Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

42707507_2127115340870944_483571579037417472_n5bdfa9c7874a9.jpg

Выпуск 283. Сергеев Николай Александрович(1855-1919).

Николай Александрович Сергеев пользовался большим успехом у современников. Современники писали о картинах Сергеева:

«Как пейзажист, Сергеев не ограничивается одним лишь воспроизведением внешних форм природы, но воспринимает ее душою художника-поэта, чуткого к ее жизни и многообразным настроениям. Его картины всегда поэтичны и оригинально взяты, в них много света и блеска, солнечных лучей; они очень своеобразны по общему тону и колориту, выгодно отличавшему Н. А. с первого же появления его произведений на выставках».

tmpAGRx5m.jpg

После смерти был забыт, ибо прошла тогда мода на академическую живопись. Но пришло время вспомнить этого талантливого живописца и полюбоваться его пейзажами.

Николай Александрович Сергеев родился 25 марта 1855 года в Харькове в семье мелкого служащего. Учился в харьковской Второй городской гимназии, выпускниками которой в разное время были также Генрих Семирадский(1843-1902)-выдающийся русский и польский художник, один из крупнейших представителей позднего академизма и Сергей Васильковский(1854-1917)- знаменитый русско-украинский живописец-пейзажист. «Сад», 1889, Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

85becae793693a.jpg

Первыми наставниками будущего живописца были Дмитрий Иванович Безперчий(1825-1913)-известный русско-украинский художник академического направления и педагог( ученик К.П. Брюлова), мастер жанровой живописи, и Александр Александрович Киселёв(1836-1911)- русский художник- пейзажист. «Ночью в степи», 1889, Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля

65becadd4d703e.jpg

Сергеев очень усердно занимался живописью и на уроках рисования в гимназии и в свободное от учёбы время. Будучи достаточно замкнутым по характеру юношей, Николай находил в занятиях живописью возможность для самовыражения и погружения в удивительный мир образов и фантазий. «Туман»,1897, Переславль-Залесский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

517fb86d61270d14aa5e5bdcbb0e1e9a534500175157680.jpg

Безперчий отмечал природный талант своего ученика и всячески старался способствовать его раскрытию, хотя не все историки живописи согласны с этими утверждениями(в очерках современников нередко встречаются утверждения, что Бесперчий не обращал на своего ученика никакого внимания и никак не способствовал его творческому развитию). «У пруда», Частное собрание

tmpAGRx5m5becaf8a3bc94.jpg

В том, как на самом деле происходили взаимоотношения Сергеева и его наставника в гимназии ещё предстоит разобраться….

0_2042d1_101e6716_orig.jpg

После окончания гимназии в 1876 году Николай Сергеев отправился в С-Петербург с целью поступления в институт путей сообщения, но судьба распорядилась так, что оказался он в частной мастерской одного из самых известных русских художников-маринистов, профессора Льва Феликсовича Лагорио(1826-1905). «В лесу у станции Тосно»

0_2042da_2e995e18_orig.jpg

Не последнюю роль в выборе будущей профессии молодого человека ,сыграла его юношеская мечта стать профессиональным художником, и вместо сдачи экзаменов в институт, Сергеев принял участие и с честью прошёл творческое испытание на право обучения у Лагорио. Это была уже настоящая художественная школа для молодого художника, в которой уроки и советы педагога сыграли решающую роль в художественном становлении Николая Сергеева. «Казачий двор», Частное собрание

0_2042d2_878661b8_orig.jpg

Превосходный учитель, Лев Феликсович Лагорио сразу заметил выдающиеся способности своего юного ученика, и занимался с ним особенно любовно и тщательно. Сергеев ни одного дня в своей жизни не обучался ни в Императорской Академии, ни в каком-либо другом художественном учебном заведении. «Золотой сенокос», Частное собрание

0_2042dc_e045d70e_orig.jpg

Всем своим образованием живописца он обязан был только одному Льву Феликсовичу, тёплые чувства к которому и безграничную благодарность сохранил на протяжении всей своей жизни.. «Под Белгородом», Частное собрание

0_2042e3_891f86b5_orig.jpg

Под чутким и благожелательным руководством профессора Лагорио, Николай Сергеев уже в конце семидесятых годов выступал как вполне сложившийся художник и начал выставлять свои картины на годичных Академических выставках. Постепенно формировался индивидуальный стиль художника. Его отличал с одной стороны свободный и лёгкий рисунок, а с другой густой и сочный мазок и необыкновенно изящный колорит. «Утро на реке», Частное собрание

5b702935b8f0910608b4435c36c0c47a534500175157896.jpg

Природа в его исполнении — это не спокойное , аморфное изображение окружающего нас мира, а нервная, подчас взрывная картина необузданной природной страсти, разыгрываемой изображаемыми персонажами. «Деревенский пейзаж», Частное собрание

0_2042e2_715c0c01_orig.jpg

Николай Сергеев всегда тяготел к бурным мотивам. Ему очень нравилось изображать разгулявшееся буйство стихии со всеми симптомами и мельчайшими подробностями: пригибаемые до самой земли могучим порывом верхушки деревьев, гонимую безжалостным ветром и устремляющуюся на берег мутную воду…..»Перед грозой», Частное собрание

0_2042de_14006928_orig.jpg

Будучи малороссом по происхождению, Сергеев всегда с особым удовольствием писал живописную природу родной для него чарующей Украины. Трудно оторвать взгляд от его «малороссийских» вещей. Невольно любуешься сидящей под деревом на берегу Десны миловидной девушкой, плетущей венок из луговых цветов, не оторвать взгляд от тяжёлого возка, который тянут по пыльной дороге запряжённые круторогие волы, заставляет сопереживать картина с усталым мужичком с поникнувшей головой глядящего на последствия беспощадного града на участке его поля.»Градобой»
1897, Красноярский художественный музей им. В.И.Сурикова

45beca8997d023.jpg

Очень интересным был взгляд Николая Александровича Сергеева на природу. Он писал:»Пейзажист должен упражняться двояко, – во-первых, писать этюды с натуры, чтобы изучить в совершенстве анатомию природы; во-вторых, должен вдумчиво наблюдать ее и «фиксировать» в своем воображении то или другое настроение, тот или другой момент. Только при наличности второго условия художник может назваться большим, всеобъемлющим пейзажистом». «Подсолнух»

0_2042c3_49614aa2_orig.jpg

И Именно этим глубоким убеждением художника объясняется то, что он, зачастую рискуя здоровьем, подолгу простаивал под проливным дождем. Ранней весною проникал в топкую и сырую глубь лесных чащ, мерзнул на зимнем и осеннем рассвете… И природа,как бы в благодарность, постепенно открывала художнику свои самые сокровенные тайны. «Летний пейзаж», 1891, Нижегородский художественный музей

55beca90badc22.jpg

В 1889 году на выставке в Париже Сергеев получил «Почётный отзыв» за работу «Заглохшая река». В том же году был удостоен ордена Святого Станислава 3-й степени, как было сказано в высочайшем указе. » за художественную деятельность».

H2631-L115410258.jpg

В 1890 году был учрежден устав Санкт-Петербургского Общества художников, в учреждении которого Сергеев принимал самое деятельное участие. «Пасека». Частное собрание

0_2042cb_c66d8d80_orig.jpg

С 1890 до 1903 года его картины ежегодно представляются на выставках этого общества. Одновременно с 1896 г. Сергеев участвует на выставках Императорского Общества русских акварелистов. «Повозка у околицы», 1893

75beca9bf9eb75.jpg

В 1903 году группа членов Петербургского общества художников с полным составом правления во главе, резко расходясь в мнениях с большинством членов на направление художественной деятельности и повышение достоинства общества, вышла из состава этого общества и образовала Товарищество художников. «Улица украинской деревни»

0_2042c7_173861e0_orig.jpg

Находясь в отделившейся группе членов Петербургского общества художников, Сергеев принял деятельное участие в организации Товарищества и, по утверждении устава и открытии деятельности, выставляет свои картины на выставках этой группы. «Сенокос», 1887, Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Новгород

35beca81bdbe01.jpg

В конце 1908 г. он был приглашен принять участие в учреждении и организации общества им А.И.Куинджи. Из многочисленных художественных произведений Сергеева наиболее известны: «Веселый шум колосьев умолк» (1885), «Пасека» (1885), «Казачья слободка» (1886), «Июль» (1887), «Лучи», «Аллея цветущей сирени», «Тоня на Днепре»
1889, Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева

06efd822cdcedd5ae6065225adba76f6534500175158173.jpg

Особенно интересны акварели Сергеева: «Финский залив» (1896), «Казачий двор» (1902).»Зима» (1905)

0_2042e4_4bae65c8_orig.jpg

В 1910 году Николай Александрович Сергеев был избран академиком пейзажной живописи.Сергеев всегда с удовольствием писал знойную и пышную природу юга и скромную и блеклую природу севера. «Аллея в саду», Частное собрание

0_2042d0_bcdf651e_orig.jpg

Работы художника украшали собрание произведений из коллекции Русского Императорского дома и коллекции многих российских ценителей искусства. «Яблони в цвету. В Малороссии». 1895. Томский областной художественный музей

25beca7a0d6b7b.jpg

Николай Александрович Сергеев скончался осенью 1919 года от тифа в Харькове. Точная дата смерти и место захоронения не известны.

0_2042e0_55df54bb_orig.jpg

В настоящее время произведения Сергеева экспонируются в собраниям многих музеев России и Украины

Ну, а наиболее дорогой картиной нашего земляка Н. А. Сергеева на данный момент считается работа «Осенний каприз зимы. Первый снег» (холст, масло, 1894 г. Размеры 115,5×195 см). В 2011 году на одном из российских аукционов она была оценена всего-то в 250 000-300 000 у. е. Продали картину за 540 500 рублей.

dd17ade28b76476c5b285e29ca0c12c1534500175157771.jpg

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2018

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «Общероссийский просветительский проект»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «Просветительский проект»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «Общероссийский просветительский проект»;

— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «Просветительский проект» .