Энциклопедия мировой живописи(специальный 284 выпуск)
Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»
Выпуск 284. Клодт Михаил Константинович(1832-1902).
В обзоре Академической выставки 1867 года В. В. Стасов писал:
«Клодт, на мой глаз, — один из самых характерных наших пейзажистов. Его упрекают иногда в некоторой сухости, щепетильной мелочности, слишком рабском подражании натуре, но мне кажется, уже лучше это, чем размашистая ложь и фантастические выдумки большинства наших пейзажистов. Не знаю, что можно сравнить с его Осенью, а потом и с Закатом солнца, выставленных на нынешней выставке. Все это очень и очень далеко от Соррентов, видов на Чёрное море и т. п., которыми обыкновенно нас потчуют ландшафтные живописцы. И слава Богу! Клодт ищет только схватить русскую природу во всей её неказистости, без всякой претензии на парад и золотом шитый мундир, без чего другие пейзажисты не представляют себе природу. Но зато сколько истинного, глубокого наслаждения приносят его правдивые картины.» Иван Николаевич Крамской. «Портрет художника Михаила Константиновича Клодта»
Михаил Константинович Клодт родился 30 декабря 1832 в Санкт-Петербурге в художественно одарённой семье Клодт фон Юргенсбургов. Его отец, генерал-майор артиллерии Константин Карлович Клодт, увлекался гравюрой по дереву, а дядя, Петр Карлович Клодт, был одним из лучших скульпторов России того времени.
По характеру маленький Михаил рос нелюдимым юношей. Интерес к живописи проявится достаточно рано. Своё образование Михаил Клодт начал в Горном кадетском корпусе, где изучал основы горного дела. Изучаемые дисциплины совсем не вызывали интереса у юноши, он часто пропускал занятия, и единственным образовательным предметом, который будущий художник посещал с удовольствием, было рисование. «Крестьянка у сломанной телеги со льном».1871
Холст, масло, Государственный Русский музей
Преподавателем этой дисциплины в корпусе был Иван Трофимович Хруцкий(1810-1885) — выдающийся мастер натюрморта и интерьерной живописи, который сразу обратил внимание на исключительно талантливого ученика и сумел рассмотреть в Мише Клодте будущего большого художника.
В 1851 году 18-летний Михаил Клодт поступил в Императорскую Академию художеств, где начал своё обучение в классе Максима Никифоровича Воробьева(1787-1855),известного русского живописца, великолепного мастера пейзажа, яркого представителя романтизма. преподававшего пейзажную живопись в Академии.
В 1853 году Клодт за одну из своих ученических работ был удостоен серебряной медали второй степени и стал стипендиатом Общества поощрения художников, однако, отказался от стипендии в пользу более нуждающихся художников, и она была передана одному из двух братьев Крейтанов. В Академии Клодт занимался с большим увлечением, и в 1854 году за картину «Вид на острове Валаам» молодой художник награждается золотой медалью второй степени.
Это полотно было показано на академической выставке 1857 года и имело хорошие отзывы критики.
В 1858 году Михаил Константинович заканчивает Академию. За картину «Вид в имении Загезаль близ Риги» художник получает Большую золотую медаль первой степени и вместе с ней право на поездку в Европу в качестве пенсионера сроком на три года.
В мае 1858 года Клодт с большим желанием работать и совершенствовать свое мастерство отправляется в Швейцарию и поселяется в небольшом отеле на берегу Женевского озера. «Озеро в горах». Частное собрание
Но работа в Швейцарии не получилась и Клодт решается сменить обстановку и переехать в столицу Франции, надеясь , что Париж принесёт творческое вдохновение и желание творить.Но и здесь художник чувствует себя крайне неуютно: ни великолепная архитектура французской столицы , ни современная французская живопись не произвели на него впечатления. Михаила нестерпимо тянуло домой, на Родину в Россию. «Летний пейзаж»
В 1860 году художник пишет в Академию художеств письмо, в котором просит разрешения вернуться в Россию, чтобы в оставшийся срок пенсионерства заняться писанием пейзажей с натуры в России. В том же году Клодт для отчета перед Академией пишет картину «Вид в Нормандии (Летний день)» 1860, Холст, масло 63 х 91,4, Ярославский художественный музей, Ярославль.
Уже в России по сохранившимся впечатлениям от поездки в Европу, Клодт написал картины «Вид в долине реки Аа в Лифляндии»,1862, Холст, масло 97 х 160, Государственный Русский музей,Санкт-Петербург
«Баркасы на берегу во время отлива. Бретань»
и «Ночной вид в Нормандии. Рыбаки у костра»,(1862)
Эти произведения отличала высокая тщательность исполнения; как и его отчетный пейзаж «Ночной вид в Нормандии», написанный в 1860 году, картины были написаны в рамках академических канонов в сочетании с романтическими мотивами. «Пейзаж с горным озером» Частное собрание.
В 1862 году за эти работы Михаил Константинович получил звание академика, а срок его пенсионерства был продлен еще на один год. Эти картины стали последними, в которых художник обратил своё внимание к заграничной тематике. После этого Клодт посвятил свое творчество исключительно родной природе. «Вечерний вид в деревне. Орловская губерния» Холст, масло 58 х 106, Дальневосточный художественный музей
Летом 1863 года Клодт c супругой гостили в Мценском уезде Орловской губернии. И именно здесь, в провинции, художник наконец обрёл душевную гармонию,и нашёл темы для своих будущих работ. «Сумерки». Частное собрание
Работая сначала в Орловской, а затем в Тульской и Смоленской губерниях, Михаил Константинович создал ряд «российских» пейзажей. Особенно ему удались картины «Дубовая роща» (1863),Холст, масло 97,5 х 160 Государственная Третьяковская галерея,Москва
«Большая дорога осенью» (1863),Холст, масло 79 х 157 Государственная Третьяковская галерея,Москва
«Вид в Орловской губернии» (1864), Холст, масло 137 х 217, Харьковский художественный музей за которую в 1864 году художник получил звание профессора, а значит, и право на преподавание в Академии художеств, но штатной должности для него на тот момент не нашлось.
В конце 1860-х годов Михаил Константинович Клодт был уже вполне состоявшимся художником, имевшим свой собственный взгляд на искусство и узнаваемую манеру письма. Его картины отличались особым реализмом изображения, безукоризненным рисунком со скрупулёзной проработкой деталей, мастерством перспективных решений, строгостью и стройностью композиции,и способностью присутствием человека «одушевить» природу. «Пейзаж с коровами» (1864). Частное собрание
Для него была присуща тщательность в прорисовке объектов переднего плана и обобщенность в отдалённых планах и неба с облаками. Такая точность в написании мелких деталей требовала больших усилий и много времени на создание полотна. Добиваясь высокой точности, художнику иногда приходилось переписывать картину несколько раз. «Под березами» (1874). Частное собрание
В декабре 1870 года было избрано первое правление Товарищества передвижных выставок, в состав которого вошел и Михаил Клодт, и следующее десятилетие его жизни было тесно связано с работой товарищества, которое очень быстро стало крупным центром художественной жизни в России. «К вечеру» (1867), Частное собрание
Тесное общение художника с членами общества способствовало укреплению в его творчестве реалистических тенденций и развитию интереса к темам и образам сельской России.
«Лесная даль в полдень», Холст, масло 93 х 157, Государственная Третьяковская галерея, Москва
На первой выставке передвижников, открытой 29 ноября 1871 года в здании Академии художеств в Санкт-Петербурге Михаил Клодт представил две работы: «Стадо у реки в полдень»,(1869), Холст, масло. 71 x 108 см, Государственный Русский музей
и «Вид в Киеве, из сада Г. Муравьева»(1871).
На второй выставке передвижников была выставлена работа Клодта «На пашне», Костромской государственный объединенный художественный музей, Кострома
Эта работа вызвала невольные ассоциации с одноимённой работой А. Г. Венецианова, однако художнику удалось изобразить образ природы с поистине эпической широтой не только по содержанию, но и по выразительным средствам.
«Возвращение стада в деревню», 1870, Холст, масло. 70 x 106 см, Частное собрание
С 1871 по 1879 год Клодт участвует во всех ежегодных выставках Товарищества передвижников. Все удивлялись его работоспособности. Тем не менее многие полотна долгие годы оставались в мастерской живописца на «доработке».
«Коровы на водопое», 1879, Холст, масло 37,5 х 68, Государственная Третьяковская галерея, Москва
В 1873 году Михаил Константинович был зачислен в Академии на профессорский оклад (с 1871 года он числился в Академии сверхштатным преподавателем «без содержания»), что значительно улучшило его финансовое положение. В Академии он, вместе с Алексеем Боголюбовым и Сократом Воробьёвым, создал класс пейзажной живописи и до введения нового временного устава Академии в 1894 году являлся членом её совета. «Высохшая речка», 1895, Холст, масло. 61.5 x 107 см, Одесский художественный музей
Клодт отнёсся к преподавательской деятельности так же добросовестно, как и к написанию пейзажей, и уделял своим студентам много времени и усилий.Некоторые из его учеников впоследствии стали известными художниками, работавшими в разных направлениях — пейзажисты Николай Дубовской и Юлий Клевер, маринист Александр Беггров и другие. «Коровы на берегу». Частное собрание
В 1880 году у художника возник конфликт с другим членом Товарищества передвижников, Архипом Куинджи, вследствие которого оба покинули общество. Последней серьезной работой художника до выхода из Товарищества стала картина «На пашне в Малороссии», которая была показана на выставке 1879 года.
Работы Михаила Клодта неоднократно экспонировались на Всемирных выставках в Париже (1867, 1868), Лондоне (1872), Вене (1873), Филадельфии (1876).
После оставления Товарищества передвижников художник продолжил путешествовать по России и создавать новые произведения. Из его работ этого периода заслуживают особого интереса «Волга под Симбирском» (1881), Холст, масло 64 х 115, Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева
и «Берег Финского залива» (1885), Частное собрание.
Постепенно его здоровье ухудшалось, начались проблемы со зрением, художника стали беспокоить головные боли. На занятия в Академию он стал приходить неопрятным, в мятой и грязной одежде. «Пейзаж с крестьянами». Частное собрание.
В 1886 году Михаил Клодт был уволен с профессорской должности в академии с оставлением за штатом, а в 1894 году — уволен окончательно с назначением ему небольшой пенсии. Служебное жильё, предоставленное Академией, он был вынужден вернуть. «Взморье», Около 1870, Холст, масло. 80.2 x 160 см, Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»
Имя Михаила Константиновича Клодта в последний раз было упомянуто в 1897 году в связи с юбилейной выставкой передвижников. «Лесная дорога». Частное собрание
Скончался Михаил Константинович Клодт 16 мая 1902 года в Санкт-Петербурге, где и был похоронен.
«Пейзаж с рекой». Частное собрание
Значение творчества Михаила Константиновича Клодта для русской живописи трудно переоценить. Вся творческая деятельность выдающегося художника представляла собой полнейшую гармонию между его талантом, мастерством и трудолюбием, и, конечно же, еще родной природой, которая неустанно вдохновляла его на создание все новых и новых творений. «Лесной пейзаж (Аллея в березовой роще)», 1867, Холст, масло Пермская государственная художественная галерея
Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2018
Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.
Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «Общероссийский просветительский проект»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «Просветительский проект»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «Общероссийский просветительский проект»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «Просветительский проект» .