Энциклопедия мировой живописи(специальный 282 выпуск)
Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»
Выпуск 282. Суходольский Пётр Александрович(1835-1903).
Изобразительное искусство можно сравнить с горной страной, в которой разные по форме и высоте вершины покоятся на возвышенном плато. И чем обширнее и выше плато-основание, тем с большей вероятностью можно предполагать наличие в этой горной стране поражающих воображение величественных пиков и скал. Петр Суходольский как раз из тех художников, которые и составляют основание русской пейзажной живописи.
Красивые, несколько лубочные пейзажи Петра Суходольского — предтечи полотен многих известных наших художников, отдавших дань поэтической ноте российского пейзажа.
Его работы красивы, на них приятно смотреть. Отсутствует, правда, в них изюминка, которая, как правило, и отличает самобытного мастера от художника, получившего хорошее образование и создающего крепкие, написанные в полном соответствии с заученным картины. Но так и быть должно: гениями рождаются, хорошими мастерами пейзажной живописи становятся, при наличии у художника определенного, данного природой таланта.
Сведения о Петре Суходольском крайне скупы в виду утраты архивов и картин в период революции 1917 года, затем — в Великую Отечественную войну; художника не баловала вниманием критика при жизни, современных исследований его творчества также очень мало, и нам остается судить о его творчестве по главному беспристрастному свидетельству – полотнам и рисункам, что сохранились в главных галереях России и частных коллекциях.
Пётр Александрович Суходольский родился 1 мая 1835 года в селе Владимирское Мосальского уезда Калужской губернии Российской империи (ныне – территория Куйбышевского района Калужской области (д. Петроселье) в богатой дворянской семье . Склонность к живописи у Суходольского проявилась в раннем детстве. Родители всячески поощряли увлечение сына, видя его природную одарённость и удивительную целеустремлённость — заявив в возрасте 6 лет о своём желании стать художником, Пётр Суходольский никогда в дальнейшем не допускал и мысли о возможности занималься в жизни чем-либо другим. «Косари.Вечерний отдых»,
Родители позаботились, чтобы из сын получил очень достойное домашнее образование, которое в дальнейшем продолжил в С-Петербургском университете, а позднее в С-Петербургской Академии художеств(1856–1864 годы, с перерывами) в классе пейзажной живописи М. Н. Воробьёва. Его педагогами также были известные русские пейзажисты Л.Ф.Лагорио и Г.Г.Чернецов. «В деревне зимой»
За пейзажи «Буря в Калужской губернии» (1859), «Зимнее утро» (1860) Пётр Суходольский получил Малую и Большую серебряные медали,а за картину «Вид с Петровского острова» — Малую золотую медаль. Его картины «В Дубках» (1862)
и «Болото» (1863) Государственная Третьяковская галерея, Москва приобрёл П.М.Третьяков.
В последующие годы художник часто отдавал предпочтение в своём творчестве изображению пограничных состояний природы. На многих его полотнах удивительно точно запечатлены те краткие мгновенья, которые почти всегда предшествуют началу летнего ненастья: тревожная тишина, сменяющаяся порывами внезапно налетевшего ветра, гнущиеся верхушки деревьев, тяжелые грозовые тучи, затянувшие голубое небо…..»Надвигающаяся буря.Овцы на берегу речки». Частное собрание
Практически весь 1863 год художник провёл за границей, жил в Берлине и Париже.»Соколиная охрта»,Частное собрание
В 1864 году за картину «Полдень в деревне.Деревня Желны Калужской губернии Мосальского уезда» (1864, Государственный Русский музей) Суходольский был удостоен Большой золотой медали и звание классного художника 1-й степени с правом пенсионерской поездки сроком на шесть лет.
В 1865 году Суходольский получил разрешение Совета Академии Художеств(в виде исключения) провести первые три года пенсионерства в России.»Берег моря.Трапеза рыбаков», Частное собрание.
В 1870 году Суходольский поступил на земскую службу – избирался мировым посредником, занимал должности председателя уездной управы и губернского секретаря. О его творчестве в 1868-1878 годах в Калужской губернии мало данных, так как большинство его произведений этого времени, к сожалению, утрачено. «Троицын день», 1884,
Национальный художественный музей Республики Беларусь
С 1878 года Пётр Александрович Суходольский жил и работал в Петербурге. За картину «Весенний разлив реки Оки» (Государственный Русский музей) в 1878 году ему было присуждено звание академика.
С 1880 года Суходольский работал в основном как пейзажист, но обращался и к жанровым композициям. Нельзя не отметить в этой связи его работы «Обед подёнщиц» (1880, Государственный Русский музей)
«Сцена из крестьянского быта»(1882, Государственный Русский музей) и «В деревне»» 1882, Томский областной художественный музей.
В 1882 году, в числе других художников, Пётр Александрович получил заказ от императора Александра II на серию картин о русско-турецкой войне 1877–1878 гг.»Бой при Ташкисене 19 декабря 1877 года». 1887 Государственный Русский музей, С-Петербург.
В 1885 художник совершил совершил поездку в Болгарию, из которой привёз много набросков и эскизов. «Бабы»,1883,
Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева
В 1888–1894 годах Пётр Суходольский как иллюстратор сотрудничал в журналах «Нива» и «Гусляр». «Берег моря», Частное собрание
В 1890-х годах Суходольский обратился к теме морского пейзажа, побывав в этой связи в Финляндии и Норвегии, где много и плодотворно работал. «Берег моря». 1892, Частное собрание
Пётр Александрович Суходольский — участник многих престижных выставок , начиная с 1859 года. Он с успехом экспонировал свои работы на выставках в залах Императорской Академии Художеств (1859–1891года , с перерывами), Общества выставок художественных произведений (1879году), Московского общества любителей художеств (1866–1881годах, с перерывами), Общества поощрения художников (1864году), Всемирных выставках в Париже (1867году), Вене (1873году), международных художественных выставках в Мюнхене (1869году), Берлине (1886году), Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве (1882году). «Вечер», 1891, Национальная галерея республики Коми
Его многочисленные пейзажи, рождённые во время частых и продолжительных путешествий по любимой матушке России, являются яркими примерами русской пейзажной живописи, с чётким рисунком и хорошо подобранной тональностью. Пётр Александрович Суходольский был одним из любимых живописцев императора Александра III. «Горный пейзаж», Нижегородский художественный музей
Пётр Александрович Суходольский принадлежал к числу немногих российских художников, которые успешно работали в технике сепии. «Три девушки на прогулке». 1879. Бумага, сепия 19,1 х 14,1. Частное собрание
(для справки: Се́пия (лат. sepia, от греч. sepía — каракатица) — термин, имеющий отношение к цветообозначению группы оттенков коричневого цвета.Натуральной сепией назывался краситель, который делали из так называемого чернильного мешка морского моллюска — каракатицы.
Натуральная сепия использовалась европейскими художниками с середины XVIII века при рисовании пером и кистью. В последней четверти 18-го века профессор Jacob Seydelmann из Дрездена изобрёл процесс получения концентрата натуральной сепии, для производства акварельных и масляных красок.По аналогии сепией стали называть вид графической техники, использующей оттенки коричневого цвета. Эта техника получила широкое распространение в Европе с середины XVIII века (О. Фрагонар во Франции и др.).В XX в. сепия, многообразная по цветовым оттенкам краска акварельного типа, приготовляется искусственным путём. Искусственная сепия менее стойкая, чем натуральная.) «Ночной пейзаж», Калужский областной художественный музей
Дошедшие до нас сведения о творчестве Петра Александровича Суходольского достаточно скупы, ввиду утраты многочисленных архивов и работ художника в период революционных переворотов 1917 года,и во время Великой Отечественной войны, известно лишь, что критики не очень баловали своим вниманием прижизненное творчество художника , считая его пейзажи красивыми , но излишне лубочными, отмечая при этом, что в жанре пасторального русского пейзажа живопись Суходольского отличается «лица необщим выражением», при тщательной проработке рисунка и композиции жанровых сцен. «Утро», 1890, Национальная галерея республики Коми
Умер Пётр Александрович Суходольский 7 января 1903 года в Петербурге, где и был похоронен.
Нарядные и праздничные произведения Петра Суходольского явились первыми ласточками в череде большого количества работ наших известных художников, отдававших заслуженную дань уважения поэтической ноте нашего родного русского пейзажа. «В деревне зимой», 1892, Частное собрание
Произведения Петра Суходольского имеются в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Нижегородском государственном художественном музее, Национальном художественном музее Республики Беларусь, Донецком областном художественном музее и других.
Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2018
Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.
Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «Общероссийский просветительский проект»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «Просветительский проект»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «Общероссийский просветительский проект»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «Просветительский проект» .