Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

42707507_2127115340870944_483571579037417472_n5bdfa9c7874a9.jpg

Выпуск 282. Суходольский Пётр Александрович(1835-1903).

Изобразительное искусство можно сравнить с горной страной, в которой разные по форме и высоте вершины покоятся на возвышенном плато. И чем обширнее и выше плато-основание, тем с большей вероятностью можно предполагать наличие в этой горной стране поражающих воображение величественных пиков и скал. Петр Суходольский как раз из тех художников, которые и составляют основание русской пейзажной живописи.
Красивые, несколько лубочные пейзажи Петра Суходольского — предтечи полотен многих известных наших художников, отдавших дань поэтической ноте российского пейзажа.

__1_~1.PNG

Его работы красивы, на них приятно смотреть. Отсутствует, правда, в них изюминка, которая, как правило, и отличает самобытного мастера от художника, получившего хорошее образование и создающего крепкие, написанные в полном соответствии с заученным картины. Но так и быть должно: гениями рождаются, хорошими мастерами пейзажной живописи становятся, при наличии у художника определенного, данного природой таланта.

Сведения о Петре Суходольском крайне скупы в виду утраты архивов и картин в период революции 1917 года, затем — в Великую Отечественную войну; художника не баловала вниманием критика при жизни, современных исследований его творчества также очень мало, и нам остается судить о его творчестве по главному беспристрастному свидетельству – полотнам и рисункам, что сохранились в главных галереях России и частных коллекциях.

w7bBpvezX6Z2F487HKgGpi0Cau6dIcdeAwGONK0UtFN2iQoBq_GJKznwKo_sF_OWPJ4t9CLKvXI-bxOcLMb_7z9ZSdzHlWye7YEdHgft_bdNRr-ibzI9CpJxShuhBn115Yuqvy-ciYUL6iIAUq73zA.jpg

Пётр Александрович Суходольский родился 1 мая 1835 года в селе Владимирское Мосальского уезда Калужской губернии Российской империи (ныне – территория Куйбышевского района Калужской области (д. Петроселье) в богатой дворянской семье . Склонность к живописи у Суходольского проявилась в раннем детстве. Родители всячески поощряли увлечение сына, видя его природную одарённость и удивительную целеустремлённость — заявив в возрасте 6 лет о своём желании стать художником, Пётр Суходольский никогда в дальнейшем не допускал и мысли о возможности занималься в жизни чем-либо другим. «Косари.Вечерний отдых»,

w7bBpvezX6Z2F487HKgGpi0Cau6dIcdeAwGONK0UtFO-SXBNRql8hzwFNhD50VsSzehOAThUamNLTc4WkWpf5HotxodroDOFPxoMxFD4IuRZl1m_NrOlhIZUIxd2FfNdZUogdWWaqhUr8eUpopFBzA.jpg

Родители позаботились, чтобы из сын получил очень достойное домашнее образование, которое в дальнейшем продолжил в С-Петербургском университете, а позднее в С-Петербургской Академии художеств(1856–1864 годы, с перерывами) в классе пейзажной живописи М. Н. Воробьёва. Его педагогами также были известные русские пейзажисты Л.Ф.Лагорио и Г.Г.Чернецов. «В деревне зимой»

wroDfDpjGtpL5k4T3tvnXgdga2PR3OGm6q3NV3PJH7aGEjVPGIEWr5-953CWFq-iFLy5kijAGXv8eHqHWxtVPK0WaN2_Mp1M9tekhZwCKjoEEEW_XU4ACoZbfJrISOxT_3Pr0E_XezzjHffz9mqx_g5be97e8b85bcc.jpg

За пейзажи «Буря в Калужской губернии» (1859), «Зимнее утро» (1860) Пётр Суходольский получил Малую и Большую серебряные медали,а за картину «Вид с Петровского острова» — Малую золотую медаль. Его картины «В Дубках» (1862)

wroDfDpjGtpL5k4T3tvnXgdga2PR3OGm6q3NV3PJH7bnqxMFa2lIKTzYCdrQJrqye4yaPtU07o0so9DN9fFNjhUqGrF9-HZq57IjOqV1z4J_fRx6FeTR_34yOBHVoCIwI7NQG1AqFpRevG0vcADo2Q5be96c9300113.jpg

и «Болото» (1863) Государственная Третьяковская галерея, Москва приобрёл П.М.Третьяков.

15be96c12d2110.jpg

В последующие годы художник часто отдавал предпочтение в своём творчестве изображению пограничных состояний природы. На многих его полотнах удивительно точно запечатлены те краткие мгновенья, которые почти всегда предшествуют началу летнего ненастья: тревожная тишина, сменяющаяся порывами внезапно налетевшего ветра, гнущиеся верхушки деревьев, тяжелые грозовые тучи, затянувшие голубое небо…..»Надвигающаяся буря.Овцы на берегу речки». Частное собрание

w7bBpvezX6Z2F487HKgGpi0Cau6dIcdeAwGONK0UtFN0OnSM6I-HboKIp09s2qY75wnSw7iQ3nW_fjGyrCu5lDJyYYASmGdOfTJ59kw8YywOj63C99UjnY1RtifFd-7LT0_jkG_yf-R3j2Pw08U34w.jpg

Практически весь 1863 год художник провёл за границей, жил в Берлине и Париже.»Соколиная охрта»,Частное собрание

w7bBpvezX6Z2F487HKgGpi0Cau6dIcdeAwGONK0UtFPwaYSnQJgecIZDegDugy-ia2t2NltNy1O0bfdSporCqt4AYtaR66TzPhQPvgNuxUUop_IF879E9vbOhPxUrl2NmZtQ1rSS2nw3PSovikVpLA.jpg

В 1864 году за картину «Полдень в деревне.Деревня Желны Калужской губернии Мосальского уезда» (1864, Государственный Русский музей) Суходольский был удостоен Большой золотой медали и звание классного художника 1-й степени с правом пенсионерской поездки сроком на шесть лет.

wroDfDpjGtpL5k4T3tvnXgdga2PR3OGm6q3NV3PJH7a6Lxww3hvgFO4CdCcztYqfNuJg3PrbMycg1pmpFSB2xriLyluTrKPIfK5TNbPGVgwitxJtcXobmMi-ajVJoI5hnqyxMZqzNrAOo6OVRRZdmA.jpg

В 1865 году Суходольский получил разрешение Совета Академии Художеств(в виде исключения) провести первые три года пенсионерства в России.»Берег моря.Трапеза рыбаков», Частное собрание.

untitled5be97c2158ec3.png

В 1870 году Суходольский поступил на земскую службу – избирался мировым посредником, занимал должности председателя уездной управы и губернского секретаря. О его творчестве в 1868-1878 годах в Калужской губернии мало данных, так как большинство его произведений этого времени, к сожалению, утрачено. «Троицын день», 1884,
Национальный художественный музей Республики Беларусь

45be97b87800e2.jpg

С 1878 года Пётр Александрович Суходольский жил и работал в Петербурге. За картину «Весенний разлив реки Оки» (Государственный Русский музей) в 1878 году ему было присуждено звание академика.

otkrytka_sukhodolskij_vesennij_razliv_reki_oki_sostojanie.jpg

С 1880 года Суходольский работал в основном как пейзажист, но обращался и к жанровым композициям. Нельзя не отметить в этой связи его работы «Обед подёнщиц» (1880, Государственный Русский музей)

wroDfDpjGtpL5k4T3tvnXgdga2PR3OGm6q3NV3PJH7aGEjVPGIEWr5-953CWFq-iFLy5kijAGXv8eHqHWxtVPK0WaN2_Mp1M9tekhZwCKjoEEEW_XU4ACoZbfJrISOxT_3Pr0E_XezzjHffz9mqx_g.jpg

«Сцена из крестьянского быта»(1882, Государственный Русский музей) и «В деревне»» 1882, Томский областной художественный музей.

85be96ec2d1848.jpg

В 1882 году, в числе других художников, Пётр Александрович получил заказ от императора Александра II на серию картин о русско-турецкой войне 1877–1878 гг.»Бой при Ташкисене 19 декабря 1877 года». 1887 Государственный Русский музей, С-Петербург.

suhodolskiy19.jpg

В 1885 художник совершил совершил поездку в Болгарию, из которой привёз много набросков и эскизов. «Бабы»,1883,
Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева

55be977cda7694.jpg

В 1888–1894 годах Пётр Суходольский как иллюстратор сотрудничал в журналах «Нива» и «Гусляр». «Берег моря», Частное собрание

suhodolskiy18.jpg

В 1890-х годах Суходольский обратился к теме морского пейзажа, побывав в этой связи в Финляндии и Норвегии, где много и плодотворно работал. «Берег моря». 1892, Частное собрание

suhodolskiy195be9704a94339.jpg

Пётр Александрович Суходольский — участник многих престижных выставок , начиная с 1859 года. Он с успехом экспонировал свои работы на выставках в залах Императорской Академии Художеств (1859–1891года , с перерывами), Общества выставок художественных произведений (1879году), Московского общества любителей художеств (1866–1881годах, с перерывами), Общества поощрения художников (1864году), Всемирных выставках в Париже (1867году), Вене (1873году), международных художественных выставках в Мюнхене (1869году), Берлине (1886году), Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве (1882году). «Вечер», 1891, Национальная галерея республики Коми

95be976a188f62.jpg

Его многочисленные пейзажи, рождённые во время частых и продолжительных путешествий по любимой матушке России, являются яркими примерами русской пейзажной живописи, с чётким рисунком и хорошо подобранной тональностью. Пётр Александрович Суходольский был одним из любимых живописцев императора Александра III. «Горный пейзаж», Нижегородский художественный музей

105be97634cb8ea.jpg

Пётр Александрович Суходольский принадлежал к числу немногих российских художников, которые успешно работали в технике сепии. «Три девушки на прогулке». 1879. Бумага, сепия 19,1 х 14,1. Частное собрание

35be970c96ac28.jpg

(для справки: Се́пия (лат. sepia, от греч. sepía — каракатица) — термин, имеющий отношение к цветообозначению группы оттенков коричневого цвета.Натуральной сепией назывался краситель, который делали из так называемого чернильного мешка морского моллюска — каракатицы.

Натуральная сепия использовалась европейскими художниками с середины XVIII века при рисовании пером и кистью. В последней четверти 18-го века профессор Jacob Seydelmann из Дрездена изобрёл процесс получения концентрата натуральной сепии, для производства акварельных и масляных красок.По аналогии сепией стали называть вид графической техники, использующей оттенки коричневого цвета. Эта техника получила широкое распространение в Европе с середины XVIII века (О. Фрагонар во Франции и др.).В XX в. сепия, многообразная по цветовым оттенкам краска акварельного типа, приготовляется искусственным путём. Искусственная сепия менее стойкая, чем натуральная.) «Ночной пейзаж», Калужский областной художественный музей

115be975c04feab.jpg

Дошедшие до нас сведения о творчестве Петра Александровича Суходольского достаточно скупы, ввиду утраты многочисленных архивов и работ художника в период революционных переворотов 1917 года,и во время Великой Отечественной войны, известно лишь, что критики не очень баловали своим вниманием прижизненное творчество художника , считая его пейзажи красивыми , но излишне лубочными, отмечая при этом, что в жанре пасторального русского пейзажа живопись Суходольского отличается «лица необщим выражением», при тщательной проработке рисунка и композиции жанровых сцен. «Утро», 1890, Национальная галерея республики Коми

125be975425f27b.jpg

Умер Пётр Александрович Суходольский 7 января 1903 года в Петербурге, где и был похоронен.

135be9721331e8f.jpg

Нарядные и праздничные произведения Петра Суходольского явились первыми ласточками в череде большого количества работ наших известных художников, отдававших заслуженную дань уважения поэтической ноте нашего родного русского пейзажа. «В деревне зимой», 1892, Частное собрание

155be971b960d3c.jpg

Произведения Петра Суходольского имеются в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Нижегородском государственном художественном музее, Национальном художественном музее Республики Беларусь, Донецком областном художественном музее и других.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2018

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «Общероссийский просветительский проект»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «Просветительский проект»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «Общероссийский просветительский проект»;

— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «Просветительский проект» .