянцевского музея с С-Петербурге, а затем в состав объединённого с Московским Публичным музеем в Москве.
Вообще, стоит признать, что если бы не удивительная, восхитительная( и ещё много эпитетов можно использовать), неповторимая «Вдовушка», имя Якова Фёдоровича Капкова ,возможно, затерялось бы в истории русской живописи.
«Вдовушка», 1851 год, 47,2 ( 44,6 см (овал в прямоугольнике), Государственная Третьяковская галерея, Москва
По единодушному мнению искусствоведов , именно благодаря этой работе Капков обессмертил своё имя в истории русского искусства, сумев создать тот единственно пленительный женский образ, естественная чистота и трогательная прелесть которого не умещаются в рамках холодной манеры академического исполнения. «Вдовушка», 1831 год, холст, масло, 52 х 44 см, Витебский областной краеведческий музей
В изображении «Вдовушки» Капковым вложено такое внутреннее содержание, которое дается лишь воистину выдающемуся таланту. «Турчанка», 1850-е, Государственная Третьяковская галерея, Москва\
Вдохновлённый успехом картины, художник в течение своей творческой карьеры неоднократно возвращался к теме этой картины, cоздав более десятка авторских копий, которые сегодня с успехом экспонируются во многих наших музеях.
«Купальщица», 1851 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Женский образ был любимой темой работ художника. В С-Петербурге Яков Капков стал популярным исполнителем женских образов, головок и фигур, которые зачастую носили достаточно экзотический характер. Его картины охотно раскупали, а среди его заказчиков были даже члены Императорской фамилии, заказавшие ему несколько картин для своей коллекции. «Портрет неизвестной», 1849, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Художник также охотно брался за выполнение заказов по написанию портретных работ известных людей столицы, а также внутреннему оформлению храмов и церквей в различных городах России. «Благовещение» ,
1852, Холст, масло. 117 x 97.5 см, Государственная Третьяковская галерея
29 марта 1854 года Яков Фёдорович Капков скоропостижно скончался в возрасте 38 лет в Санкт -Петербурге от скоротечного простудного заболевания. Похоронен художник был на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга.
«Молящаяся девушка», 1851, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Художник, имеющий своим наставником выдающегося мастера, всегда сталкивается в своём творчестве с опасностью остаться в тени своего великого учителя. Сравнивать творчество Капкова и Брюлова бессмысленно: это как сравнивать маленький ручеёк с большим и могучим потоком, но ручеёк творчества Якова Фёдоровича Капкова никогда не пересыхал, постоянно питая большую и полноводную реку, имя которой -Русское искусство…..
Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2018
Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.
Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «Общероссийский просветительский проект»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «Просветительский проект»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «Общероссийский просветительский проект»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «Просветительский проект» .