Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

42707507_2127115340870944_483571579037417472_n5bdfa9c7874a9.jpg

Выпуск 286. Капков Яков Фёдорович(1816-1854).

В живописи ученик, имеющий своим учителем великого живописца, всегда стоит перед опасностью затеряться в тени великого маэстро. Наверное, так и бывает в большинстве случаев, ибо для того, чтобы найти свою дорогу в искусстве и сказать свое «Я», нужно обладать талантом, сравнимым с талантом учителя. А ведь число гениев в любом виде человеческой деятельности определяется на счет: один, два, три, четыре… Такова, примерно, была судьба русского художника Якова Федоровича Капкова, крепостного графа М.С. Воронцова, но рано получившего вольную и поступившего учиться в Академию художеств.

0_d7c8f_cd1252d5_XXL5bfa212093c92.jpg

Яков Фёдорович Капков родился февральским(точной даты рождения не сохранилось) днём 1816 года в семье крепостного подрядчика светлейшего князя Михаила Семёновича Воронцова в имении князя под Санкт-Петербургом. Интерес к рисованию у мальчика проявился очень рано, хотя отец будущего живописца и не поощрял увлечения сына.
«Итальянская семья», Середина 19 века, Частное собркание

594217.jpg

Поддержку своему увлечению Яков нашёл в лице своей мачехи, которой очень нравились рисунки маленького художника, и которая настояла на предоставлении ему возможности получения первичного художественного образования в С-Петербургской мастерской художника, профессора исторической живописи и преподавателя Академии художеств Алексея Егоровича Егорова(1776 — 1851).
«Невеста». 1851 год, Холст, масло. 80.8 x 64 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

55bfb2fa51368d.jpg

Всеми силами стремясь попасть в Императорскую Академию художеств, Капков сумел добиться аудиенции у своего барина, светлейшего князя(что было очень сложной задачей, учитывая высокий статус последнего при дворе и загруженность-князь в это время являлся новороссийским и бессарабским генерал-губернатором и в столице бывал крайне редко), представил на его суд несколько своих отборных рисунков, и, поведав князю о своей мечте, попросил соизволения выкупиться от него.
«Ахилл над трупом Патрокла». 1843. Холст, масло. 34 x 42 см. Государственная Третьяковская галерея

17951.jpg

Воронцов, видя в своём крепостном действительный и самобытный талант, своим высоким соизволением отпустил Якова Капкова на волю без всякого выкупа.

В 1832 году Яков Капков поступил в Императорскую Академию художеств в качестве пенсионера «Общества Поощрения Художников» вольноприходящим академистом. Копируя в рамках академического задания в стенах академии копию исторического живописца Григория Ивановича Угрюмова (1764—1823) с работы итальянского живописца болонской школы Гвидо Рени(1575-1642) «Архангел Михаил», обратил на себя внимание самого Карла Павловича Брюлова(1799-1852), в то время только что вернувшегося из своего итальянского путешествия и ставшего профессором Императорской Академии художеств,которому было поручено руководство историческим классом Академии. Начиная с 1836 года К.П. Брюлов становится наставником Якова Капкова.
«Исцеление Митрополитом Алексеем Тайдулы, жены Чанибека, Хана Золотой Орды». Конец 1830-х — начало 1840-х
Холст, масло. 57 x 67 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

96743730_large_187146_600.jpg

В 1838 году Капков был удостоен двумя серебряными медалями 2-го достоинства, но не имея возможности по своей бедности окончить академический курс, в 1839 году подал прошение руководству Академии о выдаче ему аттестата на звание свободного художника, продолжая при этом посещение занятий в Академии.
«Портрет Александры Куторга». Частное собрание

142947785_Portrait_of_Alexandra_Kutorga.jpg

Всего за время своей учебы в Императорской Академии художеств Капков был награжден двумя малыми и большой серебряными и малой золотой за картину «Алквиад и его друг спасаются, выбегая из своего дома, подожженного врагам»( 1842, Холст, масло 141,5 х 113,3 Государственная Третьяковская галерея, Москва) медалями.

15bfb2603c6e72.jpg

В 1845 году за исполненную картину «Силоамская купель» 1845, Холст, масло. 139 x 179 см , Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Яков Капков был награждён большой золотой медалью, а также получил аттестат 1-й степени на звание классного художника, дававший право пенсионерской поездки за границу.

65bfb26d03a2e5.jpg

20 ноября 1847 года художник прибыл в Рим, но пробыл в Италии всего полтора года. В связи с возникшими волнениями(революция 1848—1849 годов в Ломбардии и Венеции), по Высочайшему повелению совместно с другими пенсионерами, 19 апреля 1849 года Яков Фёдорович Капков был вызван в Россию.
«Портрет Л.А. Чертковой», урожденной Хрущовой, 1852 год, Тамбовская галерея

142947786_RRSSSRS_RR_RRSSRRRRR_SSRRRRRRRR_RSSSRRRR_18525bfb3213abab8.jpg

В 1850 году Капков был вновь послан за границу в Голландию и Испанию, но добравшись до Варшавы был вынужден по личным обстоятельствам вернуться в С-Петерберг. Больше попыток выехать за границу художник не предпринимал, и до своей кончины жил в столице. «За молитвой», 1850, Иркутский художественный музей

kapkov_08.jpg

Художник всю свою творческую жизнь был одержим одной идеей -создать что-либо грандиозно-значительное в духе своего учителя, однако, все его попытки неизменно оканчивались неудачно
«Портрет сестры художника», 1850, Северо-Осетинский республиканский художественный музей, Владикавказ

kapkov_07.jpg

Им были исполнены «Молодая альбанка с книгой в руках», написанная ещё в Риме и приобретённая в 1850 году императором Николаем I, «Мария перед образом Богоматери»(находящаяся в Александрии), «Заремба, исполненная ревности» (частное собрание),

i5bfb372e1599a.jpg

«Богоматерь с Предвечным Младенцем» 1853, Холст, масло Дальневосточный художественный музей, Хабаровск — была приобретена императором Николаем I для своей дочери, Великой княгини Ольги Николаевны,

45bfb2aaa0d262.jpg

«Благовещение» — участвовала в Академической выставке 1852 года ,несколько экземпляров «Вдовушки», один из которых принадлежал известному коллекционеру Миллеру, а ещё один вместе с экспонатами галереи Прянишникова вошёл в состав экспонатов вначале Румянцевского музея с С-Петербурге, а затем в состав объединённого с Московским Публичным музеем в Москве.

0_d01e0_73eb16fe_XXL.jpg

Вообще, стоит признать, что если бы не удивительная, восхитительная( и ещё много эпитетов можно использовать), неповторимая «Вдовушка», имя Якова Фёдоровича Капкова ,возможно, затерялось бы в истории русской живописи.
«Вдовушка», 1851 год, 47,2 ( 44,6 см (овал в прямоугольнике), Государственная Третьяковская галерея, Москва

kapkov_065bfb3615f0c94.jpg

По единодушному мнению искусствоведов , именно благодаря этой работе Капков обессмертил своё имя в истории русского искусства, сумев создать тот единственно пленительный женский образ, естественная чистота и трогательная прелесть которого не умещаются в рамках холодной манеры академического исполнения. «Вдовушка», 1831 год, холст, масло, 52 х 44 см, Витебский областной краеведческий музей

0_d01e1_1fc6acaf_XXL.jpg

В изображении «Вдовушки» Капковым вложено такое внутреннее содержание, которое дается лишь воистину выдающемуся таланту. «Турчанка», 1850-е, Государственная Третьяковская галерея, Москва\

kapkov_13.jpg

Вдохновлённый успехом картины, художник в течение своей творческой карьеры неоднократно возвращался к теме этой картины, cоздав более десятка авторских копий, которые сегодня с успехом экспонируются во многих наших музеях.
«Купальщица», 1851 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва

kapkov_09.jpg

Женский образ был любимой темой работ художника. В С-Петербурге Яков Капков стал популярным исполнителем женских образов, головок и фигур, которые зачастую носили достаточно экзотический характер. Его картины охотно раскупали, а среди его заказчиков были даже члены Императорской фамилии, заказавшие ему несколько картин для своей коллекции. «Портрет неизвестной», 1849, Государственная Третьяковская галерея, Москва

kapkov_06.jpg

Художник также охотно брался за выполнение заказов по написанию портретных работ известных людей столицы, а также внутреннему оформлению храмов и церквей в различных городах России. «Благовещение» ,
1852, Холст, масло. 117 x 97.5 см, Государственная Третьяковская галерея

35bfb2c4430c1a.jpg

29 марта 1854 года Яков Фёдорович Капков скоропостижно скончался в возрасте 38 лет в Санкт -Петербурге от скоротечного простудного заболевания. Похоронен художник был на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга.
«Молящаяся девушка», 1851, Государственная Третьяковская галерея, Москва

kapkov_105bfb2d1d84ae2.jpg

Художник, имеющий своим наставником выдающегося мастера, всегда сталкивается в своём творчестве с опасностью остаться в тени своего великого учителя. Сравнивать творчество Капкова и Брюлова бессмысленно: это как сравнивать маленький ручеёк с большим и могучим потоком, но ручеёк творчества Якова Фёдоровича Капкова никогда не пересыхал, постоянно питая большую и полноводную реку, имя которой -Русское искусство…..

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2018

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «Общероссийский просветительский проект»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «Просветительский проект»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «Общероссийский просветительский проект»;

— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «Просветительский проект» .